JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:


Горячо спаянная гитара:
Жизнь Джеффа Бека
Автор: Мартин Пауэр
Перевод: Сергей Тынку

Глава 1: Детективная работа. Часть 4.

Как только Бек справился с первыми эмоциями от пещерного воя Винсента, спевшего бессмертную "Be-Bop-A-Lula", его внимание стало зацикливаться на звучании гитары позади голоса. "Пение было настолько высоким... словно речь маньяка, точно пение психопата в самом высоком регистре, куда он только мог забраться. А затем было два крикливых гитарных соло. Я просто подумал, что это мое". Так Джефф вскорости открыл, что "крикливые" шесть струн на фоне вокала Винсента принадлежали Клиффу Гэллапу. "Клифф Гэллап. Ох. Дикие непривычные пассажи. Это было как-будто слушаешь музыку из будущего". На самом деле на тот момент, когда Джефф посмотрел фильм "The Girl Can’t Help It", Гэллап уже давно ушел из группы. 26-летний женатый парень без особого интереса к гастролям вскоре после первоначального успеха "Be-Bop-A-Lula" уступил свое место в Blue Caps соло-гитаристу Джонни Миксу, будучи более счастлив, оставаясь дома и работая сантехником, нежели разъезжая по городам с диким прикладывающимся к бутылке и полностью непредсказуемым Винсентом. Но до того, как принять решение об уходе, Гэллап записал 35 треков с этим певцом и Бек был полон решимости добраться до каждого из них. "Я знал тогда, что я хотел играть брейки соло-гитары... огненный материал, играть как Клифф Гэллап. Я знал, что не хочу просто играть аккордовый аккомпанемент".

Когда миссия стала ясна, Джефф окунулся в гитарную игру с новой энергией и решимостью, волнение перешло в одержимость, и, как результат, пальцы уже перестали кровоточить. Короче говоря, наступило время стать серьезным. Словно добытчик, промывающий песок в поисках золота на приисках, Бек совершал набеги на коллекцию пластинок старшей сестры в стремлении обнаружить золотые самородки, чтобы проанализировать их и скопировать на собственном сомнительном наборе струн. И хотя Аннета категорически запрещала подобные молниеносные атаки на свою комнату, всегда проверяя пластинки на предмет следов от пальцев Джеффа, ему всегда удавалось отыскивать винилы везде, где бы она их не прятала. Там был бесценный экземпляр сингла Elvis Presley "Heartbreak Hotel", редкая запись Eddie Cochran "20 Flight Rock" - Бек много чего нашел. А когда не получалось дома найти то, что он искал, поблизости всегда был магазин Croydon’s Record Rendezvous, где издевательски-почтительный подросток уговаривал хозяина поставить песни Little Richard "Lucille", Roy Orbison "Go Go Go (Down The Line)" и Jerry Lee Lewis "Whole Lotta Shakin’ Goin’ On", чтобы послушать их, застыв словно часовой на посту.

"Радио Люксембург... было одной из тех станций, на которую ты мог настроиться так, как-будто они вещали из отдаленных регионов Африки или чего-то подобного, хотя на самом деле это был просто Люксембург", - говорит Джефф, - "Это все было настолько приглушенным и мутным... нужно было очень сильно напрягать свои уши, чтобы расслышать гитару". Но когда он был уже близок к тому, чтобы сдаваться, небеса посылали ему небольшие капли радости. "Великолепные каскады гитарных нот вдруг появлялись и потом вновь исчезали. Радио Люксембург вещало, как Бог на душу положит".

В период этой бешеной активности Бек решил отказаться от услуг своего больного "черного ковбоя" и сделать свою собственную гитару. При подготовке к этой задаче, он уже занял себя, дополнив свой оригинальный дизайн на основе коробки из под сигар, увеличив количество коробок и вклеив неотшлифованную планку забора в качестве грифа, нарисовав странную разметку ладов и установив порожек и болты там, где по его ощущению должны быть колки. Джефф решил проблему калибра струн, просто создав толстые струны, сдублировав ранее использовавшуюся проволоку контрольной линии из коллекции самолетов. Конечно, неудивительно, что эта вещь была далека от того, чтобы на ней можно было воспроизвести какую-либо мелодию. Следующим шагом на поприще создания гитар был "абсурдно непропорциональный инструмент", сделанный из фанеры и весивший тонну. Гриф был длинной с футбольное поле и на нем было нарисовано еще больше ладов. Бек гордился плодами своих усилий, и хотя на них было невозможно играть, ему нравилось просто ставить их на стул и любоваться. К сожалению, его отец был не в таком восторге от "Фанерной Спортивной Модели" и после ссоры с сыном, просто выбросил ее на улицу. Крепления отлетели и корпус развалился на две части. Это был конец инструмента.

Для своей третьей попытки Джефф прибегнул к посторонней помощи. "В доме по соседству от приятеля по катанию на велике постоянно были звуки пилы в мастерской", - говорит Джефф, - "Мой друг сказал, что это Джек, и он может помочь мне сделать что угодно. Таким образом я пошел к нему и попросил сделать мне гитару". Дизайн контуров, который Джефф предоставил своему потенциальному спасителю был в форм-факторе Fender Stratocaster - это была "вещь", которую Джефф впервые увидел у Бадди Холли, когда тот пел "That’ll Be The Day" - еще один рокенрольный гений, ошеломивший тинейджера. "Когда я увидел Бадди Холли, то захотел страт". Наряду с Gibson Les Paul Goldtop и последующей моделью Les Paul Custom, гитара Fender Stratocaster стала одной из самых знаменитых, реально красивых и чаще всего используемой гитар всех времен. Разработанная Лео Фендером, Фредди Таваресом и Джорджем Фуллертоном в 1954 году, с двурогим корпусом, вытянутым верхним рогом, плавными кромками корпуса и революционным тремоло-бриджем, гитара выглядела чем-то пришедшим из научно-фантастических фильмов - американский инструмент, родившийся реально на рассвете атомного века.

К сожалению, в Англии в то время не было никаких Fender Stratocaster. А если бы и были, то ни Бек, ни его родители не смогли бы его себе позволить. Все, что Джефф мог предоставить таинственному Джеку в качестве шаблона для гитары, - это приблизительно нарисованные картинки, или в лучшем случае вырванные из фендеровского каталога фотографии. Итоговый результат оказался откровенно чудовищным, но при этом удивительно симпатичным. "Мы знали, что у гитары должен быть цельный корпус. Не может ведь гитара быть такой тонкой и при этом полой внутри. Таким образом я кружил вокруг Джека с ленточной пилой... когда вырезался этот кусок дерева. Я не могу сказать, что получилась прикольная форма. Гриф был в четыре раза длиннее, но это было клево для того, чтобы смотреться в зеркало в спальне. Я покрасил ее из баллончика в желтый цвет". Поскольку со-дизайнер Бека собрал гитару с "где-то четырьмя сотнями ладов", Джеффу пришлось самому заканчивать работу во время занятий по работам с деревом. Но не будучи гитарным мастером, он прошел мимо таких моментов как "идеальная точность" и "математический расчет". "Мы знали о размерах ладов относительно друг друга, но приходилось все это масштабировать с фотографий на альбомах пластинок или просто основывая на догадках. Бесило, что если ты берешь в руки самую сраную гитару в магазине, типа акустики за пять фунтов и она все равно была лучше моей домашней поделки". После нескольких неудачных попыток приблизительно подогнать размеры разметки под лады, Джефф в итоге сделал что-то напоминающее работающую гитару, даже не смотря на то, что "мензура была настолько неточна, что на гитаре можно было играть только с каподастром на пятом ладу". С настоящей находчивость Беку приходилось постоянно подтягивать струны (делая бенды) чтобы все строило как надо - так непреднамеренно создавался один из самых необычных, соблазнительных и вскоре наиболее копируемых видов гитарной техники в истории рока.


Содержание Следующая часть








Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное