JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:


История усилителей Fender: первые 50 лет.

Авторство: John Teagle, John Sprung.
Перевод: Илья Шлыков



Ламповые усилители.

Bandmaster (Bandmaster, Bandmaster Reverb)
Годы выпуска: 1953-1980

С высоты сегодняшнего дня можно задаться вопросом: какова была цель создания модели Bandmaster с двумя лампами 6L6 и одним 15-дюймвым динамиком, выпущенной в середине 1953 года? В линейке Fender уже был усилитель с двумя лампами 6L6 и одним 15-дюймовым динамиком – модель Pro, не говоря уже о Bassman с таким же набором ламп и динамиком. Корпуса всех трех моделей с широким обрамлением передней стенки даже имели одинаковые размеры – 50,8x55,9x25,4 см – точно такие же, как и у отдельного кабинета с динамиком 15”. Так что же такого особенного было в модели Bandmaster? Ответ – новая схема темброблока, которая стала значительным шагом вперед в сравнении с единственной ручкой тембра на ранних усилителях. Как и в новой модели Twin, Bandmaster имел регулировки высоких и низких частот.

Информация о модели Bandmaster не попала на брошюру издания 1953 года, в которой были представлены усилитель Twin и новый стиль оформления корпусов – с широким обрамлением передних панелей. В сопровождающем брошюру письме также не было ни намека о скором появлении модели bandmaster, однако содержалось упоминание о том, что новый усилитель Twin 12 «будет выпущен через две-три недели». Рекламные объявления с изображением усилителей Twin и Bandmaster начали появляться в профильных изданиях к июню 1953 года, а в статьях того времени упоминалось, что у новых усилителей одинаковые мощность и регулировки тембра. Bandmaster (модификация 5C7) стоил 229,50$, что было на 20$ меньше чем Twin (модификация 5C8) и на 30$ больше, чем стоила прежняя флагманская модель Pro. По слухам, существуют прототипы Bandmaster в старых корпусах с «телевизионными» передними стенками, хотя они никогда не представлялись в каких-либо каталогах. Тем не менее, меньший индекс модификации (7), чем на Twin (8) косвенно дает подтверждение, что Fender разрабатывали эту модель в 1952 году, так что, возможно, прототипы из «телевизионной» эры и имели место, хотя крайне маловероятно.

Первые серийные образцы (например, усилитель с серийным номером 0084, выпущенный в июне 1953 года) имели три входных разъема (два инструментальных и один микрофонный) и четыре ручки регуляторов: громкость микрофонного входа, громкость инструментального входа, высокие частоты, низкие частоты. Выключатель питания, переключатель режима ожидания, индикатор напряжения, предохранитель и логотип завершали образ панели управления. Разъем для подключения внешнего динамика располагался в нижней части шасси. Две лампы в усилителе мощности 6L6G с катодным смещением шли за традиционным парафазным инвертором 6SC7.

Еще две лампы 6SC7 использовались в секции предусилителя, а выпрямитель 5U4G стол в секции блока питания. На этом раннем экземпляре название оригинальной модели и номер модели на схеме расположения ламп были закрашены, а сверху от руки написано «Bandmaster» и «5SC7». Вероятно, та табличка со схемой расположения ламп была позаимствована от модели Super либо Pro – эти усилители в тот период имели одинаковый с Bandmaster набор ламп, хотя сама по себе схема существенно различалась. На динамике Jensen P15-N на этом конкретном образце проставлена дата: двадцатая неделя 1953 года.

В 1954 была выпущена доработанная модель (модификация 5D7; к примеру экземпляр с серийным номером 5491, выпущенный в сентябре 1954 года), в которой лампам 6SC7 на смену пришли две 12AY7 и самобалансирующийся парафазный инвертор 12AX7. В каталоге 1954 года издания было упомянуто, что усилитель имеет четыре регулятора, хотя на фото было показано лишь три ручки. На самом деле, это было фото модели Pro, которое также использовалось в каталоге для изображения модели Bassman с двумя ручками регуляторов и одним 15-дюймовым динамиком. Спереди все три усилителя выглядели одинаково, так что в разных фото не было необходимости. Bandmaster с одним динамиком диаметром 15 дюймов фигурировал в прайс-листах компании вплоть до июля 1955 года.

Хотя Bandmaster и не был изображен во вкладке в газету «Down Beat» за июль 1955 года, что означало временное приостановление производство этой модели, в полноценном каталоге 1955-1956 года фигурировала уже обновленная модификация 5E7 с узким обрамлением передней панели и тремя 10-дюймовыми динамиками Jensen. Именно этот усилитель, развивавший, как и прежняя модификация, мощность 26 ватт, большинство музыкантов именуют твидовым Bandmaster. На панели управления появились регулятор Presence и переключатель заземления. Новая табличка с логотипом «Fender Bandmaster», написанным «рукописным» шрифтом, размещалась на передней стенке обновленного корпуса размером 54x57,2x26,7 см. Сама стенка была обтянута новой тканью, не препятствовавшей звуку. В секции предусилителя стояла лампа 12AY7 (одна половинка работала на два входа канала «bright», а вторая – на два входа канала «Normal»), а также общая для всех четырех входов 12AX7, обеспечивавшая три каскада предусиления, в том числе и работавшая как катодный повторитель, стоявший в схеме прямо перед контуром темброблока. Среди прочих новых элементов в конструкции были контур отрицательной обратной связи в двух секциях, питание с фиксированным смещением для двух ламп 6L6G в усилителе мощности, а также использование только одной половинки лампы 12AX7 в качестве фазоинвертора. Выпрямитель 5U4G оставался стандартным, однако в секции фильтра постоянного тока теперь стоял дроссель, вдобавок к конденсаторам.

Bandmaster выпуска 1955 года был намного более «продвинутым» в плане электроники, чем версия, выпущенная всего двумя годами ранее. Примерно в 1957 году две лампы 5881 пришли на смену лампам 6L6, в остальном модель практически не претерпела никаких изменений вплоть до 1960 года. В экземплярах выпуска 1959 года по-прежнему использовалась схема модификации 5E7. Последние образцы этой модификации оснащались новой коричневой пластиковой рукояткой для переноски.

Bandmaster модификации 6G7 в качестве части новой серии Professional, выпущенной в апреле 1960 года, присоединился к недавно запущенным в производство моделям Vibrasonic и Concert, а также к усовершенствованным версиям Pro и Super. Пластиковая рукоятка для переноски, цилиндрические ручки регуляторов, обивка из толекса и расположенная спереди панель управления были окрашены в различные оттенки коричневого цвета, а внешний вид подчеркивался новым сияющим плоским логотипом. Два раздельных канала имели каждый по два входа, а перечень регулировок был следующим (слева направо): низкие частоты, высокие частоты, громкость (для канала «Normal») и низкие частоты, высокие частоты, громкость, скорость эффекта, интенсивность эффекта (для канала «Vibrato»). Регулятор «Presence» был общим для обоих каналов. По всей видимости, небольшое количество оставшихся корпусов с расположенной сверху хромированной панелью управления были покрыты новой обивкой из коричневого толекса.

Предусилитель канала «Vibrato» задействовал обе половинки лампы 7025, работающие на регуляторы тембра и громкости, благодаря чему представилась возможность сделать эти регулировки независимыми от канала «Normal». Четырехкаскадный контур осциллятора/кроссовера тремоло задействовал еще две лампы 7025, работавшие только на канал «Vibrato», благодаря чему тремоло в этом усилителе было устроено намного более сложно, чем тремоло в более ранних и поздних моделях (см. Vibrasonic), как с электрической, так и с гармонической точки зрения.

В канале «Normal» также использовались две половинки лампы 7025, и оба канала объединялись на лампе фазоинвертора 7025. Две лампы усилителя мощности 6L6GC и транзисторный выпрямитель с шестью кремниевыми диодами завершали схему.

До конца 1960 года порядок расположения регуляторов Bandmaster был изменен на: громкость, высокие частоты, низкие частоты, как и на остальных усилителях серии Professional. Доработанный пятикаскадный контур тремоло использовал две лампы 12AX7 (одна половинка второй лампы оставалась незадействованной) и одну 7025. Контур Presence был также слегка изменен, как и контур входных разъемов, однако усилитель мощности остался неизменным. Именно этот усилитель в итоге стал выпускаться в варианте «головы».

В феврале 1961 года, в дополнение к ранее обновленным моделям Showman и Bassman, появилась новая «голова» Bandmaster (модификация 6G7-A), отделанная белым толексом и коричневой тканью спереди с белыми ручками регуляторов. «Голова» имела размеры 20,3x61x22,9 см, а соответствующий ей кабинет с открытой задней стенкой и одним 12-дюймовым динамиком размерами 76,2x53,3x29,2 см пришел на смену старому комбо с динамиками 3x10” (этот комбо будет переиздан в 1993 году под названием Vibro King). Этому кабинету, в свою очередь, в 1962 году на смену пришел кабинет с закрытой задней стенкой и двумя 12-дюймовыми динамиками размером 81,3x53,3x29,2 см. В соответствии с обычным для всех моделей порядком косметических доработок, Bandmaster получил бежевую отделку передней панели в том же году. Черная укрепленная рукоятка для переноски пришла на смену коричневой пластиковой к середине 1963 года.

В каталоге 1963-1964 года и во вкладке в газету Down Beat за сентябрь 1963 года кабинет показан именно в таком обличье, а вот усилитель получил новую черную панель управления с черными же ручками. В этом усилителе использовалась новая схема (модификация АА763), в которой вместо регулятора «Presence» были переключатели «Bright», придававшие яркость звучанию, а также появился новый контур тремоло с использованием фоторезистора. В этом тремоло использовалось на две лампы меньше, чем в ранней версии за счет того, что импульсы с канала «Vibrato» посылались на заземление вместо осцилляции сеточного напряжения. В то время лампа 12AT7 стандартно использовалась в качестве фазоинвертора, а в секции смещения ламп усилителя мощности появился потенциометр, при помощи которого можно было подстраивать смещение. Эта модель и легла в основу всех последующих модификаций Bandmaster, благодаря чему последние из белых Bandmaster стоят ближе к поздним модификациям с обшивкой из черного толекса и с черными панелями управления (1964-1967 гг.), а также к моделям с серебристыми панелями управления (1968-1975 гг.), чем к усилителям, выпускавшимся в период с 1961 года по середину 1963 года. Нельзя сказать, что одни звучат или выглядят лучше, чем другие, однако разница между ними присутствует.

В конце 1963 года плоский логотип был заменен на объемный, а золотистая ткань «с искоркой» на передней панели добавилась к обшивке из гладкого белого толекса. В середине 1964 года появились черный толекс и серебристая ткань спереди, после чего косметических изменений не последовало вплоть до 1968 года, когда была выпущена версия с серебристой панелью управления и алюминиевой окантовкой. Оригинальный маленький кабинет с двумя 12-дюймовыми динамиками на последних выпусках модификации с черной панелью управления был заменен на вариант шириной в 74,9 см и высотой в 101,6 см. Этот кабинет появился приблизительно в 1967 году, и динамики в нем были расположены один над другим, вместо обычного расположения рядом. Когда кабинет стоял в обычном положении, «барашки» для крепления усилителя располагались наверху, рукоятки для переноски были на боковой стенке, а колесики – на другой. При этом, разумеется, откидные ножки снимались.

Вероятно, увеличение размеров было произведено скорее с целью достичь более внушительного внешнего вида, чем ради каких-либо звуковых качеств.

Наряду с переходом к серебристой панели управления с алюминиевой окантовкой и синей тканью спереди, а также вследствие снятия с производства лампового ревербератора, в линейке появилась еще одна модификация Bandmaster. За доплату в 40$ вы получали Bandmaster Reverb (модификация АА768) с кабинетом с закрытой задней стенкой и классическим звучанием ревербератора. Почему Fender ждали до лета 1968 года вместо того, чтобы сделать это в 1963-м году, когда серф-музыка была на пике популярности, остается загадкой (если только не учитывать, что в 1963 году ревербератор Fender стоил все 129$). Эти ранние модификации обычно обозначают как TFL5005.

Схема нового усилителя, а также и модернизированного обычного Bandmaster (модификация АА568) имела существенное отличие в контуре секции смещения усилителя мощности. Невероятно негативная реакция, последовавшая от всех, за исключением разработчиков, привела к тому, что некоторые из изменений были убраны (модификация АА1069), однако большая часть «улучшений» схемы сохранилась, в том числе, использование регулятора смещения для настройки баланса ламп усилителя мощности. Алюминиевая окантовка пропала с кабинетов примерно в то же время, а в 1970 года на задней панели появились заземленный разъем для шнура питания, а также трехпозиционный переключатель заземления.

Bandmaster был снят с производства в 1974 году, однако версия с ревербератором выпускалась вплоть до 1980 года. Доработки, внесенные в середине семидесятых годов, включали в себя такие новшества, как регулятор общей громкости с вытяжным потенциометром, включавшим режим дополнительного подгруза, регулятор средних частот на канале «Vibrato», а также новый приземистый кабинет – по-прежнему с двумя 12-дюймовыми динамиками, но с расположением динамиков в правом верхнем и левом нижнем углах (размер кабинета 76,2x71,1x30,5 см). Съемные колесики были стандартным оснащением, однако вытяжные ремни на «голове», предназначенные для ее крепления к кабинету, исчезли. Все эти изменения произошли к моменту издания каталога 1976 года, как и переход к логотипу без нижнего подчеркивания со значком ®. Последним годом, когда продавалась эта модель, стал 1980-й. В прайс-листе компании за октябрь 1988 года присутствовала интересная позиция: «Голова» Bandmaster, которая позиционировалась как версия комбо Super 60 в формате «головы». Был ли выпущен хоть один образец этой модели? К концу того же года этот усилитель стал называться просто «Super 60 Top».

Содержание








Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное