JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:


История усилителей Fender: первые 50 лет.

Авторство: John Teagle, John Sprung.
Перевод: Илья Шлыков



Ламповые усилители.

400 PS Bass
Годы выпуска: 1970-1975

Вплоть до 1969 года воплощение представлений компании Fender о басовом усилителе был 50-ваттный Bassman. Ситуация, когда басист менялся с гитаристом, отдавая ему свой 50-ваттный Bassman и забирая у него 100-ваттный Showman, была распространенным, хотя и неофициальным решением проблемы недостатка мощности для воспроизведения чистого и громкого звучания баса. В 1969 году Fender выпустили 100-ваттную модель Super Bassman, однако такие компании, как Sunn, Marshall, Kustom, Plush, Acoustic, Standel и другие предлагали басовые усилители, как минимум, вдвое большей мощности. В 1970 году появился ответ Fender – модель 400 PS Bass, включавшая в себя три раздельные секции оконечного усилителя мощностью 145 ватт каждая: с одним динамиком усилитель имел мощность 145 ватт, с двумя динамиками – 290 ватт, а с тремя – все 435 ватт! И это среднеквадратическое значение – Fender заявляли пиковую мощность в 980 ватт! Кабинеты также были намного мощнее, чем стандартные басовые кабинеты Fender – в них стоял 18-дюймовый басовый динамик с эффективным изогнутым рупором.

На этот раз Fender выпустили именно то, что требовалось музыкантам, однако, возможно, они слегка «перемудрили» с конструкцией. Две лампы 7025 в предусилителе, 12АТ7 и 7025 в контуре ревербератора и 12АХ7 для тремоло – такой набор ламп был стандартным для Fender, однако секция усилителя мощности этого гиганта была не похожа ни на один другой усилитель, выпущенный до или после. Невероятных размеров силовой трансформатор выдавал захватывающие дух 700 вольт на аноды шести ламп 6550 (лампа, прежде игнорируемая командой разработчиков). Эта конфигурация использовалась компанией Ampeg для своей серии усилителей SVT. Первичная обмотка выходного трансформатора имела центральный отвод для двухтактной схемы по классу АВ (три лампы 6550 с каждой стороны), а вторичная имела три раздельных обмотки, делившие 435 ватт на три потока мощности приемлемого значения.

Теоретически, их можно было перемкнуть для создания колоссальной выходной мощности, однако, вероятно, раздельные вторичные обмотки не выдержали бы такого значения. Помимо собственной защиты, такой трехсекционный трансформатор защищал динамики всего мира от уничтожения этим монстром. Ampeg позднее использовали подобное решение в своей модели SVT, где музыканту необходимо было задействовать как «родной» динамик, так и разъем для подключения дополнительного динамика, чтобы получить полную выходную мощность.

Вот как на Fender поясняют свое решение: «Один кабинет таких размеров, что он сможет выдержать 435 ватт без каких-либо повреждений динамиков, был бы слишком велик для транспортировки. По этой причине мы разделили выходную мощность на три выходных разъема. Это решение позволяет исполнителю периодически переключать кабинет в другой разъем для того, чтобы в три раза продлить жизнь лампам усилителя мощности». Последнее утверждение является откровенной ложью, и тот, кто его сочинил, должен, как минимум, извиниться перед теми, кто послушно переключал свой кабинет в другие разъемы. Если есть кто-то, кто делает это еще с 1970 года, вы можете бросить это бесполезное занятие! Шесть ламп усилителя мощности были разделены – выход с трех ламп был запараллелен на один контакт первичной обмотки, а остальные три – на другой. На лампы поступало вносимое полное сопротивление динамика, но при этом было совершенно безразлично, в какой разъем подключен этот самый динамик. Самая главная цель такого решения читается между последних строк пресс-релиза этого усилителя: «Второй кабинет удвоит эффективную мощность до 290 ватт. Используя третий кабинеты, вы получите полные 435 ватт выходной мощности». Давайте посчитаем, добавить 500$ и еще 500$ …

В большинстве усилителей Fender фазоинвертор представляет собой двойной триод, также грающий роль драйвера. На 400 PS в качестве фазоинвертора использовался трансформатор, «раскачиваемый» лампой 6L6GC – здесь нет ошибки, именно лампа 6L6, используемая в усилителях мощности, со стороны первичной обмотки! Лампа 6L6 запитывалась лампой 12АХ7, суммировавшей сигнал с обеих секций предусилителя. Усилитель имел два канала и регулятор общей громкости, который, как заявлял производитель, позволял добиться эффекта «фузз».

Канал «Bass Instrument» имел два входных разъема, переключатель «Deep», регуляторы громкости, высоких частот и низких частот. Канал «Normal» также имел два входных разъема, за которыми шли переключатель «Bright», регуляторы громкости, высоких частот, средних частот и низких частот, а также регуляторы ревербератора, скорости эффекта и интенсивности эффекта. Ни на обложке инструкции по эксплуатации (на которой было прямо указано: «Басовый усилитель 400 PS»), ни в разделе «гитарные усилители» каталога 1970 года издания не упоминалось о возможности использования этот аппарата с чем-либо иным, кроме баса, однако в этот усилитель было заложено очень много возможностей и, уж конечно, тремоло и ревербератор предназначались не для басистов, хотя это могло бы быть интересно. «Эффекты предназначены для использования, когда усилитель 400 PS используется с гитарными динамиками» – вот и все, что было написано. Играть на гитаре через динамик с изогнутым рупором – разумеется, далеко не самое большое удовольствие! Через два года даже в каталоге не будет ни малейшего упоминания о возможности использования 400 PS в качестве гитарного усилителя.

Fender продолжали выпускать 400 PS до конца 1975 года – ранние модели имели голубую ткань на передней панели, а более поздние (начиная с 1972 года) – черную акустическую пену с белой окантовкой. В комплект входила тележка с четырьмя колесиками, на которую устанавливалась «голова». Либо в качестве маркетинговой уловки, призванной подчеркнуть особо мощные низкие частоты, выдаваемые усилителем, либо по настоянию команды разработчиков, Fender сделали оговорку: «Для максимальной продолжительности срока эксплуатации усилитель надлежит устанавливать только на стойку, установка поверх кабинета запрещается». К сожалению, стойка выглядела так, словно она была предназначена для установки катетера, а не была куплена в музыкальном магазине. Может быть, ее дизайн и имел рационально зерно, однако он был лишен того самого всемогущего фактора «крутизны», которую люди чувствовали, глядя на стеки Энтуисла, Реддинга, Уаймена и других.

Эти усилители стоят того, чтобы их поискать в наши дни и использовать с современными кабинами, небольшими по размерам и выдерживающими значительную мощность. Сделать такой усилитель с такими трансформаторами в наше время было бы слишком дорогой затеей.

Содержание








Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное