JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:


История усилителей Fender: первые 50 лет.

Авторство: John Teagle, John Sprung.
Перевод: Илья Шлыков



Ламповые усилители.

Concert
Годы выпуска: 1959-1965, 1982-1985, 1993 – до настоящего времени

Вскоре после появления первых Vibrasonic Fender выпустили еще один недолго просуществовавший усилитель с новым обликом и звучанием. Модель Concert, оснащенная двумя лампами 6L6 в усилителе мощности и четырьмя 10-дюймовыми динамиками Jensen имела новую обшивку из коричневого толекса и все сопутствующие ей принадлежности. Контур тремоло и расположенная спереди панель управления были одними из немногих вещей, отличавших Concert от уже выпускающегося усилителя Fender с четырьмя 10-дюймовыми динамиками – твидового Bassman. Несомненно, Concert разрабатывался одновременно с Vibrasonic, поскольку он имеет индекс модели 12 (13 у Vibrasonic), однако он был выпущен лишь в самом конце 1959 года (к примеру, модификация 5G12, серийный номер 00271, датированная январем 1960 года).

Регуляторы на первой версии располагались в следующем порядке (слева направо): Низкие частоты, высокие частоты, громкость, скорость эффекта и интенсивность эффекта на канале «Vibrato», а также общий регулятор «Presence». Набор лам был следующим: пять 7025 и две 6L6GC. Concert (модификация 6G12) был по конструкции идентичен модели Vibrasonic, за исключением 2-Омного выходного трансформатора и соответствующего изменения номинала резистора в цепи отрицательной обратной связи. Даже с четырьмя 10-дюймовыми динамиками Concert (корпус размером 61x61x26,7 см) стоил на 25% меньше, чем Vibrasonic.

В конце 1960 года в контуре тремоло появилась еще одна дополнительная лампа 12АХ7, а набор регуляторов изменился на громкость, высокие частоты и низкие частоты (модификация 6G12-A). Ткань на передней панели из «твидовой» эпохи была заменена тканью нового коричневого цвета в начале 1961 года, а небольшое время спустя более темный коричневый толекс. В 1962 году цвет ткани изменился снова – на сей раз на бежевый, в остальном перемены были небольшими (черная рукоятка для переноски, толекс более гладкой фактуры), пока летом 1963 года не появилась новая модификация с черной панелью управления.

На прототипе стояли плоский логотип и однотонная серая ткань на передней панели. В полном каталоге 1963-1964 года была изображена серийная модель (модификация АА763) с серебристой тканью спереди и новым объемным логотипом. На смену регулятору «Presence» пришли переключатели «Bright», а лампа фазоинвертора была заменена на 12АТ7, как и на всех моделях с черными панелями управления в то время. В контур тремоло также были внесены существенные изменения – конструкция, применявшаяся на коричневых моделях с двумя лампами 12АХ7 и одной 7025 была заменена на одну лампу 12АХ7 и фоторезистор. Эта схема подавала сигнал с предусилителя на заземление вместо изменения сеточного смещения. За какие-то дополнительные 5% (20$) к цене можно было приобрести новый Super Reverb (который следовало бы назвать Concert Reverb), следовательно, Concert с черными панелями управления продавались не так-то хорошо. Как и в случае с Vibrasonic, Fender приняли решение не снижать цену, и производство было приостановлено еще до продажи компании концерну CBS. В последний раз Concert появился в прайс-листе за февраль 1965 года.

Это название вновь появилось на свет в 1982 году как часть серии «II», которая пришла на смену давно выпускавшейся линейке комбо, оснащенными ревербератором и тремоло. Новый Concert выпускался в формате комбо с динамиками 4x10”, 2x10” или 1x12”, а также в виде отдельной «головы». Эти новые усилители лишились «немодного» контура тремоло, взамен получив «популярный» перегруз, а также эквалайзер с вытяжными ручками потенциометров. Два параллельных входа вели к двойному триоду 7025, где обе половинки имели непосредственную связь, после чего сигнал разделялся. Традиционное звучание Fender (за исключением тремоло) получалось из «чистого» канала с его переключателем «Bright», регуляторами высоких и низких частот, за которыми шел регулятор громкости и половинка еще одной лампы 7025. Канал «Hot Rod» имел регулятор средних частот с вытяжным потенциометром, включавшим режим усиления «середины», в дополнение к регуляторам низких и высоких частот. Как и в случае с чистым каналом, за регуляторами тембра шли регулятор громкости и еще одна половинка лампы 7025. Однако этот сигнал шел уже на еще один каскад лампы 7025 с регулятором уровня сигнала, расположенным посередине и обозначенным как «Gain».

Регуляторы громкости и уровня перегруза позволяли двум последним каскадам ламп 7025 работать «на всю катушку», выдавая максимальный перегруз. Регулятор общей громкости шел после последнего каскада, и этот сильно перегруженный сигнал соединялся с чистым сигналом в стандартной секции ревербератора (драйвер 12АТ7, 7025 для восстановления сигнала).

Буферизованная петля для подключения эффектов в регуляторами уровня посыла и возврата сигнала направляла сигнал еще через три каскада ламп 7025, два потенциометра и три конденсатора, не говоря уже о загадочных внутренностях устройства, подключенного в петлю… или можно были избежать соблазна воткнуть что-то в петлю, и обойти все, кроме одного каскада лампы 7025. Стандартный фазоинвертор 12АТ7 с длинным выводом и возврат регулятора «Presence» в контуре отрицательной обратной связи завершали цепь сигнала до ламп усилителя мощности 6L6.

Линейка Fender, до этого в течение 20 лет сопротивлявшаяся переменам, теперь изменялась очень быстро. Concert был единственным усилителем на лампах 6L6, который Fender выпустил в промежутке времени, прошедшем до появления модели Super 60 в 1988 году, делает Concert очень важной моделью в истории Fender. Новые разработки прекратились с продажей компании концерном CBS, однако существующий модельный ряд сохранился вплоть до 1987 года.

Новый Concert с одним 12-дюймовым динамиком и двумя лампами 6L6 добавился к новому Super с четырьмя 10-дюймовыми динамиками, пришедшему на смену модели Super 60 из серии «с красными ручками» и прочим усилителям семейства Super. Выпущенные в 1993 году, эти усилители образовали серию «Professional Tube», представлявшую прогрессивную сторону конструкторской мысли разработчиков Fender, в 1995 году к ним добавился модернизированный Twin, ставший хай-геновым дополнением к переизданиям старых моделей и усилителям серии Custom Amp Shop. Два переключаемых канала – «Normal» и «Drive» с раздельными регуляторами тембра, ревербератор, петля для подключения эффектов и линейный выход – все это делало 60-ваттный Concert с одним 12-дюймовым динамиком привлекательным для тех музыкантов, которые нуждались в современном усилителе, но также ценили наличие хорошего чистого звука, отсутствием которого обычно страдают модели с мощным перегрузом. Ножной переключатель позволял выбрать один из трех режимов работы: канал «Normal» с регуляторами высоких, средних и низких частот либо канал «Drive» с двумя различными уровнями перегруза, также снабженный регуляторами высоких, средних и низких частот. Регулятор общей громкости на канале «Drive» работал совместно с двумя практически идентичными регуляторами уровня перегруза, позволявшими настроить усилитель таким образом, что в одном режиме звук будет громче, чем в другом. Второй контур перегруза имел также дополнительный переключатель «Fat».

Хотя разница в звучании между первым и вторым контуром перегруза была минимальной, в канале «Drive» использовалось на один каскад предусиления больше, чем в канале «Normal», а также этот канал имел регулятор общей громкости.

Петля для подключения эффектов была общей для обоих каналов и была снабжена регулятором микса, расположенным на передней панели управления. Этот регулятор позволял сохранить большую часть оригинального сигнала внутри усилителя, не пуская ее в пожирающие звук педали. Можно было настроить петлю таким образом, чтобы сигнал был на 100% обработанным (оригинальный сигнал не поступает вообще), а затем подмешивался при помощи регулятора микса к чистому и неискаженному полностью ламповому сигналу. Этот параллельный поток сигнала больше похож на то, как в студии накладывают эффекты обработки, в противоположность традиционному способу, применяемому в обычных петлях для подключения эффектов, где весь сигнал целиком проходит через внешние транзисторные устройства обработки. Три настройки уровня – от -24 до +2 дБ позволяют работать с любым внешним устройством. В ситуациях, когда параллельное подключение неприемлемо (к примеру, тремоло или флэнжер), поверните регулятор до упора (на «10») и получите традиционную петлю для подключения эффектов.

Пружинный ревербератор, в котором применялись драйвер 12АТ7 и лампа 12АХ7 для восстановления сигнала, также был общим для обоих каналов. Фазоинвертор 12АХ7 с длинным выводом, соединенный с контуром отрицательной обратной связи, подавал сигнал на лампы усилителя мощности, а в блоке питания стоял транзисторный выпрямитель. В основном, схема этого усилителя была традиционной для Fender, однако с некоторыми удобными дополнениями – в целом вышла великолепная конструкция.

Содержание


Усилитель, принадлежавший Rory Gallagher.





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное