JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

Как Лео Фендер предлагал Лесу Полу стать эндорсером телекастера
Перевод - Сергей Тынку

Этот рассказ взят из новой книги Ian S. Port "The Birth of Loud: Leo Fender, Les Paul, and the Guitar-Pioneering Rivalry That Shaped Rock 'n' Roll", которая вышла в январе 2019 года. Книга посвящена тому, как рождалась цельнокорпусная электрогитара и на ее страницах можно найти материалы посвященные не только Лео и Лесу, но и Полу Бигсби, Мерлу Трэвису, Мадди Уотерсу и другим пионерам нового инструмента.

В 1947 году Лео Фендер привел Пола Бигсби в Голливуд, домой в гости к Лесу Полу, где они слушали джемы кантри и вестерн гитаристов, и обсуждали, как цельнокорпусная гитара могла бы бороться с фидбеком на большой громкости. К весне 51 года Бигсби реализовал свою задумку в кастомной гитаре для Мерла Трэвиса, а Лео Фендер наконец-то запустил в массовое производство гитару, которую вскоре назовет Телекастером.

Калифорния, Мичиган и Пенсильвания. Лето-Осень 1951 года.

Склонившись над свои столом в офисе Radio-Tel в городе Санта-Ана, Дон Рэндалл анализировал поступление заказов на новую "Испанскую" электро-гитару Fender. В марте, он сообщал о работе трижды или четырежды в неделю до десяти вечера, и при этом не успевая сделать все необходимое. К маю уставший и взволнованный, еще до того как гитары с новым именем Telecaster покинули фабрику, Рэндалл в письмах к своим продавцам кричал о потоке заказов. А потом требовал еще больше.

"Наша Испанская гитара продается в количествах, которые удивляют даже нас самих, но нам все еще нужно хорошо потрудиться", - говорил он. Некоторые дилеры Fender разместили заказ на электрогитару так давно, что забыли про него, и были удивлены, что гитары все таки прибыли, и большинство дилеров стонали, что гитары поставляются не достаточно быстро. По цене в $189.50 плюс $39.95 за чехол телекастер был относительно недорог, и Fender каждый месяц устанавливали новые рекорды своих продаж. А Рэндалл считал, что компания может работать лучше.

Он помнил, как шагал по этажам здания музыкальной выставки, подвергаясь насмешкам более крупных фендеровских конкурентов с восточного побережья Америки, и видел как его фирму отвергают даже за саму идею цельнокорпусной гитары. Но он знал, что есть одна вещь, способная заткнуть рты скептиков.

Той весной 1951 года не было лучше эндорсера для новых гитар Fender нежели Лес Пол, самый популярный электрический гитарист в стране. Вручение Fender Telecaster в поп-звездные руки Пола фактически гарантировало бы массовые продажи и принятие гитары по всей стране, а не только в Калифорнии и на Юго-Западе, где Fender итак были уже популярны.

Это был бы переворот - увести этого знаменитого гитариста от таких солидных компаний как Gibson и Epiphone, чьи инструменты он всегда предпочитал. Дон Рэндал знал, что Лео и Лес были дружны, и Дон с Лео оба отчаянно хотели, чтобы Лес принял телекастер. Таким образом, как-то вечером в середине июня, Рэндалл попытался это осуществить.

"Я не спал в субботу ночью в Лос-Анжелесе и общался с Лесом Полом", - писал Дон коллеге 21 июня 1951 года. "Я дал ему гитару и усилитель попробовать на неделе, чтобы он хорошо их погонял и сказал свое мнение. Ты, наверное, знаешь что он достаточно много времени играл на одном из наших усилков Super Amp. Ощущение, что он у него уже лет сто или даже больше. На этой неделе он попробует усилок Pro Amp и гитару телекастер. Очень интересны его комментарии".

Рэндал дал Лесу телекастер цвета "прозрачный блонд" с двумя датчиками без наклейки с названием на голове. На грифе была обозначена дата 5-10-51. Лес, наверное, думал, что это скорее прототип, а не серийная модель, но так или иначе Рэндалл соглашается с тем, что Лес не сильно беспокоился на счет того, чтобы уделить слишком много внимания гитаре или человеку, который ее привез.

"Это был первый раз, когда я встретился с Лесом и видел его выступление, и, поверь мне, он по-настоящему прекрасный музыкант", - писал Рэндалл. "Однако, он кажется немного эгоистичен. Мэри Форд - очень добрый человек и крайне талантлива. Она красиво поет и играет на гитаре лучше девяти из десяти играющих сегодня людей".

Эгоистичный или нет, Лес Пол достаточно много значил для Рэндалла, который нетерпеливо ожидал вердикта. Лес вспоминает, что с телекастером шла записка от Лео, где он просил "посмотри на гитару и подумай о ней". Это был инструмент, идеи которого так долго защищал Лес Пол, цельнокорпусная гитара, указывающая путь в будущее.

Все могло сложится иначе

Лео хотел эндорсмент с Лесом, но бизнес составляющая не была его единственной мотивацией. Лео хотел показать своему другу-сопернику то, чем он занимался - хоть немного похвастаться перед Лесом, пусть и таким тихим непритязательным образом, которым он по факту делал все в своей жизни.

То о чем Лес, Лео и Пол Бигсби говорили тем давним днем на заднем дворе дома Леса было теперь мощно и аккуратно реализовано в телекастере. То, что когда-то было дикими фантазиями, почти мечтами, теперь было коммерческим продуктом, скромно оцененным, практично разработанным и доступным в музыкальных магазинах по всей стране. Они все работали над одними и тем же вопросами, и Лео полагал, что ему удалось решить их, причем не только для нескольких богатых профи, как это сделал Бигсби, а для гитаристов повсюду.

Мерл Трэвис с гитарой, сделанной ему Полом Бигсби

"Это то, куда я двигаюсь", - сказал Лео примерно в то время Лесу по воспоминаниям последнего. "Ты мог прийти к нам и стать частью этого", - Лес думал, что присоединиться к Fender могло быть умной мыслью. Лео показал свою способность реализовывать радикальные и спорные идеи. Телекастер был гитарой, которую могли купить постоянно работающие музыканты и которая поразительно отличалась от всего остального, висящего в музыкальном магазине. Партнерство с Лео "поначалу поразило меня глобальностью идеи", - вспоминал Лес.

Затем он стал обдумывать свое будущее длительное (кончающееся и возобновляющееся) сотрудничество с Gibson, чьи гитары он любил с детства. Производство в городе Фуллертон, несмотря на свой революционный продукт, было все еще крошечным. "Тогда не было сегодняшнего Фендера", - говорил Лес в интервью, подразумевая отсутствие размаха на всю страну. "Лео тогда только планировал развернуться".

Gibson десятилетием ранее отвергли идею Леса с "бревном", и Лес в основном играл на Epiphone, которые модифицировал самостоятельно, и все еще ощущал связь с престижной компанией из Мичигана. К тому же Лес решил, что на самом деле ему не слишком понравился телекастер Лео. Звук был для него слишком ярким и острым. Дизайн был слишком простым и прямолинейным, слишком непривлекательным. Fender был гитарой обычного человека, а Лес видел себя как исключительного.

То cамое "бревно"

Когда Лео приехал чтобы спросить, что Лес думает об инструменте и поднял вопрос о возможности энодорсмента, то у Леса были плохие новости на этот счет. "Я сказал Лео: ребята, вы знаете, что у меня хорошие отношения с Gibson на протяжении многих лет, и по инструментам они часть самой крупной компании в мире. Поэтому прежде чем двигаться в другую сторону я хочу сделать еще одну попытку сделать с ними гитару".

Лес не был готов сдаваться перед отказом Gibson, даже при том, что те высмеяли его последнюю большую идею. В своей автобиографии Лес утверждает, что Лео понял его решение. "Он сказал ок, понимая мое нежелание резко впутываться во что-то новое".

Но Лес не просто отклонил эндорсмент. Он решил использовать прорыв Лео в том направлении, которое навсегда изменит их связь. По словам Леса, он пытался использовать цельнокорпусную гитару Fender как рычаг давления на Gibson, заставив их сделать инструмент, который ему хотелось. После изучения телекастера, Лес утверждает, что позвонил Морису Берлину, президенту компании, владевшей Gibson и обсудил это с ним.

На последовавшей встрече, по словам Леса, Берлин спросил, что тот думает о телекастере. Лес попытался вложить вирус в ухо большого босса: "Я верю, что цельнокорпусные гитары будут очень важны", - сказал он Берлину. "И если вы кое-чего не сделаете, то Fender будет управлять миром".

Тот самый 51 Nocaster







Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное