JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Kill 'Em All Яндекс.Метрика

   Сергей Тынку   
   История электрогитары (самая правильная)   
1987. Ibanez JEM777.

Ibanez JEM777 - это первая именная гитара Стива Вая и она стала эпохальным событием, очень сильно повлиявшим на то, в каком направлении начала развиваться конструкция электрогитар в последующие годы. По своей сути Ibanez JEM - это логичная веха на пути эволюции Fender Stratocaster - обновленная версия, в которой нуждалось новое поколение гитаристов для очередного шага вперед. С момента выхода Fender Stratocaster прошло более 30 лет, и за это время у топовых музыкантов произошел серьезный рост технических навыков исполнения и, соответственно, изменились запросы к возможностям инструмента.

Стив Вай являлся гитаристом нового типа, был лидером по части самых прогрессивных на то время методов игры на электрогитаре, при этом являясь мега-успешным артистом и во всех аспектах очень яркой харизматичной личностью, способной на десятилетия увлечь за собой гитарное сообщество и оказать на него глобальное влияние.

Нет никакого преувеличения в мысли о том, что бренду Ibanez очень сильно повезло со Стивом Ваем, который явился одним из наиболее сильных факторов последующего коммерческого успеха их гитар. Но при этом нельзя забывать, что и сами Ibanez приложили все силы для того, чтобы это сотрудничество состоялось.

Как и многие другие японские производители электрогитар, Ibanez начинали свое восхождение с производства бюджетных копий популярных инструментов Fender, Gibson и других американских брендов. Это было продиктовано тем, что в то время уже появился спрос на бюджетные копии этих инструментов, но еще не было такого предложения как в наше время. В восьмидесятые годы вектор развития Ibanez был изменен в новом направлении. По ряду причин (в том числе давление американских производителей) было решено отказаться от копирования и начать разрабатывать свои оригинальные модели самого прогрессивного и новаторского формата.

К тому времени Ibanez заработали на производстве копий достаточно денег для того, чтобы вложиться в разработку, производство и продвижение новых инструментов. Частью новой стратегии было сотрудничество с самыми передовыми музыкантами того времени, которые бы рекламировали Ibanez и снабжали производителя идеями относительно того, что будет самым модным и востребованным на тот момент времени. Практически все внимательно следящие за гитарным рынком знают о последовавшем фундаментальном сотрудничестве Ibanez с такими звездами гитары как John Petrucci, Joe Satriani, Paul Gilbert, Steve Vai. Однако, помимо этих виртуозов, в список тех, с кем продуктивно общались Ibanez в восьмидесятые годы, входило еще много топовых музыкантов из плеяды гитаристов нового типа. Пролистайте старые каталоги Ibanez восьмидесятых, на чьих страницах вам встретятся такие легенды, как Reb Beach, Alex Skolnick, Scott Henderson, Alan Holdsworth, Ritchie Kotzen, Blues Saraceno, Jennifer Batten, Frank Gambale.

В гитарном бизнесе существует две формы сотрудничества производителя и звездного музыканта. Первая подразумевает продвижение уже существующих моделей. Например, именно так Slash работает с Gibson. Музыкант играет на своей именной версии массовой модели, а в итоге происходит рост популярности всего модельного ряда. Вторая схема предполагает другой подход. Для музыканта создается полностью оригинальная модель, а не версия ранее придуманной гитары. Иллюстрацией этого подхода является партнерство MusicMan и Eddie Van Halen (давно закончившееся, но об этом будет отдельная глава).

В середине восьмидесятых Стив Вай технически был выше и разнообразнее всех профессионалов гитары. Поэтому существовавшие к тому времени инструменты, разработанные в расчете на музыкантов другого типа, ему не подходили. Нужно было создавать гитару нового формата. Практически все производители хотели сотрудничать с такими популярным артистом, как Вай, но очень мало кто был готов к работе над принципиально новой гитарой. А Ibanez сумели в максимально краткий срок создать новый инструмент, который очень точно реализовывал все пожелания Вая.

Весьма показательно, что через личный арсенал Вая последовательно прошли все три ступени развития Fender Stratocaster. Он еще подростком в 15-16 лет начал играть в 70-ых годах на Fender 1977 года, модернизируя его со временем. На этой гитаре он работал у Фрэнка Заппы.

Потом в 80-ые Вай перешел на Charvel - бренд, чью концепцию можно описать как "следующий шаг стратокастера". Эту гитару - белый страт с двумя хамбакерами и Floyd Rose Гровер Джексон подарил Стиву в 1984. Charvel тогда предлагали музыкантам страты с хамбакерами и тремоло Floyd Rose. Разумеется, Charvel Вая тоже подвергалась разным модернизациям (перекраска в зеленый, добавление среднего сингл и др.)пока в конце 80-ых гитаре не пришлось уйти на пенсию, уступив место Ibanez JEM, первой в мире шред-гитаре, где было реализованы все конструктивные дополнения Вая, реализованные им в Charvel и ряд вещей, которые в Charvel привнести не удалось.

В Ibanez JEM777 были использованы новаторские для того времени решения:

  • Конфигурация звукоснимателей HSH (хамбакер-сингл-хамбакер). Сейчас это стандартное решение для очень многих инструментов, а на тот момент считавшиеся прогрессивными "нефендеровские" страты (Charvel, Kramer) имели набор датчиков HSS. На личном Charvel Вай самостоятельно менял нековый датчик, преобразовывая набор датчиков в HSH.

  • Фрезеровка корпуса JEM под Floyd Rose, выполненная таким образом, чтобы можно было тянуть рычаг на повышение строя. Ныне в это сложно поверить, но до появления Ibanez JEM все Floyd Rose просто "лежали" на корпусах гитар подобно стратовским тремоло-бриджам ретро-формата. Вай самостоятельно при помощи стамески и молотка, сделал первую "яму" под Floyd Rose на своем Charvel.
  • 24 лада. Конечно, это не было совсем новинкой, поскольку двумя годами раньше официально был представлен PRS Custom c 24 ладами. Однако, в те годы PRS, во-первых, еще не были массовыми гитарами, и они по началу воспринимались народом как "экспериментальный бутик", а, во-вторых, PRS не являлись стратокастеровского формата инструментами для виртуозной игры. Именно Ibanez JEM ввел 24 лада в разряд стандартного параметра для гитар для шреда.
  • Увеличенные по сравнению с другими гитарами вырезы в корпусе для более удобного доступа левой руки к двадцатым ладам. Стив Вай начал играть на "кончике грифа" намного чаще и гораздо виртуознее, нежели это делали до него другие гитаристы. Плюс у него достаточно большая ладонь с очень длинными пальцами. Свои первые эксперименты по увеличению вырезов он, как водится, собственноручно сделал еще на Charvel.

Еще одним нетипичным для серийной гитары подходом явились такие вещи, как более сложные и затейливые "работы по дереву" в ряде элементов новых JEM777. В частности, на корпусе была сделана знаменитая ручка. Фрезеровка под Floyd Rose содержит, гармонирующие с ручкой, декоративные цилиндрические выемки. Под пяткой грифа на корпусе сделана облегчающая работу на двадцатых ладах фразировка. Последние четыре лада (21-24) были скалопированы.

Первые издания JEM777 в 1987 году появились в трех ярких "попугайских" расцветках (зеленая, желтая и розовая) с розовыми звукоснимателями. Для ручек регулировки и колпачков переключателя датчиков также были использованы зеленый, розовый и желтый цвета. В таких же цветах были выполнены "пирамиды" - маркеры на грифе. Это полностью соответствовало духу времени и тогдашней моде на электрогитары. То есть цветовая палитра была не только в тренде, но и способствовала его укреплению. Мир был захвачен эпидемией Glam Rock. В 80-ые годы гитаристы популярных групп носили цветные лосины, сооружали на своих головах пышные шевелюры со светлыми кудрями и играли на ядовито ярких гитарах. Против такого стиля очень сильно протестовали участники группы Metallica.

Еще одной важнейшей ролью JEM в истории электрогитары в целом, и Ibanez в частности, явился тот факт, что на основе JEM были сделаны гитары Ibanez RG, ставшие одним из самых популярных форматов электрогитар конца 20-го столетия и начала 21-го. Таким образом, Стив Вай является не только автором JEM, но и отцом серии RG, которая представляет из себя бюджетный, косметически упрощенный вариант JEM.

За более, чем 30 летнюю историю гитары Ibanez JEM, было выпущено множество самых разных вариантов этого инструмента. Они выходили под индексами JEM777, JEM77, JEM7. Выходили бюджетные модели JEM555, JEM55 и JEM Junior. Кажется, что Ibanez попробовали в рамках JEM все возможные варианты и стили оформления. Был сделан ряд юбилейных и малосерийных моделей. Была гитара с зеркальным покрытием и выпускался инструмент с прозрачным пластиковым корпусом, куда были вмонтированы светодиоды - это было в 2007 году по случаю 20 летнего юбилея JEM.

Однозначно самой безумной гитарой, из всех сделанных в рамках дизайна JEM, был трех-грифовый инструмент, изготовленный в единственном экземпляре в 1993 году специально для участия Стива в туре проекта G3.

А самой популярной, массовой, считающейся классической, моделью JEM стала белого цвета модель JEM7V WH c "цветочной" инкрустацией на грифе, которая впервые была представлена в 1993 году. В 2017 году на 30-летнюю годовщину выхода первых JEM777 были выполнены точные переиздания самых первых трех вариантов JEM. Еще одним удивительным юбилейным переизданием стала выпущенная в 2018 году точная Custom Shop копия главной гитары Стива Вая - его личной JEM7V WH, которой он дал имя EVO. Инструменту исполнилось 25 лет и он порядком поистрепался, что было максимально точно до мельчайших царапин и потертостей скопировано в коллекционном переиздании.

Еще одной помимо Ibanez RG легендарной гитарой, на создание которой повлиял Ibanez JEM, стала первая в мире семи-струнная электрогитара - именная модель Стива Вая Ibanez Universe, впервые появившаяся в 1990 году, и с тех пор также выходившая во множестве самых разных вариантов оформления под индексами UV777, UV77, UV7. Фактически это семиструнная версия JEM.

К настоящему времени история JEM еще не завершена, и музыкант совместно с Ibanez продолжают придумывать новые варианты JEM, как правило отличающиеся только оформлением и моделями датчиков DiMarzio, которые тоже регулярно выпускаются в рамках подписной линейки звукоснимателей Вая. Значение JEM для мировой индустрии электрогитар невозможно переоценить. Это модель, оказавшая огромное влияние на множество работ инструментов производителей, и в этом она похожа на своего создателя, легендарного музыканта, изменившего весь мир гитарной музыки.




   Предыдущая часть    продолжение следует









Kill 'Em All Яндекс.Метрика

 JIMI 
     Гитары          и все остальное