JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:


История усилителей Fender: первые 50 лет.

Авторство: John Teagle, John Sprung.
Перевод: Илья Шлыков



Ламповые усилители.

Twin (Twin, Twin Reverb, Twin Reverb II, The Twin, Twin-Amp)
Годы выпуска: 1952-1985; 1987 – до настоящего времени.

Яблочный пирог… Fender Twin… Есть вещи, которые испортить невозможно. В каком-то из рецептов присутствуют лишь самые основные ингредиенты, некоторые более сложны. Старый Twin – как бабушкин пирог: горячий с пылу с жару, простой и вкусный. Twin Reverb с серебристой панелью управления, надежная рабочая лошадка на много-много лет, похож на кусок пирога из столовки – всегда есть в наличии, даже если в меню нет ничего больше, но, если ты голоден, то сойдет. А «Twin-Amp» образца 1995 года, вместивший в себя самые совершенные достижения технологий за последние 40 лет – вещь для любителей смелых экспериментов: шедевр высокой кулинарии, если так можно выразиться.

Представленный на выставке Национальной Ассоциации Торговцев Музыкальными Инструментами (NAMM) в 1952 году безымянный «высококачественный» усилитель преподносился как революционная модель в отношении качества воспроизведения звука. Помимо нового покрытого твидом корпуса размером 50,8x66,7x25,4 см с широким обрамлением передней панели, хромированной панели управления, выключателя, предохранителя, индикатора питания, четырех входных разъемов (два микрофонных и два инструментальных) и двух регуляторов громкости Twin, как было указано в рекламной листовке начала 1953 года, оснащался двумя 12-дюймовыми мощными динамиками Jensen «Concert Series», двумя выходными лампами повышенной надежности, переключателем режима ожидания, разъемом для подключения дополнительного динамика, а также раздельными регуляторами низких и высоких частот. Два регулятора тембра были революционным решением по сравнению с одним регулятором, срезавшим высокие частоты, на всех предшествующих моделях. Текст, напечатанный в рекламной листовке, утверждал, что «усилитель Twin 12, вне всякого сомнения, является самым лучшим усилителем в мире для усиления инструментального сигнала». Все новые усилители с широким обрамлением передней панели могли быть «доставлены немедленно, за исключением модели Twin 12, срок ожидания которой составляет 2-3 недели». Серийные усилители рекламировались в издании «International Musician» под названием «Twin 12 Artist’s Model Amp».

Статьи в профильных изданиях, появившиеся в том же году, содержали описание контура эквалайзера и рассказывали об увеличенной мощности как Twin, так и нового Bandmaster (точная мощность неизвестна, но, по приблизительным оценкам, она равнялась 25 ваттам). Четыре идентичных входных разъема вели напрямую к одной половинке лампы 6SC7. стоявшей в предусилителе (всего в усилителе было два таких двойных триода). Эти лампы имели сеточное смещение; за ними в схеме стояли регуляторы громкости микрофонного канала (имевшего слегка более яркое звучание) и инструментального канала.

Сигнал с обоих каналов суммировался и поступал на металлический одинарный триод 6J5 (эта лампа также встречается в некоторых усилителях K&F). Фазоинвертор 6SC7, две выходные лампы 6L6 и выпрямитель 5U4G довершали схему усилителя.

Первая из многочисленных доработок (модификация 5D8) включала в себя целый ряд изменений. Лампы в предусилителе были заменены на 12AY7, имеющие катодное смещение. Одинарному триоду 6J5 пришел на смену двойной триод 12AY7 с непосредственно связанными половинками, вторая из которых служила катодным повторителем. Это сделаю регуляторы тембра более чувствительными. В числе прочих доработок были появление регулятора «Presence» в контуре отрицательной обратной связи и переход на самоуравновешивающийся фазоинвертор (12AX7). Выпрямитель 5U4 сохранялся какое-то время, однако впоследствии все же был заменен двумя лампами 5Y3GT.

В 1955 году усилитель претерпел значительные изменения, как внешне, так и по электронике. Новый корпус несколько уменьшился в размерах (52,1x61x26,7 см) и получил новое узкое обрамление передней панели, а также новое расположение динамиков (в нижнем правом и верхнем левом углах стенки). Акустически прозрачная ткань на передней панели, окрашенная в контрастные оттенки коричневого, пришла на смену одноцветной на ранних моделях. Но самые большие изменения произошли внутри усилителя (модификация 5E8) – заявленная мощность возросла до 50 ватт. Такое повышение вызвано целым рядом доработок, в том числе заменой двух ламп 5Y3 лампами 5U4G и появлением дросселя в фильтре блока питания. Новый силовой трансформатор с фиксированным смещением на лампах усилителя мощности позволил паре 6L6 выдавать большую выходную мощность по сравнению с первоначальной семой с катодным смещением. Контур фазоинвертора был переработан под раздельную нагрузку, что требовало лишь половинку двойного триода 12AX7. При этом вторая половинка исполняла функции второго каскада предусиления. Это решение помогло скомпенсировать небольшие потери от использования второго контура отрицательной обратной связи, появившегося прямо между контуром эквалайзера и сеткой второго каскада предусиления. Аналогичные модели образца 1956 и 1957 года имели новый переключатель заземления, а контур высоких частот на этих усилителях был выведен из цепи отрицательной обратной связи (модификация 5E8-A).

Еще больший скачок мощности произошел в следующем году – новая модель имела четыре лампы в усилителе мощности. Этот совершенно новый усилитель в наше время считается «святым Граалем». В каталоге 1958 года не были указаны значения выходной мощности, а в самом тексте не содержалось ни единого намека на возросшую мощность, за исключением перечня ламп: одна 12AY7 (предусилитель), две 12AX7 (одна в предусилителе, одна – фазоинвертор), четыре 5881 (усилитель мощности) и одна GZ34 (выпрямитель). Этот перечень отражает набор ламп для модификации 5F8-A. В недолго просуществовавшей ранней версии F58 использовался выпрямитель на лампе 83 с ртутным напылением, которая также устанавливалась в течение небольшого периода времени на Bassman с четырьмя 10-дюймовыми динамиками. Изображение в каталоге 1958 года повторяет фото из предыдущего каталога: вместо трех маленьких ламп на усилителе стоят четыре, а на панели управления всего пять ручек. На самом деле модель 1958 года имела шесть ручек: громкость канала «Normal», громкость канала «Bright», низкие частоты, высокие частоты, Presence и новый регулятор средних частот (который одновременно с Twin получил и Bassman). Вкладка в выпуск журнала «Down Beat» за июль 1958 года упоминает об этих новшествах, но сам усилитель на ней показан только спереди. На вкладке в «Down Beat» в1959 году, тем не менее, явно показана панель управления с шестью ручками. Эти усилители в наше время часто считают 80-ваттными и 100-ватьтными твидовыми Twin, и во многих случаях эта мощность была чрезмерной для динамиков Jensen P12-N. Кстати, что касается динамиков, то они вновь устанавливались на одном уровне в корпусе увеличенных размеров, и этот вес старая кожаная рукоятка также зачастую не выдерживала. Ей на смену пришла в конце 1958 года коричневая пластиковая рукоятка, которая также встречается на последних твидовых Bassman и Bandmaster, а еще на больших усилителях выпуска начала шестидесятых годов. Некоторые (по меньшей мере, один) из последних Twin с хромированной панелью управления, расположенной сверху корпуса, в конце 1959 года – начале 1960 года покрывались коричневым толексом, как на моделях Vibrasonic и Concert.

Несмотря на все свое значение для компании Fender, Twin на какой-то период времени канул в неизвестность. Находившийся в тени флагманской модели Vibrasonic, оснащенной динамиками Lansing и обойденный вниманием отдела разработок, занятого совершенствованием прототипов модели Showman с динамиками Lansing, «уничтожитель динамиков» Twin изначально не вошел в линейку «Professional», состоявшую из усилителей на двух лампах 6L6, покрытых коричневым толексом и оснащенных передними панелями управлениями и встроенным эффектом вибрато. Весь этот модельный ряд, включавший усилители Vibrasonic, Concert, Super, Pro и Bandmaster, был подробно описан в статье в апрельском номере журнала «Musical Merchandise Review» за 1960 год. Недостающий Twin с коричневой обивкой появился двумя месяцами позднее – на вкладке в номер журнала «Down Beat» за июнь 1960 он был изображен вместе с остальными моделями серии «Professional».

Все эти модели имели следующий набор регулировок: низкие частоты, высокие частоты, громкость, скорость эффекта вибрато, интенсивность эффекта вибрато – в том числе и Twin с маленьким корпусом, обшитым коричневым толексом, и с диагональным логотипом. Хотя в рекламе не было фотографии задней стенки усилителей, похоже, что динамики вновь были расположены в противоположных углах, как на моделях образца 1955-1958 годов (по крайней мере, так утверждают два заслуживающих доверия источника). В описании усилителя указывалось, что он оснащается следующими лампами: пять 7025 и (барабанная дробь!) – две 6L6 в усилителе мощности! Полный каталог 1960 года показывает Twin на одном развороте с остальной серией «Professional», а краткое описание модели (в перепечатке каталога) фигурирует на одной странице с флагманскими инструментами Fender того времени: Jazzmaster, Stratocaster и Vibrasonic. Здесь снова упоминается, что Twin оснащен двумя лампами 6L6. К сожалению, нет описания покрытия, регуляторов, тремоло; фотография усилителя также отсутствует.

Все усилители серии «Professional» образца 1960 года имеют схему из пяти ламп 7025, двух 6L6 и регуляторами громкости, расположенными посередине. Схемы носят индексы 6G4 (Super), 6G5 (Pro), 6G7 (Bandmaster), 6G12 (Concert) и 5G13 (Vibrasonic, выпущенный в 1959 году). Похоже, что схема усилителя Twin образца середины-конца 1960 года в этом перечне отсутствует. На самой ранней доступной схеме Twin выпуска шестидесятых годов (модификация 6G8) показаны шесть ламп 7025, четыре лампы 6L6, регуляторы громкости, высоких частот, низких частот и прочие регуляторы по списку. Схемы прочих моделей серии «Professional», на которых присутствуют шесть ламп 7025 и регуляторы громкости, высоких частот и низких частот, носят индексы 6G4-A, 6G55-A, 6G7-A, 6G12-A и 6G-13A и относятся к усилителям выпуска после конца 1960 года. Поскольку все усилители выпуска начала 1960 года были примерно одинаковыми, выглядит логичным предположение, что Fender просто сделали несколько панелей управления (по меньшей мере, одну) с логотипом «Twin-Amp» и установил их на шасси одной из других моделей. Здесь имеется в виду очень небольшой период времени. Статья в апрельском номере журнала «Musical Merchandise Review» была, по всей видимости, сверстана в конце марта, а к тому времени, когда была готова вкладка в журнал «Down Beat», размеры корпуса изменились до 48,3x69,8x26 см, как на Twin выпуска конца 1960 года – середины 1963 года. То есть, получается, что Twin в маленьком корпусе, обшитом коричневым толексом, производился в течение всего лишь двух месяцев. Fender сделали несколько (как минимум, один) Twin в корпусе размером 48,3x69,8 см с обивкой из коричневого толекса и динамиками, расположенными на одном уровне, приблизительно в конце 1960 года – начале 1961 года. Панели управления на этих усилителях имели логотип «Twin-Amp», расположенный горизонтально, и следующий набор ручек: громкость, высокие частоты, низкие частоты.

Именно они в 1961 году стали легендарными Twin с обшивкой корпуса из белого толекса. Нет нужды говорить, что Twin переходной модели с коричневой обшивкой очень редки, но, тем не менее, они существуют! (В прайс-листе за июль 1960 года все усилители, кроме Vibrasonic и Concert, по-прежнему указаны, как имеющие тканевую обшивку – несомненно, в прайсе просто указана устаревшая информация).

Вслед за выпуском модели Showman с четырьмя лампами 5881 в конце 1960 года, Twin также получил новый облик: тот же самый корпус, что и на последних моделях с коричневой обивкой, но уже покрытые белым толексом и с коричневой тканью спереди. Две пропавшие лампы в усилителе мощности вернулись обратно (модификация 6G8), а схема была идентична модели Showman (модификация 6G14), за исключением 4-Омного выходного трансформатора. Набор регулировок был следующим: громкость, высокие частоты, низкие частоты на канале «Normal» и громкость, высокие частоты, низкие частоты, скорость эффекта и интенсивность эффекта на канале «Vibrato»; регулятор «Presence» работал на обоих каналах. Регулятор средних частот по-прежнему отсутствовал. Модель образца 1962 года была идентичная предыдущей вплоть до конца года, когда цвет ткани на передней панели сменился на бежевый. Коричневая рукоятка для переноски с надписью «Fender» начале 1963 года уступила место черной, усиленной металлической вставкой. В таком виде версия с белыми ручками регуляторов официально продолжала выпускаться до середины 1963 года (а несколько образцов покинули фабрику уже в декабре 1963 года).

Затем пришло время больших перемен: ревербератор и новый корпус с обшивкой из черного толекса размером 51,4x67x26,7 см. На двух различных фото ранних Twin Reverb они изображены с необычной серой тканью на передней панели. Первое фото опубликовано на вкладке в газету «Down Beat» в сентябре 1963 года – усилитель на нем имеет плоский логотип старого образца; на втором фото – на обложке этой вкладки – усилитель показан с новым объемным логотипом, хотя и кривовато привинченным. Похожий снимок опубликован на обложке полного каталога образа 1963-1964 года. Внутри этот каталога есть цветное фото третьей и последней вариации этой модели, которая и стала выпускаться серийно на протяжении последующих четырех лет. Усилитель спереди был обтянут стандартной серебристой тканью и имел правильно установленный объемный логотип.

Регулятор «Presence» был заменен на переключатели «Bright» на каждом канале, а регулятор средних частот вновь появился после трехлетнего периода отсутствия. Белые ручки регуляторов были заменены на черные в виде «шляпок» с написанными на них цифрами, а панель управления стала черной и лишилась обозначений.

В контуре тремоло использовалось на две лампы меньше, чем в предыдущей версии, в которой было задействовано три лампы, за счет использования фоторезистора, посылавшего импульсы сигнала, поступавшего с предусилителя, на заземление. Новая схема ревербератора включала в себя две пружины и лампу 12АТ7, плюс половинку лампы 12АХ7, использовавшуюся для восстановления сигнала. Лампа в фазоинверторе была заменена на 12АТ7 – отныне ее Fender ставили во все свои усилителе, построенные по двухтактной схеме, а в предусилителе по-прежнему остались 12АХ7. На задней панели появились удобный разъем для шнура питания и дополнительный разъем для педали, включавшей ревербератор.

Twin Reverb с черной панелью управления имеет глубокое и богатое звучание, звонкое и уверенное. Возможно, это наиболее выдающийся комбо в мире, имеющий широчайшую тональную палитру, красивое звучание пружинного ревербератора (а также тремоло) и достаточную мощность в запасе для того, чтобы заполнить практически любой зал без дополнительной подзвучки. Последний фактор был очень важен в шестидесятые годы и стал утрачивать свое значение в семидесятые, по мере того, как совершенствовались портальные системы звукоусиления. Но если вы играете с громким ударником, то способность выдавать чистое звучание при удовлетворительном уровне громкости на сцене трудно достижима для 15-50-ваттных усилителей. Это способствовало многолетней популярности модели Twin Reverb у исполнителей джаза и кантри, у музыкантов, игравших на электрическом пианино и у прочих исполнителей не-роковых стилей. Или же выкрутите ручку громкости на «10» как Тед Ньюджент, Джонни Тандерс и другие.

Twin образца 1968 года выпускались в веселенькой сине-серебристой цветовой гамме с алюминиевой окантовкой и слегка менее глубоким корпусом (24,8 см в глубину). Сам по себе усилитель оставался неизменным, но лишь непродолжительный период времени. Инженеры изменили секцию смещения (модификация АС568), пытаясь достичь еще большей стабильности питания. Многие из этих изменений были отменены в последующие пару лет, однако регулятор баланса смещения, который заменил собой потенциометр подстройки смещения, сохранился.

Каталог 1972 года представил новую модификацию с регулятором общей громкости, что само по себе было неплохой идеей, однако новшество это было введено только на мощных усилителях, которые по своей сути предназначались для сохранения чистого звучания при любом уровне громкости, что минимизировало пользу от нововведения. Тем не менее, эти усилители звучат как любой другой Twin, а на вторичном рынке стоят меньше, чем новые трансформаторы. Колесики стали стандартным оснащением комбо, а корпус получил новые размеры, которые сохранились вплоть до самого конца (50,8x66x26,7 см).

В середине семидесятых (1976 год) логотип лишился подчеркивания снизу, а схема приобрела еще одно новшество, введенное, как обычно, из лучших побуждений: контур дополнительного усиления сигнала. Этот режим активировался при помощи нового вытяжного потенциометра ручки громкости и, на самом деле, был довольно полезным, хотя и не настолько, как полноценная система переключения каналов. Регулятор баланса шумов также появился примерно в это же время. К концу 1977 года заявленная выходная мощность возросла до 135 ватт, что раскачивало лампы «на всю катушку», но все же позволяло выдавать громкое и чистое звучание. Разъем линейного выхода и контур подбора характеристик ламп усилителя мощности были добавлены вскоре после этого.

Черная панель управления была доступна как опция, начиная с 1980 года, и стала стандартной, начиная с 1982 года – последний год производства традиционного Twin Reverb.

К концу 1982 года была выпущена 105-ваттная модель Twin Reverb II, в которой контур тремоло был заменен трехкаскадным перегрузом и переключаемыми каналами. Петля для подключения эффектов с расположенными на задней панели регуляторами уровня, вернувшийся регулятор «Presence», вытяжной потенциометр, включавший усиление средних частот и место расположения выключателей питания и режима ожидания (на передней панели) - вот перечень наиболее очевидных новшеств. Помимо того, что корпус увеличился размеров (66,4x50,5x28,9 см), часть усилителя теперь продавалась отдельно – и этот комплект должен был называться «The Showman», однако это имя уже носила новая линейка полностью транзисторных усилителей. Модель Twin II продавалась, по меньшей мере, до начала 1986 года, хотя производство прекратилось с продажей компании концерном CBS.

Первая серия новых усилителей, выпущенная после смены владельцев, разумеется, была 100-ваттными комбо, носившими имя «The Twin». Новый дизайн отличался темно-серой тканью на передней панели и красными ручками регуляторов. Традиционный чистый канал и перегруженный канал могли коммутироваться тремя способами: раздельно (каждый из двух инструментов подключается к своему входному разъему), путем переключения каналов, либо параллельно, когда работают все ручки регуляторов. Это позволяло получить комбинацию чистого и перегруженного звучания одновременно.

Отличное решение для студии. Переключатель, убавлявший мощность до 25 ватт, вытяжной потенциометр, включавший режим усиления сигнала, вытяжной потенциометр ручки «Presence», включавший срез средних частот, и ревербератор с возможностью его выключения на разных каналах – все это позволяло исполнителю получить бесконечное множество вариантов звучания. На задней панели располагались серьезные регуляторы смещения и выходного баланса, переключатель импеданса, петля для подключения эффектов с тремя установками уровня сигнала и сбалансированный линейный выход. Корпус имел размеры 55,9x66x30,5 см. Красные ручки регуляторов и темная ткань на передней панели были заменены черными и серебристой, соответственно, и успех этого усилителя позволил продолжать его выпуск даже после того, как все остальные модели, созданные в первые годы существования компании FMIC, были сняты с производства.

Для более традиционно ориентированных музыкантов Fender в 1991 году, почти через 10 лет после снятия с производства Twin с тремоло, выпустили переиздание модели Twin Reverb образца 1965 года. Переизданная модель очень близка к оригинальной, как внешне, так и по схеме, однако замена большей части проводки печатной платой и наличие 1/4 дюймовых разъемов для подключения ревербератора, позволит вам не спутать ее с оригиналом.

Модель «Twin-Amp», выпущенная в 1995 году, в такой же степени современна, в какой традиционно переиздание. На задней панели расположены выключатель питания; переключатель режима ожидания; переключатель выходной мощности (100/25 ватт); переключатель уровня сигнала в петле для подключения эффектов (от -13 до +2 дБ); разъемы петли для подключения эффектов; переключатель режима работы петли (на первом канале, на втором или на обоих) и такой же переключатель режима работы ревербератора; выход с предусилителя и вход на усилитель мощности; два регулятора подстройки смещения и баланса с пометками, позволяющими осуществлять подстройку без снятия шасси; разъем для ножного переключателя, переключающего каналы, режимы перегруза и выключающего ревербератор; сбалансированный линейный выходной разъем XLR (+3 дБ); выходной разъем встроенных динамиков, а также разъемы для подключения дополнительных кабинетов последовательно либо параллельно и переключатель импеданса.

Фух! Им даже пришлось писать серийный номер вертикально, чтоб уместилось все это богатство!

Передняя панель управления выглядит куда проще – на ней располагаются индикатор питания, логотип, два выходных разъема и всего-то 14 ручек! На самом деле, все ручки довольно традиционные, возможно, за одни исключением – вытяжной потенциометр включал режим «Bright». Каждый из двух переключаемых каналов имеет регулировки высоких, низких и средних частот, также имеется общий для двух каналов регулятор «Presence». Регуляторы громкости и гейна работают совместно с ножным переключателем, что позволяет получить три различных варианта звучания или уровня громкости. Регулятор микса петли для подключения эффектов (как и на модели Concert образца 1993 года), а также общий регулятор уровня ревербератора довершают арсенал. Между этим усилителем и переизданной моделью Fender продолжают традицию Twin как усилителя для гастролирующих профессионалов, репетиционных студий и прокатного бизнеса. Проверенного временем и надежного.

Содержание





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное