JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

    Советы бывалых:     
John Norum:
6 советов гитаристам
Перевод и предисловие - Сергей Тынку

Если ты скажешь кому-нибудь словосочетание "шведский гитарист", то скорее всего услышишь в ответ "Ингви Малмстин", а не "Джон Норум". Хотя если провести народное голосование, то выяснится, что всего одно соло Джона из песни Europe "Final Countdown" в тысячу раз более узнаваемое нежели весь Ингви со всеми его Ролексами и Феррари. И самое смешное, что в том соло и неоклассики и блекморовщины тоже намного больше, чем в Ингви. Послушаем, как Джон дошел до жизни такой.

1. Сначала вибрато

В первую очередь должен сказать о вибрато и насколько оно важно. Ты можешь обладать поразительной техникой, играть по тысяче нот в секунду, но если у тебя плохое или даже ужасное вибрато... то ты пропащий человек! А вот если у тебя хорошее вибрато, то не имеет значения какая у тебя скорость.

В наше время так много внимания придается скорости, что люди забыли о том, что можно подтянуть ноту и подержать. Народ показывает свою несдержанность.

Я постоянно вижу это на ютьюбе: супер-быстрые гитаристы, позабывшие о тайминге и вибрато, а ведь это ключевые вещи для хорошего звучания.

2. Используй все возможности своих пальцев

Каждый раз, когда я хочу играть пентатонику на скорости сто миль в час, что, несомненно, очень весело - я ставлю указательный палец туда, где требует тональность песни и делаю пулл-оффы средним и безымянным пальцами.

Я подрезал этот подход у Майкла Шенкера - он все время так делает, ха-ха! Я обнаружил, что могу играть в два раза быстрее, а много людей не используют все возможности своих пальцев.

Ты всегда можешь удвоить свою скорость, если начнешь делать пулл-оффы. Я смотрю на это практически как на окружность, на которой ты наматываешь круги. И можно применять такой подход на любом участке грифа - вот так я развил скорость, играя блюзовые пассажи супер-быстро.

Хотя я буду так делать только, если это подходит песне - этому меня научила работа Шенкера в UFO. Когда наступает время зажигать, как на концертной версии "Lights Out", он становится безумным, но при этом как всегда со вкусом.

3. Убери гейн

На мой вкус, столько гитаристов используют слишком много дисторшен. Одно из лучших звучаний, которое я когда-либо слышал - это Deep Purple "Made In Japan". Там есть сустейн, но все очень чисто. И ты можешь расслышать каждую ноту. Ты можешь слышать струны.

Я не включаю вещи типа дисторшен и супер-фузза: когда ты играешь открытые аккорды, то должен слышать звучание каждой струны. Если у тебя каша, то надо убрать гейн.

Однако, если все слишком чисто, то я нажимаю на один из своих Xotic EP Boosters для легкого толчка вперед. Но он скорее добавит больше децибел нежели гейну. Это по большей части как Echoplex но без эха. И я не использую его постоянно. Я только пинаю его когда нужно подержать ноту немного дольше или когда устал и чувствую, что в пальцах меньше сил. Хороший маленький помощник, чтобы пройти весь путь.

4. Учись играть медленно

Я больше тяготею к мелодиям, нежели к гаммам из учебников. Это реально важно: если я играю в балладе или медленной песне, то ищу красивую мелодию. Я могу услышать в вокале что-то, что будет круто поместить в соло, добавив гармонии.

Я реально далек от гамм, будучи в большей степени блюзовым чуваком. Главным образом я придерживаюсь пентатоники. Некоторым людям это кажется скучным, но для меня это прикольный материал. Я не занимаюсь неоклассикой, а больше думаю о цепляющих ходах.

Хорошим примером мелодичной игры является "Still Got The Blues". Я хочу сказать, что это одна из величайших гитарных пьес, что я слышал. И это реально медленная вещь, кроме одного огненного хода в конце основного соло. И это достаточно - этого уже много! Я думаю, такого рода игра затрагивает душу... и, уверен, ты всегда можешь добавить немного зажигательного материала в середине.

Другой пример - Stairway To Heaven. Еще одна классика, даже при том, что она идет очень медленно. Соло там на все времена. Хорошо звучит звучит и в наше время, и в день появления.

В прошлом я прошел через гаммы, но быстро устал от них. На моем сольном альбоме была одна песня, где от начала до конца были неоклассические пассажи в духе Ингви Малмстина... но она не особо меня радовал и ничего не говорила сама по себе. Она всегда заставляла меня чувствовать почти некомфортно и я решил, что больше не буду делать так никогда, ну или по крайней мере в таком стиле.

Становясь старше, ты понимаешь, что у такой игры нет будущего. Это увлекает на неделю или месяца - ну это если тебе повезет - а потом типа все проходит.

5. Не слишком запаривайся

Когда я слушаю Майкла Шенкера, то ощущение, что он не очень много над всем этим думает. Все очень натурально, поэтому в наших песнях где побыстрее, я просто лечу в том же ключе, что и он, и надеюсь на самое лучше.

Иногда, я беру все ноты медиатором, в другой раз применяю легато или перемешиваю оба подхода. Я не думаю о таких вещах как "две ноты ударами вниз, одну вверх, две вниз" и каких-то других правилах типа этого.

Хорошо поиграть на одной или двух струнах, дав правой руке возможность наносить удары вверх вниз, поскольку это легко. А вот когда ты пытаешься играть переменным штрихом на всех шести струнах, то все становится сложнее. Поэтому иногда на концертах я расслабляюсь и играю на первой и второй струнах пассажи от начала и до конца. Если бы я пытался пройти по всем струнам, то возможно где-то застрял бы, а это не студия, где есть время все поправить. Блэкмор является хорошим примером того, как можно быстро играть на одной струне.

6. Если ты всегда играешь, то ты всегда сочиняешь.

Чтобы сочинять, я просто все время играю. Я играю каждый день... даже сейчас я только закончил после четырех часов. Если тебе везет, то внезапно появляется рифф. Я его тогда записываю и продолжаю играть. У меня никогда не бывает, что я просыпаюсь поутру и думаю сочинить рифф до обеда. Просто играю и что-то само выходит.

Раньше или позже, ты нароешь что-то интересно звучащее. Запиши это и вернись к нему позже - ты возможно обнаружишь, что оно хорошо сочетается с чем-то еще. Принеси это в группу и каждый также сможет добавить туда своих идеи.

В группе Europe мы работаем как команда. Нельзя сказать, что песня закончена, пока не принесешь ее в группу. Так мы работаем последние три или четыре альбома.








Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное