JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Kill 'Em All Яндекс.Метрика

Kirk Hammett & Joe Satriani:
Class Reunion
опубликовано в Guitar World апрель 1993
автор - Стэффэн Чирази, перевод - Сергей Тынку


Они - двое из числа самых знаменитых рок-гитаристов, а когда-то это были преподаватель и ученик. Сегодня Джо Сатриани и его бывший звездный ученик Кирк Хэмметт - давние друзья. Встретившись в просторном доме Хэмметта в Беркли штат Калифорния, двое мужчин обменялись приветствиям и быстро начали выдавать друг другу новости из своей жизни, самой большой из которых для Сатриани явилось рождение его первого сына Захарии. Но не прошло много времени прежде чем, фокус их разговора сместился к их общей духовной зависимости - гитаре, а точнее Джими Хендриксе.

"Я в шесть лет первый раз узнал о Хендриксе", - вспоминает Хэмметт. "Я, наверное, больше заинтересовался обложками его пластинок, нежели самой музыкой. Помню, что отделка куртки на обложке Are You Experienced была удивительной. Когда ты ребенок, то бывает, что ерунда заслоняет серьезные вещи".

Сатриани замечает: "Я помню, что услышал музыку Хендрикса из одной из тех больших музыкальных систем Magnavox, и вся комната начала создавать эффект туннельного зрения. Я пошел к динамикам с открытым ртом, а моя сестра спросила, что со мной не так. Я был полностью увлечен. Музыка Джими полностью деформировала мой мозг и с тех пор я стал совсем другим. Это было так, как-будто внутри меня что-то случилось, и я потом никогда больше ничего подобного не слышал".

(Очевидно, речь идет о Magnavox Astro-Sonic шестидесятых - большом комоде со встроенными радиоприемником, телевизором, проигрывателем винила и колонками" - примечание переводчика)

"Он был как Джон Колтрейн - один из настоящих музыкальных новаторов", - добавляет Хэмметт. "Он изобрел полностью новый способ сочинения и записи".

"Плюс он был безумным модником", - подкалывает Сатриани. Хэмметт усмехается.

Они уходят в комнату наверху, где установлены рекордер и компьютер, и переходят к серьезным разговорам. Из уважения к своему бывшему наставнику, Хэмметт с охотой вызвался провести это интервью. А Сатриани тут же хватает гитару, на которой пилит, рубит и высекает на протяжении всего разговора.

Кирк Хэмметт: Джо, расскажи нам о твоих ранних днях, до выхода твоего первого сольного альбома "Not of This Earth".

Джо Сатриани: Я играл в районе Сан-Франциско с группой, которая называлась Squares. Мы были очень серьезны на счет того, что делали. Мы думали, что мы по-настоящему уникальны.

Кирк Хэмметт: Как много твоего раннего материала со Squares вошло потом на твои сольные альбомы?

Джо Сатриани: Ничего из того. "Can't Slow Down" (с альбома "Flying in a Blue Dream") могла бы быть реально хорошей попсовой психоделической песней в духе Squares. Нам нравились группы типа Gang of Four и Police - на нас влияли все, кто делал отличную поп-музыку. Мы были по-настоящему плодотворны. Если мы играли песню в клубе в пятницу и она плохо пошла, то мы начинали делать что-то новое уже на репетиции на следующий день.

Кирк Хэмметт: Metallica работает в противоположном ключе. Мы обычно начинаем с прослушивания всех записей с риффами и сырыми идеями. Потом мы берем самую вкуснотищу и развиваем до тех пор пока не придем к чему-то, что нам нравится. Мы никогда не выбрасываем песню. Мы просто добиваем ее до того момента, как получится законченный продукт. По ходу процесса мы избавляемся от каких-то риффов, но не песен.

Джо, что ты думаешь о нынешней гитарной сцене?

Джо Сатриани: Сейчас много всего происходит. Возвращается анти-техничность.

Кирк Хэмметт: Когда ты говоришь анти-техничность, то имеешь в виду группы типа Nirvana.

Джо Сатриани: Это может быть кто угодно из топ5 - от Billy Ray Cyrus до Nirvana. Неважно кто это, но они часть бесконечного цикла смены действия и противодействия. Но мое ощущение в том, что надо не следовать за трендами просто ради следования за трендами, а лучше быть преданным своим идеям и не оживлять неправильное. Скорее всего, однажды, ты окажешься на правильной стороне, если будешь держаться того, что делаешь.

Кирк Хэмметт: Соглашусь. Лучше держаться того, во что ты веришь. Но если возвращаться к вопросу "техничность против анти-техничности", то думаю одна из причин продолжения этого цикла смены стилей в том, что музыканты устают слушать одно и то же быстрее, чем публика. Кажется, что музыканты всегда обречены воевать против популярных трендов. Гитаристы девяностых, кажется, реагируют против ориентированных на технику восьмидесятых.

Джо Сатриани: Но это слишком плохо, когда гитаристы ощущают, что им надо отвергнуть целую школу техничной игры. Есть гитаристы, которые достигли артистических вершин посредством техники. Другим лучше просто сочинять трех-минутные песни.

Guitar World: Джемовать, кажется, утраченным искусством.

Кирк Хэмметт: Мы в 1990 эпизодически ездили на гастроли с Black Crowes, и они были единственной группой, что я видел, кто мог на протяжении 15 минут играть блюз в Ми. Я их очень уважаю. Они играли перед русской публикой, которая даже не знала, как реагировать на кого-либо из нас. Я удивился, что людям реально это нравилось. Конечно, если говорить о джазовых или блюзовых концертах, то зрители там более привычны к долгим инструменталам.

Джо Сатриани: Господи, да. Блюзовая публика хочет видеть, как ты это делаешь. Когда ты играешь блюзовый концерт, тебе реально надо истечь кровью.

Кирк Хэмметт: Я помню, видел, как ты играл на концерте феноменальное импровизированное соло, используя контролируемый фидбек. Я всегда хотел похвалить тебя за это. Это настолько сложно, найти правильную точку на правильной громкости, где нота получит фидбек в нужном ключе.

Джо Сатриани: А ты знаком с выступлением Хендрикса в 1967 году на Monterey Pop Festival? Он сделал самое красивое соло с фидбеком, что я слышал в своей жизни! Он играл там симфонию. Это просто невероятно.

Смешная история из тех времен, когда я играл с Миком Джаггером в его сольном японском туре, - часть сета была "Foxy Lady". Самой сложной частью игры этой песни было получение частицы открытой обратной связи для увеличения сустейна. Единственным способом сделать это - встать перед кабинетами согнув колени и откинув спину назад в очень неудобной позе. И мне надо было в такой позе ждать, пока вступит Мик. В один из вечеров, глядя на Мика, я застрял в этой неудобной позиции больше, чем на минуту. Я уже был в отчаянии, потому что начинались судороги, когда внезапно просто упал спиной прямо на колонку, которая внезапно громыхнула - уиииииии бум! Это было очень смешно. Конечно, Мик не понимал, что происходит. Он, наверное, подумал, что я импровизирую или что-то такое.

Guitar World: Я слышал, что ты говорил, что когда ты преподавал, то имел возможность видеть, что находится в головах у следующего поколения гитаристов.

Джо Сатриани: О, да. Это было очень круто, потому что ты видишь вещи, которые начинаются еще до того, как их увидит публика. Когда Стив Вай брал у меня уроки, он уже начинал работать над вещами в стиле Eruption. Я обнаружил, что много учеников погружались в теппинг. А потом появился Ван Хален и вложил его в контекст, добавив туда какой-то настоящей динамики и немного других элементов. То же самое было с тобой, Кирк. Я слышал эволюцию трэша до того, как кто-либо узнал, что это такое.

Кирк Хэмметт: Помнишь, как я показал тебе то демо Ингви Малмстина? Типа: "Джо, глянь на это". Частью демо было "Dark Star", и мы просто сидели и слушал его раз за разом. И через два года все это точно также слушали.

Джо Сатриани: Да этот стиль был очень быстро принят, и потом он просто внезапно дошел до своего пика.

Guitar World: Таким образом, вы оба соглашаетесь, что у Малмстина был уникальное и чрезвычайно талантливое время.

Кирк Хэмметт: Он был отличным, но это не было абсолютно новым, потому что люди типа Ули Рота делали это до него.

Guitar World: Кирк, чего ты искал, когда брал уроки у Джо?

Кирк Хэмметт: Как добиться определенного звучания. Я обычно приносил ему гитарные соло, мы прогоняли их и разбирали на части.

Джо Сатриани: Кирк был невероятно голоден до всех видов гамм, и его слух чувствовал разницу между ними.

Кирк Хэмметт: Мы также постоянно обсуждали каждый день жизни. Когда я первый раз увидел, как ты играешь, я помню, подумал, что это преступление, что ты не делаешь альбомы и не ездишь в туры. Когда я увидел твой взлет, который был очень быстрым, то я был очень-очень сильно рад.

Джо Сатриани: С моей точки зрения, мой взлет был очень медленным. Я записал "Not of This Earth" между 84 и 85, взяв кредит на это дело, и он не выходил до 87. Там было два года ожидания. Я долгое время был на краю. Я исчерпал все лимиты по кредитам и у меня не было денег до того, как я присоединился к группе Greg Kihn (музыкант из Сан-Франциско, у которого было несколько хитов в начале 80-ых, самый известных из которых - "Jeopard"). Грег позвонил мне на той же неделе, когда на меня стали жестко давить из конторы, выдавшей кредиты. Я приехал, поиграл, получил какую-то помощь в виде денег. Это было смешно, потому что когда бы я ни включал "Not of This Earth" для какой-нибудь группы, они никто не были впечатлены.

Как раз примерно в то время меня пригласили на прослушивание в группу Giuffria (основанную Gregg Giuffria, ранее выступавшим в глэм-метальной группе Angel). но потом я понял, что они были такой "хайр"-группой, а я совсем был далек от этого. Я хотел это сразу прояснить. У меня тогда был очень короткая стрижка, и когда я пришел к ним поиграть, они были еще и немного циничными. Я должно быть выглядел невероятно совсем уж в духе Бэй Эриа для этих парней из Лос-Анджелеса.

Таким образом, мне никогда на самом деле не казалось ничего подобного типа скорости падения метеорита. Когда "Surfing with the Alien", наконец-то, стал популярным в 1988, то у меня была смесь радости от достижения и облегчения.

Кирк Хэмметт: Джо, ты мог бы сказать, что твоя музыка одухотворенная?

Джо Сатриани: Я всегда пытаюсь добраться до людей с посланием. Мне важно источать что-то позитивное. У меня есть ответственность за все эмоции, которые выходят из этих людей и вокруг них, благодаря моему духу в адрес всех остальных. Например, я никогда не напишу песню типа "Cop Killer" группы Body Count. Это идет против всего, на чем я стою с точки зрения исполнителя. Я не могу выйти перед тысячами людей и поощрять насилие.

Я выступаю очень давно. У тебя есть эта сила, открытая тебе. Если ты хочешь, чтобы люди хлопали в ладоши, то они будут, если хочешь, чтобы орали, они будут. Я знаю, я могу создать эффект домино из доброй воли и помочь людям пройти сквозь негативный опыт с помощью борьбы против темных эмоций.

Но выйти наружу и поддержать насилие в том же стиле, как призывают "сложите все руки для молитвы" - это выходит за пределы. Зачем рисковать тем, что хотя бы один человек может быть убит? Неужели создание другой версии текста настолько важно для твоей карьеры? Я имею в виду, давайте будем честными, Кирк продает альбомы, я продаю альбомы, как и Ice-T. Но я не буду использовать эту платформу для послания типа "убей полицейского". Я имею в виду, он может оплатить рекламу в New York Times, может говорить по кабельному телевидению с общим доступом, он делать что все, что захочет. Но если он оказывается перед лицом толпы и говорит об убийстве людей...

Guitar World: Ты ощущаешь какие-то обязательства говорить на сцене вещи типа "выйди и проголосуй"?

Джо Сатриани: Нет, это меня не беспокоит. Я просто живу своей жизнью как американский гражданин и делаю свое дело немного по-своему. Когда люди тратят тяжело заработанные деньги на то, чтобы прийти посмотреть, как я играю, они не хотят слышать проповедника. И я и не хочу им быть. Я пришел играть! Я хочу источать хорошую энергетику своей музыкой. Вот, о чем весь Джо Сатриани. И отвечая на вопрос Кирка, так я выражаю свою духовность. Все о чем я беспокоюсь - это сделать свою музыку глубоким и богатым опытом.

Guitar World: Кирк, а ты ощущаешь ту же ответственность, что и Джо?

Кирк Хэмметт: Ну, я думаю, что Ice-T, конечно, считает "Cop Killer" - это просто песня, обычное развлечение. Я никогда с ним об этом не говорил, но на самом деле он - очень милый и очень уважительный, что чертовски удивило меня.

Джо Сатриани: Что делает все это еще более пугающим!

Guitar World: Есть ли разница между тем, как Роберт Де Ниро играет психа в фильме, и образом Ice-T на сцене?

Джо Сатриани: Это большая разница между быть актером и быть музыкантом. У музыкантов больше ответственности, потому что их видят играющими музыку, в то время как считается, актер - это персонаж. И знаешь что? Альбом "Body Count" - отстой! Когда весь этот спор разгорелся, никто не сделал обзор на сам альбом. Я имею в виду, что это здорово, что он попробовал соединить трэш и рэп, но эй, тук-тук, альбом - отстой. На этом все должно кончится? Никто не прокомментировал саму музыку, песни и выступления.

Давай расскажу одну историю. Мне рассказали о парне, фанате с проблемами в доме. Его две любимые песни были "Flying in a Blue Dream" и "I Believe". Когда бы он кого ни встретил, он включал эти песни и говорил о том, что эта музыка для него значит. Эти две песни были для него спасением. Таким образом, думаю, он отправился домой, чтобы, наконец-то, попытаться решить свои семейные проблемы и все остальное, и погиб в таинственной авто-катастрофе. Все кончилось тем, что они положили запись музыки в его гроб, и семья поминала его под "I Believe". Можешь представить, что я чувствовал, слыша это, когда сидел дома, работал с гитарой, присматривал за ребенком?

Кирк Хэмметт: У нас тоже была ситуация типа этой. Темой того парня была "Nothing Else Matters". Он закончил тем, что погиб в авто-катастрофе, будучи пьяным. Текст "Nothing Else Matters" высекли на его могильном камне, достаточно большом.

Джо Сатриани: Дело в том, что люди берут вашу музыку и приходят к тому, чтобы использовать ее самым глубоким образом. И ты никогда даже не можешь подумать о том, чтобы злоупотреблять этим правом общения с людьми.

Guitar World: Куда сейчас движется гитара?

Кирк Хэмметт: Думаю, технологии будут все больше доминировать в гитаре. Музыка индастриал становится все более и более популярной, поскольку группы типа Ministry, Nine Inch Nails, Godflesh выносят компьютеры на передний план.

Джо Сатриани: Соглашусь с Кирком. Но какой бы стиль не вошел в моду, всегда будут люди, которые встанут и скажут "это недостаточно душевно", вернувшись к традиционному ощущению. Все движется всегда по кругу.

Кирк Хэмметт: Думаю, мир готов к еще одному Хендриксу.






Kill 'Em All Яндекс.Метрика

 JIMI 
     Гитары          и все остальное