JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

    Советы бывалых:     
Martin Carthy: 12 советов гитаристам
Перевод - Сергей Тынку

Заслуженный дядька, ветеран акустических дел, которого вряд ли кто знает в нашей продвинутой стране, дает достаточно своеобразные советы, из которых видно, что его волнует по жизни, и складывается вполне четкий портрет музыканта.

1. Из хаоса выходит ценность

Мой первый инструмент на самом деле принадлежал моему отцу. У него была гитара, которая лежала у него в комнате, у нее даже не все струны были. У нас была одна из комнат, которая была только его комнатой, и это была единственная комната во всем доме, где был полный хаос, но он при этом точно знал, где что лежит. Когда я говорю хаос, то имею в виду именно хаос. Тебе нужно было пробираться через вещи на полу, и при этом надо было быть очень аккуратным, чтобы не порушить систему. Там была гавайская гитара, потому что в то время гавайские были достаточно модными. Но это не был Weissenborn или чего-то еще невероятное. Кто-то изначально продал инструмент как гавайскую гитару, потому что у нее не было ладов. И кто-то другой потом поставил на нее лады.

2. Знай, какие у тебя есть друзья

Первую достойную гитару мне купил мой друг Майк. У него было 10 фунтов, а у меня нет. Он был монтажером фильмов и зарабатывал хорошие деньги. Он просто сказал "Вот ты, а вот хорошая гитара". И я тут же пошел и купил струны для банджо, что поставить вместо трех гитарных струн. Они были очень тонкими, но по мне у них был правильный звук. А если бы я поставил обычные стальные струны, то думаю у нее моментально вырвало бы бридж. Я любил эту гитару.

3. Слушай усердно, тренируй свои уши

С блюзом это напрямую влияло на игру и это было очень захватывающим. Это не было чистым, сладким и красивым, это просто было направлением, которому ты следовал. Big Bill Broonzy играл очень просто, но это не было легким - это было началом тренировки моих ушей, и это нужно было делать, если ты собираешься играть традиционную музыку. Тебе нужно развивать слух и там мне было никаких учителей, и не было никаких табулатур, по счастью. Я противник табулатур, потому что они учат людей играть точно тоже самое, что кто-то уже сыграл - и слух при этом никак не развивается.

4. Пойми происхождение своей музыки

Блюз и джаз - это народная музыка. Если ты реально хочешь играть их правильно, то тебе нужно использовать свой слух, доверять ему и развивать. И часто ты будешь заходить в тупик, но ты отлично проведешь время, заходя туда и возвращаясь обратно. Это очень увлекательно. Первый человек, которого я услышал, что он играл правильно, и его стиль меня взволновал, заразив фолк-музыкой, был Lonnie Donegan, если хотите. Идея того, что этот материал на чем-то базировался, червем грызла мою душу и мне очень хотелось все это знать.

5. Копай глубоко в своих исследованиях

Было достаточно сложно ухватиться за записи, поскольку они были запрятаны далеко в местах типа Cecil Sharp House. Были радиопрограммы типа "As I Roved Out" и была программа Алана Ломакса на Third Programme (так в старину называлось Radio Three). Мы все называли ее сериалом "Охотник за балладами" (The Ballad Hunter) и там был поразительный материал. Я помню программу об островах Си (Sea Islands), штат Джорджия. Люди, жившие там, были бывшими рабами и их музыка была невероятна. Одна вещь, которая врезалась мне в память, называлась "The Turtle Dove Done Drooped His Wings", английская народная песня, которую переосмыслили потомки бывших рабов.

6. Тщательно смотри на историю песни

На самом деле можно обнаружить, что у всех этих песен есть история, и это всегда меня интриговало вдвойне. Будучи англичанином я хотел выяснить, кем были предки Turtle Dove Done Drooped His Wings. Я хотел узнать, что это было и потом удивился, а местами и испугался, но был рад, потому что этот червь точил мою душу.

7. Будь открытым к новым техникам

Есть стиль игры, основанный на технике правой руки, которую ты можешь найти и в Западной Африке. Это не очень быстрый стиль фингерпикинга, а нечто другое. Они называют его 'frailing' или 'knock down' или 'claw-hammer'. Это красивый стиль. Когда ты смотришь, как кто-нибудь им играет, и думаешь, что это одна из тех вещей, которую кто-то изобрел или она успешно развивалась из поколения в поколение, поэтому когда я вижу кого-то играющего ею, и играющего хорошо, то кажется, что она не имеет ничего общего, никакой вообще связи, с теми звуками, что исходят.

8. И веселитесь применяя их

Парень, которого зовут Хасан Хэкмун, из Западной Африки - я думаю он из Марокко/Мавритинии, откуда-то оттуда - я видел, как он играл, и, думаю, он нереально подготовлен и очень продвинут в плане шоу-бизнеса. Он играл и пел, вращаясь на одной ноге, делал круги вокруг микрофона. Что за нахрен? Просто невероятно. А потом я увидел его правую руку и подумал "у него еще и фрэйлинг". Фантастическая координация - вот что те рабы принесли.

9. Совершенствуй свои открытые строи

У меня было очень много строев, и я просто не помню все сейчас. С какого-то момента я решил, что слишком много времени провожу за колками, возясь с перестройкой гитары, поэтому я решил играть в одном строе, что немного тяжелее в плане того, чтобы все работало. Таким образом, сегодня мой стандартный строй CGCDGA (от шестой к первой). Теоретически ты можешь играть в любой тональности, но ты играешь в До, Рэ, Ми-Минор, Фа, Соль и Си-Бемоль. С некоторыми усилиями я могу играть в Ми-Бемоль и какой-то аккомпанимент в Ля и Си-миноре.

10. Но с другой стороны...

Альтернативный строй, который я использую, - это DGCGCD - он у меня на "Prince Heathen", "Famous Flower Of Serving Men" и другом таком материале. С этим строем ты можешь обнаружить как играть мелодии через октавы. И еще есть один или два строя, когда я хитрю и ставлю каподастр. Ни один из этих строев не используется более, чем на двух песнях - один из них DGDGGD, а второй DGDDGD. А в песне "Bill Norrie" я играю на DGBDGB. Там он очень эффективен, особенно в следствие странной мелодии.

11. Разметь территорию

На 14-ладовой гитаре у тебя есть две октавы плюс еще одна октава и еще немного. Моя гитара (со всеми этими строями) дает октаву и 6 ладов и еще октаву с чем-то, поэтому я немного ограничен. Лучшие звуки должны быть найдены на пыльном конце грифа, поэтому тебе просто надо быть смелым, чтобы заходить туда в надежде, что не потонешь. Но мне нравится, что это мелодично и эти прикольные штуки типа CGCDGA как раз дают возможность играть мелодично. Этот строй дает хороший резонанс, и гитара резонирует лучше, чем в стандартном строю, все эти четвертые и пятые ступени, флажолеты.

12. Иногда ноль это круто

Мой оригинальный Martin 1963 года раньше принадлежал Алексису Корнеру. Я был в туре Дэйвом Сварбриком, мы находились где-то в районе Манчестера/Ливерпуля и там был гитарный мастер Стэн Фрэнсис, который сделал 12-струнку Питу Сигеру. И вот пришел на концерт, представился, а я спросил, не делает ли он работы по замене ладов. Он сказал, что как раз сделал гитару, копию D-18. Он предлжил забрать мою на замену ладов, а мне в течении недели играть на его гитаре. Через неделю когда он вернул гитару там был нулевой лад. С тех пор у меня есть нулевой лад.








Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное