JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:


История усилителей Fender: первые 50 лет.

Авторство: John Teagle, John Sprung.
Перевод: Илья Шлыков



Эффекты.

Volume Pedal (педаль громкости): Volume Pedal, Volume Tone Pedal
Годы выпуска: 1954-1984

В течение многих лет компания Fender предлагала широкий ассортимент внешних устройств, размещаемых между гитарой и усилителем, и предназначенных для обработки и окраски конечного звучания, выходящего из динамика. Первым из подобных устройств стала педаль громкости. Компании Gibson, Epiphone, Rickenbacker и DeArmond выпустили свои модели педалей громкости еще до начала Второй мировой войны, когда возраст электрогитары как инструмента был еще менее десятка лет. К концу сороковых годов Fender предлагали педали DeArmond в своих каталогах и прайс-листах. В 1954 Fender выпустили собственную версию, педаль в низком металлическом корпусе с резиновой накладкой, приклеенной сверху. Входной и выходной разъемы располагались справа (если смотреть на педаль снизу), а ход педали был настроен таким образом, чтобы музыканту было удобно работать с педалью как стоя, так и сидя. Цена педали составляла 36,5 долларов и сохранялась неизменной до 1964 года. Эта педаль выпускалась вплоть до 1984 года, а единственным изменением был «рукописный» логотип, выштампованный на резиновой накладке, взамен оригинальных печатных букв, появившихся в середине шестидесятых годов.

Компании DeArmond и Bigsby выпустили свои педали, изменяющие как громкость, так и тембр, еще до того, как Fender создали педаль громкости, и многие исполнители, игравшие на стил-гитаре, считали их необходимой частью своего оборудования. Приглушенные пассажи, восходящие глиссадо, изменявшиеся свой тембр от приглушенного до резкого, имитация звука поезда и человеческого голоса – вот лишь несколько из возможностей такой педали. В 1958 году Fender наконец-то выпустили свой вариант, со стандартной схемой изменения громкости («вперед-назад»), в то время, как движение вправо-влево изменяло тембр звучания. Резиновая накладка изначально носила логотип компании, выполненный печатными буквами, на смену которому в 1962 году пришел «рукописный» логотип. Эта версия оставалась неизменной вплоть до снятия с производства в 1984 году (одновременно с простой педалью громкости).

Хотя эти педали не принесли компании Fender большой прибыли, выпуск их не создавал больших затрат по обслуживанию покупателей; более того, прекратив их выпуск, Fender потеряли часть своих потенциальных покупателей, у которых отныне не было возможности купить педаль со своим любимым названием. Что ж поделать…

Eccofonic
Годы выпуска: 1958-1959

Когда речь заходит об обработке звука, первое имя, которое приходит на ум – это Лес Пол со своими послевоенными экспериментами по использованию цельнокорпусных электрических гитар, многоканальной звукозаписи, записи на различных скоростях и ленточным эхо. Эффект эхо, несомненно, был одним из самых благозвучных и также самым простым для копирования «диванными» гитаристами. В то время, как ди-джей из Кливленда Мэд Дэдди пропускал свой голос через «бегущее» ленточное эхо для подчеркивания отдельных слов и режиссеры научно-фантастических фильмов уже вовсю использовали этот эффект, отдельные производители пытались сделать студийное звучание г-на Полфуса, а также и знаменитый звук пластинок, выпущенных на Sun Records, доступным для повседневного применения простыми гитаристами. В результате данных попыток на свет появились такие устройства, как усилитель Echosonic, Echoplex, а также EccoFonic. Fender продавали эффект EccoFonic (который, как и аксессуары DeArmond, выпускался с привлечением стороннего производителя) с 1958 по 1959 год. Эффект имел обшитый твидом кофр для переноски, внешний вид которого соответствовал усилителям того времени.

Теперь пару слов о том, как он работал. Закольцованная магнитная лента проходит через работающую записывающую головку. Таким образом, на ленте появляется сигнал. Через короткое время этот сигнал проходит через снимающую головку (скорость движения ленты и физическое расстояние между записывающей и снимающей головкой определяют период времени, за который только что записывающий сигнал попадает на снимающую головку). Когда сигнал снимается второй головкой, он воспроизводится и микшируется с оригинальным звучанием. Оригинальный сигнал берется с проводов, идущих к катушке динамика усилителя. Для желающих поэкспериментировать со звучанием EccoFonic имел регулировки громкости входного сигнала, три различных времени задержки и регулятор обратной связи.

В 1959 году компания-производитель стала продавать EccoFonic под своим собственным именем, уже без твидового кофра. Компания просуществовала лишь пару лет, а следующий эффект эхо от Fender появился лишь в 1963 году.

Ревербератор (Reverb Unit, Tube Reverb, Fender Reverb, «Custom» Tweed Reverb)
Годы выпуска: 1961-1966, 1976-1978, 1994 – до настоящего времени

Наиболее влиятельным из эффектов Fender стал ящик с лампами и пружинами внутри, именуемый самой компанией Reverb Unit. По словам Дика Дейла, принимавшего участие в работе над прототипом, изначально эффект предназначался для обработки вокала, однако после непродолжительной пробы с гитарой, стало очевидно, что большая часть всех эффектов будет использоваться именно так. В каталоге 1961 года издания появилась модель с обшивкой из коричневого толекса, кожаной рукояткой для переноски и плоским логотипом. Вместо ткани передняя стенка корпуса была также покрыта коричневым толексом. Регулировки «Tone», «Mix» и «Dwell» (продолжительность) позволяли варьировать звучание в широких пределах: от наглого и сокрушающего до богатого и придающего дополнительный объем. Модель комплектовалась коричневыми ручками регуляторов.

Компания Hammond Organ разработала пружинный ревербератор для улучшения звучания электрического органа. В течение многих лет эта система была единственным приемлемым по финансовым соображениям способом эмулировать реверберацию, поэтому такие компании, как Fender, которые хотели продавать ревербераторы своим клиентам, вынуждены были покупать лицензию у Hammond.

В блоке питания ревербератора был установлен транзисторный полуволновой выпрямитель, за которым шли большие конденсаторы фильтра и дроссель, призванный компенсировать недостатки трансформатора без средней точки. Цепь сигнала начиналась с двойного триода 12AT7 в предусилителе с регулятором «Dwell», стоявшим между двумя половинками лампы. С электрической точки зрения, это был просто регулятор уровня обработанного сигнала, однако, вследствие физического отклика пружин, чем выше был уровень сигнала, подаваемого на пружины, тем дольше они сохраняли сигнал. Лампа 6K6GT (аналогичная 6V6) выступала в роли драйвера для трансформатора, а вслед за лотком с двумя пружинами шла половинка лампы 7025. Выходной сигнал с этой лампы шел на одну из ножек регулятора микса. Изначальный входной сигнал разделялся между лампой предусилителя 12AT7 (обработанный сигнал) и второй половинкой лампы 7025 (чистый сигнал). Эта половинка лампы 7025 работала как катодный повторитель, не добавлявший перегруза (на самом деле, даже слегка снижая уровень сигнала) и была соединена со второй ножкой потенциометра регулятора микса.

Выходной разъем был подключен напрямую к скользящему контакту этого потенциометра, что позволяло регулировать звучание от полностью чистого до полностью обработанного (а лучше всего звук получался где-то посередине). Резиновые полоски внутри лотка с пружинами не были указаны на схеме распайки, однако являлись важной составляющей звучания, заглушая вибрации внутри лотка и не пропуская их на чувствительные пружины.

Кронштейн заглушки реверберации (едва заметный внутри лотка) прижимал пружины к вспененной резине, приклеенной с внутренней стороны передней панели. Старый трюк, благодаря которому некоторые дилеры надували ломбарды, состоял в том, чтобы повернуть кронштейн и приглушить таким образом пружины: «я возьму аппарат, хоть он и сломан…», за чем обычно следовали слова наподобие: «да он только что работал… какую скидку вы хотите?»

Передняя стенка на серийных моделях была обита бежевой тканью, а не толексом. Вторым вариантом обивки был белый толекс с коричневой тканью на передней стенке и белыми ручками, что по цвету совпадало с «головами» и комбо Twin того периода. Плоская табличка с логотипом, точно такая же, как на кабинетах, дополняла облик. Теоретически есть возможность, что было выпущено несколько ревербераторов, обшитых коричневым толексом с коричневой тканью спереди для использования с последними из больших комбо, однако они и впрямь очень редки. Также, вероятно, существовали ревербераторы с твидовой обшивкой, выпускавшиеся по заказу, для старых моделей усилителей, большая часть которых была снята с производства к 1961 году.

По мере того, как менялся внешний вид усилителей, аналогичные перемены происходили и с ревербераторами: белый толекс с бежевой тканью спереди в 1962 году; затем черная рукоятка для переноски в 1963 году, объемный логотип в 1963 году и, наконец, гладкий белый толекс с золотистой тканью в конце 1963 года. Модель с коричневой обивкой также получила черную рукоятку, объемный логотип и толекс с гладкой текстурой в 1963 году. В 1963 году появился ревербератор с обивкой из черного толекса и серебристой тканью на передней панели. На эти аппараты ставили белые ручки регуляторов (и черные панели управления с белыми обозначениями) вместо новых черных ручек в виде «юбки» с цифрами. Летом 1966 года на смену ламповому ревербератору пришел полностью новый транзисторный эффект, внешне ничуть не похожий на ламповые усилители. Напротив, по дизайну он полностью повторял новую транзисторную линейку усилителей, хотя все они были оснащены встроенными ревербераторами – кто знает, о чем думали боссы Fender, когда принимали решение о его производстве.

В период с 1976 года по 1978 год ламповый ревербератор вновь появился в продаже, на сей раз с серебристой панелью управления и черными ручками регуляторов. Он был очень похож на оригинальный, хотя имел несколько отличий. Блок питания был построен на однополупериодном выпрямителе, даже несмотря на то, что в нем был использован новый универсальный силовой трансформатор – то есть, это было сделано не для того, чтобы использовать старую схему или старые компоненты.

Дроссель в контуре блока питания не использовался, однако большие конденсаторы способствовали сглаживанию пульсации постоянного тока, а регулятор шумоподавления уменьшал 60-герцовый шум. В то время уже появились более качественные диоды, и в новом ревербераторе взамен старых трех появился один большой. Контур тембра остался без изменений, но в качестве драйвера стала применяться более распространенная лампа 6V6. в конце контура появилась дополнительная лампа 7025 в качестве буфера, отделявшего выходной разъем от регулятора микса обработанного сигнала. Еще одним приятным новшеством стал провод, соединяющий напрямую входной и выходной разъемы, если во входной разъем ничего не подключено. Оригинальный ревербератор, будучи подключенным в усилитель, работающий на большой громкости, при случайном ударе производил ужасающий грохот, а модель с серебристой панелью управления – только когда гитара была подключена (попробуйте пнуть его – может быть, этот спецэффект вам понравится).

Другое переиздание, более точно копирующее оригинал, было выпущено в 1994 году. Этот ревербератор, официально названный «Reissue ’63 Fender Reverb», выпускался с отделкой из черного, белого или коричневого толекса. Схема была практически идентична моделям 30-летней давности, хотя печатная плата пришла на смену навесному монтажу. Вместо снятой с производства лампы 6K6 появилась 6V6, а также блок питания был значительно усовершенствован (появился двухполупериодный выпрямитель). Еще одним новшеством стала заземленная вилка провода питания. Для соответствия современным требования электробезопасности был добавлен зенеровский диод, защищающий конденсатор цепи обхода катода лампы 6V6 на случай короткого замыкания лампы.

Почти через 35 лет после выхода своего первого ревербератора Fender наконец-то предложили модель с твидовым покрытием для владельцев тысяч сохранившихся с пятидесятых годов твидовых усилителей, а также для владельцев переизданий комбо Bassman. Хромированная панель управления и черные ручки с «носиками» отличают этот «заказной» твидовый ревербератор от прочих переизданий, равно как и цена – 25% надбавки за премиум; однако это стоит того, если вы являетесь владельцем «твидового» усилителя.

TR 105
Годы выпуска: 1961-1962

Все новое – это хорошо забытое старое. Сегодня беспроводные радиосистемы являются неотъемлемой частью концертного оборудования гастролирующих гитаристов. В середине-конце семидесятых годов сложные, но сравнительно надежные беспроводные системы только начинали использоваться такими музыкантами, как Питер Гэбриэл или группа Devo. Сложно поверить, но Fender выпустили такую систему еще в далеком 1961 году.

Если бы она получила признание в свое время, история рок-н-ролльных сценических движений, несомненно, выглядела бы по-иному. Если говорить более серьезно, многие музыканты, погибшие от удара током, были бы по-прежнему живы и множество ударенных током рук и губ не испытали бы на себе последствия плохо заземленного оборудования или плохой распайки. Электроизоляция, которую дает исполнителю беспроводная система – вот один из самых главных доводов в пользу таких систем, хотя, возможно, Fender и не ставили это главной целью при разработке TR 105. Причины, по которым система выпускалась менее года, остаются для нас загадкой – возможно, были какие-то проблемы с Федеральной комиссией по средствам связи.

Electronic Echo Chamber
Годы выпуска: 1963-1968

Через четыре года после появления эффекта EccoFonic Fender наконец-то выпустили свое собственное ленточное эхо, названное Electronic Echo Chamber (сокращенно EEC). Подключаемое между гитарой и усилителем обычным гитарным кабелем, эхо EEC позволяло музыканту регулировать время задержки (регулятор Delay Time), количество повторений (регулятор Regeneration) и громкость эхо (регулятор Intensity). EEC является первым транзисторным устройством обработки Fender. Версия с измененным дизайном, аналогичным транзисторным усилителям, была выпущена незадолго до того, как прибор был снят с производства (в 1968 году).

Транзисторный ревербератор
Годы выпуска: 1966-1972

На смену ламповому ревербератору образца 1961 года в 1966 году пришел транзисторный ревербератор. В этой модели также использовалась запатентованная компанией Hammond пружинная конструкция, однако вместо ламп для усиления и смешивания чистого и обработанного сигнала использовались транзисторы. Если Fender строили планы по изменению дизайна или вообще снятию с производства всей своей линейки ламповых моделей, то, вне всякого сомнения, новый ревербератор хорошо укладывался в рамки этой идеи. Транзисторный ревербератор внешне выглядел как новые транзисторные усилители, которые все до одного имели встроенный ревербератор (за исключением одноканального Bassman), поэтому, несомненно, эффект не был предназначен для совместного использования с ними. Ламповые усилители без ревербератора, однако, выпускались в версиях с черными панелями управления еще год, после чего получили новые серебристые панели с синими обозначениями, и продолжали выпускаться в таком виде долго время после снятия с производства как всей линейки транзисторных моделей, так и транзисторного ревербератора. Одним из возможных применений транзисторного ревербератора было использование с новой транзисторной системой звукоусиления, с которой он прекрасно сочетался внешне, однако это, разумеется, не могло считаться основным предназначение данного устройства. Ревербератор продавался вплоть до 1972 года и не был похож уже ни на одну другу модель в линейке. Возможно, Fender пытались просто распродать складские запасы.

Echo-Reverb (Echo-Reverb, Variable Echo-Reverb)
Годы выпуска: 1966-1970

Изначально названный Electronic Echo Chamber Disc Delay, эффект Echo-Reverb отличался от Electronic Echo Chamber методом записи сигнала. Стандартная закольцованная магнитная лента была заменена вращающимся диском с металлическим покрытием, который накапливал статический заряд (запись) и проходил через стационарные снимающие головки, в свою очередь, посылавшие задержанный сигнал для смешивания с чистым сигналом. Принцип – точно такой же, как и в случае с ленточным эхо, отличается лишь способ записи сигнала. Эффект Echo-Reverb выпускался с начала 1966 года по конец 1970 года (где-то в середине срока выпуска появилась модификация «II» с переключателем Bright). Тем не менее, этот эффект не имел некоторых из удобных регулировок, которыми отличался популярный эффект Echoplex и которые могли быть изменены в процессе игры. Три фиксированных установки времени задержки (длинное, короткое или смешанное) были довольно ограниченными по сравнению с системой сдвижных головок в Echoplex, которые можно было подстраивать под темп песни или передвигать ближе или дальше от записывающей головки для получения особых эффектов, например изменения высоты звука. Echo-Reverb, помимо собственно эффекта эхо, имел ревербератор, а также вибрато, предназначенное для уплотнения звучания.

Модификация Variable Echo-Reverb дебютировала в 1970 году как попытка устранить недостатки оригинальной модели: в ней появилась регулировка скорости «от очень медленной до очень быстрой». Оба устройства продавались параллельно, при этом Variable Echo-Reverb стоил примерно на 25% дороже своего предшественника. Обе модели были сняты с производства к концу того же года.

Soundette
Годы выпуска: 1967-1968

Еще одним эффектом эхо, построенным не на принципе использования закольцованной магнитной ленты стал эффект Soundette, в конструкции которого был применен вращающийся намагниченный барабан и четыре фиксированных снимающих головки. Ручка «Duration» устанавливала количество повторений, ручка «Echo» регулировала уровень микса между чистым и обработанным сигналом, а ручка «Volume»устанавливала общий уровень громкости.

Три кнопки задействовали три фиксированные установки времени задержки, при этом можно было включать более одной кнопки одновременно, благодаря чему получался эффект пульсации. Еще одной любопытной штукой в Soundette было затемненное окошко, через которое был виден вращающийся барабан (или расширяющаяся вселенная, с чьей-то точки зрения – не забывайте, что дело происходило в 1967 или 1968 году).

Vibratone
Годы выпуска: 1967-1972

Хотя Vibratone не являлся электронным устройством как таковым, он по сей день остается одним из наиболее полезных устройств обработки Fender. Взяв конструкцию вращающихся динамиков, разработанную фирмой Leslie (компания CBS владела патентом Leslie в то время), и, применив ее для гитарной акустической системы, Fender получили новый продукт, который отвечал потребностям гитаристов в значительно большей степени, чем оригинальное устройство, и вот почему:

Во-первых, Vibratone был создан именно для использования с обычным гитарным усилителем. Leslie обычно комплектовался усилителем мощности, но не имел предусилителя, поэтому его обычно подключали в обход встроенного усилителя. А дополнительные вес и стоимость этого усилителя были чрезмерными для чего-то, что не будет использоваться.

Во-вторых, Vibratone был создан для того, чтобы переносить все тяготы гастрольной жизни – покрытие из толекса и металлические уголки. Кабинет Leslie предназначался для того, чтобы стоять в гостиной или в церкви. При помещении его в рок-н-ролльную среду, красивые деревянные корпуса вскоре превращались в ободранную фанеру с пятнами от стаканов с напитками, которые ставили на них.

Наконец, в Vibratone был установлен гитарный динамик с привычной для гитаристов частотной характеристикой. Все кабинеты Leslie, за исключением самых маленьких, были двухполосными, с широкополосным динамиком, высокочастотником и кроссовером. Эта широкополосная система звучала резковато, поскольку высокие частоты воспроизводились недостаточно громко и чисто. Послушайте, как звучит гитара, подключенная напрямую в микшерный пульт, соединенный с широкополосными студийными мониторами, а затем подключите ее к комбо с одним динамиком диаметром 15». Понимаете, о чем идет речь? Двухполосной системе также требуются два микрофона для полноценной подзвучки или записи, в то время, как Vibratone нужен только один (совет дня: попробуйте поставить по одному микрофону с каждого бока).

Чтобы объяснить, как работает кабинет Leslie, необходимо объяснить суть эффекта Доплера. Это воспринимаемая разница в высоте тона, возникающая по мере того, как источник звука приближается (тон повышается) к слушателю или удаляется (тон понижается) от него. Звук приближающегося поезда или полицейской сирены является хорошим примером этого эффекта.

Вращающийся рупор кабинета Leslie посылает звуковые волны прямо по направлению к слушателю. По мере того, как рупор поворачивается вокруг своей оси, источник звука (раструб рупора) удаляется от слушателя до тех пор, пока не делает половину оборота – в этой точке звук направлен от слушателя – и с продолжением вращения звук начинает снова приближаться. Это вызывает два явления. Во-первых, эффект Доплера, поскольку циклическое вращение вызывает повышение и понижение тона (а, так как, звук отражается внутри кабинета и от окружающих поверхностей, отдельные тембры смешиваются друг с другом). Во-вторых, возникает слабый эффект тремоло, поскольку прямой звук громче непрямого.

В кабинетах Leslie, как правило, использовались вращающиеся рупоры с заслонками, установленными перед конусом динамика, а не сами вращающиеся динамики. Легкую заслонку вращать куда проще, чем 10-дюймовй динамик, при этом эффект получается одинаковый. В Vibratone конус динамика был направлен наружу, а не вниз, и звук выходил через отверстия в боковинах и верхней стенке. При этом звучание слегка отличалось от стандартного кабинета Leslie, однако общая идея была той же самой.

Двухкнопочный ножной переключатель позволял управлять скоростью двух моторов и включал и выключал Vibratone. Когда Vibratone был выключен, работал обычный динамик гитарного усилителя. Когда он был включен, работал специальный фильтр, направлявший самые высокие и самые низкие частоты на динамик гитарного усилителя, а большую часть звука – на динамик Vibratone. Если динамик гитарного усилителя не был подключен, Vibratone сохранял весь спектр звучания. На медленной скорости вращения кабинет выдавал богатое и приглушенное звучание, в то время, как на быстрой скорости получался более яркий и энергичный звук, часто ассоциировавшийся с органами, звучавшими на катках. По мере того, как вращающаяся заглушка ускорялась или замедлялась, эффект Доплера усилятся. Слышать игру музыканта, умело применяющего этот эффект к своей гитаре или органу Hammond B-3 – это потрясающее слуховое ощущение.

Vibratone выпускался с 1967 года по 1972 год. Ранние модели имели объемный логотип с «хвостиком», не более поздних была плоская окантовка с красной надписью «Vibratone».

В настоящее время этот аппарат очень высоко ценится за его практичность и великолепный звук. Определенно он заслуживает переиздания.

Orchestration+
Годы выпуска: 1968-1970

Интересно, о чем думали на Fender, когда выпускали эффект Orchestration+, дававший подобие многоголосого звучания? Видимо, они надеялись, что каждый американский трубач или саксофонист заинтересуется эффектами, благодаря которым музыканты, играющие на духовых инструментах, смогли бы приблизиться к звуковому многообразию, доступному гитаристам. Что ж, в таком случае они принимали желаемое за действительное, поскольку всей духовой секции бы тогда понадобилось покупать усилители! С тех пор прошло почти сорок лет, а звук с духовых по-прежнему снимают микрофонами. Возможно, когда-нибудь Fender и выпустят переиздание Orchestration+.

Эффект Orchestration+ не был представлен ни в одном из каталогов, однако он присутствовал в прайс-листах с 1968 года по 1970 год. Также информация об этом приборе была напечатана в последнем выпуске издания «Fender Facts», однако два вопроса так и остались без ответа: «Куда и каким образом я должен подключать свою трубу?» и «Что будет, если я подключу к нему гитару?».

Dimension IV (Dimension IV Sound Expander, Special Effects Center)
Годы выпуска: 1968-1970

Заполненный маслом вращающийся барабан создавал «подводное» звучание с оттенком научной фантастики, что вполне соответствовало названию эффекта – Dimension IV. Эти маленькие коробочки просто замечательны – при условии, что они работают. Если нет, даже не пытайтесь их починить. Все равно запчасти давно уже не продаются, а, по слухам, барабан заполнен внутри неким загадочным канцерогенным веществом. Если ваш конкретный экземпляр работает, ни в коем случае не переворачивайте его! Чтобы масло не перегревалось, и не страдала интенсивность эффекта, не давайте мотору долго работать вхолостую.

Эффект Dimension IV Sound Expander имел две модификации: универсальную «Universal», куда могли подключаться любые инструменты, и стоивший вдвое дешевле усеченный вариант, подключавшийся в разъемы для ревербератора усилителей Fender. Переключатель позволял выбрать обычный эффект реверберации либо ревербератор в сочетании с Dimension IV. Второй переключатель включал и выключал моторчик, запускавший эффект Dimension IV. Модификация Universal была вдвое больше по размерам, чем упрощенный вариант. Табличка на задней стенке гласила: «Запоминающая система ADINEKO, произведено компанией Tel-Ray Electronics, Лос-Анджелес, штат Калифорния». Были указаны также номера патентов: 2,892,898, 3,072,543 и 3,215,911 – на случай, если вам интересно знать подробности. Компания Tel-Ray в шестидесятые годы делал некоторые эффекты по заказу Fender.

Устройство под названием «Special Effects Center», выпущенное в 1969 году и выпускавшееся в течение следующего года, было комбинированным эффектом, сочетавшим в себе Dimension IV, фузз, эхо и ревербератор. Этот прибор обработки был дорогим, примерно как усилитель Vibrolux Reverb по тем деньгам. Эффект Dimension IV также был встроен в один из каналов транзисторного усилителя Super Showman.

Эффект Dimension IV выпускался в течение всего 1969 года, а также часть предыдущего и последующего годов. Так что же делал со звуком эффект Dimension IV Sound Expander? Это же очевидно из названия: расширял диапазон, добавлял объема…

Fuzz-Wah
Годы выпуска: 1968-1984

Если не считать перегруза ламповых усилителей, первый опыт Fender в области психоделического звучания, состоялся в 1968 году. Каталог издания 1969 года (подготовленный к печати в 1968 году) описывал педаль Fuzz-Wah как «крутую» и «безумную». Действительно, пришло время перемен.

Gibson выпустили свою педаль maestro Fuzz в 1962 году, а к 1968 году на рынке было уже много вариантов от других производителей. Педаль wah-wah от «Клайда МакКоя с его говорящей трубой» была представлена компанией Vox в 1967 году. Так что педаль от Fender не была революционной ни в чем. Работать педалью, которая перемещалась от стороны в сторону (так было указано в каталоге), было неудобно для тех, кто привык к Vox. В шестнадцатом выпуске издания «Fender Facts» (ноябрь 1968 года) было написано, что педаль двигается сверху вниз – похоже, это было введено после того, как первые серийные модели покинули фабрику.

Примерно в 1974 году была представлена новая педаль Fuzz-Wah – эффект «фузз» управлялся регулятором «Fuzz Blend» и регулятором громкости эффекта. Эффект wah имел регулировку выходного уровня и переключатель, выключавший wah и превращавший «квакушку» в педаль громкости. Эта версия, как и все прочие педали, сохранившиеся на производстве к тому моменту, выпускалась вплоть до 1984 года.

Multi-Echo
Годы выпуска: 1969-1970

Как и Dimension IV, эффект Multi-Echo был предназначен для подключения в разъемы для ревербератора усилителей Fender Reverb. Это был довольно недорогой и несложный эффект эхо, который соединялся с усилителем кабелями и имел четырехпозиционный переключатель со следующими положениями: «Off», «On», «Long Echo», «Short Echo». Уровень интенсивности эффекта управлялся регулятором «Reverb» на самом усилителе. Вряд ли эта коробочка доставит вам много удовольствия. Этот лишенный ленты безжизненный прибор выпускался в течение двух лет – в 1969-м и 1970-м годах.

Fender Blender
Годы выпуска: 1968-1977

Вслед за Fuzz-Wah в конце 1968 года была выпущена еще одна педаль перегруза с расширенным набором регулировок. Переключатель активировал регуляторы громкости, сустейна, тембра и микса чистого/перегруженного сигнала, который большинство подростков тут же выкручивали на максимум. Еще один переключатель включал режим дополнительного усиления. Педаль выпускалась без изменений практически десять лет, хотя ходят слухи, что существует поздняя модель с регулятором «Octave».

Phaser
Годы выпуска: 1975-1977

Фейзер был очень распространенным эффектом в семидесятые годы – большие педали Maestro с разноцветными переключателями, маленький оранжевый Phase 90; Small Stone; и на какое-то время Fender Phaser. Это была довольно большая по размерам педаль с единственной регулировкой и выключателем, однако она позволяла менять скорость эффекта путем нажатия педали в реальном времени. Эффект имел сетевое питание с коротким шнуром и выпускался весьма недолго – он был снят с производства в 1977 году вместе с педалью Fender Blender.

Различные педали эффектов
Годы выпуска: 1986-1987

В течение непродолжительного периода времени fender ставили свое доброе имя на различные педали, производимые по заказу компании импортными поставщиками. В числе их были дисторшн, флэнжер, стерео хорус, компрессор и цифровая задержка. Они удостоились упоминания здесь для потомков, даже несмотря на то, что и не были изделиями фирмы Fender (Хотя, опять-таки, многие педали эффектов, выпускавшиеся в шестидесятые, также делались не на Fender).

Содержание








Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное