JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Kill 'Em All Яндекс.Метрика

   Сергей Тынку   
   История электрогитары (самая правильная)   
1952. Gibson Les Paul.

Gibson - это один из самых старейших производителей гитар в мире. Компания образовалась еще в 19 веке. В начала 20 века они делали традиционные акустические гитары, а потом расширили свой ассортимент, так называемыми, джазовыми гитарами (они же archtop). Это тоже были акустические гитары, но у них была выпуклая верхняя дека и резонаторные отверстия эфы. Эти особенности конструкции были привнесены из смычковых струнных инструментов (скрипка, контрабас, виолончель). В 40-ые годы, Gibson помимо чисто акустических джазовых гитар, стали выпускать версии джазовых гитар со звукоснимателем. Первой в истории гитарой такого рода считается модель Gibson ES-150 образца 1936 года, которую ассоциируют с джазовым гитаристом Charlie Christian.

1936 Gibson ES-150.

Les Paul - популярный в США в середине 20 века виртуозный гитарист, работавший в жанрах поп-музыки и джаза. Также известен как изобретатель-новатор на ниве технологий и оборудования для звукозаписи и обработки звука. Его называют революционером мира музыкального оборудования.

Лес Пол в составе Les Paul Trio в середине 40-ых. Пока с традиционной акустической гитарой.

Он был одним из первых, кто в 40-ых годах сделал электрогитару с цельным корпусом, начав активно ее использовать в студии и на сцене. Это был кусок деревянного бруса (сосновый блок с сечением 10x10 см), на который он прикрепил бридж и звукосниматель, установив гриф от акустической гитары Epiphone. Чтобы инструмент выглядел более привычно, он добавил к брусу боковые части от джазовой гитары. Эта гитара получила кличку "бревно" (Log).

"Бревно" Леса Пола

Первая попытка сотрудничества Леса Пола и Gibson получилась неудачной. В 40-ых годах, он показывал свое "бревно" руководству компании, предлагая заняться производством цельнокорпусных электрогитар. Однако, понимания его предложение не встретило и был отвергнуто в достаточно унизительной насмешливой форме. После этого Лес охотно делился своими идеями со множеством других людей, в частности с Лео Фендером.

Все изменилось в 1951 году. Дела у Gibson после второй мировой войны шли не очень хорошо. Собственники компании назначили нового президента Gibson - Теда Маккарти, которому предстояло стать кризисным управляющим. Было решено еще раз пообщаться с Лесом, который и сам думал выйти на контакт с Gibson. По результатам встречи, на которой Лес в артистичной манере описал то, как Gibson уже многое потеряли, упустив момент первыми выйти на рынок и обойти Fender, а потом обрисовал самые трагичные перспективы на будущее в случае, если Gibson не начнут делать цельнокорпусные электрогитары. Он сказал: "Fender сметут вас с арены, если вы ничего не предпримете".

По результатам общения Gibson сказали Лесу следующее: "Да, мы будем делать электрогитары, но своего дизайна. А ты, если так веришь в их будущее, будешь рекламировать эти гитары, и получать деньги за каждый проданный инструмент, которому мы дадим твое имя. Таким образом ты будешь кровно заинтересован в успехе этой идеи, и не получишь ни цента, если появишься на публике с гитарой другого бренда". Лес согласился.

1949 Gibson ES-175

Gibson не очень долго думали над дизайном нового инструмента. Они просто взяли свою традиционную джазовую гитару, уменьшили ее корпус, сделав его тонким и цельным. На новую гитару было установлено два звукоснимателя P90 и она вышла в 1952 году. Лесу никогда не нравились серийные модели Les Paul и он практически всегда что-то в них менял.

Все 50-ые годы Gibson делали отчаянные усилия, чтобы добиться хороших продаж Les Paul, но с коммерческой точки зрения проект получился не настолько удачным, как на него рассчитывали, поскольку гитары не стали популярными в среде музыкантов и результаты продаж были не блестящими. Дело дошло до того, что в 1960 году производство Les Paul было прекращено.

К этому времени Gibson разработали несколько разных моделей, в том числе бюджетного сегмента (Special, Junior) и премиального (Custom). Они улучшали конструкцию бриджа (trapeze, wraparound, tune-o-matic), начали устанавливать более прогрессивные и "менее фонящие" звукосниматели (хамбакеры P.A.F. вместо синглов P90), которые были изобретены сотрудником Gibson Сетом Ловером.

1952, 1954, 1956, 1957, 1958 - эволюция модели Les Paul Standard в 50-ые. Изменения конструкции бриджа, типа звукоснимателей и цвета корпуса (от GoldTop к Sunburst)

В попытке конкурировать с Fender Stratocaster были представлены "двурогие модели" (Double Cutaway версии Special и Junior). Также в рамках конкуренции с Fender Stratocaster на модели Custom ставили тремоло-бридж Bigsby и добавляли третий датчик - такую модель в 60-ые годы купил и активно использовал для сессионной студийной работы британский гитарист Jimmy Page.

Одним из самых популярных в будущем шагов на пути работы над моделью Les Paul стало появление в 1958 году моделей с корпусами цвета санберст с "огненным" (полосатым) кленовым топом (верхний слой дерева).

Бюджетные модели 1954 Les Paul Junior и 1958 Les Paul Special Double Cutaway. Премиальные модели Les Paul Custom 1954 и 1957 годов.

Несмотря на то, что за последующие 60 с лишним лет Gibson сделали множество новых моделей и версий Les Paul, именно модели 50-ых годов (Custom и Standard Sunburst) являлись в итоге самыми популярными и востребованными среди гитаристов, хотя большинство покупателей выбирали их более современные версии с более мощными звукоснимателями и грифами "потоньше". Но популярность к Les Paul пришла позже, а в 50-ые эти гитары оказались мало-востребованы. К причинам такого положения дел можно отнести следующие факторы:

  • Gibson Les Paul стоили дороже гитар конкурентов.

  • В усилители 50-ых годов Gibson Les Paul не звучали лучше конкурентов того времени (тех же Fender).

  • Рок-музыка, для которой идеально подходят Gibson Les Paul, в 50-ые годы еще не появилась, и эти инструменты просто негде было использовать.

  • На фоне Fender гитары Gibson Les Paul были очень тяжелыми, неуклюжими и неудобными, что отпугивало потенциальных покупателей в магазинах, где можно было сравнить эти инструменты. Кстати, подобная тенденция частично сохранилась и по сей день.

  • 1952 Gibson ES-275
  • Дизайн Gibson Les Paul не выглядел новаторским. Скорее, наоборот, очень традиционным и отсталым. В нем не ощущалось революционного начала (опять таки, в отличие от Fender). Gibson Les Paul выглядел очень близко к джазовым гитарам, которые казались молодежи чем-то устаревшим и уходящим в прошлое. Такой имидж Les Paul для многих молодых покупателей гитар актуален и по сей день.

  • Gibson откровенно завалили маркетинг-работу, и гитарам Gibson Les Paul явно не хватало рекламы. Одного Леса Пола оказалось мало для продвижения - для молодежи это был чуждый ментально и музыкально "мужик за сорокет". Если сравнить его с кумирами Американской молодежи тех лет, то Лес не был сексапильным бунтарем как Элвис. Он не играл рокенрол как модный среди юнцов Buddy Holly, чья любовь к Fender Stratocaster как раз очень много сделала для продвижения этих гитар.

    Рекламная полоса Gibson Les Paul в 1953 году.

    После того, как в 1960 году было остановлено производство гитар Gibson Les Paul, все изменил 1966 год - это одна из самых главных дат в истории этой гитары. И человеком, который повернул в 1966 году народ лицом к Gibson Les Paul, как ни странно, оказался британский талант - молодой (21 год) гитарист Эрик Клэптон, который в последующие годы уже ассоциировался исключительно с Fender Stratocaster, и немало поспособствовал популярности Fender.

    В 60-ые Эрик успел поучаствовать во многих проектах (Yardbirds, John Mayall & the Bluesbreakers, Cream, Blind Faith) и поиграть на многих гитарах (Fender Telecaster, Fender Stratocaster, Fender Jazzmaster, Gretsch Country Gentelman, Gibson Les Paul, Gibson SG, Gibson Firebird, Gibson ES-335, Gibson Explorer).

    Надо сказать, что в 60-ые в гитарных магазинах было много разных снятых с производства моделей цельно-корпусных Gibson 50-ых (Les Paul, Flying V и др.), которые продавались крайне дешево. Это были либо сданные в комиссионку гитары, либо просто никем никогда не купленные инструменты, провисевшие в магазинах по 10 лет, дешевея день ото дня.

    В 1966 году вышел исторический альбом "John Mayall & the Bluesbreakers with Eric Clapton" - ставшая просто бешено популярной классика блюз-рока, оказавшее громадное влияние на музыку. Для гитаристов всего мира стал открытием гитарный саунд Клэптона на этой записи. Это была ли чуть ли не первая пластинка, где можно было услышать легендарную в будущем связку гитары Gibson Les Paul (это был 1960 Standard Sunburst, украденный впоследствии) и усилителя Marshall Bluesbreaker.

    Усилители Marshall появились в Англии только в 1962 году, и в 1966 именно Клэптон открыл людям сочетание гитары и усилителя, ставшее навеки самым популярным. Музыканты по всему миру стали скупать все оставшиеся в магазинах Gibson Les Paul (бывшие в употребление и просто нераскупленные с 50-ых). Эти гитары вдруг стали всем нужны - тем более, они уже не так дорого стоили. Для роста популярности Marshall этот альбом также оказался весьма важным.

    Для продвижения и хороших продаж гитары нет ничего лучше, чем крутой музыкант, сыгравший на этой гитаре на популярном альбоме, и использующий этот инструмент на концертах. Это истина и закон гитарного маркетинга на все времена. Fender, как более современная и молодежная компания, понимали это со своих самых первых дней. в то время как Gibson в работе с артистами опоздали на несколько десятилетий. И если Fender еще в 60-ых дарили свои гитары Хендриксу, Gretsch - Эткинсу, а Rickenbacker - Леннону и Хариссону, то Джимми Пейдж аж до 90-ых годов самостоятельно покупал все свои Les Paul за свои деньги.

    В 1968 году Клэптон наносит еще один "леспольный" удар! В первой половине 1968 года он подарил своему другу Джорджу Харрисону перекрашенный в вишневый цвет 1957 Les Paul GoldTop по кличке Lucy, а во второй половине года в качестве приглашенного артиста записал на этой гитаре соло в бессмертном хите Beatles "While My Guitar Gently Weeps", который был издан на культовой пластинке Beatles "White Album". И это была еще одна невероятно популярная демонстрация звучания гитары Gibson Les Paul, после которой люди захотели купить такой инструмент. До этого народ никогда не слышал такого гитарного саунда, как у Les Paul в руках Клэптона в 1966 и 1968 годах.

    Деваться было некуда, и, видя ажиотажный спрос на Gibson Les Paul, в 1968 году компания Gibson начала опять выпускать Les Paul. В 70-ые годы этот спрос стал только расти, благодаря набравшей безумную популярность группе Led Zeppelin, гитарист которой, Джимми Пейдж, в 1969 году купил у Джо Уолша (в будущем гитариста Eagles) Les Paul Standard Sunburst конца 50-ых, и сделал этот инструмент своей основной концертной гитарой, играя на ней по всему миру самые большие в мире концерты 70-ых.

    В 80-ые свой вклад в популярность Les Paul внесли Рэнди Роадс, Закк Уайлд, Джо Перри и Слэш, соответственно игравшие в популярных на то время рок-проектах Ozzy Osbourne, Aerosmith, Guns N'Roses. В 90-ые продюсер Боб Рок открыл Les Paul участникам группы Metallica, которые до сих пор активно используют Les Paul в студии и на сцене, способствуя росту популярности этих инструментов. Также в числе звездных музыкантов, способствовавших росту популярности Gibson Les Paul можно отметить Гари Мура и Билли Гиббонса (ZZ Top).

    Стоит обратить внимание на то, что десятилетие от десятилетия популярность Gibson Les Paul росла и развивалась одновременно с тем, как рок-музыка утяжелялась, и рос объем гейна в звучании гитаристов популярных проектов.




  •    Предыдущая часть    продолжение следует









    Kill 'Em All Яндекс.Метрика

     JIMI 
         Гитары          и все остальное