JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Kill 'Em All Яндекс.Метрика

Тридцать шесть видов Фудзи

«Тридцать шесть видов Фудзи» — это серия из 46 (36 основных и 10 дополнительных) цветных гравюр по дереву японского художника Кацусики Хокусая. На всех гравюрах, включая самую известную японскую гравюру «Большая волна в Канагава», присутствует изображение священной горы Японии — Фудзи.

Первые наброски к этой серии Хокусай начал делать в 1830 году, когда ему было около 70 лет. Хокусай с самого начала работы осознавал значение своих гравюр: в предисловии к своей книге «100 видов на гору Фудзи» он писал, что ничто из созданного им за предшествующие 70 лет не может сравниться с ними. Тем не менее, и он, и издатель серии Нисимура Ёхати были поражены успехом серии.

Изначально планировалось издать 36 гравюр. Фудзи изображена на них с «лицевой стороны», то есть со стороны Эдо (ныне Токио), поэтому эти гравюры называются «омотэ Фудзи» («с лицевой стороны»).

Уже в конце 1830 года издательство сообщило о планах выпуска более, чем 100 новых видов горы Фудзи, однако свет увидели (в 1831—1832 годах) только 10 из них, поэтому серия состоит всего из 46 листов. На этих 10 гравюрах гора изображена преимущественно с западной стороны, поэтому они называются ура Фудзи («с обратной стороны»). На первоначальных 36 листах контуры изображений прорисованы синим цветом, в добавленных 10 листах изображение выполнено с чёрным контуром, что полностью меняет цветовую гамму гравюр.

Свои последние работы художник подписывал так «Хокусай — проживший вечность». И в этом нисколько не было самолюбования или претензии на бессмертие, только высокая требовательность мастера к своему делу. Сам Хокусай говорил «С 6-ти лет мной овладела страсть рисовать все предметы. В 50 лет я выпустил значительное количество произведений всякого рода, но ни одно из них не удовлетворяло меня. Настоящая работа началась только к 70 годам. Настоящее понимание природы пробуждается во мне теперь, в 75 лет; поэтому я надеюсь, что в 80 лет я достигну известной силы проникновения, которая будет развиваться далее, до моих 90 лет. И в 100 лет я смогу гордо заявить, что мое понимание совершенно».

В чем же обаяние совершенно особого художественного мира Кацусики Хокусая и вообще всего японского искусства? В поэтичности линии и ритма рисунка, артистизме кисти, чистоте цвета? Все это, конечно, есть у японских художников, и на первых порах именно эти качества привели в восторг европейских ценителей живописи. Не сразу японская гравюра и живопись взволновали всех своим сосредоточенным раздумьем о месте человека на земле, о смысле его жизни, оставляя все же при этом нечто невысказанное.

И Кацусика Хокусай тоже не просто пейзажист. Изображение природы у него редко является пейзажем в привычном нам понимании. Его картины — это своеобразные сценки, вписанные в многоплановые, с широкими далями ландшафты. На них живут и движутся десятки людей, занятых различными работами: бочары и пильщики, рыбаки с сетями, крестьяне и торговцы.

Еще задолго до создания серии гравюр «З6 видов Фудзи» Кацусика Хокусай пережил свое новое творческое рождение, начав работу над серией «Манга». В ней он свел воедино все, чего достиг в прошлом, одновременно «Манга» стала основой для создания новых работ. В них художник много внимания уделил изучению человека, которого он всегда изображал в неразрывной связи с природой. Эта идея и получила дальнейшее развитие в серии гравюр «36 видов Фудзи». Хокусай запечатлевает разнообразные явления жизни, лишь под влиянием таких идей и могла возникнуть эта серия.

Японцы очень любят свою гору, ставшую излюбленным символом японского народа, — священную Фудзи, «о которой мечтают все женщины и поэты». По преданию, гора возникла в одну из ночей 285 года до нашей эры, тогда же, когда в провинции Оми появилось озеро Бива.

Героиня древних легенд и сказаний, Фудзи почиталась сначала как богиня Огня, а позднее как обитель богов Синто. Ей поклонялись даосы и буддисты, в честь ее писали оды и гимны, танки и хокку.

Наиболее красива Фудзияма со стороны океана, с приморской дороги Токайдо, соединяющей молодой город сёгунов Эдо (Токио) с древней императорской столицей Киото. Слева от дороги, в просветах между серыми кронами криптомерии, открывается зеленоватая гладь океана. В него сползают пологие отроги гор, к нему же стекают горные реки... А на горизонте, справа от дороги, вздымается величавая Фудзи. Возникая в долине, возвышаясь над плоскими полями и низкими пашнями, Фудзи кажется особенно грандиозной. Ее подошва тает в густом тумане, и кажется, что гора плавно взлетает и, подобно гигантской птице, парит над Страной восходящего солнца, охраняя ее покой и тишину.

Серия «36 видов Фудзи» для самого К. Хокусая была своеобразным рубежом в накоплении определенного опыта и знаний, а для истории японского пейзажа она стала вершиной его художественного мастерства. Вся серия состоит из 46 листов, но только на двух из них Фудзи изображена как «главное действующее лицо».

На остальных же листах она лишь присутствует в композиции: гора то видна с крыши дома, то выглядывает из-за морской волны. Иногда она едва просматривается на горизонте, окутанная туманом, или видится в окружности большой бочки, которую ладит трудолюбивый бочар. Или проглядывает между расставленной треноги пильщика... Гора показана художником с самых разнообразных точек зрения, в разных ракурсах, с разных расстояний. А перед самой Фудзи разворачивается, как бесконечная пантомима, широкая панорама жизни крестьян, горожан, путешественников, ремесленников. Маленькие, с любовью написанные люди трудятся, окруженные величавыми и загадочными стихиями воды, земли и неба...

Кацусика Хокусай ввел прославленную гору в свои гравюры как непременную участницу событий каждодневной жизни японского народа, поэтому в этой серии гравюр он изобразил Фудзи, пейзаж и человека. Но человеческая жизнь является отнюдь не дополнением к Фудзи, в то же время и сама гора не является фоном, оттеняющим жизнь человека. Во всей серии К. Хокусай применил прием, трудно уловимый для европейских зрителей.

Древнее изображение Фудзи в виде треугольника, обрамленного снизу полукругом, определяет композиционную структуру многих гравюр и делает этот символ еще более всеобъемлющим. Так К. Хокусай включает земное бытие и повседневность в единую систему мироздания. Они слиты воедино — Фудзи и японский народ.

В создании многоликого образа Фудзи художник не просто с фотографической точностью фиксировал положение горы при закате или при восходе солнца. Он творчески переосмыслил и переработал массу мимолетных впечатлений, которые и легли в основу серии. В силу того, что в Японии не было пропасти между улицей и комнатой и вся жизнь обитателей Страны восходящего солнца протекала под открытым небом, японские художники первыми научились почти каллиграфически, в быстрых линиях запечатлевать неожиданное и мимолетное в природе. Все у К. Хокусая чарующе: и цветущая сакура, и Фудзи с языками тающего снега, и дом, изображенный прямо-таки с точностью чертежа и с тем любовным пристрастием к деталям, которое столь присуще японцам.

Одной из лучших гравюр серии является лист «Красная Фудзи», в котором К. Хокусай с наибольшей силой выразил идею извечного единства человека и природы, хотя в пейзаже человека и нет. На листе изображена гора, высоко поднявшая свой конус в небо. В лучах раскаленного солнца пламенеет «Красная Фудзи» на гравюре, полное название которой «Победный ветер. Ясныйдень». К. Хокусай и раньше изображал священную гору, но на прежних гравюрах она представлялась лишь красивой частью естественного ландшафта. Здесь же, на фоне сверкающего синего простора, чуть светлеющего к горизонту, красным заревом пламенеет гора, особенно совершенная в кристальной ясности и чистоте своего силуэта. К. Хокусай импрессионистически точно уловил какое-то одно из многочисленных мгновений в жизни Фудзи. Цвет горы, цвет неба, цвет облаков — все это передача только одного кратковременного движения природы, когда само утро еще только занимается. Ощущение хрупкой предутренней тишины передают и колорит гравюры в целом, и композиционное решение облаков, и форма Фудзи.

Форма и цвет на этой гравюре сведены лишь к двум стихиям — земле и небу. Фудзи ни с чем не сопоставима и потому вначале кажется небольшой и как бы соразмерной зрителю, доступной его разуму, логике и чувству. Но постепенно прямая и близкая точка зрения меняется: зритель переводит взгляд вниз и вдаль и неожиданно осознает безбрежность неба, уходящего к подножию горы... А зелень на склонах Фудзи — это уже не кустарник, а высокий хвойный лес. И тогда гора как бы вырастает на наших глазах, становится величавой и, как мир, огромной.

В других гравюрах серии («Фудзи в дождь», «Гора во время грозы» и др.) К. Хокусай сочетает движение и статичность, движение и покой — чередование тех состояний, из которых и состоит жизнь.

Путешествуя по Японии, К. Хокусай увидел в природе страны то, чего до него, казалось бы, даже и не замечали. В его искусство вошел, как великая стихия, океан. Может быть, соотнесенность всех явлений жизни с океаном и определила масштабность видения и широту взглядов на мир, отличающие лучшие гравюры К. Хокусая.

Самая знаменитая картина - «Волна» (точное ее название «В морских волнах у Канагава»), обошедшая весь мир. Об этой гравюре написаны сотни исследований, а немецкий искусствовед Ф. Кауфман ей одной посвятил целую книгу. На гравюре К. Хокусай изобразил разыгравшуюся стихию воды и неба, и зритель не сразу замечает скользящие по воде легкие японские лодки с прижавшимися к сиденьям людьми. Что может сделать человек в противоборстве с этой страшной стихией, перед лицом величественной красоты Фудзи? К. Хокусай выразил в этой картине самоценность природы и внешнего мира — устойчивого, вечного и постоянно изменяющегося.

В серии «Зб видов Фудзи» Кацусика Хокусай остался верен старому принципу иерархии явлений, так называемому закону «тэнтидзин» — «неба, земли и человека». Согласно ему, в картине должен быть главный предмет, его достойный помощник и вспомогательные детали. И у К. Хокусая, как обычно бывает в японской картине, одной детали и главной цветовой гамме подчиняется весь строй произведения. Меняется лишь сама последовательность явлений, в которой человек подчас перестает быть последней ступенью «тэнтидзина». Он нередко соотносится, а иногда становится и равновеликим самой Фудзи.

1 The Great Wave off Kanagawa
«Большая волна в Канагаве»

2 Red Fuji southern wind clear morning
«Победный ветер. Ясный день» или «Красная Фудзи»

3 Lightnings below the summit
«Внезапный дождь под горой»

4 Fuji seen through the Mannen bridge at Fukagawa
«Мост Маннэн в Фукугаве»

5 The Fuji seen from the Mishima pass
«Район Сундай в Эдо»

6 The coast of seven leages in Kamakura
«Кривая сосна в Аояме»

7 Senju in the Musachi provimce
«Мост Сэндзю в провинции Мусаси»

8 Tama river in the Musashi province
«Река Тама в Бусю»

9 Inume pass in the Kai province
«Горный перевал в Косю»

10 Fujimi Fuji view field in the Owari province
«Равнина Фудзимигахара в провинции Овари»

11 Asakusa Honganji temple in th Eastern capital
«Храм Хонгандзи в Асакусе»

12 Tsukada Island in the Musashi province
«Остров Цукудадзима в Буё»

13 Shichiri beach in Sagami province
«Побережье Ситиригахама в Сосю»

14 Umegawa in Sagami province
«Местность Умэдзава в Сосю»

15 Kajikazawa in Kai province
«Болото Кадзикадзава в Косю»

16 Mishima pass in Kai province
«Перевал Мисимагоэ в провинции Косю»

17 Lake Suwa in the Shinano province
«Озеро Сувако в Синсю»

18 Ejiri in the Suruga province
«Бухта Эдзири в провинции Сунсю»

19 The Fuji from the mountains of Totomi
«В горах Тотоми»

20 Ushibori in the Hitachi province
«Канал Усибори в провинции Дзёсю»

21 A sketch of the Mitsui shop in Suruga street in Edo
«Суруга-тё в Эдо»

22 Sunset across the Ryogoku bridge from the bank of the Sumida river at Onmagayashi
«Ночной вид на мост Рёгокубаси с берега реки Оммаяга»

23 Sazai hall - 500 Rakan temples
«Садзаэ-до, один из 500 храмов Раккандзи»

24 Tea house at Koishikawa. The morning after a snowfall
«Снежное утро на реке Коисикава»

25 Shimomeguro
«Низовье реки Мэгуро»

26 Watermill at Onden
«Водяная мельница в Ондене»

27 Enoshima in the Sagami province
«Остров Эносима в провинции Сосю»

28 Shore of Tago Bay, Ejiri at Tokaido
«Изображение пляжа Тагоноура в Эдзири, тракт Токайдо»

29 Yoshida at Tokaido
«Ёсида на тракте Токайдо»

30 The Kazusa sea route
«Морской путь в Кадзусу»

31 Nihonbashi bridge in Edo
«Мост Нихонбаси в Эдо»

32 Village of Sekiya at Sumida river
«Деревня Сэкия на реке Сумидагава»

33 Bay of Noboto
«Залив Нобото»

34 The lake of Hakone in the Segami province
«Озеро в Хаконе в провинции Сосю»

35 The Fuji reflects in Lake Kawaguchi, seen from the Misaka pass in the Kai province
«Гора Мисака над поверхностью воды в Косю»

36 Hodogaya on the Tokaido
«Район Ходогая, тракт Токайдо»

37 Honjo Tatekawa, the timberyard at Honjo
«Река Татэкава в Хондзё»

38 Nakahara in the Sagami province
«Вид на гору Фудзи из развлекательного квартала в Сэндзю»

39 Katsushika Hokusai, Goten-yama hill, Shinagawa on the Tokaido, ca. 1832
«Вид на Фудзи с горы Готэнъяма у реки Синагава»

40 Soshu Nakahara
«Накахара в провинции Сосю»

41 Dawn at Isawa in the Kai province
«Утренняя заря в Исава провинции Косю»

42 The back of the Fuji from the Minobu river
«Обратная сторона Фудзи. Вид со стороны реки Минобугава»

43 Ono Shindon in the Suraga province
«Оносиндэн в провинции Сунсю»

44 The Tea plantation of Katakura in the Suruga province
«Вид Фудзи от чайных плантаций Катакура в провинции Цуруга»

45 The Fuji from Kanaya on the Tokaido
«Вид на Фудзи из Каная, на дороге Токайдо»

46 Climbing on Mt. Fuji
«Восхождение на гору»

  • Изображение горы Фудзи впервые появилось в серии свитков, повествующих о жизни священника Иппэна (1239—1289), затем в работах художников школы Римпа.

  • Также серии «100 видов Фудзи» были сделаны художниками Тайга (1723—1776) и Бунтё (1763—1840).

  • Кацусика Хокусай создал еще одну серию гравюр, посвященную Фудзи, — «100 видов Фудзи». Она была издана в 1834 году в виде альбома.

  • Хиросигэ создал одноименную серию «36 видов Фудзи» в 1854—1858 годах.

  • У писателя-фантаста Роджера Желязны есть рассказ «24 вида горы Фудзи кисти Хокусая» (входит в сборник «Мороз и пламя»). Главная героиня — умирающая женщина — совершает паломничество к Фудзи, руководствуясь гравюрами Хокусая.

Сергей Тынку с женой незадолго до подъема на гору Фудзи остановились в пути (май 2013)








Kill 'Em All Яндекс.Метрика

 JIMI 
     Гитары          и все остальное