JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Kill 'Em All Яндекс.Метрика

Сто знаменитых видов Эдо
(Хиросигэ)

«Сто знаменитых видов Эдо» (яп. Мэйсё Эдо хяккэй) — серия гравюр японского художника Хиросигэ, созданная им в период 1856—1858 гг. Состоит из 118 листов плюс 1 титульный.

Эта серия — последняя из созданных мастером. Он начал её в тот год, когда удалился от мира, уйдя в буддийский монастырь (1856). Через два года он скончался от эпидемии холеры в возрасте 62 лет.

Серия выпускалась в 1856—1858 гг. издательством «Уоэй» (Uoya Eikichi), возглавляемым Уоя Эйкити. Некоторые листы были напечатаны уже после смерти автора.

  • 1856: (3 год эры Ансэй, год Дракона) — 37 листов
  • 1857: (4-й год эры Ансэй, год Змеи) — 71 лист
  • 1858: (5-й год эры Ансэй, год Лошади) — 10 листов.

Не все листы серии выполнены Хиросигэ, 3 были созданы после его смерти учеником Сигэнобу (1826—1869), принявшим псевдоним Хиросигэ II, хотя с точностью ему аттрибутирован только один, подписанный им.

Серия включает 119 листов вертикального формата (oban tateye), объединенных общим сюжетом — изображением пейзажных и бытовых зарисовок города Эдо. Она является самой большой серией ксилографий этого размера, напечатанных в технике нисики-э из когда-либо созданных в Японии.

Гравюры расположены не в хронологическом, по мере создания художником, порядке, а сгруппированы по темам — сезонам:

  • Весна — 42 листа
  • Лето — 30 листов
  • Осень — 26 листов
  • Зима — 20 листов
  • Содержание — 1 лист (добавлен издателем).

Неизвестно, является ли объединение по сезонам замыслом автора или же издателя.

Помимо изображения на листе присутствуют надписи:

  • в верхнем правом углу (розовый или красный прямоугольник) — название серии
  • рядом (многоцветный квадратный картуш) — описание изображенного места
  • в нижней части гравюры (красный, реже жёлтый прямоугольник) — подпись художника «Хиросигэга» (Картина Хиросигэ) или «Хиросигэ хицу» (Картина (кисти) Хиросигэ).
  • слева внизу, на полях — печать издателя «Ситая Уоэй» (Уоя Эйкити из района Ситая).
  • рядом или на верхних полях — две цензорские печати («проверено», печать с датой)

Эта серия была напечатана в очень большом количестве оттисков, поэтому её листы являются наиболее легкодоступным для покупки из всех произведений Хиросигэ. Но с большим количеством копий связано одновременно то, что более поздние листы отличаются плохими оттенками и блеклыми цветотональными переходами. Первые оттиски можно опознать по наличию бокаши — специальной техники, используемой для градации цвета, примененной в заглавном картуше.

Тема города Эдо (Токио) была одной из самых любимых художником, родившемся в нём. Всего на протяжении своей жизни он создал порядка 1080 листов, где бы фигурировала эта столица. В данной серии он осветил не только красоту Эдо, но включил также отсылки на историю, обычаи и легенды. Темой изображения гравюр послужили не самые известные места города, а те, которые заинтересовали мастера своей живописностью. Примерно треть листов показывает воду, которая окружала Эдо в ту эпоху. Горы, в особенности пик Фудзи, также фигурируют на пейзажном фоне.

Пейзажи серии отличаются своей декоративностью. Интересная особенность — цветные картуши с надписями являются композиционными акцентами листа и включаются художником в его колористическую структуру. Поэтому их расположение не фиксировано. Подобное использование надписей встречалось у Хиросигэ и раньше, но только в данной серии оно столь максимально продумано.

Художник использует яркие, разнообразные цвета, необычную композицию и ракурсы. Подобная декоративность — новое качество, развившееся в творчестве Хиросигэ только в 1850-е годы. Большинство пейзажей, созданных Хиросигэ в этой серии, принадлежит к двум типам: виды с декоративными чертами или же зарисовки с натуры.

В первом типе на первый план выдвигается какой-либо предмет (птица, ветка, кусок дома), и через него вдали показан пейзаж. Таким противопоставлением планов передается глубина пространства (порой она акцентирована гипертрофированной линейной перспективой в стиле укиё-э XVIII в.). Описанный композиционный прием — необычен для пейзажа укиё-э. Благодаря ему создается эффект присутствия зрителя. Природа передана в восприятии её человеком.

Второй тип, натурные зарисовки, более традиционен и напоминает работы мастера 1830-х гг. благодаря мягкому лиричному настроению, и порой выглядят как фрагменты горизонтальных композиций.

Самыми удачными пейзажами считаются т. н. энкэй («виды издали»), где контрастное противопоставление планов соединено с точкой зрения сверху, что позволяет развернуть далекие горизонты.

Историки искусства затрудняются назвать конкретный жанр, в котором Хиросигэ создал эту серию, так как, в отличие от раннего периода творчества, когда он предпочитал работать в жанре пейзажа, здесь он синтезирует сразу несколько манер укиё-э: пейзаж, катега («живопись цветов и птиц»), изображение интерьера и натюрморта (бытовой жанр).

Принято считать, что все составляющие композиций этих листов Хиросигэ направлены на то, чтобы создать определенный психологический настрой, который бы позволил зрителю почувствовать состояние природы, на то, чтобы передать атмосферу переживания человеком природы. «Эта цель была главной для Хиросигэ во всех „Ста знаменитых видах Эдо“, за исключением, может быть, откровенно декоративных гравюр. Именно для её осуществления соединяет Хиросигэ в одной картине элементы различных жанров: пейзажа, натюрморта и бытового жанра. Этот прием характерен и для многих других листов серии».

Утверждают, что в данной серии Хиросигэ пришел к новому для японского искусства пониманию задач пейзажа — не просто достоверное изображение местности или превращение её в символ, но создание образа природы путём преломления его через призму переживания человеком, создание особого настроения в душе зрителя. «Пейзажи Хиросигэ — это новая и последняя ступень развития жанра пейзажа в гравюре укиё-э и шире — в традиционном искусстве Японии».

Spring Scenes


1 Nihonbashi, Clearing After Snow


2 Kasumigaseki


3 Hibiya and Soto-Sakurada from Yamashita-cho


4 Tsukudajima from Eitai Bridge


5 Ryogoku Ekoin and Moto-Yanagibashi Bridge


6 Hatsune Riding Grounds, Bakuro-cho


7 Cotton-goods Lane, Odenma-cho


8 Suruga-cho


9 Yatsukoji, Inside Suijikai Gate


10 Dawn at Kanda Myojin Shrine


11 Kiyomizu Hall and Shinobazu Pond at Ueno


12 Ueno Yamashita


13 Shitaya Hirokoji


14 Temple Gardens, Nippori


15 Suwa Bluff, Nippori


16 Flower Pavilion, Dango Slope, Sendagi


17 View to the North from Asuka Hill


18 Oji Inari Shrine


19 Dam on the Otonashi River at oji, Popularly Known as 'The Great Waterfall'


20 The Kawaguchi Ferry and Zenko-ji Temple


21 Mount Atago, Shiba


22 Furukawa River, Hiroo


23 Chiyogaike Pond, Meguro


24 New Fuji, Meguro


25 Original Fuji, Meguro


26 The Armor-hanging Pine at Hakkeizaka


27 Plum Garden at Kamata


28 Goten-yama, Shinagawa


29 Moto-Hachiman Shrine, Sunamura


30 Plum Estate, Kameido


31 Azuma Shrine and the Entwined Camphor


32 Yanagishima


33 Towboats along the Yotsugi-dori Canal


34 Night View of Matsuchiyama and the San'ya Canal


35 Suijin Shrine and Massaki on the Sumida River


36 View from Massaki of Suijin Shrine, Uchigawa Inlet, and Sekiya


37 Tile Kilns and Hashiba Ferry, Sumida River (Sumidagawa Hashiba no watashi kawaragama)


38 Dawn inside the Yoshiwara (Kakuchu shinonome)


39 Distant View of Kinryuzan Temple and Azuma Bridge


40 Basho's Hermitage and Camellia Hill on the Kanda Aqueduct at Sekiguchi (Sekiguchi josui-bata Bashoan Tsubakiyama)


41 Ichigaya Hachiman Shrine (Ichigaya Hachiman)


42 Cherry Blossoms on the Tama River Embankment (Tamagawa-zutsumi no hana)

Summer Scenes


43 Nihonbashi Bridge and Edobashi Bridge (Nihonbashi Edobashi)


44 View of Nihonbashi Tori 1-chome (Nihonbashi Tori-itchome ryakuzu)


45 Yatsumi Bridge (Yatsumi no hashi)


46 Yoroi Ferry, Koami-cho (Yoroi no watashi Koami-cho)


47 Seido and Kanda River from Shohei Bridge (Shoheibashi Seido Kandagawa)


48 Suido Bridge and Surugadai (Suidobashi Surugadai)


49 Fudo Falls, Oji (Oji Fudo no taki)


50 Kumano Junisha Shrine, Tsunohazu, Popularly Known as "Juniso" (Tsunohazu Kumano Junisha zokusho Juniso)


51 Sanno Festival Procession at Kojimachi 1-chome (Kojimachi-itchome Sanno Matsuri nerikomi)


52 Paulownia Plantation at Akasaka (Akasaka Kiribatake)


53 Zojo-ji Pagoda and Akabane (Zojo-ji to, Akabane)


54 Benkei Moat from Soto-Sakurada to Kojimachi (Soto-Sakurada Benkeibori Kojimachi)


55 Sumiyoshi Festival, Tsukudajima (Tsukudajima Sumiyoshi no matsuri)


56 Mannen Bridge, Fukagawa (Fukagawa Mannenbashi)


57 Mitsumata Wakarenofuchi (Mitsumata Wakarenofuchi)


58 Sudden Shower over Shin-ohashi Bridge and Atake (Ohashi Atake No Yudachi)


59 Ryogoku Bridge and the Great Riverbank (Ryogokubashi okawabata)


60 Asakusa River, Great Riverbank, Miyato River (Asakusagawa okawabata Miyatogawa)


61 Pine of Success and Oumayagashi, Asakusa River (Asakusagawa Shubi no matsu Oumayagashi)


62 Komagata Hall and Azuma Bridge (Komagata-do Azuma-bashi)


63 Ayase River and Kanegafuchi (Ayasegawa Kanegafuchi)


64 Horikiri Iris Garden (Horikiri no Hanashobu)


65 Inside Kameido Tenjin Shrine (Kameido Tenjin keidai)


66 Spiral Hall, Five Hundred Rakan Temple (Gohyaku Rakan Sazaido)


67 The Ferry Crossing at Sakasai (Sakasai no watashi)


68 Open Garden at Fukagawa Hachiman Shrine (Fukagawa Hachiman Yamabiraki)


69 Hall of Thirty-Three Bays, Fukagawa (Fukagawa Sanjusangendo)


70 Nakagawa River Mouth (Nakagawaguchi)


71 Scattered Pines, Tone River (Tonegawa Barabara-matsu)


72 Haneda Ferry and Benten Shrine (Haneda no watashi Benten no yashiro)

Autumn Scenes


73 The City Flourishing, Tanabata Festival (Shichu han'ei Tanabata Matsuri)


74 Silk-goods Lane, odenma-cho (Odenma-cho gofukudana)


75 Dyers' Quarter, Kanda (Kanda Kon'ya-cho)


76 Bamboo Yards, Kyobashi Bridge (Kyobashi Takegashi)


77 Inari Bridge and Minato Shrine, Teppozu (Teppozu Inaribashi Minato Jinja)


78 Teppozu and Tsukiji Hongan-ji Temple (Teppozu Tsukiji Monzeki)


79 Shiba Shinmei Shrine and Zojo-ji Temple (Shiba Shinmei Zojo-ji)


80 Kanasugi Bridge and Shibaura (Kanasugibashi Shibaura)


81 Ushimachi in the Takanawa District (Takanawa Ushimachi)


82 Moon-Viewing Point (Tsuki no misaki)


83 Shinagawa Susaki (Shinagawa Susaki)


84 Grandpa's Teahouse, Meguro (Meguro Jijigachaya)


85 Kinokuni Hill and Distant View of Akasaka Tameike (Kinokunizaka Akasaka Tameike enkei)


86 Naito Shinjuku, Yotsuya (Yotsuya Naito Shinjuku)


87 Benten Shrine, Inokashira Pond (Inokashira no ike Benten no yashiro)


88 Takinogawa, oji (oji Takinogawa)


89 Moon Pine, Ueno (Ueno sannai Tsuki no matsu)


90 Night View of Saruwaka-machi (Saruwaka-machi yoru no kei)


91 Inside Akiba Shrine, Ukeji (Ukeji Akiba no keidai)


92 Mokubo-ji Temple, Uchigawa Inlet, Gozensaihata (Mokubo-ji Uchigawa Gozensaihata)


93 Niijuku Ferry (Niijuku no watashi)


94 Maple Trees at Mama, Tekona Shrine and Linked Bridge (Mama no momiji Tekona no yashiro Tsugihashi)


95 View of Konodai and the Tone River (Konodai Tonegawa fukei)


96 Horie and Nekozane (Horie Nekozane)


97 Five Pines, Onagi Canal (Onagigawa Gohonmatsu)


98 Fireworks at Ryogoku (Ryogoku hanabi)

Winter Scenes


99 Kinryuzan Temple, Asakusa (Asakusa Kinryuzan)


100 Nihon Embankment, Yoshiwara (Yoshiwara Nihonzutsumi)


101 Asakusa Ricefields and Torinomachi Festival (Askusa tanbo Torinomachi mode)


102 Minowa, Kanasugi, Mikawashima (Minowa Kanasugi Mikawashima)


103 Senju Great Bridge (Senju no ohashi)


104 Koume Embankment (Koumezutsumi)


105 Oumayagashi (Oumayagashi)


106 Fukagawa Lumberyards (Fukagawa Kiba)


107 Fukagawa Susaki and Jumantsubo (Fukagawa Susaki Jumantsubo)


108 View of Shiba Coast (Shibaura no fukei)


109 Minami-Shinagawa and Samezu Coast (Minami-Shinagawa Samezu kaigan)


110 Robe-Hanging Pine, Senzoku Pond (Senzoku no ike Kesakakematsu)


111 Meguro Drum Bridge and Sunset Hill (Meguro Taikobashi Yuhinooka)


112 Atagoshita and Yabu Lane (Atagoshita Yabukoji)


113 Aoi Slope, Outside Toranomon Gate (Toranomon-soto Aoizaka)


114 Bikuni Bridge in Snow (Bikunibashi setchu)


115 Takata Riding Grounds (Takata no baba)


116 Sugatami Bridge, Omokage Bridge, Jariba at Takata (Takata Sugataminohashi Omokagenohashi jariba)


117 Hilltop View, Yushima Tenjin Shrine (Yushima Tenjin sakaue tenbo)


118 New Year's Eve Foxfires at the Changing Tree, oji (oji Shozoku enoki omisoka no kitsunebi)

Hiroshige II


Night Rain at Akasaka Kiribatake








Kill 'Em All Яндекс.Метрика

 JIMI 
     Гитары          и все остальное