JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:


История усилителей Fender: первые 50 лет.

Авторство: John Teagle, John Sprung.
Перевод: Илья Шлыков



Ламповые усилители.

Tremolux
Годы выпуска: 1955-1966

Тремоло, оно же амплитудная модуляция – очень приятный для слуха эффект, который, по всей видимости, является первым эффектом, встраиваемым в усилители – это стали делать еще в конце сороковых годов такие фирмы, как Danelectro, Gibson и Premier. Так что, когда Fender представили свою новую модель Tremolux летом 1955 года, каким-то особым событием это не стало. Для тех, кто по сей день превозносит «тот самый звук», по-прежнему свойственный некоторым новым моделям Fender, Tremolux является знаковым усилителем. Первые усилители Tremolux (модификация 5E9), являлись, по сути, моделью Deluxe, только с тремоло. Корпус был также общим с моделью Deluxe (размеры 42,5x50,8x24,1 см). Начиная с 1956 года электронная «начинка» была переставлена в корпус от модели Pro (размерами 50,8x55,9x25,4 см). Набор регуляторов был следующим: громкость канала «Bright», громкость канала «Normal», тембр, скорость эффекта, глубина эффекта. Выключатель питания, индикатор питания и предохранитель довершали облик панели управления. Ножной переключатель клиновидной формы, позволявший включать или отключать тремоло, присоединялся к разъему, расположенному снизу шасси, обычным шнуром с четвертьдюймовыми джеками.

На ранних образцах твидовых Tremolux две лампы усилителя мощности 6V6 имели катодное смещение, в отличие от фиксированного смещения на всех последующих моделях усилителей с тремоло. То, как осциллятор (12АХ7) соединялся с катодным смещением парафазного инвертора (12АХ7), также не походило ни на один другой усилитель, выпущенный впоследствии. Кроме этого, были еще лампы 5Y3 в выпрямителе и 12AY7 в предусилителе.

В 1957 году заявленная выходная мощность была увеличена с 15 до 18 ватт – практически не различимая человеческим ухом разница. Эта версия (модификация 5G9) стала самым мощным твидовым усилителем Fender с тремоло. Набор ламп был тем же самым, за исключением того, что на смену лампе 5Y3 пришла 5U4GB. В блоке питания стояли дополнительный конденсатор фильтра и дроссель. Новый силовой трансформатор с подключением ламп усилителя мощности к фиксированному смещению позволял соединить регулятор глубины эффекта с током смещения, осциллятором и сеточным сопротивлением ламп усилителя мощности. Изменяя напряжение смещения, можно было регулировать громкость синхронно с осцилляцией. Когда регулятор глубины эффекта был удален с катодного смещения лампы фазоинвертора, появилась новая лампа фазоинвертора с длинным цоколем.

Tremolux выпускался до конца пятидесятых годов без каких-либо существенных изменений, однако в 1961 году пришло время большой модернизации. Состоялся переход от формата твидового комбо с одним 12-дюймовым динамиком и двумя лампами 6V6 к «голове» с кабинетом с одним 10-дюймовым динамиком размером 44,4x68,6x29,2 см, покрытой белым толексом и (в течение непродолжительного времени) и оснащенной двумя лампами 6BQ5 в усилителе мощности (модификация 6G9). Два входных разъема канала «Bright» располагались в левой части панели управления, вместе с регулировками громкости, высоких и низких частот. Канал «Normal» также имел регулировки громкости, высоких и низких частот, а также скорости и интенсивности эффекта, расположенные справа. Тремоло, которое отныне устанавливалось на каждый усилитель, кроме Bassman и Champ, было практически единственной общей чертой старого и нового Tremolux. Выпрямитель GZ34 сменил лампу 5U4, стоявшую в твидовой модели, а пара 7025 пришла на смену единственной 12AY7, благодаря чему каналы «Normal» и «Bright» получили независимые регулировки. В отличие от более мощных усилителей, тремоло работало на обоих каналах. Лампы тремоло (12АХ7) и фазоинвертора (12АХ7) остались теми же.

Две лампы 6L6 в усилителе мощности вскоре пришли на смену лампам 6BQ5 (модификация 6G9-A), однако выходная мощность этих Tremolux была существенно ниже, чем обычная для усилителей Fender на лампах 6L6. Начиная с этой модели, регулировки канала «Normal» были перенесены в левый край панели управления. Кольцо, предназначенное для монтажа динамика (как на усилителе Showman) пропало в 1962 году, а один 10-дюймовый динамик был заменен двумя 10-дюймовыми (модификация 6G9-B), располагавшимися каждый в своем закрытом объеме (при неизменных размерах кабинета). Позднее в том же году коричневая ткань на передней панели стала бежевой. Новая черная рукоятка для переноски, появившаяся к седине 1963 года, стала последним изменением, внесенным в модификацию Tremolux с белыми ручками регуляторов.

В каталоге 1963-1964 года был изображен интересный усилитель, имевший новые черные ручки регуляторов в форме «шляпок», установленные поверх цифровых обозначений на старой коричневой панели управления. У этого усилителя не было переключателей «Bright», и тремоло работало на оба канала. Очевидно, пронумерованные ручки были установлены лишь для фотосессии, однако вскоре они станут стандартными в сочетании с черной панелью управления без обозначений. Этот усилитель (модификация АА763) значительно отличался от модификации с белыми ручками регуляторов. Тремоло имела новую конструкцию с применением лампы 12AX7 и фоторезистора, передававшего сигнал с канала «Vibrato» на заземление.

Тремоло больше не работало на канале «Normal». Фазоинвертор 12АТ7 пришел на смену лампе 12АХ7, также появился 10-кОмный потенциометр регулировки смещения. Переключатели «Bright» на панели управления являются отличительными признаками этой версии. Плоский логотип был заменен новой объемной версией, а текстура толекса стала более гладкой в конце 1963 года. Последним изменением, внесенным в белый Tremolux, стало появление золотистой ткани на передней панели в конце того же года. В середине 1964 года стандартной стала отделка из черного толекса с серебристой тканью, в остальном усилитель не претерпел каких-либо изменений. Эта версия просуществовала совсем недолго, поскольку Tremolux был снят с производства летом 1966 года. Прекращение выпуска Tremolux совпало и с прекращением выпуска модели Showman 12, поскольку в том же году Fender выпустили свои первые транзисторные усилители.

Содержание








Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное