JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

    Без них все было бы иначе     

Joe Satriani: 10 гитаристов,
сорвавших мне башню
Перевод - Дмитрий Семенов

Джо Сатриани повлиял и продолжает влиять на невероятное количество гитаристов. Но при этом и сам не стесняется рассказывать о своих кумирах.

1. Джими Хендрикс

Пожалуй, начнем с Хендрикса. Он был первым гитаристом, благодаря которому я понял, что гитара действительно может звучать как надо и что она может подвести тебя к другим вещам. Это не просто песенки о мальчиках-девочках и быстрых тачках. Все те вещи, которые были важной составляющей музыки 60-х. Он использовал гитару не только для отражения звуков мира вокруг себя, но и для некого внутреннего стремления, смущения и целой гаммы эмоций. Помню, как испытывал затруднения, пытаясь въехать в “Third Stone From The Sun”, и не потому что это было тяжко слушать, а потому что это граничило с очищением. Иногда я слушал первую часть песни, а вторую только на следующий день! Он был первым гитаристом, от которого мне снесло башню. Такой эффект он создает до сих пор…

2. Джимми Пейдж

Джимми Пейдж был современником Хендрикса, но это был музыкант совсем другого склада. Представьте себе мальчишку по имени Джо Сатриани, итало-американского происхождения, чье детство прошло в Нью-Йорке. Для него британский гитарист казался чем-то вроде экзотики. Сейчас мы об этом не думаем, оба мира тесно переплетены между собой, но для мальчишки, который рос в Лонг-Айленде, Англия казалась очень далекой и загадочной! Пейдж звучал этнически совсем непохоже на музыку, на которой я рос, если быть точнее – на блюз и ритм-н-блюз, которые почти граничили между собой. Я всегда любил гитаристов, которые отбрасывали сомнения в сторону и действовали. Это часть рок-н-ролльного духа. Каждый раз, когда мне нужно изучить песню Led Zeppelin для выступления, мне вновь бросается в глаза его взрывная техника игры и британские фолк-веяния, и я думаю: “Ничего себе, это так необычно! Кто кроме него может таким похвастаться?”

3. Джефф Бек

Бек реально выделялся среди других по ряду причин. Он совершенно иначе воспринимает музыкальную канву, он будто говорит тебе: “Я сделаю всего три штриха, и это будет звучать как музыка”. И он делает это, а ты думаешь про себя: “О, Боже! Он ведь вроде еще ничего не сыграл, но звучит это просто потрясающе!” Как он делает так, что вроде бы не вовлечен, и вдруг в нужный момент создает прекрасное и мощное музыкальное высказывание? Я сравнил его музыкальный стиль со стилем Джимми Пейджа и подумал: “Это реально круто. Эти два парня вместе росли, были друзьями, но у них совершенно разная музыка”. Удивительное открытие, когда ты молод и понимаешь, что вполне можно избрать другой путь, потому что вот два парня, создающие фантастическую музыку, но у каждого свой уникальный подход.

4. Эрик Клэптон

Хендрикс, Пейдж и Бек всегда подходили к самому краю скалы, и не боялись упасть, что всегда радовало, но Клэптон - дело другое. Он играл как человек, который умеет отлично петь. И его звук был прекрасен. Поначалу его звук сильно менялся. Это не тот звук, который у всех на слуху. Он экспериментировал. Он был частью художественного движения, который хотел поставить все с ног на голову. Он не был таким пуристом блюза, как людям нравится думать. Еще одно бросалось в глаза, что он мог поддерживать интерес в течение долгих периодов времени, не выкручивая при этом громкость на 11! Хендрикс, Пейдж и Бек всегда каким-то образом оказывались в районе 11. А Клэптон всегда был таким: “Я просто побуду здесь на 8.5”.

(Имеется в виду мем из классического фильма «Spinal Tap», где у пацанов был усилок с ручками до отметки 11, а не как обычно у всех до 10 – прим. редактора)

5. Кит Ричардс

Фигура Ричардса занимают особое место в моем сознании. В детстве Битлз и Стоунс оказали на меня самое большое влияние. Мои старшие сестры просто с ума сходили от всего британского, поэтому я слышал эту музыку из каждой комнаты в доме. Когда я стал гитаристом, я считал Кита Ричардса самым клевым парнем. Он придумывал все эти риффы и строи. То, как его соляки записывал Глен Джонс, просто отрывает тебе башку. Когда ты молод, груб и зол, тебя просто тянет к этому. Эти гитаристы становятся твоими кумирами – те, что не боятся заставить Телекастер звучать как бур. Многие первые панк-группы, с которыми я тусил в середине 70-х в Нью-Йорк-Сити, они высоко ценили Кита Ричардса. Кит был основой, хотели они это признавать или нет!

6. Уэс Монтгомери

В одно время с Китом Ричардсом на меня также повлиял Уэс Монтгомери. Это произошло потому что мои родители выросли на джазе и постоянно слушали джаз дома. И вот я рос, слушая Битлз и Стоунс, Чака Берри и Мадди Уотерса, а потом каждый день стал слушать Уэс а Монтгомери. Когда я услышал Хендрикса, я узнал, что Хендрикс тоже был фэном Уэса Монтгомери. Я увидел связь, и отчасти это успокоило меня, юного, длинноволосого подростка в мотоциклетных ботинках. Это позволило мне любить Уэса Монтгомери и сказать своим друзьям: “Знаешь, этого парня слушал сам Хендрикс! Он играет с октавами и никогда не допускает ошибок!” Мне всегда нравилось ощущение джаза и дух импровизации. Round Midnight… концертные пластинки – это безупречные, невероятные свидетельства музыкального мастерства и крутости той эпохи.

7. Рон Вуд

Будучи припанкованным гитаристом из Нью-Йорка, меня ошеломило влияние Рона Вуда на множество групп, где он играл и в итоге в Стоунс. Он умел отлично вписываться в меняющиеся подходы всех групп, где был участником, и при этом он создал звук, который люди знают как “звук Рона Вуда”. Много ли таких людей вы назовете? Он создал подход и звук, который практически превосходит всех, кого вы назовете. Назовете Холдсуорта, можно сказать “легато”, если Эдди Ван Халена – “тэппинг”, но если говорить о Роне Вуде, то и не назовешь конкретного физического действия. Тут важен весь его подход целиком. Да он и выглядит всегда отлично! Как ему удается до сих пор оставаться классным гитаристом, гитаристом, которому хочется подражать? За это нужно особую награду придумать, и она по праву достанется ему!

8. Билли Гиббонс

Хендрикс в свое время говорил, что вот за кем будущее музыки, а ведь он отлично умел чувствовать. Благодаря Билли мы все знаем, что гитарный звук и его стиль техасского блюза это нечто уникальное. Он строится на замечательных стилях других блюзовых музыкантов, но это совершенно уникальное явление. Он самый новаторский блюзовый композитор из тех, что появились в 50-60-х. И он продолжает становиться лучше день ото дня. Вот настоящее проявление его таланта. Я играл с ним несколько раз. Это очень приятный парень и очень интересная личность, но когда тебе кажется, что ты знаешь, “если я куплю эту примочку”, то смогу звучать как он, Билли придумывает что-то новенькое. Ты думаешь: “Нет! Твоя гитара звучит как гора Эверест и при этом ты играешь на самых тонких струнах. Как тебе это удается?” Это личный талант/магия вуду, если хотите.

9. Брайан Мэй

Сочинительский стиль Брайана ты узнаешь мгновенно. Его гитарный стиль известен благодаря его оборудованию, той знаменитой гитаре из каминной полки, которую они сделали с отцом. Я поиграл на ней, и к сожалению, когда я играю на той гитаре, я не похож на Брайана. Только Брайан может так звучать. Когда я был юным музыкантом, и кто-то в первый раз включил мне пластинку Queen, у меня просто отвисла челюсть. У тебя в башке ничего кроме вопросов. И при этом твое тело обожает эту музыку. Чувственный опыт просто прекрасен и это очень весело. Он один из тех гитаристов, которые умеют смешивать веселье и серьезность, и Брайан делает это мастерски. Его музыка может быть безапелляционной и катартической. Она принуждает тебя встать и пойти надрать кому-нибудь зад. Я это обожаю. Настоящий рок-н-ролл.

10. Джон МакЛафлин

Джон МакЛафлин из Mahavishnu Orchestra свел меня с ума до того, что я стал диким, помешанным на Black Sabbath подростке в джинсах в обтяжку. Мы обычно часто крутили Black Sabbath и Zeppelin в моих школьных группах, но когда кто-то впервые включил мне пластинки Mahavishnu, во мне будто что-то открылось. Джон, вся его техника – ты видел, как он играет на акустической гитаре и это очень плотная игра, он нигде не лажает – когда он взял в руки электрогитару, он заиграл почти как Джимми Пейдж! Он подошел прямо к краю приличий. Композиции типа “Birds of Fire” создали во мне теплое и неоднозначное ощущение, когда другие люди просто выбегают из комнаты. Они говорят: “Что это за неблагозвучная, нескладная музыка!?” А ты им: “Эту музыку я ждал всю свою жизнь!”








Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное