JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

   The History of Marshall / Jim Marshall The Father Of Loud
Автор: Michael Doyle / Rich Maloof
Перевод и адаптация: Илья Шлыков для Guitars Magazine


  Часть 2: От студий до концертных площадок, или коллекция Marshall  

Кабинеты Marshall

Компания Marshall приобрела известность не только из-за своих усилителей, но из-за кабинетов, практически с момента изобретения первого кабинета 4x12” в 1962 году. Первый усилитель, сделанный Джимом в том году, выдавал мощность в 45 ватт, и динамики от любого производителя, установленные в кабинет 2x12” не выдерживали и сгорали. Поэтому Джим принял решение изготовить кабинет, вмещающий 4 динамика на 12 алниковыми магнитами, но имеющий при этом минимально возможные размеры. Он также обратил внимание, что усилитель, стоящий на прямом кабинете, выглядит не очень хорошо, и решил сделать переднюю стенку наклонной, что улучшило внешний вид.

В самых первых кабинетах стояли динамики Celestion с алниковыми магнитами, фактически точно такие же, как «Vox Blue», разработанные в сотрудничестве с компанией Vox, но без скругленного кожуха магнита и покрашенные в серебристый цвет вместо синего. Официально модель именовалась T.652 (16-омная модификация) или T.650 (8-омная модификация). Изначально кабинеты не имели модельных номеров, поскольку заказы по большей части принимались лично Джимом. Но когда в конце 1964 или в начале 1965 года продажами стала заниматься компания «Rose-Morris», была разработана система номеров.

В первом каталоге есть изображение кабинета 4x12” с прямой передней стенкой, модель 1984, с заявленной предельной мощностью 60 ватт, но нет ни единого упоминания о кабинете с наклонной стенкой (модель 1960). Так или иначе, первая реклама модели 1960 появилась в 1965 году. Кабинет 1960, как и его предшественники, имел кожаные ручки для переноски, расположенные на верхней стороне, передняя сторона была обтянута белой тканью, логотипы были выполнены в виде табличек или металлических надписей, а колесики отсутствовали. Хотя мощность была увеличена до 75 ватт, динамики в этой модели не отличались от остальных.

После того как к Джиму Маршаллу пришел Пит Тауншенд и заказал несколько кабинетов с динамиками 8x12”, которые он затем сменил на поставленные друг на друга кабинеты 4x12”, поскольку его обслуживающий персонал отказался переносить их, Джим решил продавать как «прямые», так и «скошенные» кабинеты, чтобы их можно было ставить друг на друга. Первый кабинет 1960B описывался в каталоге 1966 года как «немного увеличенный» по сравнению с «наклонным» 1960, и фактически был выше его на 6 дюймов. В каталоге 1967 года было объявлено о том, что теперь все кабинеты больших размеров, в том числе новый 8x10” и более мощный 4x12” (модельный номер 1982), теперь оснащаются колесиками и утопленными заподлицо ручками. В течение следующих нескольких лет модель 1982, оснащенная более мощными динамиками Celestion G12M25/H30, стала самым популярным кабинетом среди профессиональных гитаристов. Кабинеты, в которых стояли эти динамики, имели логотип «100» в левом верхнем углу, означающий их пригодность для работы со 100-ваттными усилителями. Также выпускалась басовая модификация: модель 1935 была 75-ваттной разновидностью гитарного кабинета 1960 с логотипом «Bass» взамен «100».

В 1968 году динамики стали обтягивать «рогожной» тканью, а высокий «прямой» кабинет уступил место более практичной модели с обозначением «B». По данным из каталогов, выходная мощность не увеличивалась вплоть до 1970 года, когда модели 1960 и 1982 были доведены до мощности в 100 и 120 ватт, соответственно.

В 1970 году было выпущено еще три новых кабинета, аналогичных модели 1990 с динамиками 8x10”: модель 2032 (4x12”, 100 ватт), модель 2033 (4x12”, 120 ватт) и мощный 2034 (8x10”, 160 ватт). Первый серийно выпущенный 140-ваттный басовый кабинет с динамиками 4x15” был изготовлен в том же году, это был очень высокий кабинет при минимально возможной ширине и, что интересно, имел старый модельный номер, 1984. Он выпускался недолго, в 1972 году ему на смену пришли модели 1979A и 1979B, квадратные кабинеты с динамиками 4x15”, предназначенные для использования с усилителями мощностью до 200 ватт.

В начале семидесятых Marshall и Celestion совместно разработали недолго выпускавшийся динамик под названием «Powercel». Основные характеристики кабинетов 4x12” не изменялись до 1979 года, когда Celestion представили модель G12 65, довольно неплохой динамик. Впоследствии были разработаны G12M70, G12T75 и G12 100, последний из них устанавливался на поздние выпуски кабинета 1982. Поскольку мощность всех кабинетов была весьма высока независимо от модели, необходимость в специальном мощном 1982 отпала, равно как и в кабинетах с динамиками 8x10” и 4x15”.

Когда Celestion начали производить модель G12 «Vintage», Marshall стали устанавливать их в кабинеты под названием 1960AV и 1960BV. «Наклонный» кабинет 4x12” 1960TV был представлен позднее, в 1989 году, в качестве модели из линейки переизданий. «TV» означало «Tall Vintage» (высокий, классический). Это название было неточным, поскольку высокий кабинет, выпускавшийся в 60-е, был «прямым», а не «наклонным», а буква «V» в обозначении подразумевала, что он был оснащен динамиками Celestion «Vintage», хотя на самом деле в нем стояли оригинальные динамики с керамическими магнитами, G12M25, которые Marshall именовали «Classic».

Динамик «Classic 25» или «Greenback» также устанавливается в кабинеты 1960AC и 1960BC, а кроме того, в переиздания 1960AX и 1960BX, у которых передние панели обтянуты «клетчатой» тканью. Между тем, серия кабинетов JCM900 примечательна наличием панельки с переключателем для подключения кабинета в моно или в стерео, что позволяет одним щелчком выбрать режим 16 Ом моно, 4 Ом моно либо 8 Ом стерео, при неизменном звучании. Это увеличило универсальность кабинета и сделало возможным его подключение как к ламповым, так и к транзисторным усилителям, а также к рэковым стереосистемам. (Первый стерео кабинет Marshall назывался 1960ST и выпускался недолго, в нем была установлена вертикальная деревянная перегородка для разделения динамиков, работавших в стерео-режиме, и он предлагался только в «прямом» исполнении.)

Вот еще некоторые подробности:

  • «акустический изолятор», упоминавшийся в ранних каталогах, представлял собой желтое вспененное покрытие, которое наносилось на внутренние поверхности кабинетов вплоть до 1966 года;

  • материал разделительной перегородки изменился с фанеры на ДСП примерно в 1970 или в 1971 году;

  • металлические ручки для переноски на кабинетах 4x12” были заменены на пластиковые примерно в 1972 или в 1973 году;

  • «рогожную» ткань, которой была обтянута фронтальная сторона кабинетов, сменила «клетчатая» в 1971 или в 1972 году;

  • «клетчатая» ткань, в свою очередь, была заменена черной примерно в 1975 году (хотя на моделях для американского рынка она продержалась до 1981 года).
На многих кабинетах внутри корпуса стояла подпись самого Джима Маршалла. Легенда гласит, что Джим в течение многих лет лично работал на фабрике, обтягивая корпуса. Таким образом, если где-то был брак, он нес за это личную ответственность. Поэтому для того, чтобы поддержать свою репутацию и привить работникам чувство гордости за изготавливаемую продукцию, он настоял на том, чтобы каждый работник ставил свою подпись внутри кабинета для оперативного отслеживания всех недоработок.

Содержание








Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное