JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Kill 'Em All Яндекс.Метрика

    Эксклюзивный разговор     
Steve Vai.
Интервью об Allan Holdsworth.
Вопросы задавал – Сергей Тынку. 13 ноября 2017. Специально для Guitars Magazine.

Прости, что возможно отвлекаю тебя от бренчания на гитаре и поедания пиццы, но, прочитав, что ты говорил про Аллана в разных интервью, думаю, надо попробовать пообщаться о нем для нашего журнала. Тем более, про Пейджа ты наговорил много интересного.

Давай! Заодно и тебя, мой друг, оторвем от еды и балалайки. (смеется)

Когда ты первый раз услышал музыку Аллана и что это было?

Мне было примерно 13 лет, когда мой приятель поставил мне Tony Williams «Believe it» и «Million Dollar Legs».

Какими были твои первые впечатления?

Я сидел на рок-гитаристах и, когда услышал Аллана, вообще, не понял, что это было. Я не знал, возможно ли, в принципе, чтобы кто-то мог играть таким образом. Когда я осознал, что это все таки была гитара, то намного шире взглянул на возможности инструмента.

Ты ведь, сто процентов, бывал на его концертах. Может, даже играл с ним.

Я был очень много раз на его выступлениях, но, к сожалению, ни разу не получилось с ним сыграть.

Расскажи, как вы общались.

Первый раз мы поговорили, когда я был студентом музыкального колледжа Беркли. Я был его большим фанатом и начал следить за его творчеством после того, как впервые услышал. Мне было 18 или типа того, когда вышла пластинка «U.K.».

Я снял партии всего альбома. У группы был концерт в Бостоне, в Orpheum, примерно в 1978 году. Я несколько часов провел в ожидании в темном переулке у служебного входа. В конце концов показался Аллан, несущий гитарный кофр. Он был очень любезен. Он был интересным и проявлял внимание. Это было очень тепло и выражало поддержку. Помню, подумал, что если стану знаменитым или просто появятся фанаты, то я хочу быть именно таким. Он дал мне свой домашний адрес в Великобритании. Я написал ему, и он реально ответил мне... на обратной стороне поддельного чека на $10,000!

Достаточно необычно, что когда Аллан покинул группу UK, я послал Эдди Джобсону (лидеру UK) кассету со своей игрой, и он позвонил мне. И я приехал на прослушивание на место Аллана, когда мне было 18. Я не получил это место, а группа UK превратилась в трио без гитариста.

Когда я переехал в Лос-Анджелес (мне было 20), то начал снимать и записывать в ноты много чужой музыки, и мне позвонил Аллан. Он работал над книгой с аккордами. У него был уникальный способ сочинять и видеть музыку. Он не записывал музыку обычными нотами, и ему был нужен кто-то, кто сможет понять его метод, перенеся это в традиционную нотную запись, с чем я ему помог.

За прошедшие годы мы часто встречались на концертах. А когда я в конце 90-ых создал свой лейбл Favored Nations, то первым артистом, которого мне хотелось подписать, был Аллан. И у меня получилось. Но, к сожалению, за все эти годы не получилось сделать ни одного студийного альбома. Он был подписан на протяжении 18 лет и за все эти годы, что я пытался сделать все, чтобы помочь ему завершить альбом, он, кажется, так и не смог поместить туда гитарные партии. Он прислал мне крутого материала на 2-3 альбома, но всегда без гитары. Увы, он ни разу не закончил альбомы. Но я получил у Sony Japan лицензию на запись, которая называется «All Night Wrong», издав ее. В общем, мы общались с Алланом.

Ты видишь какую-то связь между его музыкой и тем, каким он был человеком?

Я нахожу его абсолютно очаровательным как человека. Одна из вещей, которые неизвестны множеству людей, состоит в том, что у него было невероятное чувство юмора. Он был веселым парнем и любил поговорить о простых вещах, типа пива и великов. Но его внутреннее ощущение музыки было абсолютно нестандартным.

Ты слушаешь его музыку? У тебя есть его любимые альбомы и песни?

Он один из трех артистов, чьи полные собрания записей есть на моем айфоне, куда бы я не пошел. Остальные два – это Devin Townsend и Frank Zappa. Музыка Аллана – уникальна. Как и весь подход к музыке. Когда его музыка добирается до тебя, то начинается какая-то зависимость. Если я нахожусь где-то в туре, то мне очень сильно хочется послушать его, это типа зависимости от наркоты, но только еще лучше. Невозможно назвать любимые записи, но альбомы «Secrets» и «Metal Fatigue» – это шедевры.

Ты когда-нибудь играл его музыку?

Нет. Я изучил какие-то аккордовые вещи, но его музыка и стиль игры были для меня по большей части чем-то, что я слушал и чем наслаждался издалека. Хотя, я бы мог рискнуть и сказать, что если в моей игре и есть чье-то влияние, то скорее всего больше, чем других, там можно обнаружить Аллана. Он был и является огромной вдохновляющей силой.

В прошлый раз мы говорили о Джимми Пейдже, и ты сказал, что любишь его музыку. Аллан, кажется, совсем из другой вселенной, нежели Джимми. Ты видишь в них что-то общее?

У них обоих было непобедимое убеждение не идти на компромиссы. Однажды, я предложил Аллану, взять продюсера, звукача, любого, кто сможет помочь ему закончить альбом. И он сказал мне нечто значительное и интересное. Он сказал: «Моя цель – создать собрание музыки, свободной от чьего-то еще влияния». И он это сделал.

В музыке родного тебе Заппы видится очень много юмора. Я прав? Ты видишь юмор в музыке Аллана?

Если ты вслушаешься в музыку Аллана, то там будет некий юмор. Ну типа как он подтянул ноту рычагом в каких-то фразах. Его чистая и поразительная виртуозность была так много раз настолько подавляющей меня, что я бы смеялся до слез.

Можно ли его его музыку назвать джазом? Или чем-то еще? Что это, вообще?

Ну это можно назвать джазом в той же мере, в какой мере мою музыку роком. В какой-то степени может, но не совсем. Аллан был необычен, и его музыка также была необычна. Кто-то может назвать это фьюжн, но это тоже не будет полностью верным. Лучшее описание его музыки может называться как просто «Allan Holdsworth». Со временем люди возможно будут выделять его музыку в отдельный жанр.

Твой стиль игры как-то менялся после знакомства с музыкой Аллана?

Он много раз менялся после всех встреч с ним. Он постоянный источник вдохновения и по сей день.

По твоему мнению, какое главное различие между твоим стилем игры и его?

Одно из самых больших различий заключается в аранжировке. На записи он обычно играл в трио или квартете, записываясь достаточно прямолинейно. А моя музыка более плотная и содержит больше голосов и наложений. Стилистически мы очень разные. У меня другие восприятие музыки и подход к игре, нежели у него. Но мы оба были в поиске вещей, которые нас захватывали.

Как, по твоему, Аллан повлиял на других гитаристов?

На разных уровнях, в зависимости от гитариста. Многие из тех, кто его любит, попали под влияние его захватывающего дух легато и чистого мастерства работы на грифе. Но лишь немногие улавливают его гармоническое и мелодическое чувство, что было настолько уникальным и свойственным только ему, что никто не сумел бы заставить это звучать настолько прекрасным образом. Когда я слышу кого-то, подражающего мелодичности Аллана, это звучит как-будто красивейшие аккорды перемешали между собой, потеряв суть чувства, которое было присуще его музыке.

Ты видишь кого-то, кто был бы ближе к его стилю, нежели остальные?

Нет.

На твой взгляд, техника Аллана была в чем-то уникальна, или он просто был великим композитором с обычной для нынешнего времени техникой? Многим кажется, что парни типа тебя или Сатриани могут без проблем сыграть его вещи... Просто у вас другой стиль музыкального мышления.

Сожалею, но вынужден сказать, что здесь ты неправ. Техника Аллана была уникальной и очень личной. Никто, из тех, кого я знаю, не сможет играть как он. А те кто попробуют, быстро потерпят неудачу. Я не знаю никого из гитаристов, кто бы мог так управлять своей игрой. Ну, хорошо, дай мне подумать... мммммм... нет, никто.

Ребята типа меня и Джо могут услышать, что он делает и даже перенять некоторые моменты, но мы не можем играть вещи Аллана. Я точно не могу. Может Джо сумеет, но это не будет звучать как у Аллана. Это одна из самых замечательных вещей в Джо. Он всегда звучит по-своему, и никому из нас не нужно, чтобы было как-то иначе.

Steve Vai в окрестностях Рязани. Фото: Сергей Тынку; 2008.







Kill 'Em All Яндекс.Метрика

 JIMI 
     Гитары          и все остальное