JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:


История усилителей Fender: первые 50 лет.

Авторство: John Teagle, John Sprung.
Перевод: Илья Шлыков



Ламповые усилители.

Vibrolux (Vibrolux, Vibrolux Reverb, «Custom» Vibrolux Reverb)
Годы выпуска: 1956-1982, 1995 – до настоящего времени

Выпущенный в 1956 году как аналог модели Harvard, комбо Vibrolux имел сходные с ним характеристики: один 10-дюймовый динамик Jensen и две лампы 6V6 в усилителе мощности, выдававшие 10 ватт. Покрытый твидом Vibrolux также был оснащен тремоло и помещался в том же самом корпусе с узкой окантовкой передней панели, что и модель Deluxe (размеры корпуса 42,5x50,8x24,1 см). Наряду с Tremolux, Vibrolux стал одним из двух усилителей Fender с тремоло – вплоть до появления Vibrasonic, обшитого коричневым твидом, в 1959 году.

Схема этого усилителя (модификация 5E11) была практически идентична модели Harvard: выпрямитель 5Y3, две лампы 6V6 в усилителе мощности, половинка 12АХ7 в качестве фазоинвертора и вторая половинка как второй каскад перегруза. Вместо одинарного триода 6AV6, стоявшего в предусилителе Harvard, в Vibrolux была применена вторая лампа 12АХ7, где одна половинка использовалась в качестве первого каскада предусиления, а вторая – как осциллятор для тремоло. Этот контур тремоло был таким же, как на второй версии Tremolux – он работал по принципу изменения фиксированного смещения на лампах усилителя мощности. Вторая серия (модификация 5F11) отличалась слегка измененными характеристиками конденсаторов в контуре осциллятора, в остальном усилители были идентичны. На панели управления располагались три входных разъема, регулятор громкости, регулятор тембра, регуляторы скорости и глубины эффекта, индикатор питания, выключатель питания, а также предохранитель на 0,75 ампер. Разъемы для подключения динамика и ножного переключателя размещались снизу шасси.

В 1961 году новая комбинация коричневого толекса и бежевой ткани на передней панели кабинета увеличенных размеров (45,7x58,4x22,9 см) украсила собой модернизированный Vibrolux (модификация 6G11) с двумя лампами 6L6 в усилителе мощности и с 12-дюймовым динамиком. Эти усилители не развивали такой мощности, как многие другие, построенные на лампах 6L6 и имевшие одинаковое шасси с Tremolux с двумя лампами 6L6 выпуска начала шестидесятых годов. Эта версия продолжала выпускаться вплоть до появления в 1963 году черной панели управления.

Два канала, «Normal» и «Bright», каждый с регуляторами громкости, высоких и низких частот и с двумя входными разъемами. В каждом канале использовались две половинки лампы 7025. Обе половинки лампы 12АХ7 были задействованы в новом контуре фазоинвертора, а еще две половинки такой же лампы 12АХ7 использовались в модернизированном тремоло как осциллятор. Регуляторы скорости и интенсивности эффекта (вместо прежнего регулятора глубины) работали на обоих каналах, по-прежнему изменяя напряжение фиксированного смещения на лампах усилителя мощности. Выпрямитель GZ34 пришел на смену лампе 6Y3, стоявшей в «твидовом» Vibrolux.

Выключатель питания располагался на задней панели, куда добавился переключатель заземления. Еще одним дополнением стал разъем для подключения дополнительного динамика.

В версию с черной панелью управления, выпущенная летом 1963 года, также был внесен ряд изменений, включая увеличенную мощность, обшивку черным толексом, серебристую ткань на передней панели (по-прежнему без логотипа), черные ручки с обозначениями, и разумеется, черную панель управления без обозначений. Перемены в схеме были аналогичны тем, что вносились во все новые усилители с черными панелями управления: переключатели «Bright» на каждом канале, фазоинвертор 12АТ7 и новый контур тремоло. В этом контуре использовался фоторезистор, проводивший сигнал, поступавший с предусилителя канала «Vibrato» на заземление. Он также позволял каналу «Normal» работать независимо от тремоло. На панели управления была допущена любопытная опечатка: оба канала были обозначены как «Normal», в результате чего этот усилитель может считаться мечтой каждого молодого республиканца.

Версия с черной панелью управления просуществовала до конца 1964 года, когда ей на смену пришла модель Vibrolux Reverb с двумя 10-дюймовыми динамиками. В линейке Fender отсутствовал мощный комбо с одним 12-дюймовым динамиком (очень популярный вариант в наше время) на протяжении более чем 15 лет. К сожалению, они не устанавливали в тот период ревербератор на комбо с черными панелями управления, лампами 6L6 в усилителе мощности и одним 12-дюймовым динамиком – в наше время это был бы самый популярный усилитель из всей линейки. Vibrolux Reverb (модификация АА964) оснащалась двумя 10-дюймовыми динамиками Jensen и внешне больше напоминала усилитель Super, выпускавшийся в начале шестидесятых годов, чем предшествующую версию модели Vibrolux. Внутри, тем не менее, выпрямитель, лампы усилителя мощности, фазоинвертор, тремоло и секция предусилителя были очень схожи с предыдущим Vibrolux. Добавившийся ревербератор и новый канал «Vibrato» потребовали дополнительных двух ламп – драйвера 12АТ7 и 7025 для восстановления сигнала. Регулятор ревербератора (наряду с правильным наименованием каналов «Normal» и «Vibrato») стал единственным изменением на панели управления. В лице этого усилителя Fender нашли выигрышную комбинацию и продолжали выпускать его практически без изменений вплоть до 1982 года, когда старомодные усилители с тремоло были сняты с производства.

Серебристая панель управления с алюминиевой окантовкой пришла на смену черной панели, в секции смещения вскоре появился потенциометр баланса с катодами ламп 6L6, поднятыми над заземлением, а между сетками и заземлением была установлена пара небольших конденсаторов.

Последние из двух изменений вскоре были удалены. Размеры кабинета изменились (47x62,9x24,1 см), а в 1970 году был добавлен трехпозиционный переключатель заземления. Появившиеся в середине семидесятых годов новый логотип, а также контур дополнительного усиления, активируемый вытяжным потенциометром на регуляторе громкости, стали единственными двумя существенными изменениями, внесенными за это десятилетие. В 1980 году появилась возможность заказать опционную черную панель управления, а в следующем году она стала стандартной для этого усилителя. С появлением в 1982 году серии «II», Fender приняли недальновидное решение снять с производства модель Vibrolux Reverb. (После длительных мук выбора между различными Super Reverb, которые все звучали слишком чисто при требуемом уровне громкости, и Deluxe Reverb, которые звучали слишком «грязно», автор этих строк остановился в 1981 году на Vibrolux Reverb 1966 года выпуска и, таким образом, нашел усилитель своей мечты. Почти пятнадцать лет спустя, сменив тысячу других аппаратов, автор по-прежнему использует этот усилитель для игры концертов, репетиций и для записи. Это ли не лучшая рекомендация?)

Новый «Custom» Vibrolux Reverb был выпущен в начале 1995 года и имел обивку из белого толекса, бежевую ткань на передней панели и белые ручки регуляторов. Плоский логотип и черная рукоятка для переноски стилистически делает эту модель переизданием различных «голов» и комбо Twin выпуска начала-середины 1963 года. Не будучи переизданием какой-либо конкретной модели, новый Vibrolux выпускался в рамках серии «New Vintage», наряду с такими моделями, как Vibrasonic с черной панелью управления или твидовый ламповый ревербератор. Тремоло и ревербератор в этом усилителе существенно отличались от оригинальных, работавших на обоих каналах. Vibrolux и переиздание Vibroverb схожи по концепции, при этом Vibrolux оснащались динамиками с алниковыми «голубыми» магнитами, а на Vibroverb стояли динамики с керамическими магнитами. Но новый Vibrolux, несомненно, заслуживает восхищения, хотя бы потому, что он напоминает нам великолепные Twin с белыми ручками регуляторов. Установите на нем динамики с алниковыми магнитами и он, вероятно, понравится также и поклонникам модели Vibroverb с обшивкой корпуса из коричневого толекса.

Содержание





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное