JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

Легенда о гитаре  Slash
"Appetite for Destruction" Les Paul
Автор - Thomas Scott McKenzie, источник - Premier Guitar 2010,
перевод - Сергей Тынку

Мифология всегда была важной составляющей человеческой жизни. И нам для погружения в мифы совсем необязательно тратить кучу времени на обсуждение греческих богов или чтение сказок о драконах. Можно просто настраивать свои гитары и крутить ручки усилителей, обсуждая триумф джедая в Звездных Войнах или успех очередного спортсмена на зеленой траве стадиона. Наши мифы - это то, что информирует мир о нашей культуре или том, кто мы вообще такие. Тоже самое касается и музыки, где время от времени появляются разные истории, которые пускают корни, растут, расширяются, видоизменяются и достигают просто мифических масштабов.

История гитарного арсенала Слэша времен его бурных деньков времен записи альбома Appetite for Destruction группы Guns N' Roses как раз и является такой сказкой, которую заново рассказывают с позиций эпических поэтов нынешних времен, которые взялись за это все с такой же страстью, какой наполнены обычно дебаты о разного рода спорных археологических открытиях.

В марте 2010 года Gibson объявили о выпуске модели Slash Appetite Les Paul, сообщив в пресс-релизе, что речь идет реплике "топора, которым нарубили тысячи риффов". На сайт Gibson поместили видео, в котором Слэш держит новую модель рядом со своей личной гитарой и говорит "Это вот моя изначальная гитара, а вот эта точно такая же как моя". И камера медленно разворачивается вокруг инструмента, увеличивая изображение для детального обзора.

"Учитывая все обстоятельства, что относятся к оригиналу, у него уникальное звучание само по себе", - продолжает Слэш, - "И в новой гитаре мы просто пытались это все скопировать. И новая модель Appetite for Destruction - это самое близкое к оригиналу, что вообще кто-либо смог бы сделать".

Cправа в руке у Слэша одна их трех наиболее мифологизированных реплик  Les Paul, на которой он играет годами, а слева его новый Gibson Appetite Les Paul. Фото -  Neil Zlozower

Когда журнал Premier Guitar делал обзор этой новой гибсоновской модели, то инструмент заслужил эпитета "впечатляющий". Про него писали: "Это отлично сделанный высоко-качественный Les Paul, идеальный для игры и невероятно клево выглядящий". Гитара получила оценку в 4.5 звезды из 5 возможных.

В той же статье было сказано то, что фанаты Slash и участники гитарных форумов знали и раньше: Slash Appetite Les Paul является копией копии. Поскольку Slash записал свои партии на культовом альбоме на гитаре, которая не была Gibson. То, что Слэш называет оригинал - это гитара, которую сделал Калифорнийский мастер Kris Derrig.

Слэш и Gibson оставили без ответа просьбы дать интервью для этой статьи. Однако, мы должны заметить, что общее мнение среди продвинутых гитаристов состоит в том, что все таки  Appetite Les Paul не является какой-либо попыткой обмануть ничего не подозревающую общественность. Большинство экспертов считает, что если ты такой большой фанат Слэша, что готов купить гитару по цене практически пяти таких же (но без имени Слэша), то ты сто пудов знаешь истинную историю этой гитары. Более того, выпуск этой гитары - это как раз ответ Gibson на многочисленные пожелания фанатов гитариста.

Сделанные на Gibson копии той самой копии Слэшевской гитары

"Я бы вообще не стал их ни в чем обвинять", - говорит гитарный мастер Roman Rist, который фигурирует в нашем рассказе о днях далеких. "Slash имеет партнерские отношения с Gibson. И он настоящая звезда, почему бы ни выпустить его модель?  Я уверен, у Slash есть множество пожеланий к тому, что это должна быть за гитара чтобы он подписался под соглашением и остался довольным инструментом. Я не вижу ничего предосудительного".

Roman Rist

Однако, пока Gibson делали копию культового инструмента, легенда о его оригинальной гитаре намного более сложна, чем это кажется на самом деле. Есть много людей, которые утверждают, что у Slash в те далекие времена было целых три похожих Les Paul. Те три гитары покрыты вопросами, противоречивыми воспоминаниями и взаимоисключающими сведениями. Исследовать легенду от этих инструментах - это что-то похожее на попытку распутать нити древней норвежской эпопеи или разобраться в многочисленных потомках греческого бога Зевса. Каждый новый факт рождает новые вопросы, и конец каждого исследования означает начало нового.

По словам мастера Roman Rist, в середине - первая реплика леспола от  мастера  Kris Derrig,  которая, говорит Rist, использовалась в заключительной части  Appetite. Справа - гитара, которую сделал Peter "Max" Baranet. Слева - вторая гитара  Kris Derrig. Фото из архива Roman Rist.

Эпопея Hunterburst

Исследователь мифов, лектор и писатель Joseph Campbell изучает мифы и легенды, которые передаются сквозь века, и особенно много внимания уделяет той роли, что играет мифология  в опыте человека. И он обратил внимание на некоторые постоянные составляющие, которые появляются в мифах независимо от культуры, которая их породила. То есть существует некий герой, который обязан покинуть зону своего комфорта и отправиться в какое-то путешествие. В пути герой сталкивается со сверхъестественной помощью со стороны мифических амулетов. Форма этих орудий может меняться от мифа к мифу. Меч короля Артура, дары Персея, волшебная лампа Алладина, световой меч Люка Скайокера,

В музыкальном контексте эту структуру мифа можно было показать на примере обедневшего кудрявого героя, сталкивающегося с трансформирующимся инструментом.

В начале 80-ых, когда Guns N’ Roses только формировались, Слэш жил очень бедно. Ему не хватало денег на еду и наркоту. Разумеется, найти средства на покупку прекрасных винтажных гитар ему было негде.

"Да у этих парней тогда могли были дни, когда не хватало пары монет на пачку сигарет" - говорит бывший "ганзовский" менеджер  Vicky Hamilton. Она в те времена даже позволила пацанам въехать к нему в квартиру, что, конечно, уменьшило шансы на возвращение залогового депозита, который обычно берут владельцы жилья с арендаторов на случай возможных повреждений апартаментов.

Викки слева

Из-за такой финансовой ситуации Слэш играл на всем, что подвернется под руку, не особо зацикливаясь на каком-то бренде. Все эти гитары вы можете увидеть на фотографиях в книге  Marc Canter "Reckless Road: Guns N’ Roses and the Making of Appetite for Destruction".

Там повсюду в тексте попадаются изображения Слэша с красным B.C. Rich Warlock и B.C. Rich Mockingbird с видимым рисунком дерева на корпусе. Ну а если говорить о том времени, когда он был совсем молодым, можно обнаружить даже черный Fender Stratocaster. В моментом ставших бестселлером мемуарах Slash, которые он написал с помощью Anthony Bozza, упомянута история как Слэш просил Paul Stanley (из Kiss) помочь ему выпросить у B.C. Rich гитары.

Именно в тех джунглях экспериментов с гитарами Слэш столкнулся со своим первым амулетом, который поможет ему выдержать столкновение с трудностями на пути вверх по лестнице к рокенрольной славе.

"Я играл на новой для себя гитаре", - писал Слэш в мемуарах. "Это был Les Paul, который принадлежал Steve Hunter, блюзому гитаристу 70-ых. Я продал свой B.C.Rich ради него. Это было в магазине Guitars R Us, которым рулил Howie Hubberman".

Обретение этого инструмента стало главной причиной праздника в "ганзовском" лагере.

"Я очень хорошо помню, как Слэш первый раз притащил санберстовый Gibson в комнату где мы все тогда вместе жили", - рассказывает Hamilton. "Он  с гордостью открыл кофр и со всех сторон понеслись охи и ахи".

Ту гитару часто называют Hunterburst, в честь ее бывшего владельца, который засветился выступлениями с Alice Cooper, Peter Gabriel, Lou Reed и даже Aerosmith. Вероятно именно на этой гитаре Hunter играл на таких известных вещах как куперовские "Billion Dollar Babies" и "Welcome to My Nightmare", гэбриэлевской "Solsbury Hill" и луридовском" альбоме "Rock n Roll Animal".

Сам Hunter не знает попала ли именно его гитара в руки Слэша или это был другой инструмент. Несмотря на то, что он отказался обсуждать с нами эту тему, ранее он уже заявлял, что не знает о дальнейшей судьбе гитары, после того как продал ее.

Гитарные гуру Howie Hubberman и Roman Rist держали в руках  "хантеровский" Les Paul и они утверждают, что именно он оказался у Слэша. Гитара оказалась в магазине с оригинальным частями 50-ых, включая датчики, которые в конце концов сняли и продали на рынке винтажных частей. А на гитару поставили более современные и недорогие железо и электронику.

"Я поставил туда сеймура" - говорит Rist. "И все отстроил, чтобы играть было удобно. Она была у меня может быть пару дней. А потом Howie позвонил Слэшу и сказал, что есть гитарка для него. Слэш пришел и они стали договариваться о деталях сделки с Howie".

Hubberman, который также был инвестором группы в те далекие дни, вспоминает, что продал гитару за $2600, с отсрочкой платежа на длительное время. "Понимаете, у них не было бабок тогда", - говорит Hubberman, -  "Я просто давал вещи, а типа бабки потом когда-нибудь вернете. И парни всегда были честны со мной. Ну может быть Izzy был паршивой овцой в стаде, но и ему пришлось бы заплатить. Ну и Слэш - у него заняло пару лет, чтобы найти бабки, но он все таки заплатил."

В шутку Hubberman добавляет "Я думаю, когда он оплатил ту гитару, к тому времени ее у него уже не было". Легенды и разного рода слухи говорят, что Слэш сбагрил эту гитару чтобы купить наркоты. Это, конечно, сложно доказать, но вполне могло быть. В мемуарах Слэш пишет о тех временах, что "продавал свое оборудование за наличные, чтобы надыбать больше кайфа".

Peter “Max” Baranet — человек позади Hunterburst?

Roman Rist говорит, что хотя Hunterburst и не использовался при записи Appetite, все равно заслуживает почетного места в истории рокенрола.

"Hunterburst является значительный инструментом, поскольку он принадлежал рок-звезде, что по моему мнению, очень сильно поспособствовал развитию музыкальной сцены", - продолжает Rist, - "Steve Hunter был реально крутым. И его гитара просто перешла от старой гвардии к молодой. И именно Hunterburst зациклил  Слэша на  гитарах Gibson Les Paul, иконой которых он и стал со временем."

Однако, фишка в том, что Hunterburst не был настоящим Gibson. Это копия. Steve Hunter говорит, что гитару сделал Peter “Max” Baranet, которого кореша и клиенты зовут просто Максом. И  Howie Hubberman  говорит, что гитару сделал Макс. И Roman Rist.

А что сам Макс? Вот он не так уверен. Обычно он говорит, что не может ни подтвердить, ни опровергнуть, что это один из его инструментов. "Да я его просто не помню", - говорит он, - "Какие-то люди говорят, что помнят его его у меня в лавке, но в те времена столько всего прошло через мои руки, куча гитар была сделана и множество людей пронеслись мимо".

Объемы работ Макса действительно были немалыми. "Помню я работал в "Image Guitars" и там только за год сделал больше 150 заказных гитар. И все единолично! А вы говорите о какой-то одной. Да я и не собирался помнить их все".

Серийные номера и штампы на на копиях гитар были бессистемны, поэтому от них мало помощи в разгадке тайны. Макс говорит, что иногда он в серийных номерах использовал даты рождения клиентов, номера их карт социального страхования и прочие цифры.

Не смотря на нежелание Макса признать свое авторство по части Hunterburst, его бывший коллега Rist убежден, что именно тот сделал эту гитару.

"Я так долго работал вместе с Максом, что знаю как он делает. Есть мелкие фирменные штрихи, по которым я всегда смогу узнать Макса. И есть другие вещи, которые стали его фишкой, например, как он делает полости в корпусе. Стоит мне снять крышку темброблока или датчики, как я сразу пойму - это сделал Макс" - говорит Rist.

Эту копию леспола обычно называют «Hunterburst», поскольку раньше она принадлежала гитаристу Стиву Хантеру, Элиса Купера. Считается, что это была первая встреча Слэша с качественной копией культовой гибсоновской гитары, которая произошла в период работы над "Appetite for Destruction". Фото Mark Olson

Появление версии Kris Derrig…

Безотносительно происхождения Hunterburst, в какой-то момент эта гитара исчезла из рук Слэша. В целом, у группы было заготовлено моментальное оправдание постоянной пропаже оборудования. "Я думаю, там была история с тем, что кто-то просто украл его", - смеется Hamilton, "Кто-то, кто был общей историей с парнями в те дни. Вещи просто становились исчезнувшими, и я даже не знал, что парни делают там у меня на крыше под наркотой и прочим дерьмом".

Когда в 1986 году  Guns N’ Roses  вошли в студию для записи Appetite for Destruction, у Слэша был набор гитар, в котором, согласно свидетельству многих, не было никаких Les Paul,  ни оригинальных, ни копий.

"Я не был сам в студии, но очень много людей, и сам Slash и остальные, говорят, что большая часть вещей была записана на черном Jackson и красном B.C.Rich" - говорит Rist. Он утверждает, что большая часть альбома была записана на этих гитарах и вторая легендарная копия Les Paul не появлялась в кадре, "пока Слэш не записал весь сольный материал".

В других источниках говорится, что роль копии леспола была более заметной на альбоме. В вышедшей в 2008 году книге Stephen Davis "Watch You Bleed: The Saga of Guns N’ Roses", автор пишет, что Slash записал большую часть материала на копии леспола через усилитель Marshall.

А вот сам Слэш в интервью в июле 2010 года сайту Noisecreep кажется подтверждает, по крайней мере частично, что леспол был задействован только в самом конце работы и подтвердил слухи об использовании ранее других гитар на записи.

"Я был реально на дне и заложил все свои приличные гитары перед тем как мы отправились в студию записывать Appetite for Destruction", - сказал Слэш в интервью веб-сайту, - "Все, что у меня было - это  B.C. Rich Warloc, два Jackson, Firebird и прототип гитары арчтоп-стратовского стиля. Я их притащил на запись и все они звучали ужасно. Я думал “Йопт, да что же я делаю то?” Мне нужно было делать наложения, а гитары не было. Таким образом ганзовский менеджер Alan Niven за день до того, как мне надо было писать наложения притащил мне Les Paul. Я на следующий день пошел с ним в студию и это была самая клево звучащая гитара".

Это была вторая копия леспола в эпическом путешествии Слэша. И ее сделал покойный Kris Derrig. Мастер Макс Baranet говорит об этой гитаре "Она появилась в последний момент, когда надо было уже прописывать дублирующие наложения и соло".

На первый взгляд это входит в противоречие со словами Слэша в его мемуарах: "Ее сделал Jim Foote, у которого был магазин MusicWorks в местечке Redondo Beach.”

Однако, гитарные мастера объясняют это тем, что у Derrig и Foote (который до сих пор жив) просто была общее помещение, одно на двоих. Поскольку Слэш сам не ходил в магазин за гитарой, ее принес Alan Niven, то эта путаница вполне объяснима.

Kris Derrig с одним из своих лесполов. Он умер в мае 1987 года от рака.

"У Kris Derrig была мастерская в подсобных помещениях магазина Foote", - говорит Rist. "Большинство гитарных мастеров предпочитают чтобы их не дергали, пока они занимаются своим делом. И им совсем не хочется общаться с покупателям. Поэтому если у вас есть буфер (в виде продавца) между вами и клиентами, то вы работаете быстрее и лучше".

Та гитара Kris Derrig и остается главной гитарой Слэша по сей день. И когда Слэш в рекламных материалах Gibson говорит об оригинале, то он имеет в виду именно его. С тех пор как эта гитара попала к Слэшу, у мастеров, с которыми мы общались для этой статьи нет информации конкретно об этом инструменте.

Святые троицы и вечные мифы.

Предположительно после записи Appetite  у Слэша появилась третья точная копия леспола. Согласно некоторым данным - это вторая гитара Derring. Согласно другим - это другая гитара Макса  Baranet.

"Howie проинформировал Макса, что Слэш нуждается в еще одном лесполе. Причем очень срочно." - говорит Rist, - "она нужна была в качестве второй гитары для гастрольного тура". Точных сведений нет, но предположительно Slash все еще владеет той третьей копией.

В конечном счеты некоторые споры вокруг этих трех гитар никогда не прийдут к какому-то логическому разрешению. Если только ни запереть Слэша, мастеров и сами гитары в одной комнате, чтобы допросить их как показано в сериале CSI, окончательны ответы просто не могут быть найдены. В отсутствии таких точных данных, бурные обсуждение темы будут продолжаться. В интернете есть соответствующий пост на форуме, где спор продолжается три года и сделано 531 сообщение. И люди каждый день продолжают постить туда свои аргументы в споре.

Несмотря на то, что Слэш возможно смотрит на это иначе, он несомненно продолжает играть роль кэмпбелловского героя, дающего новую интерпретацию старой традиции, делая ее актуальной в нынешнее время.

На протяжении 80-ых рогатые гитары с рычагами флойдов и яркой покраской корпусов были стандартным выбором любого амбициозного рокера. Слэшевские приблюзованные более прямолинейно рокенрольные риффы и соляки на "Appetite for Destruction" качнули фокус назад к лесполам, как это было свойственно семидесятых в период расцвета Led Zeppelin и других опирающихся на звучание лесполов групп.

"В то время, в 80-ых, рынок санберстов был мертв", - говорит Baranet. "Я обычно гонял на гитарную выставку в Техасе каждые полгода. У меня есть фотографии 88 года с рядами и рядами санберстовых лесполов по цене от 700 до 800 долларов, и никто их не покупал. Когда выстрелили Guns N’ Roses, то по ящику в тех трех клипах Слэш играл на лесполе, и они были в постоянной ротации на MTV". Эти показы привлекли внимание коллекционеров из других стран, и они взялись за лесполы, в результате чего их стало не хватать американскому рынку. Соответственно, цены выросли.

"Игра Слэша на лесполе была тем, что запустило этот процесс", - продолжает Baranet. "Это в чем-то смешно, потому что он в то время играл на копии, и при этом подтолкнул рынок настоящих санберстов, а также рынки переизданий и винтаж гитар, которые рванули позже".

На этой фотографии 2001 года Peter “Max” Baranet и Слэш с копией, которую Макс ему сделал. Фото из архива Peter “Max” Baranet.

Несмотря на то, что вся правда о леспольном арсенале Слэша возможно никогда не будет известна, гитаристы и любители музыки всегда будут поклонятся этим культовым инструментам. И они всегда будут очаровываться мелкими деталями этих инструментов.

"Чтобы придать этому почти философский смысл, надо приблизить их к богу", - говорит Rist. "Особенно если ты посмотришь на Слэша: он был ребенком с неубиваемой верой, а сейчас превратился в громадную звезду. И таким образом, есть люди, которые хотели бы повторить подобную судьбу. Они мечтают об этом, но у них никогда такого не случится. Иногда чтобы приблизиться к мечте люди просто говорят об этом".

Да, рассуждения Rist достаточно сильные, с ними не поспоришь. Разговор об этом герое, который нашел канонические орудия и завершил квест, создав легенду, действительно должен продолжится от этого поколения к последующим до тех пор, пока гитаристы будут мечтать воспарить от музыкальной смертности ко входу в пантеон музыкальных богов.

Культура копий

Нет сомнений, что крупные гитарные производители типа Gibson, Fender и Ibanez, рассматривают любой неофициально произведенный инструмент как подделку. И по закону это так и есть. Но культура, сделанных вручную копий - это совсем не то, что держится в тайне от ничего не подозревающего музыканта. Вместо этого, все участвующие стороны (включая крупного производителя) соглашаются, что это может быть благородной сделкой между взрослыми людьми, в результате чего появляются инструменты высочайшего качества.

"Надо понимать, что гитарный мастер - это практически художник", - говорит Roman Rists. "Для художника скопировать Пикассо означает, что он состоялся. Это не о создании фальшивок, выдаваемых за оригиналы. Это способ сказать «Привет, вот моя визитка. Если я могу это сделать, я могу сделать практически все.»"

У некоторых создателей копий, которые не хотят светить свои имена, даже есть отношения с компаниями, чьи инструменты они копируют. Они могут делать кастомовые работы для этих производителей или помогать им в каких-то исключительных случаях. Копии очень часто сделаны с таким высоким качеством, что могут конкурировать с заоблачными ценами на сегодняшнем рынке винтаж гитар.

"Последний из сделанных Максом лесполов, насколько я знаю, перекупили за $45.000", - говорит Howie Hubberman. И несмотря на то, что у Baranet нет подтверждения этого конкретного факта, он все таки комментирует ценовой диапазон $35.000-$50.000 фразой "Они перепродали его намного дороже".

Ирония в том, что некоторых производителей копий так сильно уважают, что их копии дальше копируют другие люди.

"Да на свете гораздо больше копий моих гитар, нежели сделанных мною копий брендовых инструментов", - смеется Baranet.








Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное