JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

   The History of Marshall / Jim Marshall The Father Of Loud
Автор: Michael Doyle / Rich Maloof
Перевод и адаптация: Илья Шлыков для Guitars Magazine


  Часть 2: От студий до концертов, или коллекция Marshall  

100-ваттная серия (1965–1981)

Работы над прототипом 100-ваттного усилителя Marshall начались в середине 1965 года, и разработку схемы снова взяли на себя Кен Брэн и Дадли Крейвен. Вместо четырех выходных ламп EL84 были использованы четыре 6V6, что давало около 60 ватт. Эти лампы работали в сочетании с ламповым выпрямителем GZ34. Схема преампа была такой же, как на JTM 45, таким же был и выходной трансформатор – это решение послужило источником ряда проблем.

Трансформаторы, поставляемые компанией «RS Components» под названием «De Luxe», были самыми мощными, какие только могли найти разработчики Marshall. Этот трансформатор был рассчитан лишь на 30 ватт, что было маловато даже для JTM 45. Поэтому, когда через него шли 60 ватт, он не мог выдержать такой мощности. Был построен второй прототип с двумя трансформаторами, четырьмя лампами 6L6 и двумя выпрямителями GZ34.

Результаты были воодушевляющими и вдохновили на создание третьего прототипа, на четырех лампах KT66 с двумя трансформаторами от JTM 45, выдававшего около 100 ватт мощности. Во время его разработки инженеры пришли к выводу, что преимущества лампового выпрямителя не оправдывают проблем, связанных с его использованием, и что он может быть с равным успехом заменен электронным полупроводником. Таким образом, еще на стадии разработки лампа GZ34 была убрана из схемы 100-ваттной модели, а на 50-ваттных моделях это произошло несколькими месяцами позднее.

1959

Характер звучания 100-ваттной модели значительно отличался от 50-ваттной, и это стало еще более заметно, когда в конце 1965 года Marshall начали устанавливать на серийные образцы один 100-ваттный выходной трансформатор. С первых дней выпуска в качестве опции было доступно тремоло, именно такой усилитель предпочел Пит Тауншенд. Однако его выбор разделяли немногие, поэтому модели с тремоло (обозначаемые приставкой «T», например «T1959») были сняты с производства примерно в 1972 году.

T1959

Внешне эти усилители были очень похожи на 50-ваттную серию того же периода, с черным корпусом, плексигласовой панелью и позолоченным прямоугольным логотипом. Корпус 100-ваттной серии был заметно больше для того, чтобы разместить в нем увеличенные трансформаторы и большее количество ламп. Такое различие по размерам корпусов для 50-ваттных и 100-ваттных моделей сохранялось примерно до 1972 года. Первоначально в корпусах 50-ваттных моделей не было вентиляционной решетки, в то время как в 100-ваттниках были небольшие решетки в стиле Vox, впоследствии увеличившиеся до тех размеров, которые сохраняются и поныне.

Как только была завершена работа над прототипами, началось массовое производство. Чтобы ускорить запуск 100-ваттных моделей в серию, на первые образцы ставились передние панели от JTM 45, поскольку оригинальные панели еще не были изготовлены; задние панели были тоже от JTM 45, светло-желтого цвета. За исключением, разумеется, нескольких прототипов, эти усилители сейчас являются самыми редкими и дорогими из 100-ваттной «Plexi» линейки.

Компании Marshall повезло с датой выпуска 100-ваттной серии: она совпала с пришествием новой волны супергрупп, созданных примерно в то время: самыми известными были Джими Хендрикс с его Experience, Cream и, разумеется, The Who, для кого первоначально и была разработана 100-ваттная серия. Несомненно, благодаря поддержке этих групп усилители Marshall получили такое широкое распространение, и прошел год или два, прежде чем производство смогло в полной мере удовлетворить спрос.

Популярности им добавил тот факт, что системы портального звукоусиления все еще находились в зачаточном состоянии, поэтому гитаристам приходилось полагаться только на мощь собственного усилителя, чтобы заполнить звуком большие концертные площадки, быстро становившиеся основными местами выступлений групп того времени. Ну и, само собой, свою роль сыграло популярное мнение, что «больше – значит лучше»!

Для достижения этих целей стены усилителей и динамиков приходилось ставить друг на друга и поднимать над сценой все выше и выше – так родился термин «стэк». Стэк состоял из усилителя (иначе именовавшегося «головой»), поставленного на два кабинета 4x12”. Так как технологии производства динамиков только развивались, необходимость в дополнительных кабинетах была вызвана возросшей выходной мощностью усилителей, а также некоторыми эстетическими соображениями во время проведения «живых» концертов.

100-ваттные модели изменялись внешне и по конструкции точно так же, как и 50-ваттные. Так, в 1966 году было сделано единственное значительное изменение в схеме – лампы KT66 были заменены на EL34, что, как и в случае с 50-ваттной серией, повлияло в конечном итоге на звук.

Artist 2068

Начиная с того времени фирма проводила ряд экспериментов с изменением различных характеристик электронной схемы – включая установку различных трансформаторов – и это, наряду с неизбежными изменениями характеристик компонентов и с допусками, лежащими в широких пределах, породило мнение, что каждый усилитель Marshall звучит по-своему, иначе, чем другие.

«Лежачий» сетевой трансформатор был использован, чтобы понизить центр тяжести шасси и увеличить его прочность, что в значительной мере было вызвано использованием алюминиевого шасси; со стальным шасси положение этого трансформатора было не так критично, поэтому его сделали «стоячим» для того, чтобы уменьшить занимаемую им площадь на нижней части шасси, а также для понижения шумов. Примерно в 1968 году трансформатор был развернут на 90 градусов, также в целях уменьшения шума. Количество конденсаторов было увеличено, поскольку существовали определенные трудности с поставками высоковольтных конденсаторов, а также вследствие некоторых изменений в схеме выпрямителя. И опять-таки из этих спецификаций есть исключение. Компания «Marshall» начиная с 1966 года заказывала у фирмы «Drake» как сетевой, так и выходной трансформатор для 50- и 100-ваттных серий, однако в 1967 и 1968 годах трансформаторам «Drake» для 100-ваттных моделей «Marshall» предпочли трансформаторы от другого поставщика под названием «Dagnall». Такой порядок сохранился до наших дней.

1969 Super Bass 1992

1971 Super Bass 1992

1978 Super Bass 1992

В 1971 году Marshall представили 100-ваттную «голову» в серии Artist, модель 2068 (соответствующий кабинет назывался 2069, а полный стэк выпускался под наименованием 2059). Также одновременно с 50-ваттной модификацией Marshall выпустили первый 100-ваттный усилитель с регулировкой общей громкости в 1975 году – легендарный 2203. Вскоре после выпуска модели 2203 Marshall стали использовать корпуса с более толстыми стенками. Это совпало с выходом модели 2103, комбо с 2 динамиками по 12”, которая также стала крайне популярной. Эти модели выпускались в обоих вариантах, со старым и новым корпусом, вплоть до появления серии JCM 800 в 1981 году.

2203

Еще один усилитель, появившийся в это же время, именовался 2159, это была версия «головы» 1959 в формате комбо. В 1978 году последовал выпуск новой «головы» под названием 2959, представлявшей собой странную комбинацию современных (для того времени) характеристик, включая ревербератор, отключаемый ножной педалью, и режим «boost» (+6 дБ) со схемой от «Super Lead» без регулировки общей громкости. Эта модель производилась лишь несколько месяцев и снята с производства после того, как было выпущено примерно 150 экземпляров.

2959

Модели:

  • Super Lead 1959 – 100 ватт, гитарная «голова», годы выпуска 1966–81
  • Super PA 1968 – 100 ватт, PA-«голова», годы выпуска 1966–75
  • Super Bass 1992 – 100 ватт, басовая «голова», годы выпуска 1966–81
  • 2059 – 100 ватт, гитарная «голова» и кабинет 4x12”, годы выпуска 1971–78
  • Artist 2068 – 100 ватт, гитарная «голова», годы выпуска 1971–78
  • Master Volume 2103 – 100 ватт, гитарный комбо 2x12”, годы выпуска 1975–81
  • 2159 – 100 ватт, гитарный комбо 2x12”, годы выпуска 1977–81
  • Master Volume 2203 – 100 ватт, гитарная «голова», годы выпуска 1975–81
  • 2959 – 100 ватт, гитарная «голова», годы выпуска 1978–80

2103

Содержание





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное