JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:


История усилителей Fender: первые 50 лет.

Авторство: John Teagle, John Sprung.
Перевод: Илья Шлыков



Ламповые усилители.

Showman (Showman, Dual Showman, Dual Showman Reverb, Dual Showman SR)
Годы выпуска: 1960-1981, 1987-1993

С точки зрения электронной «начинки», усилитель Showman, появившийся в декабре 1960 года, не нес в себе ничего нового, поскольку в нем сочетались возможности моделей линейки «Professional», обшитых коричневым толексом, с секцией усилителя мощность на четырех лампах 5881 от модели Twin выпуска конца пятидесятых годов. Тем не менее, этот усилитель стал важной вехой для Fender. Помимо того, что он первый представил миру стильно облачение, состоящее из белого толекса, коричневой ткани на передней панели и белых ручек регуляторов, Showman еще и стал первой серийной «головой» от Fender. Хотя часто считается, что такая конструкция, разделенная на две части, призвана облегчить процесс переноски тяжелого усилителя, исследование ранних кабинетов Showman явно свидетельствует о более глубоком научном подходе. Мощная «голова» была отработана до совершенства на модели Twin, однако подбор динамиков, способных перенести такую выходную мощность, оказался непростой задачей, особенно для кабинета с открытой задней стенкой.

Новый отдельный кабинет имел сложную конструкцию, где серийные динамики Lansing крепились к металлическому кольцу, которое было закреплено на отдельной внутренней перегородке. Эта перегородка, в свою очередь, крепилась к обычной передней стенке, установленной заподлицо. При таком способе установки – когда внутренняя стенка крепится к наружной – по бокам оставалось свободное пространство, через которое проходили низкочастотные волны от задней части динамика – надеемся, они были синфазными с волнами, идущими спереди динамика. Этот способ «отражения басов» значительно улучшал низкочастотные характеристики, благодаря чему исполнитель мог прибрать регулятор низких частот на своем усилителе, освободив запас мощности для высоких и средних частот. В результате получалось чистое, громкое и неискаженное звучание. Кабинет оснащался откидными ножками, позволявшими установить его либо на пол – опять-таки, для усиления «низов» - либо наклонить для того, чтобы динамик был направлен на голову музыканта – бах!

Этот усилитель оказался неподвластен времени, и по сей день он остается любимцем многих музыкантов.

С другой стороны, Showman был кошмаром для любого техника. В то время, как Twin, Concert с четырьмя 10-дюймовыми динамиками, Vibrasonic с динамиками Lansing или Bassman с четырьмя 10-дюймовыми динамиками весили от 22,5 до 27 кг, Showman 15 весил все 50 кг! Также выпускался 45-киллограмовый Showman 12.

Оба кабинета были снабжены парой «барашков» на верхней стенке, в которые ввинчивались два болта с большими рифлеными головками (наподобие ручек регуляторов на Telecaster). Снизу у «головы» были две выдвигавшиеся скобы, за которые усилитель можно было плотно притянуть к кабинету и наклонить всю конструкцию назад, презрев силу земного притяжения. Либо же можно было установить «голову» отдельно от кабинета, либо в целях удобства, либо во избежание вибраций от кабинета, выдававшего звуковое давление в 120 децибел. Идея «головы» с кабинетом происходит от заказного «раздельного» Bassman с четырьмя 10-дюймовыми динамиками, выпущенного парой лет ранее, а также от нескольких прототипов, отделанных коричневым толексом, берущих свое начало еще во времена разработки модели Twin. Считается, что Дик Дейл стал первым пользователем коричневого Showman в 1960 году, в каталогах того же года выпуска изображена коричневая «голова» у группы The Champs.

«Головы» Twin образца 1961 года и Showman были идентичны, такими они и оставались на протяжении большей части последующих двадцати лет (за исключением периода с середины 1963 года по середину 1968 года, когда Showman не имел ревербератора). Внутри усилителя (модификация 6G14) располагался новый контур тремоло с тремя лампами, точно такой же, как на модели Vibrasonic второй серии и т.д. В секции питания стояли те же силовой трансформатор, выпрямитель на кремниевых элементах и конденсаторы фильтра, что и на Vibrasonic, а также точна такая же лампа в фазоинверторе (7025). Однако в усилителе мощности Showman стояли четыре лампы 6L6GC вместо двух. Секция предусилителя несколько отличалась, однако лишь номиналами компонентов – лампы (пара 7025) и набор регуляторов (громкость, высокие частоты, низкие частоты, скорость эффекта, интенсивность эффекта и Presence) были одинаковыми. На задней панели располагались переключатель заземления, выключатель питания и переключатель режима ожидания, предохранитель (3-амперный), разъемы для подключения штатного кабинета и дополнительного кабинета, а также RCA-разъем для подключения педали, включавшей эффект вибрато. Во второй версии (модификация 6G14-A) на смену лампам 6L6 пришли 5881, а на смену паре 7025 в контуре треоло – лампы 12АХ7.

Как будто этого усилителя могло быть для кого-то недостаточно, в дебютном выпуске издания «Fender Facts» (выпущено ТВ декабре 1962 года) было объявлено о появлении «усовершенствованной» модели «Double Showman 15», в которой использовалась та же «голова», что и в обычном Showman 15, и даже кабинет был того же размера. Однако вместо сложной системы крепления динамика, кабинет был разделен на два раздельных объема, в каждом из которых стоял 15-дюймовый динамик Lansing, закрепленной непосредственно на передней стенке. В то время как при создании кабинета с одним 15-дюймовым динамиком были использованы прогрессивные технологии и научные исследования, направленные на обеспечение максимального соответствия «головы» и кабинета, кабинет же с двумя динамиками диаметром 15” просто на корню рубил все достоинства «головы». На ранних версиях ткань на передней панели была по-прежнему коричневой, хотя найти их в хорошем состоянии в наше время – непростая задача. К концу 1962 года все усилители с обшивкой из белого толекса получили бежевую ткань на переднюю панель. Коричневая рукоятка для переноски уступила место новой черной пластиковой весной 1963 года, незадолго до снятия с производства Showman с белыми ручками регуляторов.

Во вкладке в журнал «Down Beat» от сентября 1963 года был изображен Dual Showman с новыми черными ручками регуляторов в форме «шляпок» и новой схемой (модификация АА763), где вместо регулятора «Presence» появились переключатели «Bright» на каждом канале, в усилителе мощности появились лампы 6L6, а фазоинвертор 7025 уступил место лампе 12АТ7. Добавился новый регулятор средних частот, а анодное напряжение на лампах предусилителя возросло на 50%, благодаря чему эти усилители звучали чище и с большим запасом громкости. Помимо этого, доработкам подвергся контур тремоло, где одна лампа 12АХ7 и фоторезистор заменили три лампы. Эта конструкция тремоло соединяла сигнал, идущий с предусилителя, с регулятором интенсивности эффекта, а оттуда сигнал поступал уже на фоторезистор. Это устройство позволяло изменять сопротивление синхронно с ламповым осциллятором, в результате чего сигнал с предусилителя попадал на заземление. 10 кОм-ный потенциометр подстройки смещения был добавлен в контур фиксированного смещения ламп усилителя мощности. Как и в случае с моделями Bandmaster и Tremolux, последние из Showman с белой обшивкой были более похожи на версию с обшивкой черным толексом и с черной панелью управления, чем на ранние версии.

Объемный логотип, белый толекс с гладкой фактурой и золотистая ткань на передней панели стали последними изменениями, произошедшими в конце 1963 года, до того как Showman, как и прочие комбо, в середине 1964 года получил обивку черным толексом и серебристую ткань на передней панели. В течение непродолжительного времени в последние годы существования компании «Fender Musical Instruments» на Dual Showman была надпись «DUAL», выполненная крупными заглавными буквами над «рукописной» надписью «Showman Amp».

Так была ли вообще разница между «головами» Showman и Dual Showman? Да. На моделях с переключателями «Bright», в версии с одним динамиком использовался выходной трансформатор #125A29A и 47-Омный резистор, где фазоинвертор и контур отрицательной обратной связи были связаны с заземлением; в версии же с двумя динамиками использовался выходной трансформатор #125A30A и 100-Омный резистор. На моделях Dual Showman выпуска с конца 1962 года по середину 1963 года, вероятно, использовался другой выходной трансформатор, а не #125A4A, который стоял на версии с одним динамиком (может быть, кто-нибудь знает номер этого трансформатора?)

Модель Showman 12 была снята с производства летом 1966 года, что совпало с появлением полностью транзисторного усилителя Dual Showman. Последние из Dual Showman с черными панелями управления продавались с излишне большими кабинетами (размером 115,6x76,2x29,2 см, что было примерно на 50% больше кабинета предыдущей модели) с динамиками 2x15”. Летом 1968 года была выпущена «голова» Dual Showman Reverb с серебристой панелью управления и алюминиевой окантовкой – таким образом, произошел возврат к оригинальной идее: выпустить модель Twin (а точнее, тогда Twin Reverb) с отдельным кабинетом. Почему Fender использовали отдельное шасси без ревербератора для Showman (особенно учитывая тот факт, что Showman являлся флагманской моделью) – это дискуссионный вопрос. Обычный Dual Showman был вскоре снят с производства, как и Showman 15 – это произошло к концу 1968 года. «Головы» Showman и Dual Showman (стоившая дополнительные 40$) продавались вплоть до начала 1970 года.

Первые Showman с серебристыми панелями управления были практически идентичны своим предшественникам с черными панелями, однако примерно в середине 1968 года, когда появилась модель Showman Reverb, в конструкцию усилителей был внесен ряд существенных изменений, особенно в секции смещения усилителя мощности. Привязка сеток на заземление при помощи конденсаторов, снятие катодов с заземления и замена 10-кОмного потенциометра подстройки смещения регулятором баланса были в числе изменений, благодаря которым эти усилители (модификации АС568 и АА768) завоевали дурную репутацию. Проблема была отчасти устранена в следующем году, однако потенциометр баланса остался.

Алюминиевая окантовка исчезла, а в дополнение к заземленному разъему для сетевого шнура приблизительно в 1970 году появился новый трехпозиционный переключатель заземления. Контур общей громкости и регулятор баланса шумов добавились в 1972 году, а съемные колесики стали стандартным оснащением для кабинета. К 1976 году логотипы лишились нижнего подчеркивания, а вытяжной потенциометр, включавший режим «Boost», стал часть контура общей громкости. Dual Showman Reverb с серебристой панелью управления, также в ранних версиях известный под кодом TFL5000D, был флагманским усилителем Fender вплоть до появления модели 300 PS в 1975 году.

Модельная линейка образца 1980 года включала в себя усилитель Fender 140, пришедший на смену 300 PS в качестве большого высокотехнологичного аппарата, а традиционный Dual Showman Reverb вернул себе свою законную первую позицию в прайс-листах (даже несмотря на то, что полный стэк 140 стоил дороже). В 1981 году последние из оригинальных Showman, равно как и модели Bandmaster и 140, были сняты с производства, вследствие чего единственной гитарной «головой» в модельной линейке Fender остался усилитель 75. К 1983 году название Showman было дано транзисторному усилителю. Эти модели выпускались до смены владельцев компании, а складские остатки распродавались вплоть до 1987 года.

Новый ламповый Showman – лишенная ревербератора версия модели «The Twin» в формате «головы» – ознаменовала собой в 1987 году возврат к старым традициям. Сто ватт ламповой мощи, переключаемые каналы, петля для подключения эффектов, предусилитель с мощным перегрузом и трехпозиционный тумблер приглушения – все это делало новую модель достойной своего имени. Кабинеты с четырьмя 12-дюймвыми динамиками заменили старые с двумя 15-дюймовыми JBL, которые Fender использовали на всем протяжении семидесятых и начала восьмидесятых годов, когда кабинеты 4x12” уже стали повсеместной практикой. Эти Showman были частью небольшой линейки ламповых усилителей, выпущенных компанией Fender Musical Instruments и впоследствии известных как «усилители с красными ручками регуляторов».

Модель Dual Showman SR со встроенным ревербератором пришла на смену предыдущей модели в 1990 году. В 1992 году появился переключатель, уменьшавший мощность до 25 ватт, а также переключатель, соединявший оба канала параллельно, в результате чего все ручки регуляторов могли работать одновременно. К 1994 году, когда появилась модель Custom Shop Tonemaster, Dual Showman вновь был отправлен на заслуженный отдых.

Содержание








Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное