JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Kill 'Em All Яндекс.Метрика

   Сергей Тынку   
   История электрогитары (самая правильная)   
1985. PRS Custom.

История гитарного бренда PRS началась с того, что в 1975 году зарабатывающий ремонтом гитар молодой американский гитарист Пол Рид Смит в одиночку сделал копию гитары 1958 Gibson Les Paul Special Double Cutaway, самой недорогой и непопулярной модели Gibson Les Paul из классики пятидесятых.

Дальше, начиная со второй половины семидесятых, Пол продолжил конструировать гитары на основе той же гибсоновской модели, раз за разом внося в нее постоянные "изменения к лучшему". Его основными векторами развития изначальной модели Les Paul Special Double Cutaway стали привнесение в конструкцию элементов Fender Stratocaster, а также более дорогих и популярных моделей Gibson Les Paul из тех же пятидесятых годов.

В семидесятые годы, самыми востребованными гитарами на рынке были Fender Stratocaster и Gibson Les Paul. Пол одним из первых начал реализовывать концепцию идеального инструмента, который сочетал бы в себе "лучшее из двух миров". В то время, как большинство новых производителей стартовали с банального изготовления более дешевых копий легендарных гитар, это был достаточно свежий подход.

Можно сказать, что Пол украшал Les Paul Special Double Cutaway все новыми и новыми элементами, подобно тому, как люди наряжают игрушками новогоднюю елку. К чести Пола, помимо смешивания элементов разных гитар, он также добавлял в свои инструменты какие-то новые, правильные "по его представлению" вещи, которые раньше никем не применялись в серийном производстве электрогитар.

В результате в 1985 году творческий процесс был завершен, мистер Смит представил гитару, которую сейчас все знают как PRS Custom 24, и было начато серийное коммерческое производство.

PRS Custom 24 унаследовала от Les Paul Special Double Cutaway такие вещи, как двурогий корпус из махогони, вклеенный гриф из махогони с палисандровой рабочей поверхностью и головой "под углом" с расположением колков по схеме "3+3".

От Gibson Les Paul Standard конца пятидесятых Пол перенес на новую гитару такие вещи, как хамбакеры и выпуклый топ корпуса из двух "зеркально склеенных" кусков "огненного" (полосатого) клена.

Влияние Fender Stratocaster выразилось в установке тремоло-бриджа, что стало самым радикальным для "лесполо-подобного" инструмента новшеством, а также в изменении традиционной формы корпуса Les Paul Double Cutaway на более тонкую с удлиненным верхним рогом для лучшего баланса на ремне.

Мензура нового инструмента 25 дюймов была компромиссной по отношению к Fender (25.5 дюймов) и Gibson (24.75), находясь в интервале между классическими величинами.

Пол довел количество ладов до 24. На то время это было новшеством: Gibson Les Paul обладал 22-мя ладами, а у Fender Stratocaster до дебютировавшей с 22-мя ладами в 1987 году модели American Standard был только 21 лад.

Чтобы гитары PRS Custom 24 лучше держали строй, на них устанавливались колки Schaller с замковым механизмом, что для серийных гитар того времени было новшеством.

Одним из самых узнаваемых элементов дизайна всех гитар PRS, настоящим фирменным знаком и свидетельством того, что на производстве этих инструментов не экономят, стали маркеры рабочей поверхности грифа в виде контуров летящих птиц из перламутра.

Достаточно спорной по мнению гитарной общественности новинкой, которую PRS стали с конца 80-ых иногда использовать на своих гитарах разных моделей, стал 5-позиционный круговой переключатель датчиков, который многие покупатели заменяли на стандартный практически сразу же после приобретения PRS. Новаторский переключатель обеспечивал следующие варианты звучания:

  • Позиция 1: нэковый датчик;
  • Позиция 2: внешние катушки обоих датчиков, скомутированные параллельно;
  • Позиция 3: внешние катушки обоих датчиков, скомутированные последовательно;
  • Позиция 4: внутренние катушки обоих датчиков, скомутированные параллельно;
  • Позиция 5: бриджевый датчик.

В настоящее время гитары PRS стали узнаваемой классикой, оказавшей, и продолжающей оказывать влияние на множество гитар других производителей по всему меру. Более того, даже Fender и Gibson попали под это влияние.

В частности в линейке Gibson уже стали активно появляться модели гитары с топом из "огненного" клена, который практически не использовался Gibson после 50-ых годов. Более того, появились "двурогие" модели с 24 ладами и топом из "огненного клена" (в частности Double Cutaway Les Paul Standard второй половины 90-ых).

Что касается Fender, то они с конца 80-ых также стали использовать локовые колки Schaller на многих современных моделях, и с 90-ых годов время от времени выпускали в разных сериях инструменты с топом из "огненного" клена.

Если смотреть на Custom 24 как на товар в той же продуктовой нише, что и Les Paul (ведь эти инструменты созданы для одного типа звучания), то в PRS очень четко прослеживаются конкурентные преимущества, заложенные в инструмент Полом:

  • Расширение исполнительских возможностей за счет наличия тремоло-бриджа;
  • Два дополнительных лада, увеличивающих количество имеющихся на грифе нот;
  • Более удобный доступ левой руки к двадцатым ладам;
  • Способность лучше держать за строй, благодаря прогрессивным колкам с замковым механизмом;
  • Улучшенный баланс инструмента при игре с ремнем;
  • Повышение комфорта, как следствие меньшей толщины корпуса;
  • Меньший вес инструмента;
  • Премиальные элементы дизайна в виде инкрустации грифа и роскошных кленовых топов.

Со всей определенностью можно сказать, что PRS Custom 24 - это попытка сделать Les Paul нового поколения, развить его, улучшить и исправить все возможные недостатки, какие только могли бы найти в Les Paul придирчивые гитаристы. Нет сомнений в том, что этот подход был обусловлен тем, что Пол являлся гитаристом и хорошо представлял все минусы тех или иных гитар.

Модель PRS Custom 24 выпускается вплоть до сегодняшнего дня, но она давно не единственная в каталоге PRS. За несколько десятилетий своей истории производитель очень активно развивался и выпустил много новых моделей, расширив свой каталог до акустических гитар, полу-акустических, страто-подобных, однорогих лесполо-подобных, семиструнных, баритонов, басов, усилителей, и бюджетных инструментов, производимых в Азии.

На этом интересном творческом пути можно выделить несколько знаковых событий в гитарах формата PRS Custom.

Гитары PRS всегда были дорогими инструментами. Первая попытка создать бюджетную версию была в 1987 году, когда PRS представили модель Standard 24, отличавшуюся от Custom 24 корпусом из махогони без роскошного кленового топа.

В 1988 году на модели CE 24 (Classic Electric) был опробован другой подход к созданию эконом-версии Custom. У этих инструментов был кленовый гриф с креплением на болтах и "точками" вместо "птиц". Первые версии CE имели корпус из ольхи с кленовым топом.

В 1991 году мир увидел модели PRS c фиксированным бриджем, дебютировавшим на гитарах Dragon и Artist. Гитары PRS Dragon отличались от Custom не только бриджем: невероятная инкрустация рабочей поверхности грифа превращала этот инструмент в произведение художественного искусства.

Можно назвать фиксированный бридж PRS возвратом к наследию Les Paul Special Double Cutaway. В последствие практически у всех моделей PRS, включая Custom, выходили варианты в том числе и c фиксированным бриджем.

В 1993 году PRS сделали версию Custom с 22 ладами для тех, кому не хватало низов в звуке нэкового датчика на модели Custom 24. В дальнейшем выбор между 22 и 24 ладами стал традиционной опцией большинства моделей PRS.

Начиная с 1994 года, в каталогах PRS присутствуют разные модели Ted McCarty, легендарного президента Gibson пятидесятых годов, который приложил руку к созданию практически всех знаковых инструментов Gibson того времени. У PRS Ted McCarty первой версии была на 1/8 дюйма увеличена толщина слоя махогони в корпусе, устанавливались колки ретро-стиля и присутствовал фиксированный бридж. Гриф, разумеется, в лучших традициях Gibson - исключительно c 22 ладами.

Таким образом, за счет сотрудничества с McCarty, миру демонстрировался факт того, что именно PRS в наше время были наиболее близки по духу и качеству к самым популярным моделям Gibson пятидесятых. Это был эффективный маркетинговый ход в расчете на искушенных покупателей.

С 1998 года PRS выпускают различные модели Hollowbody (иногда в рамках линейки Ted McCarty), являющиеся полу-акустической версией того же уже классического форм-фактора Custom.

В 1995 году молодая компания совершила первый шаг в сторону от типажа Custom. Была создана именная модель Карлоса Сантаны, с которым Пол общался и сотрудничал еще до того, как основал компанию и стал делать гитары серийно. Новая модель Santana базировалась на личных гитарах Карлоса, которые Пол сделал ему в первой половине 80-ых. Форма головы грифа и контуры корпуса отличались от Custom, за счет стремления к симметрии будучи ближе к Gibson Les Paul Double Cutaway. Еще одним отличающим модель Santana от Custom параметром была мензура 24.5 дюйма. На первой версии гитар Santana стояли два мини-переключателя и одна ручка регулировки.

Карлос Сантана, чей стиль игры идеально подходит для демонстрации возможностей и звучания гитар PRS, внес громадный вклад в популярность этих гитар по всему миру, и для молодого бренда заполучить такого артиста мировой известности стало удачным случаем невероятного везения.




   Предыдущая часть    продолжение следует









Kill 'Em All Яндекс.Метрика

 JIMI 
     Гитары          и все остальное