JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:


История усилителей Fender: первые 50 лет.

Авторство: John Teagle, John Sprung.
Перевод: Илья Шлыков



Ламповые усилители.

Vibroverb
Годы выпуска: 1963-1964, 1993 – по настоящее время

Одним из наиболее влиятельных усилителей Fender в шестидесятые годы являлся Vibroverb – первая модель со встроенным ревербератором, выпущенная компанией. Официально представленная во втором выпуске журнала «Fender Facts» и включенная в прайс-лист февраля 1963 года, эта классическая модель, покрытая коричневым толексом и оснащенная двумя 10-дюймовыми динамиками и парой ламп 6L6GC в усилителе мощности, выпускалась не столь долго, чтобы оказать какое-то влияние на рынок, однако Fender знали, что это беспроигрышная комбинация. Vibroverb (модификация 6G16) был основан на схеме модели Super с двумя динамиками диаметром 10 дюймов, выпускавшейся в то время – эти две модели имели одинаковые секцию предусилителя (одна лампа 7025 на вход «Normal», одна на вход «Bright»), фазоинвертор (лампа 7025), секцию усилителя мощности (две лампы 6L6GC) и выпрямитель (лампа GZ34). Канал «Normal» имел регуляторы громкости, высоких частот и низких частот, а канал «Bright» - регуляторы громкости, высоких частот, низких частот и ревербератора. Для того, чтобы освободить место внутри шасси для секции ревербератора, разработчики Fender вернулись к схеме тремоло эпохи «твидовых» усилителей, где осциллятор с одной лампой (12АХ7) изменял фиксированный ток смещения на лампах усилителя мощности. Этот метод предполагал, что тремоло работает либо на обоих каналах сразу, либо ни на одном, но при этом требовалось на две лампы меньше, чем, к примеру, в модели Super. Эти две освободившиеся лампы были задействованы для ревербератора – в качестве драйвера (12АХ7) и для восстановления сигнала (7025). Динамики на серийных усилителях были изготовлены компанией Oxford и имели коричневые литые пластиковые крышки. Похоже, что все они принадлежат к одной партии, поскольку на многих экземплярах (к примеру, на усилителе с серийным номером 00113, выпущенном в мае 1963 года) проставлен один и тот же код даты – 465311, что предполагает, что этот динамик был сделан весной 1963 года.

К концу лета того же года модели Twin Reverb (динамики 2x12”, четыре лампы 6L6 в усилителе мощности), Super Reverb (динамики 4x10”, четыре лампы 6L6 в усилителе мощности) и Deluxe Reverb (динамик 1x12”, две лампы 6V6 в усилителе мощности), все с новой отделкой черным толексом и серебристой тканью на передней панели, значительно расширили линейку усилителей со встроенным ревербератором. Это ознаменовало закат для коричневого Vibroverb. Ходили слухи, что существовал прототип, выпущенный в конце 1962 года, отделанный белым толексом, однако в ходе непродолжительного выпуска модель не претерпела никаких изменений, за исключением того, что на ранних образцах стояла кожаная рукоятка для переноски вместо обычной черной пластиковой.

Во вкладке в газету «Down Beat» за сентябрь 1963 года не было упоминания о Vibroverb, что означало, что выпуск этой модели был временно приостановлен, однако в полном каталоге 1963-1964 года издания была изображена версия с двумя лампами 6L6 и одним 15-дюймовым динамиком. Покрытый черным толексом с серебристой тканью на передней панели, этот усилитель заменил оригинальную модель, однако из общих с ней черт имел только название. Эта версия (модификация АА76) также выпускалась крайне недолго и имела гораздо больше отличий от своего коричневого предшественника, чем просто размер динамика или отделка. Контур тремоло, характерный для «твидовой» эпохи, был заменен новой схемой с использованием фоторезистора и лампы 12АХ7, которая работала только на канале «Vibrato». Еще одним новшеством стали переключатели «Bright», точно такие же, как на более мощных моделях с черными панелями управления. В остальном набор регуляторов остался неизменным. Этот усилитель должен был носить название Pro Reverb, поскольку он, по своей сути, являлся моделью Pro с черной панелью управления и одним 15-дймовым динамиком, снабженной ревербератором, чему доказательством являются практически идентичные контуры предусилителя (две лампы 7025), тремоло (одна лампа 12АХ7) фазоинвертор (лампа 12АХ7), секция усилителя мощности (две лампы 6L6), выпрямитель (лампа GZ34), фиксированное смещение и трансформаторы. Вместо этого Fender продолжали использовать название Vibroverb вплоть до конца 1964 года, когда оно, наконец-то, было отправлено в отставку. Комбо с одним динамиком диаметром 15”, пользовавшийся популярностью у профессиональных музыкантов в течение многих лет, был снят с производства к началу 1965 года, когда Pro с динамиком 1x15” был заменен новой моделью Pro Reverb с двумя 12-дюймовыми динамиками.

Обе версии модели Vibroverb высоко ценятся в наше время, отчасти благодаря их редкости (отсюда коллекционный статус), но также и вследствие того, что их функциональными возможностями не обладает ни один другой комбо. Модель с двумя 10-дюймовыми динамиками уникальна благодаря своей исторической обособленности, дизайну, а также ламповому тремоло. Модель с черной панелью управления являлась единственным комбо с одним 15-дюймовым динамиком и ревербератором вплоть до выхода 100-ваттной модели Vibrosonic в 1972 году. Оба Vibroverb – отличные усилители, однако каждый по-своему.

Невозможно переоценить значимость установки встроенного ревербератора в усилители Fender, хотя это имеет значение больше для истории развития усилителей Fender, чем для истории развития гитарного усиления вообще, поскольку Vibroverb был выпущен довольно поздно. Такие компании, как Danelectro, Ampeg, Epiphone, Supro, Harmony, Kay, Rickenbacker, National, Guild, Magnatone и Gibson, уже выпускали комбо со встроенным ревербератором до появления модели Vibroverb. Однако какой усилитель из этого списка вы бы выбрали для своего вечернего выступления?

По мере того, как спрос на оригинальные Vibroverb возрос в восьмидесятые годы, Fender откликнулись, выпустив переизданную версию в 1990 году. Ряд отличий – к примеру, печатная плата, четверть-дюймовые разъемы для подключения ревербератора и т.д. – не позволят спутать две версии разных годов производства, однако благодаря вниманию к деталям внешней отделки и, что более важно, к звучанию переизданная модель стала крайне успешной для компании.

Схема была полностью идентична оригинальной модели за исключением контура тремоло, в котором использовались компоненты с иными номиналами, однако конструкция в целом была той же самой. Вместо выпрямителя на лампе GZ34 была применена стандартная транзисторная схема. Переиздание модели Vibroverb стоило приветствовать хотя бы потому, что именно на нем в линейке усилителей Fender вновь появилась модель с тремоло после длительного периода в восьмидесятых, когда этого эффекта вообще не было ни на одной модели.

Содержание





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное