JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

   The History of Marshall / Jim Marshall The Father Of Loud
Автор: Michael Doyle / Rich Maloof
Перевод и адаптация: Илья Шлыков для Guitars Magazine


  Часть 2: От студий до концертных площадок, или коллекция Marshall  

Серия JTM 45 / JTM 50 (1962-1966)

Самый первый усилитель Marshall был спроектирован помощником Джима Маршалла Кеном Брэном и его подручным Дадли Крейвеном осенью 1962 года. Сборка производилась в магазине Джима в Хэнвилле и длилась две недели, все комплектующие были куплены Кеном в государственных магазинах радиодеталей, заполнивших Лондон в послевоенные годы.

За основу будущего усилителя Marshall был взят Fender Bassman, и его электронная схема была практически идентична схеме Bassman 5F6A. Прототип был небольшим по размеру: он был собран на шасси в 2 дюйма высотой и имел крепления для установки на кабинет, если это было необходимо. Схема была основана на двух выходных лампах 5881, в выпрямителе стояла одна лампа GZ34, а в предусилителе – три 12AX7. Ручки эквалайзера располагались не в порядке повышения частоты, как они стоят сейчас, а так, как на Fender Bassman – сначала «presence», затем середина, низ и верх.

Каждый из двух каналов имел по два входа – высокой и низкой чувствительности, что было распространено повсеместно, особенно у Fender и Vox. В таком виде усилитель выдавал 35 ватт при фиксированном импедансе в 16 Ом.

Некоторые споры вызывает предполагаемое назначение первого усилителя – был ли он басовым, гитарным или предназначался для озвучки портальных колонок. В любом случае вскоре появились все три модификации, отличавшиеся лишь незначительными изменениями в электронных схемах. Три первые модели не имели ни передних панелей, ни маркировок, хотя начиная со второго экземпляра все они собирались на алюминиевом шасси в 2,5 дюйма высотой (вместо 2 дюймов на первом образце). Поскольку последующие модели именовались «MK II», теоретически прототип имел обозначение «MK I».

Помимо этого, ранние модели обладали другими отличительными чертами:

  • на них не было обозначения модели (например, JTM 45);
  • четыре входа располагались очень близко друг к другу;
  • на панели был переключатель полярности.

На более поздних моделях была другая алюминиевая панель, без переключателя полярности, с разнесенными входами и надписями «JTM 45» и «MK II», справа и слева соответственно. К слову, «JTM» обозначает «Джеймс и Терри Маршалл».

Около 20 первых образцов имели шасси, крепившееся к корпусу изнутри, впоследствии крепления были вынесены наружу. Корпуса были покрыты черным кожзаменителем, с фронтальной стороной, обтянутой белой тканью, по расцветке совпадающей с тканью, которой были обтянуты спереди кабинеты; однако позднее они также покрывались черно-белой тканью, и этот вариант получил наибольшее распространение. Самые первые образцы, наверное, первые 10, вообще не имели никаких логотипов, а некоторое количество усилителей вплоть до 1964 года шли без серийных номеров.

Первые усилители с логотипами были представлены в самом конце 1962 года; эти логотипы выглядели как маленькая металлическая табличка с надписью «Marshall», напечатанной красными прописными буквами.

Как и прототип, промышленные образцы обычно собирались на лампах 5881 или, если таких ламп не было в наличии, на 6L6GT. Ручки эквалайзера также были перенесены для большего удобства: presence, низы, середина, верх.

Хотя усилители изначально предлагались в двух модификациях – гитарной и басовой, после того как было выпущено примерно 40 экземпляров, был сделан и вариант для озвучки портальных колонок («PA»), все три модели имели некоторые различия в звучании. Модель «PA» имела два параллельных выхода для колонок, в последующем так делалось и на многих других моделях вместо первоначального одного выхода; наличие двух выходов означает, что усилитель произведен в 1963 году или позднее.

Когда в конце 1963 года прекратились поставки алюминиевых передних панелей, усилители стали оснащаться белыми передней и задней панелями с гравировкой, это делалось до 1964 или 1965 года.

Также этот период ознаменовался переходом на выходные лампы KT66, использовавшиеся исключительно с января 1964 по декабрь 1965 года, что было вызвано перебоями с поставками американских ламп. В связи с этим мощность возросла до 40–45 ватт, а звук стал более «кусачим» и перегруженным по сравнению с предшественниками.

В промежутке между серединой 1964 и серединой 1965 года было внесено значительное количество изменений в различные детали внешнего вида усилителей, что часто делает затруднительным точное определение даты выпуска. Эти изменения включали:

  • замену металлического логотипа на редкую серебристую плексигласовую табличку с красной надписью;
  • замену этой таблички на более распространенную золотую с черным лого;
  • замену кожаной ручки для переноски на пластиковую;
  • белую окантовку, в скором времени замененную на золотую окантовку;
  • введение черных ручек с восемью насечками и белой точкой;
  • последующую замену их на черные ручки с серебристой передней стороной и черной полоской-указателем;
  • замену белых передних и задних панелей с гравировкой на золотые плексигласовые передние панели и светло-желтые задние;
  • замену светло-желтых задних панелей на плексигласовые золотистые;
  • введение классических ручек, используемых и поныне;
  • и, наконец, отказ от прямоугольного лого в пользу сегодняшней надписи.

Что касается конструкции усилителя, то Marshall строились все на том же алюминиевом шасси с внутренними креплениями к корпусу, до тех пор пока они не начали изготавливать шасси самостоятельно после переезда на Сильвердейл-роуд.

Модификация усилителя, предназначенная для органа, была представлена в 1965 году, и она, как и гитарная модель, выпускалась в варианте со встроенным эффектом тремоло. Эта модель имела на две ручки больше, которые регулировали скорость и глубину эффекта, а также разъем для подключения ножной педали отключения эффекта. Модели с тремоло собирались на удлиненном шасси, на котором размещались дополнительная лампа 12AX7 и транзистор, и это был первый Marshall, имевший транзисторы в схеме, хотя лишь только для тремоло. Модификация с тремоло обозначалась приставкой «T» к номеру модели и надписью «MK IV» на передней панели. (MK III называлась модель «Super PA», заводское обозначение 1963, а MK V – «JTM 100 Super PA», заводское обозначение 1968). Органные усилители делались только в 50-ваттном варианте и никогда в 100-ваттном.

Усилители для органа, как и остальные модификации, отличались от гитарной модели лишь несколькими деталями, и также были предназначены для использования с гитарными кабинетами 4x12”.

В конце 1965 года был представлен новый, ныне широко известный, белый пластиковый логотип с золотым (иногда серебристым) покрытием, сменивший прежнюю прямоугольную табличку.

Также в начале 1966 года наименование «JTM 45» было заменено на «JTM 50», что главным образом коснулось модели «PA», и примерно в то же время светло-желтые задние панели были заменены на плексигласовые, под цвет передних панелей.

Причиной перехода от 45 к 50 ваттам, скорее всего, является маркетинговая политика – «50» звучит лучше, чем «45» – но здесь также сыграли роль и многочисленные изменения электронных компонентов, таких, как резисторы или трансформаторы, произошедшие начиная с 1962 года.

К 1966 году JTM 45 и 50 значительно изменились и внешне, придя в итоге к тому облику усилителя Marshall, который стал фирменным стилем на протяжении последующих десятилетий.

Модели:

  • JTM 45 MK I – 45 ватт, гитарная «голова», годы выпуска 1962–64
  • JTM 45 MK II 1987 – 45 ватт, гитарная «голова», годы выпуска 1965 – 66
  • JTM 45 MK II 1986 – 45 ватт, басовая «голова», годы выпуска 1965–66
  • JTM 45 MK II 1989 – 45 ватт, органная «голова», годы выпуска 1965–66
  • JTM 45 MK II 1985 – 45 ватт, PA-«голова», годы выпуска 1965–66
  • JTM 50 MK III 1963 – 50 ватт, PA-«голова», годы выпуска 1965–66

Содержание








Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное