JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

    Суровый мир вокруг нас     

Устройство музыкальной индустрии для чайников
Лекция - Сергей Тынку

Удивительное дело, но очень многие люди до сих пор не знают о том, как устроен механизм музыкальной индустрии сегодня. Поэтому постараюсь объяснить все в двух словах. И, кстати, если ты не понимаешь, что такое индустрия, то за рубежом под этим понимают бизнес. То есть, речь о том, как устроен музыкальный бизнес, или музыкальная индустрия. Забей себе в голову, раз и навсегда, индустрия - это бизнес.

Как и любая другая, музыкальная индустрия выпускает и продает продукт. И этим продуктом является концерт. Раньше продуктом являлись записи, но в наше время это уже не актуально. Теперь продукт - только концерт. Почему именно концерт? Потому что музыканты зарабатывают именно на концертах и слушатели платят деньги именно за концерты.

Соответственно, основная цель индустрии состоит в том, чтобы понять спрос аудитории (на той или иной территории) на концерты того или иного формата, стиля и ценника. Самой индустрии все равно какую музыку и каких музыкантов продавать. Лишь бы продать поудачнее. Это как в баре. Адекватному хозяину бара все равно, каким пивом торговать, и он разливает то, на которое спрос больше, и на котором можно больше заработать - купить дешевле и продать дороже.

Чтобы артисту попасть в музыкальную индустрию, оставаться там и быть успешным... нужна всего одна вещь - быть востребованным. Это как с любым товаром на любом рынке. Если на ваш концерт есть спрос, то вы будете в индустрии. Если спроса нет, то значит вас там не будет. Индустрия заинтересована в артистах, которые приносят деньги, на которых прийдет народ.

Этот закон работает и для больших стадионов в Америках и для мелких кабаков в Самарской области. Музыкальная индустрия везде одинаковая.

Обратите внимание, надо не обязательно быть хорошим, а надо быть именно востребованным. А у нас часто люди думают, что если товар (музыкант) хороший, то это значит должно быть востребованным. А это разные вещи. И понятие "хороший" - очень субъективно. А вот понятие "востребованный" можно пощупать руками и измерить в количестве зрителей и денег, которые они принесут.

Индустрия состоит из трех основных участников - концертная площадка, артист, зритель. И главным является зритель. Потому что все это дело существует на деньги зрителя. Он платит за все. На его деньги живут концертные площадки и артисты. Он заказывает музыку во всех смыслах и оплачивает банкет.

Индустрии наплевать, как артист добивается популярности и востребованности (это личное дело и затраты артиста и его менеджера). Хорошая музыка, скандалы, грамотный пиар, мода и т.д. Индустрии всё равно какой товар продавать. Ёе задача - продавать востребованное. Если в твой клуб (или в бар) не приходят люди, то ты разоряешься. Поэтому у индустрии задача понять, что нужно народу, - это едва ли не самое главное в индустрии.

Просто представь на секунду, что у тебя есть свой рок-клуб. Ты потратил бабло, чтобы купить его, тратишь бабло на его поддержание, платишь персоналу и несешь кучу других расходов. И вот представь тебе надо выбрать кого-то из артистов для концерта у себя в клубе. И гонорар ему заплатить. Кого-то ты захочешь видеть у себя в клубе, если тебе надо зарабатывать, а не нести убытки?

Делать какого-либо артиста востребованным и популярным - эта задача самого артиста (и его менеджмента). Индустрии все равно кого продавать. Она просто ориентируется на текущие вкусы зрительской аудитории. Разумеется, эти вкусы как-то постоянно меняются. Поскольку вкусы аудитории неоднородны, то и индустрия работает с артистами разных жанров и стилей.

В соответствии с популярностью (востребованностью) артиста индустрия предлагает зрителю концерты на площадках большей или меньшей вместимостью, плюс устанавливает разные цены на билеты. Но индустрия всегда ориентируется на спрос. Можно сказать это бездушная машина, тупо отображающее текущее состояние рынка и спроса. Грубо говоря индустрия - это тысячи концертных площадок, чье количество, размер и формат определяется исключительно рынком, то есть спросом на тех или иных артистов и жанры на определенных территориях.

Помни, в разное время на разных территориях спрос бывает тоже на разное!

Ни артисту ни зрителю нет смысла быть недовольным индустрией. Она просто показывает состояние рынка, реагируя на него, а не формируя его. Если чего-то в индустрии нет, или представлено слабо, то это только потому что в данный момент на данной территории на этот продукт существует вот такой спрос (нулевой или малый).

Если какой-то артист не попадает в индустрию (или попадает, но не в том масштабе, какого хотелось бы), то это не вина индустрии. Она лишь реагирует на вкусы толпы. И ей плевать на конкретные имена артистов.

Вот так в двух словах все устроено.

Соответственно, понятие востребованной музыки бывает разной. Если ты делаешь музыку, ориентируясь на свой вкус, то не удивляйся, что она не нужна музыкальной индустрии. Твой вкус совем необязательно совпадает со вкусом аудитории, которая платит. А если и совпадает, то не факт, что качество твоего музыкального продукта выдерживает конкуренцию с другими артистами. Всегда помни о конкуренции. В наше время музыкантов на свете намного больше, нежели требуется аудитории. Поэтому в музыкальную индустрию попадают не все желающие.

Если в деревне спрос на музыку - это один гармонист на новогоднюю пьянку, то значит десять гармонистов не пролезут в индустрию этой деревни.

На свете существуют менеджеры музыкантов. Это посредники между артистами и зрителями, артистами и индустрией. Кто-то (как и везде) может обходится без посредников, а у кого-то не получается. Как и любые посредники менеджеры стремятся заработать. Поэтому для них важно видеть и понимать, сможет конкретный артист стать популярным или "не в коня корм". Этим видением пониманием хороший менеджер отличается от плохого. Это его заработок. Индустрии опять таки наплевать, как артист пытается стать популярным - за счет менеджеров или без. Под словом "менеджер" в этом тексте можно понимать не только одного человека, но и целую контору по продвижению.

Многие артисты возлагают громадные надежды на менеджеров, которые по их мнению решат все проблемы. Но тут не все так просто. Если менеджер хороший и понимающий рынок, то он будет работать только с артистом, обладающим, по его мнению, потенциалом. И артисту надо как-то уметь очаровать менеджера, заставить его поверить в себя. И получается, что менеджер не волшебник, продающий плохой товар, и артисту прежде всего надо выдавать товар соответствующих свойств (который можно будет продать).

Если менеджер плохой, то он запросто может взяться за артиста с непонятными перспективами. И тут может быть, что плохой менеджер ничем не поможет, а может и так, что хороший с точки зрения рыночных перспектив артист будет успешным и с плохим менеджером. Но в любом случае, если артист решает раскручивать себя при помощи менеджера, то ему надо заставить менеджера поверить в этого артиста.

И надо помнить, что менеджер - это не бесплатно. Если менеджер (контора) вкладывает в раскрутку деньги (или время/силы), то, значит, они видят потенциал в товаре (артисте) и планируют отбить затраты, и еще заработать. А если с тобой никто из толковых менеджеров не хочет иметь дел, то значит они не видят в тебе рыночного потенциала. Они, как и все, могут ошибаться - попробуй докажи это им и рынку.

Пойми, если твой потенциал очевиден, то вокруг тебя тут же образуется море людей, желающих на тебе заработать. А вот если неочевиден, то приходится влачить жалкое. Это как с бабами. Если ты супер телка, то вокруг тебя море мужиков. А если ты не очень, то и спрос на тебя на рынке мужиков намного меньше. Все очень просто в этом мире.

В музыкальной индустрии действуют те же законы, что и на обычном рынке. Представь себе магазин продуктов. Там стоит 10 пакетов молока от разных брендов. И вот ты допустим решил делать молоко. Хорошее молоко. Ты приходишь в магазин и говоришь - у меня хорошее молоко, возьмите на полку. А тебе отвечают, молоко может и хорошее, но его никто не знает и не будет покупать - спрос народа уже сложился на определенные бренды. Зачем нам закупать на полки какой-то потенциальный неликвид? Тогда ты начинаешь рекламировать свой товар - снимаешь ролики для ящика, вешаешь рекламу на билбордах по городу, раздаешь у метро бесплатные пакеты населению, нанимаешь звезду для промоушена. Все! Спрос появился - тебя взяли в магазин. Сначала в один, потом в другой, потом по всей стране! Ты в бизнесе, чувак!

    Конечно, в реальности ситуация со спросом и магазином может оказаться сложнее. Они могут сказать, что им все равно чем торговать - люди на районе купят любое молоко за эту цену и поэтому что-то менять в ассортименте они не собираются. Тогда надо будет мотивировать магазин - предлагать им закупочные цены ниже конкурентов или тупо пихать взятку. В случае с концертными площадками, которым все равно кто играет у них в условном кабаке, все решается такими же методами - снижение запросов по гонорарам артисту и опять таки старая добрая взятка. Это рынок.

Простая понятная схема. Но тут важна одна деталь. Ты должен производить молоко такого качества, которое нравится народу. И по тем ценам, по которым народ хочет его покупать. То есть пакет не должен стоить 200 баксов. И это не должно быть молоко собаки. По крайней мере в России. Тебе самому может и нравится собачье (или крысиное) молоко, но если ты выходишь на рынок, пытаешься заползти в индустрию молока, то есть в бизнес, то там надо учитывать спрос на продукты на определенной территории.

То есть, если говорить о молочной индустрии, то тут тоже самое все - товар (артист), магазин (концертная площадка), покупатель (зритель). И есть рекламные отделы и агенства (лейблы, менеджеры-посредники), которые раскручивают товары за деньги.

Конечно, множеству музыкантов по всей планете, совсем не хочется думать о рынке, товаре, покупателях и прочих неромантичных вещах. И у многих успешных артистов получилось жить в своем исключительно возвышенном мире, занимаясь исключительно творчеством (но при этом выплачивая менеджерам, которые погружены в рутину и быт).

Но если ты не достиг такого уровня просветления, то тебе надо либо заниматься рынком и своей популярностью самостоятельно, либо пытаться очаровать какого-то менеджера (контору), которые в тебя поверят. А такие менеджеры, конечно, есть. Поскольку есть успешные артисты в любой стране, и делами этих артистов кто-то занимается. А вот если в тебя не верят - то, дружок, все проблемы только в тебе. Ни в ком другом. Это сложно признать - посмотреть в зеркало и сказать себе "кажется, я не то, что нужно людям".

Ты, конечно, можешь нанять менеджера (как и любую рекламную контору) тупо за свои деньги (а не за долю с концертов)... но это похоже на платный секс. Правильным пацанам дают бесплатно. А если тебе не дают нахаляву по любви, то у тебя явно есть какие-то проблемы с востребованностью.

Очень часто невостребованные артисты обвиняют в своей невостребованности индустрию, менеджеров-посредников, зрителей. Это очень глупо. Индустрия и менеджеры реагируют на запросы зрителя, на спрос. А зрители - это свободные люди, которые сами решают куда им тратить свои деньги. Если они не хотят тебя - это их право. Они тебе ничем не обязаны. Они не заставляли тебя заниматься музыкой.

А самый надежный способ влиться в индустрию, и это знают все профессиональные музыканты и менеджеры всех времен и народов... очень прост. Надо тупо сочинять хиты. И всё! Песни, которые нравятся народу. Пиши хиты, чувак, и у тебя точно будет всё! Обрати внимание - все исполнители, у которых не получилось вписаться в индустрию, - у них нет ни одного хита.

Но допустим, ты не можешь или не хочешь писать хиты? Но ведь можно играть чужие - это тоже востребовано (в кабаках и на корпоративах), и с этим тоже попадают в индустрию - просто возможно не на тот уровень, куда кому-то хотелось бы. А если совсем не играть хиты, то никаких гарантий нет попадания в индустрию нет. Может и получится устроиться в индустрию, а может и нет.

Ну вот и всё. Надеюсь, теперь тебе понятно, почему у одних артистов много концертов и денег, а у других кот наплакал.








Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное