JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:


История усилителей Fender: первые 50 лет.

Авторство: John Teagle, John Sprung.
Перевод: Илья Шлыков



Ламповые усилители.

Super Twin (Super Twin, Super Twin Reverb)
Годы выпуска: 1975-1980

К середине семидесятых годов Twin Reverb по-прежнему пользовался популярностью у гастролирующих музыкантов, однако пришло время выпустить усовершенствованную модель, продвинуться на ступеньку выше. В Super Twin были применены два решения, прежде всегда помогавшие Fender: большая мощность (180 ватт вместо ста) и больше регулировок тембра (10 взамен пяти). Усилители Twin образца конца пятидесятых годов с четырьмя лампами 5881 в секции усилителя мощности и раздельными регулировками низких частот, средних частот, высоких частот и Presence, а также с входами «Bright» и «Normal» долгое время считали вершиной эволюции гитарных усилителей. Появление ревербератора и тремоло в начале шестидесятых годов стало финальным дополнением. Так что же, музыканты просили большего, чем Twin Reverb, или же Fender сами пытались заманить покупателей новым «усовершенствованным» усилителем?

Для Super Twin была разработана сложная система эквализации с регулировками низких, средних, высоких частот, Presence и переключателем «Bright», а также с пятиполосным эквалайзером с фиксированными частотами (+-5 дБ на 100, 2325, 485, 1250 и 2300 Гц). Регуляторы низких частот, средних частот, высоких частот и переключатель «Bright» были устроены традиционным для Fender образом, а вот регулятор «Presence» и пятиполосный эквалайзер были активными, что было очень нетипичным для компании решением. Новый регулятор «Presence» был устроен совершенно иначе по сравнению с более ранней схемой – там он изменял отрицательную обратную связь в диапазоне высоких частот, но не был эквалайзером как таковым. Регулятор «Presence» усиливал частоту 3,9 кГц и определенно являлся эквалайзером. Пять фиксированных частотных полос отличались от регулятора «Presence» тем, что они могли не только усиливать, но и подрезать частоты. Было создано пять последовательных резонансных контуров с использованием индуктора, конденсатора и специального потенциометра с центральным выводом для каждой полосы. Один из контактов каждого потенциометра был соединен непосредственно с сигнальным трактом. Это создавало низкоимедансный путь на заземление для частот, окружающих (и включающих в себя) центральную частоту каждой отдельной полосы (пассивный подрез). Второй контакт каждого из потенциометров был соединен параллельно с резистором катодного смещения ламы 12AU7. Уменьшая сопротивление на центральной частоте, ток и перегруз лампы усиливались на этой частоте (активное усиление).

В этом «умном» контуре не использовалось ни одного операционного усилителя, которые обычно ассоциируются с активной эквализацией, и поэтому он был достаточно дорогим решением (а качественные индукторы стоят недешево). Ножной переключатель мог включать и отключать эквалайзер, давая музыканту возможность настроить два различных варианта звучания и, таким образом, практически придавая Super Twin свойства усилителя с переключаемыми каналами.

Тем не менее, что музыкантам на самом деле хотелось бы иметь возможность переключать – так это характеристики перегруза. Для этого Super Twin был оснащен встроенным регулятором уровня перегруза в сочетании с регулятором выходной громкости усилителя, который мог активироваться при помощи ножного переключателя. Переключая тумблер на ножной педали, можно было активировать или отключить регулятор выходного уровня при любом уровне перегруза, вплоть до нулевого. Невзирая на наличие регулятора общей громкости и заявления Fender о «любом уровне перегруза на любой громкости», уровень перегруза и сустейн на этом усилителе были не столь велики в сравнении, например, с новыми усилителями MESA/Boogie того периода времени. А вес его был достаточен, чтобы заработать грыжу кому угодно, кроме разве что самых силачей, в результате чего Fender в очередной раз остались с «лучшим в мире» усилителем, который не пользовался спросом, вопреки ожиданиям компании. И опять-таки ревербератор и тремоло сочли чем-то, чье время прошло, но их отсутствие вызвало у многих музыкантов ощущение, что чего-то в этом усилителе не хватает.

Транзисторный выпрямитель обеспечивал питание усилителя, а четыре каскада ламп 7025 (т.е. два полных двойных триода) использовались в секции предусилителя. Фазоинвертор (лампа 12АХ7) была стандартной, с длинным выводом, однако вместо подачи сигнала на лампы усилителя мощности вселд за ней шла лампа 12АТ7 в контуре катодного повторителя. Низкий импеданс этого контура гораздо лучше подходил для шестерки выходных дамп 6L6, чем обычно используемый в усилителях Fender фазоинвертор 12АТ7.

Еще более нетипичный для Fender набор ламп стоял в модернизированной модели, выпущенной в начале 1977 года и оснащенной ревербератором.

В Super Twin Reverb стояли такие же лампы в выпрямителе, усилителе мощности, фазоинверторе и предусилителе, как и в Super Twin, за исключением последних двух каскадов предусиления. Вторая лампа 7025 была заменена двумя секциями тройного триода 6С10! Третья секция использовалась для восстановления сигнала с ревербератора. Еще одна необычная лампа использовалась в качестве драйвера ревербератора – это был пентод 6СХ8. Что еще более странно, так это то, что эта лампа имела вторую половинку – триод, который Fender использовали вместо лампы 12AU7 в секции эквалайзера. Кто-то явно думал не тем местом, когда разрабатывал эту конструкцию. Лампа 6С10 была разработана недавно и ни ее, ни 6СХ8 нельзя назвать широко распространенной. Если бы я был владельцем такого усилителя, я бы запасся этими лампами при первой же возможности. Super Twin Reverb был снят с производства в 1980 году с появлением «хай-гейновых» усилителей серии 30, 75 и 140.

Содержание





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное