JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Kill 'Em All Яндекс.Метрика

Zoltan Bathory:
советы гитаристам по ритму
Перевод: Сергей Тынку.

Если почитать все то, что насоветовал словоохотливый гитарист Five Finger Death Punch, то создается впечатление, что парень - просто натуральный маньяк. Столько мелочей и нюансов как-то не совсем вяжется с лихим имиджем команд металюжного направления. Сложнейший тщательно просчитанный коктейль, и даже стыдно потом за себя будет, если вдруг не протащишься от настолько дотошно сделанной музыки с миллионом деталей.

1. Больше ритмов

Я всегда говорю народу играть с метрономом. Но есть еще один метод, который я также использую для сочинения. Как и у любого другого в наши дни, у меня есть библиотека барабанных сэмплов, так ведь? У всех нас есть тысячи и тысячи барабанных сэмплов, и я обычно не занимаюсь и не сочиняю под рок-барабаны.

Я вытаскиваю хип-хоп, арэнби или еще какой-нибудь странный тип ритма, который обычно не относится к року и металу. А иначе ты опять очутишься на том же роковом или метальном месте, где ты уже до этого играл весь этот материал, как и все остальные гитаристы из рока и метала.

Поэтому обычно большую часть песен я пишу с хип-хоп битами, где другой свинг и другой грув. Или я нахожу африканские ритмы и занимаюсь с ними под разные биты и грувы, а также сочиняю под них.

А потом, когда я уже приношу результат в студию, то там имеется особенный свинг или грув, который ты не получишь, сочиняя под роковые или метальные ударные. А ударнику надо уловить этот грув.

2. Много гейна - много грязи

Когда ты записываешься, то, наверное, кладешь по крайней мере четыре дорожки ритма. И ты на самом деле не можешь играть на том же звуке, что используешь на концерте. Когда ты играешь живьем, то тебе надо заполнить пространство в одиночку или с другим гитаристом, если он у тебя есть. Но когда ты пишешься, то накладываешь дорожки четыре раза или еще больше. В результате партия становится менее четкой и уходит чистота. Поэтому я в основном делаю гейн меньше.

Когда записываюсь, то гейн стоит примерно на половине того, что я использую на концерте. Потому что знаю, что если я повторю это четыре или шесть раз, то все эти дубли добавят гейна. Я очень сильно сосредоточен на перкуссивности, чистоте глушения и четкости атаки. Я хочу, чтобы каждая ноты была слышна, и если у меня много гейна, то это просто убьет ноту в шуме.

3. Думай шире, думай о частотах

Характер звука тоже имеет значение, поэтому я использую одну гитару, но при этом еще и делаю реампинг, чтобы получить дополнительные звуки. Допустим, одно из звучаний будет хорошо скомпрессировано с сочными реально перкуссивными низами.

Многие гитаристы для четкого звука делают провалы в диапазоне звучания, убирая всю середину. Но лучше просто записать еще один вариант звучания, которое само по себе ужасно, но заполнит дыру и вместе все эти дорожки создадут полновесный гитарный саунд.

Мы всегда записываем перегруженный звук, но я также сохраняю чистый вариант гитарного звука, чтобы была возможность ре-ампинга, если оно понадобится.

Это та же самая гитара в той же песне, если я только не захочу сделать что-то особенное. Если у меня уже записаны дорожки ритма, и хочу добавить чего-то вкусного, то могу даже взять полу-акустику.

4. Опусти строй

Очевидно, что есть вещи, к которым вы можете прийти с самого начала: семи- или восьми-струнные гитары или баритоны, которые созданы для низких строев. Но в любом из этих случаев придется ставить толстые струны. Это что-то на чем тебе придется научиться играть.

Я играю на шести-струнной, 24-ладовой гитаре со сквозным грифом и у меня стоят очень толстые струны. Мои калибры обычно 13-66 или 13-70. Так что, если ты перейдешь на такие, то тебе понадобится время, если раньше ты играл на обычном калибре. Но тебе просто надо будет это сделать, натренировать мускулы пальцев для игры на толстых струнах.

Я больше 20 лет играю на баритонах. Поэтому если я беру обычную гитару, то для меня это типа "Вот гавно, мне надо следить, чтобы не оторвать гриф". Но это развивает другой стиль игры, ты начнешь играть по-другому, потому что ты перешел на толстые струны.

То, как ты будешь извлекать звук, и какая будет отдача струн - станет частью твоей игры. Поэтому я скажу, что когда я в 1999 году перешел на баритон, то надо было заново учиться играть почти во всем. Какие-то вещи типа вибрато - не были такими красивыми как на гитаре с девятым калибром струн. Такие правила игры. Моя игра изменилась, потому что мне на самом деле пришлось привыкать к другим струнам.

5. Закрути медиатор

Я играю медиатором Dunlop, который немного отличается от других. Кончик медиатор немного повернут под углом в 30 градусов примерно. Я это делал самостоятельно, брал пассатижи и крутил кончик медиатора. Причина делать это - перкуссивный стиль игры. Когда я так делаю, то пытаюсь устранить шум от контакта медиатора со струной.

Когда ты сидишь, то все идет хорошо и четко, но когда ты встаешь, и гитара находится ниже, то ты бьешь по струне под другим углом. Это ведет к тому, что появляется шум от контакта со струной, и он отчетлив.

И я подумал, а что если мне закрутить медиатор? И тогда, даже если гитара будет висеть низко, я буду атаковать струну под теми же 90 градусами. Поэтому я играю на теми медиаторами, что называются Dunlop Speed Pick. Я хотел это запатентовать, но потом выяснил, что кто-то уже это сделал. Я пришел на Dunlop и спросил, не хотят ли они приобрести этот патент. А они сказали, что уже владеют им. И из-за меня они опять стали выпускать эти медиаторы. И они реально вносят разницу, звуча более чисто, и делая каждую ноту более отчетливой.

6. Не усложняй звуковую цепь и ставь правильную высоту датчиков

У меня реально нет ничего в звуковой цепи, и я настолько пурист, насколько можно. Моя беспроводная система воткнута прямо в голову, и нет никаких транзисторов в моей звуковой цепи - только лампа.

А после лампы у меня рэк TC Electronic для небольшого хоруса, ревера, дилея и всего такого. На самом деле, у меня еще есть шумодав перед усилителем. Но это все.

Если бы я чего-то и советовал, то это обратить внимание на высоту звукоснимателя, это реально имеет значение. И не только по части выхлопа, но и в плане характера звука и обратной связи, сколько будет низов и мяса. Если датчик слишком близко к струнам, то ты это потеряешь.

Поэтому надо разобраться с высотой датчика. А потом отстроить усилитель так, чтобы балансировать на грани нужного. Таким образом, играя на толстых струнах, я отстраиваю усилитель таким образом, где мое звукоизвлечение реально играет существенную роль.

Если я сильно атакую струну, то у меня больше гейна, если я не сильно атакую, а усилитель еще грузится, то с этим можно поработать.

7. Заморочься на потенциометрах

Я также всегда обращаю внимание на потенциометры громкости. Мои гитары BC Rich приходят с линейными потенциометрами 500К, потому что экспоненциальные потенциометры не дают представления относительно точного значения громкости. Это немного гадание, потому что они не линейные, а с линейными я всегда четко знаю, где нахожусь.

Я управляю потенциометром громкости и могу 35 раз повернуть его в течение одной песни. Для каких-то частей мне нужно больше гейна, типа когда играешь материал на одной ноте. Если я возвращаюсь к перкуссивному ритму, то я убираю громкость назад, чтобы было более отчетливо.

Таким образом я на самом деле пытаюсь отстроить свой усилитель так, чтобы я мог руками контролировать свое звучание и динамику своего звукоизвлечения.

8. Поставь килсвитч

У меня есть килсвитч, и он стоит под двумя датчиками, точно между ними. Поэтому, когда ты играешь, то можешь достать до него средним или безымянным пальцем. Это мини-килсвитч, но он он супер жирный.

Раньше мы это делали с помощью переключателя датчиков. Но он не такой точный. Ты убираешь громкость на нэковом датчике и у тебя работает только бриджевый, а потом просто переключаешь датчики. В студии, разумеется, проще порезать трек и сделать этот эффект в Pro Tools, но на выступлении мне нужна кнопка-заглушка.

9. Мелочи решают

В нашей музыке скрыто так много вещей, которые нужно расслушать, хотя гитаристы возможно их заметят, при том, что большинство людей - нет. Я очень много делаю всяких мелочей типа теппинга двумя или тремя пальцами, но это не выглядит как соляки.

Они смикшированы в треке как ритм-подклады, реально на низах. Мы всегда это делали, на всех альбомах. Публика воспринимает это как интересный тип звука, а гитаристы недоумевают, да что там происходит? Ты точно заметишь, что что-то происходит, но возможно не сможешь сказать сразу же, что именно. Просто вкусняшка для ушей.






Kill 'Em All Яндекс.Метрика

 JIMI 
     Гитары          и все остальное