JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:


История усилителей Fender: первые 50 лет.

Авторство: John Teagle, John Sprung.
Перевод: Илья Шлыков



Ламповые усилители.

Bassman (Bassman, Super Bassman, Bassman 50, Bassman 10, Bassman 100, Bassman 70, Bassman 135, Bassman 20)
Годы выпуска: 1952-1983; 1990 – до настоящего времени

Что было раньше – Bassman или бас-гитара? Вероятно, все-таки бас, поскольку на грифах первых прототипов Precision проставлена дата «октябрь 1951 г.» Складной буклет, который Fender издали в 1952 году, официально представил P-Bass в сочетании с неким «Усилителем», имевшим «телевизионную» переднюю панель. Спереди этот усилитель выглядел как обычный Pro с динамиком диаметром 15”, однако сзади он отличался от любого другого усилителя Fender. Наиболее очевидным различием была глухая задняя стенка с вырезом в нижней части для металлической панели управления (на которой были расположены кабель питания, предохранитель, выключатель, а также индикатор питания). Помимо этого, в задней стенке посередине были вырезаны два круглых отверстия. В темноте через эти отверстия пробивался свет от раскаленных ламп, создавая зловещий эффект, наподобие хэллоуиновской тыквы с фонарем внутри!

Единственными характеристиками усилителя, упомянутыми в этом буклете, были наличие «специального басового динамика Jensen диаметром 15”», а также «уникального корпуса, подчеркивающего низкие частоты». При снятии задней стенке на Bassman с серийным номером 0155 за ней обнаружилось шасси, сделанное из омедненной стали и прикрученное к нижней стенке корпуса, а также панель управления, тоже сделанная из омедненной стали, но закрепленная вверху. Два входных разъема, регулятор громкости, а также регулятор тембра были единственными обитателями этой полоски металла, окрашенной в коричневый цвет с белыми обозначениями, выполненными на видимой стороне. Пятижильная «шина» шла, огибая динамик, от панели управления к шасси, где закреплялась на восьмиштырьковом разъеме лампы.

1/4 дюймовое гнездо для подключения динамика было единственным разъемом, расположенным на задней панели. Лампа 6SC7 в предусилителе была разделена на две половинки, одна из которых отвечала за первый входной разъем, а другая – за второй. Парафазный инвертор 6SL7 запитывал две лампы 6L6 в усилителе мощности, а лампа 5U4 в выпрямителе преобразовывала переменный ток в постоянный. К сожалению, на данном конкретном экземпляре стоит 15-дюймовый динамик Jensen Concert Series, датированный 1954 годом, который был некогда установлен взамен сожженного динамика. Потенциометры, похоже, оригинальные, на них пробита 17-я и 41-я неделя 1951 года. При таком раскладе можно допустить, что усилитель был изготовлен в самом-самом конце 1951 года, однако наиболее вероятно, что он был выпущен все-таки в 1952-м, что, как правило, считают первым годом выпуска Bassman. Как иногда упоминается, первые P-Bass поставлялись в комплекте с усилителями Pro с «телевизионной» передней панелью.

Реклама нового комплекта, состоящего из бас-гитары и усилителя, начала публиковаться в музыкальных магазинах (например, в «Metronome», «Down Beat» и т.д.) в 1952 году. В буклете 1953 года издания, а также в рекламе этого же года, усилитель был изображен уже с новым дизайном передней панели (с широким обрамлением). Хотя фотографии с обратной стороны показывают, что задняя стенка была открытой, при близком рассмотрении на панели управления обнаруживаются три регулятора, в то время, как текст и схема говорят о наличии лишь двух. Вероятно, один и тот же снимок использовался, помимо Bassman, еще и в рекламе моделей Pro (с тремя регуляторами) и Bandmaster (с четырьмя регуляторами), которые имели одинаковые габаритные размеры корпуса (50,8x55,9x25,4 см). Этот же снимок повторяется в полном каталоге 1954 года. Bassman с широким обрамлением передней панели не имели существенных отличий по конструкции от моделей с «телевизионной» передней панелью. Экземпляр с номером 0381 является образцом Bassman этой серии. Как и в предыдущем случае, динамик менялся, однако на потенциометре тембра пробита 13-я неделя 1952 года, что предполагает, что усилитель был выпущен в самом конце 1952 года либо в 1953 году.

Точно так же, как некогда моделям Dual Professional и Twin потребовались новые корпуса, последующим моделям Bassman тоже был необходим корпус увеличенных размеров. Один динамик был заменен не парой динамиков, расположенных рядом, а целыми двумя парами, одна над другой. В результате получился Bassman с узким обрамлением передней панели и с четырьмя динамиками диаметром 10”. Вероятнее всего, основной причиной для данной модернизации послужила склонность ранних моделей сжигать 15-дюймовые динамики. Четыре 10-дюймовых динамика же прекрасно справлялись со своими обязанностями; на большей части этих усилителей до сих пор стоят оригинальные синие Jensen в нормальном рабочем состоянии.

А эти усилители обычно эксплуатировали нещадно, поскольку эта модель не теряла своей популярности в течение многих лет (правда, больше среди гитаристов, нежели среди басистов). Начиная от Фрэна Бичера, игравшего с Биллом Хейли, и Бо Диддли, у которого к усилителю были подключены дополнительные два динамика, направленные в обратную сторону, и заканчивая Брюсом Спрингстином и Джимми Воэном; начиная от студий звукозаписи, в которых он входит в обязательный набор, и заканчивая «диванным» музыкантом, который пытается отрешиться от будничной рутины, не общаясь ни с кем, кроме своих гитары и усилителя – Bassman с четырьмя 10-дюймовыми динамиками по сей день остается святилищем звука для них всех. Те, кто мечтают о нем, готовы отдать все во имя обладания этим священным Граалем.

Однако не все Bassman с динамиками 4x10” одинаковы. Появившись в прайс-листах за февраль 1955 года первые модели (модификация 5E6, по некоторым данным, также 5D6), имели только два входных разъема: один для канала «Normal» и один для канала «Bright». Конструкторы компании, очевидно, пытались создать усилитель, который звучал бы хорошо как с гитарой, так и с басом, что нашло отражение в полном каталоге 1955 года издания: «Несмотря на то, что он создавался под использование с басом, он одновременно является великолепным усилителем для прочих музыкальных инструментов». Чистейшая правда.

В этих усилителях в выпрямителе параллельно стояли две лампы, что было сделано для того, чтобы уменьшить провалы напряжения при игре на большой громкости. Полупроводниковые выпрямители обеспечивают те же самые задачи, однако в настоящее время это служит предметом разногласий между музыкантами, предпочитающими один тип звучания другому. Для тех, кому нравится компрессированный звук, снятие одной лампы является шагом к достижению любимого звучания – это усиливает провалы напряжения. Компания Fender заявила, что эти усилители выдают 50 ватт «мощного высококачественного звучания» благодаря двум лампам 6L6 в оконченном усилителе, а также двум 12AY7 и одной 12AX7. Раздельные регуляторы низких и высоких частот, а также ручка Presence стали существенным улучшением по сравнению с прежним единственным регулятором тембра. Также появились переключатели заземления и режима ожидания.

Корпус размером 58,4x57,2x26,7 см имел новую ткань, которой были обтянуты как передняя панель, так и вырезы на задней стенке. Для того, чтобы четыре динамика уместились в таком небольшом корпусе, с двух верхних динамиков Jensen P10-R пришлось снять крышки магнитов.

Новая табличка с названием «Fender Bassman» пришла на смену ранней с прописными буквами. Верхнюю стенку этого, по сути, совершенно нового усилителя венчала кожаная рукоятка для переноски. Цена новой модели была практически такой же, как у флагмана всей линейки усилителей Fender – Twin Amp.

В 1957 году появился новый, модернизированный Bassman, имевший четыре входных разъема (высокой и низкой чувствительности на канале «Bright», а также низкой и высокой чувствительности на канале «Normal»). Кроме того, усилитель получил дополнительную ручку тембра – регулятор средних частот (впервые на усилителях Fender). Bassman с шестью ручками (как и Twin) был намного более универсален, нежели усилители с единственным регулятором тембра, выпускавшиеся менее пяти лет назад.

Среди прочих изменений в схеме (модификация 5F6) появился новый выпрямитель с ртутной лампой 83, практически не дававший эффекта «просаживания» звука. Также вместо второй лампы 12AY7 появилась 12AX7, был переработан контур фазоинвертора, а в усилитель мощности стали ставить лампы 5881 (которые в то время представляли собой лампы 6L6, но с улучшенными характеристиками); кроме того, повысилось анодное напряжение.

В 1958 году появилась слегка обновленная версия (модификация 5F6-A), где выпрямитель 83 был заменен лампой GZ34 (она же 5AR4). В середине пятидесятых годов Fender добавили «вспомогательный» резистор на 1500 Ом между сетками ламп усилителя мощности и контуром смещения для стабилизации и «устранения склонности усилителя к ультразвуковой осцилляции». В пятидесятые годы эта доработка была произведена во всех усилителях, имевших двухтактную схему, и зачастую применяется Fender и по сей день. В Bassman модификации 5F6-A этот резистор был снят, вероятно, поэтому последняя версия этого усилителя с твидовой обшивкой и четырьмя 10-дюймовыми динамиками многими признается «той самой». Вероятно, высочайшим комплиментом для этой модели является тот факт, что она была принята Кеном Брэном и Джимом Маршаллом за основу при разработке первого усилителя Marshall.

Кожаная рукоятка для переноски, которая зачастую рвалась на тяжелых усилителях, в 1959 году была заменена на литую пластиковую коричневого цвета, которая, впрочем, также рвалась на любом усилителе, на который она устанавливалась. В серии переизданий модели эта рукоятка сделана из более пластичной резины и, в целом, справляется со своими обязанностями, хотя на некоторых моделях она слишком плотно прилегает к корпусу.

Несмотря на то, что ранее он рекламировался в качестве универсального усилителя, Bassman с четырьмя динамиками диаметром 10” не относился к серии «Professional», которая имела обшивку из коричневого толекса, панели управления спереди, тремоло и коричневые ручки потенциометров.

Новая модель Concert с четырьмя 10-дюймовыми динамиками явно пыталась переманить гитаристов, ранее игравших на Bassman. Ходят слухи о том, что выпускались Bassman с динамиками 4x10” и обшивкой из коричневого толекса, однако официальные источники не содержат никакой информации об этом. Хотя такую возможность не стоит сбрасывать со счетов: несколько лет назад автор лично видел один такой усилитель и пребывал в абсолютной уверенности, что он является полностью оригинальным. Также в заслуживающих доверия источниках проскакивала информация о существовании коричневых Bandmaster выпуска 1960 года, а также коричневых Twin 1960 года с хромированным шасси, расположенным сверху корпуса, как в «твидовых» моделях, что еще больше усилило правдоподобность этой версии. Серийные Bassman выпуска 1960 года были, тем не менее, последними из больших «твидовых» усилителей Fender.

В шестидесятые годы Bassman подвергался постоянным доработкам. С 1960 года по 1970 год Fender выпустили 10 полноцветных и полноразмерных каталогов, и ни в одном из них не было двух одинаковых Bassman! Некоторые из изменений были менее значительными, чем прочие, однако этот список также необходимо пополнить двумя серийными модификациями, выпущенными в промежутках между изданиями каталогов.

Вслед за появлением в декабре 1960 года нового Showman, в прайс-листах февраля 1961 года Bassman был обозначен как «головной усилитель», «покрытый текстурным винилом» с «12-дюймовым мощным динамиком». Bassman и прочие модели, покрытые белым толексом с малиновой тканью на передней панели, являются настоящими произведениями искусства и были в свое время взяты за образец при создании серии усилителей от Custom Amp Shop. Контраст, создаваемый темной защитной решеткой динамиков, коричневой панелью управления и коричневой рукояткой для переноски (как на Bassman выпуска конца пятидесятых годов) с белой обивкой и белыми пластиковыми цилиндрическими ручками, обеспечил этой серии огромное число поклонников на много лет вперед. Кстати, по звуку эти усилители также были великолепны.

Bassman образца 1961 года (модификация 6G6) имел совершенно новую схему с каналами «Bass» и «Normal», каждый из которых располагал регуляторами громкости, высоких частот и низких частот, а также общим регулятором Presence. Лампы GZ34 и 5881 были позаимствованы из «твидовой» эпохи, равно как и практически не изменившиеся контуры фазоинвертора, смещения и усилителя мощности. В предусилителе использовалась совершенно новая комбинация из четырех ламп 7025, в которой канал «Bass» задействовал два двойных триода 7025 (по сути, четыре лампы). Половинки первой лампы 7025 были соединены последовательно, при этом вторая половинка работала как катодный повторитель. В то время, как во всех твидовых усилителях с узким обрамлением передней панели эта схема размещалась перед контуром эквалайзера, Bassman с белыми ручками были единственными из всех усилителей с обшивкой из толекса, перенявшими эту практику.

Помимо стандартного контура отрицательной обратной связи, в который входил регулятор Presence, была добавлена вторая петля обратной связи вокруг четвертого каскада предусиления. Последний каскад имел также не обойденный катодный резистор, вследствие чего лампа выдавала чуть меньший уровень перегруза, однако сильнее насыщала тембр четными гармониками и меньше искажала звук. Канал «Bass» на этих усилителях имел уникальную схему и, опять-таки, долгое время был любим многими гитаристами, которые могли на слух отличить его от второго канала. Канал «Normal» был стандартным для усилителей Fender и имел всего лишь два каскада усиления от одной лампы 7025.

Габаритные размеры «головы» составляли 20,3x56,5x22,9 см. Кабинет имел размеры 53,3x76,2x29,2 см и оснащался откидными ножками и двумя гайками-«барашками» сверху, предназначенными для закрепления «головы» на кабинете. Единственным динамик диаметром 12” устанавливался в кабинет особой конструкции, усиливавшей отдачу низких частот. Вероятно, у Fender снова возникли проблемы из-за того, что один динамик не мог адекватно воспроизводить необходимые «низы», поэтому кабинет с одним динамиком и открытой задней стенкой был заменен кабинетом с двумя 12-дюймовыми динамиками закрытой конструкции размером 53,3x53,3x29,2 см, благодаря чему повысилась мощность звука и гасились колебания динамика. Именно эта модель изображена в каталоге 1962-1963 года. (Кабинет с открытой задней стенкой сохранился лишь у модели Showman, где стоял один динамик J.B. Lansing). Во время выпуска кабинета с двумя 12-дюймовыми динамиками и малиновой тканью на передней панели на смену ламповому выпрямителю пришел полупроводниковый (модификация 6G6-A) – на этих усилителях отверстие, где прежде располагался разъем лампы выпрямителя, как правило, стояла заглушка. В остальном, схема практически не изменилась. Контур отрицательной обратной связи в предусилителе был удален, поскольку при наличии не обойденного катодного резистора он был излишним. Однако обратная связь в секции усилителя мощности слегка возросла.

В конце 1962 года малиновая ткань на передней панели уступила место бежевой ткани, которая ставилась к тому времени на комбо. Черная усиленная рукоятка для переноски сменила коричневую в начале 1963 года. Эта версия выпускалась до середины 1963 года, хотя в каталогах усилители с бежевой тканью спереди и с белыми ручками регуляторов не появлялись.

В полном каталоге 1963 года была изображена пара «голов», которые никогда не выпускались серийно: Tremolux раннего выпуска и Bassman образца начала 1963 года, оба с черными ручками потенциометров. Эти ручки ставились прямо на коричневые панели управления и закрывали обозначения на них. Также на этих усилителях отсутствовал переключатель «Bright», который был на Bandmaster, Showman и новых комбо с черными панелями управления.

Модель Tremolux вскоре получила стандартную черную панель управления без обозначений с черными ручками, на которых были написаны цифры, и переключателем «bright», однако Bassman сохранял старые белые ручки и регулятор Presence в течение многих лет. Старые панели управления с обозначениями были теперь черными, а не коричневыми, плоскому логотипу на смену пришел объемный, а вместо бежевой ткани передняя панель стала обтягиваться золотистой. Эта модель также не изображена ни в одном каталоге, поскольку белый толекс (к тому времени ставший гладким) и золотистая ткань были заменены в середине 1964 года черным толексом и серебристой тканью, точно такими же, как и на остальных усилителях с черными панелями управления.

Эти Bassman с обивкой из черного толекса и белыми ручками (этот стильный дизайн также можно встретить на модели Princeton с конца 1963 года до середины 1964 года) появились как раз ко времени издания полного каталога 1964 года. Практически незамедлительно им на смену пришел новый дизайн с черными ручками. Схема на этих усилителях (модификация AA864) существенно отличалась от предшествующих моделей. Вновь вернулись вспомогательные резисторы на 1500 Ом, исчез регулятор Presence, и появились переключатели «Bright» и «Deep» - вот лишь самые очевидные из нововведений. Канал «Bass» (который так полюбили гитаристы) потерял один каскад предусиления, вследствие чего одна половинка двойного триода 12AX7 осталась неподключенной. Так появился глубоко почитаемый многими Bassman с черной панелью управления, разработанный и созданный до продажи компании концерну CBS.

Fender просто находились в поисках лучшего, по их мнению, звучания – чистого и богатого. То, что некоторые усилители звучат так, как они и должны звучать, лишь будучи выкрученными на максимум громкости, не является первоначальной задумкой их разработчиков. Первые усилители были примитивными; к середине пятидесятых годов они достигли необходимого уровня мощности и звукового разнообразия, а в начале шестидесятых годов их конструкция и характеристики подверглись существенному пересмотру. Некоторые люди предпочитают «твидовые» модели, кому-то больше нравятся модели с белой обшивкой, кто-то предпочтет усилитель с черной панелью управления. Каждого из них можно понять.

Последние из Bassman, выпущенные до CBS, имели индекс «NL», пробитый на схеме расположения ламп; все модели, которые имеют индекс «O», выпущены уже в годы CBS, даже если на панели управления такого усилителя написано «Fender Electric Instrument Company», как на фото в каталоге 1965 года. В самых последних из Bassman, сделанных до CBS, контур смещения претерпел небольшие изменения, однако ничего существенного по сравнению с грядущими переменами.

В каталоге 1966 года был изображен тот же самый усилитель (он им и остался за исключением нового обозначения «Fender Musical Instruments»). Эта перемена фактически произошла летом 1965 года и, хотя она, казалось бы, является столь незначительной, есть люди, которые верят в Магическое превосходство ранних моделей и в то, что усилители с обозначением «Fender Musical Instruments» прокляты. Это вовсе не так!

Гигантский кабинет с динамиками 2x12” впервые был представлен в каталоге Fender 1968 года издания, который на самом деле является каталогом 1967-68 года, поскольку готовился к печати летом 1967-го. Кабинет размером 101,6x74,9x29,2 см был более, чем на 75% больше ранних кабинетов Bassman, и при этом по-прежнему вмещал в себя лишь два динамика, хотя внешне скорее было похоже, что в нем стоят четыре 12-дюймовых или шесть 10-дюймовых динамиков (очевидно, создатели ставили своей целью произвести именно такое впечатление!) В стоячем положении он был выше полустэка Marshall, хотя в то время компания Marshall и не представляла реальной угрозы для такого могучего производителя, как Fender. На боковой стенке крепились три ручки для того, чтобы кабинет можно было класть на бок; к другой стенке были привинчены колесики. На верхней стенке располагались «барашки» для крепления «головы» к кабинету, а вот откидные упоры канули в лету.

В каталоге 1969 года издания (на самом деле, 1968-1969-го) появились новые модели с серебристой панелью управления, «голубой» тканью спереди и алюминиевой окантовкой. Линейка транзисторных усилителей получила такой дизайн летом 1966 года, однако прошло более года, прежде чем он появился и на ламповых усилителях. Электрическая схема усилителей Bassman с серебристой панелью управления выпуска начала 1968 года была такой же, как на последних образцах с черными панелями. Габаритный размеры «головы» слегка изменились – 21,6x55,9x24,1 см – а кабинет остался таким же.

Под игом новых владельцев в лице компании CBS многие модели Fender претерпели значительные конструктивные перемены, а первое изменение, внесенное в контур смещение Bassman (модификация AA568) оказалось катастрофическим! Были убраны резисторы с катода каждой лампы в усилителе мощности, что подняло потенциал катода по сравнению с землей, а в контур смещения были добавлены два конденсатора. Персонал фабрики, дилеры, музыканты – все, как говорят, жаловались на звучание нового усилителя, и CBS вернули заземление на катоды. Тем не менее, конденсаторы остались, а эксперименты с контуром смещения продолжались и в дальнейшем.

К концу 1968 года кабинет с двумя двенадцатидюймовыми динамиками получил новые 15-дюймовые динамики, располагавшиеся в том же корпусе. С середины по конец 1969 года алюминиевая окантовка пропала, как пропали и неудачные транзисторные Bassman первого поколения. Этот стандартный внешний вид просуществовал до начала восьмидесятых годов в практически неизменном состоянии.

Новый усилитель под названием Super Bassman (а также Super Bassman II) был выпущен одновременно с отказом от алюминиевой окантовки, хотя эти модели выпускались в обоих вариантах. Super Bassman II с динамиками JBL был самым дорогим ламповым усилителем Fender – он стоил почти на 50% дороже, чем Dual Showman Reverb с такими же динамиками. «Голова» по размерам была больше чем стандартный Bassman мощностью 100 ватт. Ее корпус имел размеры 33,7x66x24,1 см. Кабинет с двумя 15-дюймовыми динамиками был также больше, чем кабинет для стандартного Bassman – 115,6x76,2x29,2 см. Разница между моделями Bassman I и Bassman II заключалась в количестве кабинетов, продававшихся в наборе с усилителем под названием «Super Bassman». Обычный 50-ваттный Bassman по-прежнему был в продаже, однако рядом с огромными и мощными басовыми усилителями конца 60-х годов он казался анахронизмом.

После выпуска гигантского усилителя 400 PS Bass Super Bassman был временно снят с производства. В 1972 году обычный Bassman был переименован в Bassman 50 и получил новый кабинет размером 76,2x71,1x30,5 см с двумя динамиками диаметром 15 дюймов, расположенными по углам. Примерно в то же время был выпущен новый 50-ваттный комбо Bassman 10 с четырьмя 10-дюймовыми динамиками. Задняя стенка этого комбо была закрытой, что было весьма необычно в сравнении с твидовой моделью с динамиками 4x10”.

Первый канал имел входные разъемы «Normal» и «Bass», переключатель «Deep», а также регуляторы громкости, высоких и низких частот. На втором канале были входные разъемы «Bass» и «Studio», переключатель «Bright», регуляторы громкости, высоких, средних и низких частот. Регулятор общей громкости – новинка для усилителей Fender – также присутствовал на этом усилителе, хотя не стоит ждать от него многого.

Эти усилители появились в каталоге издания 1972 года вместе с новой моделью Bassman 100, которая, по сути, была тем же Super Bassman в новом корпусе. Кабинет имел размеры 102,2x76,8 см по передней стенке и невероятную глубину – 43,2 см, что позволяло вместить четыре 12-дюймовых динамика. Голова имела размеры 33,7x66x24,1 см. Мощность – те же 100 ватт, два канала с двумя параллельно расположенными входами на каждом, регуляторы громкости, высоких и низких частот на канале «Bass Instrument» и дополнительный регулятор средних частот для канала «Normal». Еще один новый басовый усилитель с регулятором обще громкости. Вскоре этот регулятор появится даже на модели Bassman 50.

К середине семидесятых годов Fender отошли от практики привинчивание “головы» к кабинету, и логотипы потеряли нижнее подчеркивание.

К концу 1977 года индексы модельного ряда претерпели изменение в соответствии с возросшей мощностью усилителей, заявленной компанией: Bassman 100 стал Bassman 135, а Bassman 50 стал называться Bassman 70. в восьмидесятых годах черная отделка панели управления стала доступна сперва как опция, а впоследствии и как стандартное оснащение.

В начале десятилетия в течение небольшого периода времени выпускалась транзисторная модель Bassman Compact.

В 1982 году появилась недолго просуществовавшая модель Bassman 20, располагавшаяся в линейке басовых усилителей Fender где-то между моделями Musicmaster Bass и Bassman 10. Этот комбо с одним 15-дюймовым динамиком был построен на двух лампах 6V6 и двух 7025, имел выходную мощность 18 ватт один входной разъем и регулировки громкости, высоких, средних и низких частот.

В 1983 году на свет появился последний из ламповых Bassman, снятый с производства в эру моделей с индексом «II».

Когда новая компания приняла решение выпустить переиздание усилителя для дополнения чрезвычайно популярной линейки переизданий гитар, они предпочли именно твидовый Bassman многим другим превосходным аппаратам, специально созданным для усиления гитарного сигнала. Переиздание Bassman с четырьмя 10-дюймовыми динамиками, выпущенное в 1990 году, взорвало рынок, что привело к созданию целой серии переизданий усилителей. Неизменный успех, которым эта модель пользуется и по сей день, доказывает вечную актуальность оригинального Bassman.

Содержание








Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное