JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:


История усилителей Fender: первые 50 лет.

Авторство: John Teagle, John Sprung.
Перевод: Илья Шлыков



Ламповые усилители.

Vibrasonic (Vibrasonic, Vibrosonic Reverb, «Custom» Vibrasonic)
Годы выпуска: 1959-1963, 1972-1981, 1995 – до настоящего времени

Модель Vibrasonic вспоминают сегодня, по большей части, не благодаря ее звучанию или ассоциации со знаменитыми музыкантами, а за то, что в ней был внедрен ряд новшеств, ставших впоследствии стандартным оснащением усилителей Fender вплоть до настоящего времени. Этот недолго выпускавшийся усилитель (модификация 5G13) появился как раз перед летней выставкой Национальной Ассоциации Торговцев Музыкальными Инструментами (NAMM) 1959 года, и он был новым во всем. Новое звучание было результатом работы 15-дюймового динамика Lansing D-130 (впервые для Fender) и контура тремоло (первого на большом усилителе Fender и значительно более совершенного, чем ранние конструкции). Новый внешний вид включал в себя отделку коричневым «текстурным винилом» (вместо твида), коричневую пластиковую рукоятку для переноски (вместо кожаной) и коричневую панель управления с коричневыми же ручками регуляторов (вместо хромированной панели и ручек с «носиками»). На самых ранних версиях коричневые ручки регуляторов несколько отличались от тех, что впоследствии стали стандартными (см. фото). Новые ощущения появились от переезда панели управления с верхней стенки корпуса (когда обозначения смотрят назад) на переднюю стенку (когда обозначения смотрят вверх). Это новшество избавило музыкантов от необходимости заходить за усилитель или читать вверх ногами, чтобы изменить настройки. Fender внедрили этот дизайн в весь свой модельный ряд, и продолжают придерживаться этой практики по сей день (обратите внимание: в книге Джорджа Фуллертона под названием «Гитарные легенды» Лео Фендер и покойный великий Лютер Перкинс изображены на одной фотографии с прототипом модели Vibrasonic. Подпись под фотографией гласит: «Календарь на стене показывает нам дату – июнь 1958 года». В действительности дело происходит в июне 1959 года).

Vibrasonic, хотя он и оснащался только лишь двумя лампами 6L6 в усилителе мощности, выдавал громкое и чистое звучание – благодаря своим большим трансформаторам и мощному динамику Lansing он звучал намного громче, чем большинство усилителей с двумя лампами в усилителе мощности. Стоя на 20% дороже, чем твидовый Twin с двумя 12-дюймовыми динамиками и четырьмя лампами 6L6, Vibrasonic был рассчитан на самые тяжелые условия работы. Два полностью независимых канала, «Normal» и «Vibrato», каждый с раздельными регулировками низких и высоких частот – впервые для Fender. Регуляторы громкости, которые располагались справа от регуляторов тембра на ранних моделях, были независимы друг от друга – опять-таки, впервые для Fender.

Это было реализовано путем использования обоих половинок лампы 7025 в предусилителе канала «Normal» и еще одной лампы 7025 – в канале «Vibrato». Половинка лампы использовалась в качестве первого каскада, за которым следовали регуляторы тембра и контур громкости, а затем шла вторая половинка лампы. Это позволяло изолировать регуляторы тембра от остальной схемы, вследствие чего регулятор громкости одного канала не влиял на другой канал, как это было на «твидовых» усилителях. Фазоинвертор с длинным выводом, регулятор «Presence» в контуре отрицательной обратной связи и пара ламп 6L6GC с фиксированным смещением стали стандартом для мощных усилителей Fender, однако использование шести кремниевых диодов вместо лампы в выпрямителе было новинкой. Учитывая все возможные вариации, испытанные Fender для схемы выпрямителя (одна лампа 5U4, две 5Y3, две 5U4, одна лампа 83 с ртутным напылением и новая лампа GZ34), похоже было, будто разработчики считают, что эта секция сдерживает развитие мощных моделей. «Кремниевые выпрямители, использованные в схеме, сглаживают регулирование мощности и устраняют проблемы с перегревом, свойственные стеклянным лампам». На лампы усилителя мощности теперь подавалось неслыханное напряжение – 456 вольт – больше, чем когда бы то ни было.

Контур тремоло отличался от любой из ранних или поздних версий. Два двойных триода (7025) работали только с сигналом, поступавшим с предусилителя канала «Vibrato», позволяя предусилителю канала «Normal» избавиться от «тикающего» звука, в отсутствие сигнал, проходящего по этому каналу. Сложная схема тремоло включала в себя частотный фильтр (так называемый кроссовер), который посылал низкочастотный сигнал только на одну половинку лампы 7025, а высокочастотный – на вторую половинку. Секция осциллятора – половинка еще одной лампы 7025 – модулировала низкие частоты. Она также запитывала другую половинку этой лампы, которая инвертировала полярность осцилляции. Эта инвертированная осцилляция модулировала высокие частоты. Все общие недостатки низкочастотного и высокочастотного сигнала – к примеру, щелчки или шум от осциллятора – устранялись, когда обе составляющие соединялись воедино (эффект шумоподавления). Высокие и низкие частоты пульсировали взад и вперед по направлению друг к другу, создавая очень сложное и безумное звучание. Fender пытались представить этот как вибрато с повышением тона – однако сравните его, к примеру, с эффектом в усилителях Magnatone 260 или 280, и вы поймете, что на самом деле это тремоло, хотя и отличающееся от ранних образцов, устроенных по принципу модуляции фиксированного смещения или более поздних, заземлявших сигнал с предусилителя.

Доработка схемы тремоло, требующая введения дополнительной лампы 12АХ7 (модификация 6G13-A) последовала за изменением расположения набора регулировок. Новый порядок выглядел так: громкость, высокие частоты, низкие частоты. Где-то в начале 1961 года цвет ткани на передней панели изменился на коричневый, цвет толекса также слегка изменился.

Процесс изменений завершила еще одна смена цвета ткани – на бежевую, которую ранее можно было видеть на менее мощных комбо.

Установив сразу высокую цену, которая, разумеется, была оправданной, учитывая весь набор новинок, Fender никогда не поднимали цену на Vibrasonic, даже когда вся остальная модельная линейка подорожала в 1962 году. С другой стороны, они ее и не снижали. В 1960 году Fender выпустили серию «Professional», практически идентичную модели Vibrasonic по конструкции и возможностям. То, что при переходе от сравнительно примитивных твидовых моделей к современным усилителям, обшитым коричневым толексом, цены не изменились, делало модель Pro (по-прежнему стоившую 284,50$) действительно выгодным предложением, особенно в сравнении с Vibrasonic, стоившим 479,50$ и построенным с использованием практически той же схемы! 15-дюймовый динамик J.B. Lansing стоил очень дорого, однако и 15-дюймовый Jensen, стоявший в Pro, также был недешев. Трансформаторы были различными, однако оба выдавали одинаковое высокое напряжение (силовой трансформатор) и были способны выдерживать высокий уровень выходного сигнала усилителя (выходной трансформатор). Даже белый Twin образца 1961 года с двумя динамиками диаметром 12 дюймов и с четырьмя лампами 5881 в усилителе мощности стоил на 50$ меньше, чем Vibrasonic. Департамент продаж Fender, вероятно, не желал уменьшать цену, опасаясь негодования дилеров и поддерживая, таким образом, завышенную цену до тех пор, пока на смену Vibrasonic не пришла модель Vibroverb с одним 15-дюймовым динамиком, стоившая 339,50$ – куда больше усилителя за намного меньшие деньги.

Vibrasonic был флагманской моделью Fender лишь непродолжительное время – в конце 1960 года роль флагмана взял на себя Showman. Vibrasonic продолжал выпускаться в качестве «второго номера», располагаясь в линейке между Showman и Twin, вплоть до появления летом 1963 года новых моделей с черными панелями управления – Twin Reverb, Super Reverb и т.д.

В 1972 году был выпущен новый 100-ваттный комбо Vibrosonic (обратите внимание на написание!) Reverb с серебристой панелью управления, во всем идентичный старому Vibrasonic, но более мощный. В этой модели использовалась та же схема, что и в аппаратах Twin, Quad, Super Six и Showman Reverb. Надежный динамик Fender PS 15 способствовал сохранению чистоты звучания, благодаря чему усилитель стал очень популярен, среди прочих, у музыкантов, игравших на стил-гитарах. Это был первый комбо Fender с одним 15-дюймовым динамиком, выпущенный после снятия с производства модели Pro с черной панелью управления в 1965 году. Также в 1974 году был выпущен вариант с динамиком JBL D-130F как менее дорогой альтернативой, который вскоре стал стандартным вариантом.

В 1979 году динамик JBL бы заменен 15-дюймовых Electro-Voice, что стало последним изменением, внесенным в Vibrosonic Reverb перед тем, как он был снят с производства в 1981 году.

Последним пополнением в модельной линейке Fender стал комбо «Custom» Vibrasonic, «разработанный отделением Fender Custom Shop, однако выпускающийся как серийная модель». Этот 100-ваттный ламповый усилитель с 15-дюймовым динамиком аналогичен по замыслу модели Vibrosonic семидесятых годов и имеет ревербератор на обоих каналах – «Steel» и «Guitar». Черная панель управления, черные ручки регуляторов, откидные ножки и серебристая ткань на передней панели принадлежат к периоду времени, когда Vibrasonic не выпускался; от оригинальной модели во внешнем виде остались только резиновая рукоятка для переноски и плоский логотип. Тремоло (по-прежнему именуемое «вибрато» - проснитесь, парни!) работает на обоих каналах, как и на коричневых Vibroverb (и в отличие от любого Vibrasonic/Vibrosonic), однако устроено по принципу фоторезистора вместо изменения смещения на лампах усилителя мощности. То, что ревербератор работает на обоих каналах, также непохоже на любой из усилителей, ставших прообразом этой модели; тем не менее, схемы усилителя мощности и предусилителя канала «Steel» являются почти точными копиями соответствующих схем модели Twin Reverb с черной панелью управления. Отсутствие обхода катодного резистора на первой лампе предусилителя слегка снижает громкость и уменьшает уровень перегруза, в то время как переключатель «Sweet» с конденсатором на 50 пФ, пришедший на смену переключателю «Bright» с конденсатором на 120 пФ, добавил звона самым высоким частотам. Эти два небольших изменения в сочетании с динамиком диаметром 15” позволили получить выигрышную комбинацию для исполнителей, играющих на стил-гитаре, или для джазменов, ищущих чистое и богатое звучание. Переключатель «Fat», который также можно было видеть на модели Vibro King и других, стал практичным дополнением к гитарному каналу, в эквалайзере которого также были использованы несколько иные настройки. Так что, хоть этот усилитель и не является точным переизданием какой-либо модели, он представляет собой хорошо продуманное сочетание характеристик, наподобие Vibroverb с черной обшивкой, но в два раза мощнее или Twin с черной панелью управления, но с 15-дюймовым динамиком. Достойный наследник имени Vibrasonic.

Содержание





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное