JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Kill 'Em All Яндекс.Метрика

   Сергей Тынку   
   История электрогитары (самая правильная)   
1981. Jackson Randy Rhoads.

Jackson Randy Rhoads - это эпохальная гитара, давшая старт компании Jackson Guitars, главному производителю гитар для тяжелого рока, определившая конструкцию основных моделей Jackson и повлиявшая на множество инструментов других брендов.

Все началось с того, что 22 декабря 1980 года Рэнди Роадс, гитарист проекта Ozzy Osbourne, позвонил Гроверу Джексону, владельцу и руководителю Charvel Guitars, мастерской, занимавшейся ремонтом, модернизацией и выпуском гитар, специализируясь, в основном, на осовремененных версиях стратокастера (например, с Floyd Rose и хамбакерами). Рэнди захотел заказать у Гровера новую гитару своего дизайна.

На то время у Рэнди было две гитары: белый серийный Gibson Les Paul Custom 1974 года (куплен под впечатлением от Лос-Анжелеского концерта Дэвида Боуи 1972 года, где на таком же играл Мик Ронсон), и черный в белый горошек Flying V, который сделал ему в 1979 году гитарный мастер Карл Сэндовал (Sandoval) согласно индивидуальному заказу.

Соответственно, новый инструмент Jackson во-многом испытал влияние этих двух гитар. Рэнди стремился получить от Karl Sandoval Flying V, и впоследствие от Jackson, звучание Les Paul Custom. Именно, поэтому у Sandoval был корпус из двух кусков махогони и вклееный гриф. Поскольку Рэнди хотел тремоло-бридж как на Fender Stratocaster, то корпус его Sandoval получился толще, чем у стандартного Gibson Flying V, иначе бы туда не влезал бы киль тремоло. Чтобы при наличии тремоло, гитара меньше расстраивалась голову грифа на Sandoval было решено делать не традиционную "гибсоновскую", а с колками "на одну сторону", чтобы струны после порожка шли прямо. Некоторые гитаристы, считают, что такая конструкция лучше держит строй.


Сандовал с гитарой Рэнди до покраски

Рэнди сам придумал дизайн корпуса своего Jackson, походившего на укороченную Flying V. Во-многом, на контуры этой гитары повлияло то, что Рэнди был очень маленького роста и традиционных размеров Flying V смотрелась на нем великоватой, и была не столь удобна, как хотелось. На Рэнди даже лесполы выглядели большими. Ему хотелось других размеров гитару.

Рэнди хотел инструмент со сквозным грифом. На тот момент это было большой редкостью, хотя и не новинкой. Gibson еще в 60-ых годах выпустили Firebird с такой конструкцией. Еще одной необычной вещью было желание Рэнди установить переключатель датчиков сверху на боковую поверхность корпуса. Поначалу это несколько озадачило Гровера.

Рабочая поверхность из черного дерева, прямоугольные маркеры и 22 лада малого калибра были позаимствованы у Les Paul Custom. Голову грифа придумал Гровер Джексон. Поскольку его компания занималась стратокастерами и телекастерами с креплениями грифа на болтах, и дела у них шли не очень успешно, Гровер не хотел чтобы новый, казавшийся ему диким, инструмент ассоциировался с Charvel. По этой причине он не желал ставить на гитару логотип Charvel, предложив написать на голове Jackson, с чем Рэнди немедленно согласился.


Гровер Джексон с Аланом Холдсвортом и его типичным Charvel

Все детали будущего инструмента были обговорены в течении одной неформальной прошедшей в дружеской обстановке 12-часовой встречи 23 декабря 1980 года.

Компании Jackson, бренда и идеи выпуска каких-либо гитар с этим логотипом тогда еще не существовало даже в проекте. Как и не было никаких забот об авторских правах или мыслей о сотрудничестве с Рэнди по части эндорсмента. Это был просто единичный обычный заказ мастеровой гитары для частного лица. И даже надпись Jackson на голове грифа не рассматривалась как логотип.

Гитара была сделана за 60 дней и Рэнди получил ее в начале 1981 года. Осенью 1981 года Рэнди вновь вышел на контакт с Гровером, сказав, что ему нравится его новый белый Jackson, но хотелось бы сделать корпус более асимметричным и чем-то похожим на акулий плавник. Ему хотелось дистанционироваться от образа Flying V.

Плюс, отметим, что новый корпус был бы меньше и легче, что для невысокого Рэнди стало еще удобнее. У Гровера уже была склеенная заготовка под контуры первой гитары, и во время разговора с Рэнди, он просто отошел к станку и отпилил все лишнее. Так получилась вторая гитара Jackson Randy Rhoads.

Гровер не работал над гитарами Рэнди в одиночку. Помимо него к созданию этих инструментов имел отношение еще три мстера, среди которых Майк Шэннон (Mike Shannon), легенда Jackson, впоследствие делавший гитары для всех без исключения звезд Jackson, включая гитаристов Megadeth. Майк продолжал работать в Jackson Custom Shop вплоть до 2010-ых годов, когда Jackson принадлежал концерну Fender, купившему Jackson и Charvel в конце 2002 года у компании IMC.


Майк Шэннон в ноябре 1981

Рэнди погиб в 1982 году. Но его слава и влияние на гитаристов были так велики, что людям хотелось иметь такие же гитары, как у Рэнди. Поэтому они заказывали гитары у Гровера, а он образовал отдельный бренд Jackson, занимавшийся непохожими на Charvel гитарами для тяжелого рока. И, разумеется, его первой моделью в 1983 году стала RR1. Идя на поводу у моды, и реагируя на спрос, эта гитара в итоге обрела Floyd Rose. Рэнди называл свои новые гитары Concorde, но серийно выпускать инструменты под этим именем Гровер не мог, поскольку такое название уже использовалось другим производителем.

В последующие годы под логотипом Jackson появились новые форм-факторы Soloist, Kelly, King V и др. Конструктивно все они были сделаны по тому же принципу, что и гитары Рэнди - сквозной гриф, хамбакеры и... звучание Les Paul Custom. Можно сказать, что Jackson - это более современный Gibson. Разнообразие геометрических форм корпусов и... Floyd Rose.

Таким образом, модель RR не только отлично продавалась, обретя множество поклонников среди самых известных музыкантов (например, Kirk Hammett), но и сама изначальная идея Jakson была клонирована в другие модели во всем многообразии гитарной геометрии (симметричная V, страты, эксплоеры и др.), где любой покупатель смог бы найти инструмент по душе. Более того, стиль Jackson в целом, и RR в частности, стали копировать другие бренды, которые расценивали конструкцию этих инструментов как идеальный рецепт гитар для тяжелого рока.

Вот так, бренд Jackson был официально выведен на рынок, спустя пять лет, после того, как Гровер Джексон (Grover Jackson) приобрел в 1978 году Charvel у Уэйна Шавеля (Wayne Charvel), основателя компании, где Гровер успел поработать гитарным мастером.

К настоящему времени Jackson выпустили много разных вариантов на тему гитары Рэнди. В том числе эконом класс.

А все начиналось с заказа одного мастерового инструмента.

В 1989 году Гровер продал Jackson и Charvel компании IMC, и в 1990 покинул компанию. В 1993-1996 годах он работал в Washburn. Позже он был замечен в работе с Rickenbacker, B.C.Rich, G&L и другими брендами. В 2012 году вместе с Джоном Голдом (Jon Gold), бывшим вице-президентом Fender, основал компанию GJ2 Guitars.


Гровер Джексон в начале 80-ых с прототипом солоиста

Существовавший в 90-ых японский бренд Grover Jackson (позже переименованный в Jackson Stars) не имел никакого отношения к Гроверу и бренду Jackson. Эти гитары нелегально производили на той японской фабрике, где Jackson заказывали себе недорогие японские гитары. Классическая ситуация в гитарном бизнесе, когда американский бренд заказывает недорогие версии своих гитар в Азии, а руководство фабрик решает в свободное от заказов время "напилить" немного гитар для себя, чтобы "толкнуть налево". Просто заказы от американцев есть не всегда, и их объем не всегда полностью загружают фабрику. А надо кормить персонал, зарабатывать деньги, и поэтому нужно производить хоть какие-то инструменты без простоя в производстве.


Гровер Джексон в наше время с гитарами GJ2




   Предыдущая часть    продолжение следует









Kill 'Em All Яндекс.Метрика

 JIMI 
     Гитары          и все остальное