JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

    Человек у которого все получилось     

Kirk Hammett
Metal Hammer, 2018, перевод - Дмитрий Семенов

Его стиль и талант помогли Metallica стать крупнейшей в мире группой. Мы поговорим с Керком Хэмметтом о его путешествии в мир музыки, о “St.Anger” и о том, готов ли он когда-нибудь “отбиться от стаи”.

Все довольно просто: Керк Хэмметт – гитарный герой. Легенда Metallica обладает стилем и звуком, от которых вот уже 35 лет впечатлительные подростки теряют дар речи. Его музыка расширяет границы. Его страсть и личность, яркость и утонченность, мелодичный интеллект и рьяный энтузиазм сподвигли многих подростков взять в руки шестиструнку. Если говорить о Керке, который вырос в Калифорнии в конце 60-х и начале 70-х, то его основной источник мотивации совсем не вызывает удивление.

“Когда я первый раз увидел кино-документалку о Джимми Хендриксе, когда я увидел, каким он был с визуальной точки зрения, как выступал и как относился к своей игре на гитаре, мне мгновенно снесло крышу” – вспоминает Керк по телефону в ходе короткого перерыва в недавнем европейском туре Metallica. “Меня поразил его артистизм. Казалось, что он обладал абсолютной творческой энергией и свободой делать то, что захочет на электрогитаре. Меня, маленького мальчика, пытающегося найти свое место в этом мире, очень привлекало все это. Я подумал: “Похоже, он ловит большой кайф от музыки, я тоже так хочу!” Чуть позже я посмотрел фильм-концерт Led Zeppelin “The Song Remains the Same”. Видеть Zeppelin во всем великолепии, все это зрительное воздействие… Благодаря этому музыка стала еще круче. Я раз и навсегда сделал ставку на Хендрикса и Zeppelin!”

Вдохновившись таким образом, Керк взял в руки гитару и в 1979-ом основал свою первую группу. Ей стала Exodus. На этом раннем этапе юный гитарист занялся сбором собственного материала, и в процессе внес свой вклад в историю хэви-метал.

“Я придумывал рифф, затем еще парочку сверху, показывал ребятам, и мы тут же их играли, потому что нам больше нечего было играть!” – подчеркивает он с очаровательным смешком. Когда у нас в обойме было несколько песен, было чувство, что у нас есть некая музыкальная основа, фундамент, на который можно опереться. Сейчас все то же самое. Когда у меня есть музыка, которую я еще никому не показывал, она кажется хорошей. Когда ты входишь в комнату с желанием предложить что-нибудь, и выходишь из этой комнаты с чем-нибудь, будь то рифф, мелодия, аккордовый пассаж или просто два фрагмента, соединенных вместе, вместе с этим наступает огромное чувство удовлетворения. Это очень вдохновляет. Возникает чувство, что ты создал что-то буквально из ничего, и ценность этого очень велика. Огромна. Я всегда говорю людям: “Пишите свой материал! Давайте, пусть его услышат. Миру нужно больше музыки”.

И мир слушал Керка. Когда Exodus начали исполнять свои песни вживую, включая песни Керка “Die By His Hand” и “Impaler”, стало очевидно, что назревает что-то взрывоопасное, и что он помогает сформировать звук, который навсегда изменит металл. Вдохновением для музыки Exodus послужило новое поколение металла из Британии, но восхищенные ею парнишки из района Залива решили сделать эту музыку более быстрой и более агрессивной.

“Новая волна Британского Хэви-Метал действительно сформировала наш стиль игры на гитаре. Весь набор этих техник родом из Великобритании” – объясняет Керк, как приблизился к созданию самого радикального звука начала 80-х. “Так что мы звучали не так, как парни, которые росли на музыке Эрика Клэптона, Джеффа Бека и Джимми Пейджа. Мы не слушали Би Би Кинга, у нас были совсем другие музыкальные корни. Поэтому мы выделялись. Временной промежуток равнялся двум-трем годам. В этом была разница между поколениями. Да, были музыканты старше меня на пару лет. Они не слушали этот стиль и такой гитарный звук”.

Некоторые сверстники Керка испытывали трудности с этим новым отвязным стилем, а его родители были еще больше сбиты с толку. “Ой, семья просто ненавидела эту музыку” – смеется Керк, пускаясь в воспоминания о шокированном отце. “Не включай музыку с этим кричащим парнем!” Этим кричащим парнем был всего-навсего Пол ДиАнно! Или я врубал Motorhead и весь дом пустел. Друзья разочаровывались во мне, когда я включил им эту музыку. Они говорили мне: “Хм, и тебе это нравится?” Некоторые даже потом не разговаривали со мной какое-то время. Ну разве это не странно для тех лет?”

Несмотря на недовольство со стороны семьи и друзей, Керк делал себе имя в качестве ключевой фигуры на активно формирующейся сцене. До такой степени, что в 1983-ем ему в последний момент, накануне записи “Kill ‘Em All”, самом ярком дебютнике в андерграундном метале, позвонили с просьбой заменить Дейва Мастейна из Metallica, самой яркой группы в андерграундном метале. Несмотря на необычную ситуацию, Керк справился с ней с уверенностью и зрелостью нетипичными для юноши двадцати с небольшим.

“Я пришел в группу, у которой уже было полно очень хороших песен, поэтому я понял, что мне нужно расти над собой” – признает Керк. “И я считал, что некоторые из уже написанных мной риффов были чертовски хороши, поэтому главное теперь было влиться в процесс. Но самое клевое в Metallica в том, что я чувствовал, что лучше нахожу общий язык с этими музыкантами, чем в той группе, которую создал в школе. Для меня это было и приятно, и грустно, но такова реальность. И если я хотел продолжать свое музыкальное путешествие, значит я должен был не отступать, и именно поэтому я стал участником Metallica. Мы поладили с первой же секунды. Мы были родом с одних мест, слушали одну и ту же музыку, у нас были одинаковые вкусы, те же симпатии, так что все было естественно”.

Вместе с перегрузом Джеймса Хэтфилда блюзовые ходы Керка Хэмметта и поющие соляки настолько прочно ассоциируются со звуком Metallica, что кажется немыслимым, если подумать, что он не был пазлом первоначальной картины. Ну и, разумеется, самая легендарная фишка Керка – его обожаемая педаль “квакушка”.

“На мой взгляд, “квак” во многом напоминает человеческий голос” – размышляет он о часто применяемой любимой игрушке. “Дело совсем не в звуке квакушки, это скорее возможность управлять звуком руководствуясь своими эмоциями в тот или иной момент. Она создает лучшую связь с более сокровенной стороной моей личности. Хендрикс был не первым из тех, кто использовал педаль квакушку. Им был Брайан Робертсон из Thin Lizzy! Первый раз я услышал о ней в песне “Warriors” с пластинки “Jailbreak”. Там он исполняет две-три ноты, усиленные квакушкой. И я тогда сказал своему корешу: “Что это такое?!” А он мне: “Это педаль квакушка”. “Ничего себе, фантастика!” Я мысленно отметил себе эту штуку…

Квакушка стала фирменной фишкой Хэмметта, которая помогла ему стать ключевым звеном в звуке, который сделает Metallica крупнейшей метал-группой в мире. Звуке, который с годами продолжал развиваться и меняться, но никогда не так противоречиво, как на пластинке “St.Anger” 2003 года выпуска, где за бортом осталась одна из визитных карточек Керка – гитарные соло. В те годы он сильно протестовал, и с течением времени его неприязнь не уменьшилась.

“Думаю, на тот момент это было приемлемо, но с высоты прожитых лет сейчас это не кажется мне нормальным!” – медленно растягивает слова Керк. “Я всегда буду испытывать отвращение к этому альбому. Думаю, что после выпуска этой пластинки стало доходчиво ясно, что Metallica нужны соло! Люди ждут их. Так что на мой взгляд это эдакое дикое подтверждение тому”. Если в 2003-ом не в моде были гитарные соло, то мода 2018-го похоже вообще диктует отказ от гитар. Отвечая на вопрос о проблемах, с которыми столкнулись старые добрые шестиструнки (наш разговор проходит день спустя после того, как Gibson заявили о банкротстве) судя по голосу Керк скорее задет, чем разгневан.

“Не знаю, какого хера происходит, но похоже люди видят гитару в несколько ином свете. Они отказываются от гитар в пользу долбаных сэмплеров и прочей шняги. Возможно, это происходит в духе времени. Как и со всеми инструментами, бывают времена, когда те или иные вещи выходят из моды. В начале 80-х гитара не была так популярна, как в середине 80-х, поэтому посмотрим, что будет, пока будут люди, которые предпочитают писать музыку, используя гитару. Для меня это печальные новости, но надеюсь, что Gibson выстоит. В прошлом им это удавалось”.

И хотя доказательства упадка гитары налицо, до сих пор есть ярые поклонники, которые по-прежнему с радостью обсуждают сильные стороны каждого музыканта. Они считают дни, когда услышат сольную пластинку Керка…Кстати, как там насчет нее?

“У меня накопилось полно материала, и это явно не Metallica. Материал все копится и копится. Однажды, когда я решу, что пришло время…” – размышляет Керк. “Я считаю, что мне до сих пор есть что дать Metallica. Когда у меня появится чувство завершенности, возможно я подумаю над другим материалом”. Почувствовав интерес к этой теме, Керк размышляет над тем, чего ожидать от пластинки Хэмметта. “Она совсем не будет похожа на метал-пластинку” – утверждает он. “Это будет нечто весьма дикое и разнообразное в плане стилей. Но при этом целостное. Я бы не удивился, если бы каждый из нас сделал какой-нибудь сольный, независимый, самостоятельный проект. Думаю, это разумно. Если уж на то пошло, когда ты возвращаешься в группу, ты возвращаешься с куда большим восторгом. Это напоминает небольшой турпоход. Ведь после него всегда здорово вернуться домой в теплую кроватку!”

По мере того, как наш разговор подходит к завершению, Керк, пребывая в задумчивом настроении, оценивает духовную роль того, что для него значит этот инструмент – гитара. “Я живу тем, что играю на гитаре, громко и агрессивно” – подчеркивает он. “Гитара создает огромный терапевтический эффект, она заполняет гигантскую зияющую дыру в моей душе. Так было с первого дня. Я расту до сих пор. Я по-прежнему не считаю, что достиг своего максимума. Передо мной долгий музыкальный путь, полный опыта и открытий. С музыкальной точки зрения, я нахожусь в лучшем месте из тех, где бывал прежде. И я очень счастлив этому. Некоторые достигают вершины сразу, а потом уже не могут вытворять те вещи, которые делали, когда были моложе. Я хочу продолжать развиваться - не почивать на лаврах, а всегда смотреть в будущее”.








Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное