JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

    Советы бывалых:
    
Matt Wong: 10 советов гитаристам по чтению нот
Перевод - Сергей Тынку

Американский гитарист, композитор, продюсер. Играл с оркестрами, работал сессионщиком. Помимо гитары, владеет мандолиной и банджо. Преподает гитару, музыкальную теорию, развитие слуха и импровизацию.

Есть старая шутка "Как выключить гитариста? Поставь перед ним ноты!". На основе моих наблюдений в Беркли, гитаристы обычно не очень сильны в чтении нот. Часто их уст звучит аргумент, что некоторые из величайших гитаристов вообще не знали нот. Но несмотря на это, я верю чтение нот- это очень полезный навык, который сможете часто использовать в своих интересах.

Когда вы будете работать над чтением нот, то при занятиях с умом, сумеете улучшить все аспекты своего музыкального мастерства одновременно (технику, теорию, тайминг, слух и т.д). Вот 10 советов, которые, я верю, сделают вас более компетентными в чтении нот.

1. Сначала читай ритм.
Занимайся, проигрывая, простукивая и пропевая восьмые ноты (ровные и свингованные) и шестнадцатые. Играй синкопированные ритмы на обоих уровнях (восьмых и шестнадцатых). В дополнение играй триоли на разных уровнях (половинки, четверти, восьмые).

2. Играй упражнения сначала на одной струне, а потом на всех.
Это позволит тебе чувствовать себя комфортно во всех частях грифа, а не только где-то в одном месте. Попробуй не смотреть на гриф, чтобы научиться ориентироваться на грифе за счет пальцевой памяти, а сам сконцентрируйся на чтении нот.

3. Тренируй чтение нот под метроном.
Один из моих профессоров в Беркли как-то сказал нашему классу, что люди должны заботиться только о том, как сыграть написанные ноты музыкально. А новички имеют тенденцию ускоряться, когда они читают ноты и в результате звучат по-любительски. Когда ты читаешь, то должен ухватывать ритм и ноты, играя все в нужных рамках и при этом играя с экспрессией. Динамика, вибрато и артикуляция также важны при чтении нот.

4. Аккорды.
Большинство из нас может брать аккорды, ориентируясь на аккордовые сетки. А как на счет аккордов с добавленными ступенями? Что с ритмическими рисунками? Как на счет партий, где тебе надо заполнить аранжировку композитора, предоставляющего тебе свободу действий? Аккорды с баре - это прекрасно, "но в пачке" может быть полезнее владеть голосоведением на аккордах из трех или четырех струн. Как на счет специальных обозначений голосоведения? Тебе нужно разобраться со всеми этими аспектами во время чтения нот.

5. Читай музыку в разных размерах.
Не вся музыка сочинена в 4/4. Удели время чтению музыки в 3/4, 6/8 и 12/8. Если ты захочешь посвятить время нестандартными размерам типа 5/4 и 7/8, то я бы только приветствовал такой подход. Несмотря на то, что я в своей музыке не захожу на территорию нестандартных размеров, пару недель назад мне на моей работе аккомпаниатора вручили фанковую партитуру в 7/4 и надо было ее освоить. Если вам интересно, все прошло достаточно удачно.

6. Учись читать музыку на октаву выше от написанного (8va).
Гитара это инструмент с транспозицией. То есть все наши ноты написаны на октаву выше, чем они на самом деле звучат (концертный строй). Обычно дело, когда ноты написаны в концертном строе, и нужно играть фразы помеченные (8va), тогда ты говоришь соло-гитаристу играть в высоком регистре, чтобы посмотреть как оно будет вписываться в аранжировку.

7. Чтение нот на добавочных линейках
Большинство студентов могут достаточно уверенно определить ноты на пяти основных линейках нотного стана, но как только просишь их опознать ноты на добавочных снизу или сверху, то у них начинаются сложности. Обычно диапазон гитары начинается с Ми на шестой, которая располагается ниже трех дополнительных линеек снизу и доходит до Рэ на первой (это если 22 лада), которой нужно еще шесть линеек вверх от основного нотного стана.

8. Читай музыку разных жанров
Чтение классических сочинений - это отличный старт, но тебе надо практиковаться в чтении ритмов и грувов, являющихся уникальными в рамках того или иного стиля музыки. Отыщи и ознакомься с нотами биг-бенда, партитурами музыкальных театров, транскрипциями гитарных партий в поп/рок музыке, кантри, арэнби и латине.

9. Читай музыку разных издателей.
Софт при помощи которого делают макеты нотного текста бывает очень разным. Зачастую нотный текст одного издания воспринимается глазом легче, нежели другого. Не допускайте такого, чтобы нечеткий нотный шрифт мешал вам ясно понимать нотную запись. Также пробуйте читать рукописные партитуры. Вы еще скажете мне потом спасибо за этот совет.

10. Развивай предслышанье
Если ты заранее знаешь о том, что должно происходить в твоей партии, то сможешь подготовится и сыграть ближе к тому, как это должно быть правильно.

Бонус: Не забивай на басовый ключ.
Тебя могу попросить разобраться с партией контрабаса или просто дать партитуру, которую начинающий композитор накатал в басовом ключе. А если ты хочешь обрести полную свободу, то освой еще и альтовый и баритоновый ключи. Случай может быть разным.








Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное