JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

    Советы бывалых:     
Guthrie Govan: 10 советов гитаристам по импровизации
Перевод - Сергей Тынку

Импровизация - это великое искусство, изучению которого посвящено так много всего в мире гитаризма. Существует море методик и подходов овладеть этим ускользающим мастерством самых больших музыкантов. Гатри, безусловно, один из самых крутых импровизаторов нашего (а может и не только нашего) времени. Послушаем, что он советует гитаристам.

1. ДАЙТЕ ЛЮДЯМ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБДУМАТЬ ФРАЗЫ

Один из специфических способов применять речевую аналогию по отношению к гитарной игре заключается в том, чтобы давать слушателям возможность обдумать фразы, которые вы исполняете. Мелодические идеи обычно работают на основе группировки нескольких нот воедино и выброса их наружу, после чего можно сделать паузу, чтобы перевести дух. Если вы ее сделаете, то слушатели инстинктивно обдумают идеи, растянутые подобным образом. Это можно сравнить с тем, как человек воспринимает одно слово или небольшую группу слов из фразы, вместо того чтобы понять целое послание. Часто бывает проще возбудить чувства небольшим количеством крутых идей, нежели выдавать кучу всего нота за нотой.

2. РАЗВИВАЙТЕ СЛУХ

Конечная цель умения импровизировать состоит в том, чтобы обрести абсолютную свободу в моментальной реализации на грифе любой мелодии, которая возникает в вашем воображении. Чтобы достичь этого вам понадобится один фундаментальный навык – хороший слух.

Будет невероятно полезно поработать над навыками распознавания интервалов и съема по слуху. Поэтому стремитесь как можно больше играть музыки, используя исключительно свой слух. Разумеется, в наше время, когда табулатуры и видеоролики стали настолько доступны, вам понадобится задействовать всю свою силу воли, чтобы отказаться от этого изобилия и попробовать стать более самостоятельным. Но зато, когда вы будете в состоянии воспроизвести чужую услышанную вами музыку, это очень сильно вам поможет в том, чтобы исполнять музыку, звучащую в вашей голове.

И примите во внимание, что вы будете более развитым, если начнете снимать музыку в самых разных жанрах, какие только бывают. Также не повредит съем мелодий, которые исполняются на каких-то других инструментах помимо гитары.

3. ИГРАЙТЕ ОСМЫСЛЕННО

Я думаю, что установить настоящую связь с инструментом – это очень важно. Гитара должна стать частью вас самих, а не быть просто машиной, которую вы используете для воспроизведения пассажей на основе гамм.

Чтобы развить такую связь с инструментом, будет полезно обзавестись привычкой пропевать то, что вы играете (как George Benson!). Это в конечном счете заставит вас ощущать ответственность за те ноты, что вы играете, вместо того чтобы просто положиться на свои пальцы, которые механически выдадут какой-то ход на основе ранее заученных движений. Когда вы играете осмысленно, заранее зная, какая нота вылетит из вашего усилителя, то это поднимает ваше настроение за счет ощущения того, что каждая нота выходит не случайной, а осмысленной.

Этот подход применим не только к импровизации, но и в широком смысле ко всему, что вы играете, включая какие-то новые упражнения или что-то из теории музыки. Если вы будете понимать, как звучит тот или иной учебный момент, то, разумеется, вы и понимать его будете лучше и применять более музыкально

4. ИССЛЕДУЙТЕ РИТМ

Вы сможете намного больше выжать из знакомой фразы, если поэкспериментируете с ритмическими вариациями. Представление о таких вещах, как смещение акцентов и полиритмия, позволит вам обрести больше свободы и получить больше пользы от имеющегося набора любимых гитарных ходов, избежав самоповтора.

5. СЛУШАЙТЕ

У каждого из нас иногда бывают периоды, когда вдохновение нас покидает. И даже если у вас самый крутой слух на свете, случается, что просто в голову не приходит ничего стоящего – того, чтобы это сыграть. Эту проблему можно очень легко решить просто за счет расширения вашей слушательской диеты. Ищите постоянно новую музыку и пробуйте ее слушать активно и разумно. Тогда вы на подсознательном уровне впитаете новые идеи для мелодических фраз, которые потом начнут проявляться в вашей игре, придавая ей оттенок новизны. Можно сказать, что это музыкальная версия старой поговорки «ты – это то, что ты ешь»!

6. ОПЯТЬ-ТАКИ СЛУШАЙТЕ

Предыдущие советы относились по большей части к вещам, которые можно делать, когда вы занимаетесь, то есть это вещи, помогающие подготовиться к моментам импровизации. А этот совет касается самого момента игры.

Так бывает, что вы уже стоите на сцене и вдруг вдохновение покидает вас и вы не понимаете, что сыграть. Тогда попробуйте быть более внимательными к тому, что играют все остальные на сцене. Стремление к музыкальному диалогу с вашими коллегами будет способствовать созданию атмосферы творчества. Иначе, если вы будете держаться в замкнутом пространстве собственного гитаризма, вам будет сложно выйти наружу и сделать что-то действительно значащее, поскольку вы будете глухими к проявлению внешних стимулов, которые так или иначе смогут вас вдохновить.

Это может выглядеть странно, но иногда подобные формы музыкального диалога могут быть обращены на самого себя. Когда вы испытываете затруднения по части того, что нужно сыграть, попробуйте оглянуться назад на последнюю сыгранную вами фразу, попытавшись ее расширить, предложив схему с «вопросом и ответом».

7. ОБЩАЙТЕСЬ ЕСТЕСТВЕННЕЕ

Я столкнулся с тем, что существует множество исполнителей, которые буквально запуганы самой идеей импровизации. Неудивительно, что большая часть гитаристов, которым сложно дать волю чувствам, обычно относятся к числу тех, кто очень много уделяет времени работе над техникой и изучению транскрипций музыки других людей. А ведь музыкант – это продукт того, как он проводит свое время с инструментом.

Одним из способов преодоления страха является понимание того, что музыка – это, по существу, просто еще один язык для общения. Подумайте о том, что когда мы откладываем инструмент в сторону и говорим на обычном языке друг с другом, то у нас нет проблем с моментальной речевой импровизацией. Когда мы разговариваем, то способны абсолютно спонтанно выразить широчайший диапазон чувств и мыслей, часто применяя сложнейшие правила грамматики и синтаксиса, совершенно не осознавая того, что мы делаем. Ведь перед тем как что-то сказать, вы не анализируете свои фразы на предмет нужных падежей, сослагательных наклонений и порядка слов в предложении.

Поэтому глобальная установка на то, чтобы стать более гибким и естественным импровизатором, заключается в попытках сделать свою игру наиболее близкой к процессу разговора.

8. НЕ ДУМАЙТЕ СЛИШКОМ МНОГО

Размышления о гаммах, теории и фразировке могут быть крайне полезными, когда вы занимаетесь дома, но у вас должно быть время, когда вы просто рубите от души, доверяя своим инстинктам. В моем личном опыте так сложилось, что большая часть наиболее музыкальных и эффективных моментов импровизации случилась в то время, когда я вообще ни о чем не думал.

Можно вспомнить мудрые слова великого Чарли Паркера: «Вы должны изучить свой инструмент. Поэтому занимайтесь, занимайтесь и еще раз занимайтесь. А потом, когда выйдете на сцену, то забудьте обо всем и просто вопите».

9. РАССЛАБТЕСЬ И ПОЛУЧАЙТЕ УДОВОЛЬСТВИЕ

Очень прикольно время от времени рисковать. Одержимый перфекционизм может препятствовать вашему потоку идей: иногда лучше попробовать что-то новое, даже не зная наверняка, будет ли это работать или нет, нежели все время избегать рискованных идей. Когда вы импровизируете, у вас есть свобода делать все, что вы хотите, так почему бы не отдаться этой свободе и не попробовать получить удовольствие?

10. ПРИМЕНЯЙТЕ ТЕОРИЮ С МУЗЫКАЛЬНОСТЬЮ

Нет никакого вреда в изучении гамм и арпеджио в максимально возможном объеме. Другое дело, что некоторые музыканты думают, будто бы гаммы решат все те их проблемы, для решения которых они на самом деле не были созданы. В импровизации вы используете гаммы таким же образом, каким используете алфавит при написании поэмы.

После того как вы изучите аппликатуры и звучания тех или иных гамм, попробуйте перемешать ноты максимально возможным количеством способов и постарайтесь избежать стереотипных ходов типа начинания пассажей с самой низкой ноты гаммы. Возможно, для пользы дела стоит запустить соответствующую фонограмму минус и сыграть под нее гамму самым медленным способом. Парадоксально, но это может помочь вам развить чувство разных цветов и настроений, которые дает каждая нота в гамме. Вы сможете применять эти ноты более музыкально, если будете чувствовать их уникальный характер относительно того или иного гармонического контекста.

В качестве одного из средств перезагрузки я могу порекомендовать еще один интересный подход. Попробуйте какое-то время импровизировать фразами, которые исполняются исключительно на одной струне. Это вынудит мыслить вас более «вокально» и заставит ваши пальцы отойти от заученных движений по струнам.








Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное