JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:


История усилителей Fender: первые 50 лет.

Авторство: John Teagle, John Sprung.
Перевод: Илья Шлыков



Ламповые усилители.

Champ (Champion «800», «600», Student, Champ, Vibro Champ, Champ II, Super Champ, Champ 12, Champ 25SE, 25)
Годы выпуска: 1948-1994

По мере совершенствования модели Princeton, она получила регуляторы громкости и тембра (приблизительно в 1948 году), и освободилась ниша в самом низу линейки для новой серии усилителей. Серия Champ представляла собой бесхитростные и надежные усилители по разумной цене (которая и по сей день остается таковой), предназначенные для начинающих музыкантов, но при этом полюбившиеся многим студийным музыкантам благодаря их минималистской схеме электроники.

Первая модель носила название Champion «800», ее однотактный оконечный усилитель класса «А» развивал мощность 4 ватта, диаметр динамика был 8”, на панели управления располагались два входных разъема и ручка громкости, и все это размещалось в корпусе из цельной сосны. Корпус обшивался зеленоватой твидовой тканью и был снабжен кожаной рукояткой для переноски, а также именной табличкой с логотипом Fender. Панель управления была окрашена в «очень привлекательный серо-зеленый цвет с белой маркировкой». Зеленая расцветка была уникальной особенностью недолго выпускавшейся модели «800», а вот логотип был общим для всех моделей Fender, что придавало этому малышу некоторый вес. Три лампы – 6SJ7 в предусилителе, 6V6 в усилителе мощности и 5Y3 в выпрямителе – по сей день считаются великолепными по звуку, хотя и не самыми мощными. Такие усилители продавались с лета 1948 года до конца весны 1949 года.

К июню 1949 года модель «800» была заменена уменьшенной версией Champion «600», имеющей идентичную схему и даже (в ранних сериях) точно такую же схему расположения ламп, что и на «800». Модель «600» имела двухцветное (коричнево-белое) виниловое покрытие и оснащалась динамиком диаметром 6”. Такое покрытие являлось уникальной особенностью серии Champion, хотя белый винил появлялся на некоторых моделях усилителей в начале пятидесятых, в частности, на Bassman и Pro с «телевизионной» передней панелью (коричневый винил какое-то время использовался для обивки гитарных кейсов для Telecaster). Двухцветная обивка просуществовала до 1953 года. Панель управления, расположенная на задней стенке, продержалась до изменения дизайна корпуса, что произошло приблизительно в 1955 году. Эти панели управления представляли собой попросту изогнутую стальную полосу, где компоненты крепились непосредственно к металлическому шасси, без платы.

На всех моделях, кроме самых ранних, панель управления и шасси были покрыты медью, а внешняя сторона (панель управления) окрашена в коричневый цвет с белыми обозначениями. Эта металлическая пластина, к которой крепились лампы, трансформаторы, регуляторы и т.д., вставлялась в пазы по бокам корпуса и привинчивалась к задней стенке двумя винтами с круглой головкой.

С появлением корпуса с широким обрамлением передней панели, «Усилитель для Учеников» (как его часто называли) по дизайну встал в один ряд со своими старшими братьями. Корпус был теперь покрыт твидом, при этом ранние модификации сохранили логотип с обозначением «600» на панели управления; на более поздних было написано «Champ-Amp». Эта серия имела номер 5C1, а позднее – 5D1, хотя какая-либо зависимость между названиями и номерами серий отсутствует.

Приблизительно в 1955 году на смену изогнутому под углом шасси (оно же панель управления) пришли стандартные для Fender шасси и плата, а регуляторы были перенесены на верхнюю стенку корпуса. В предусилителе появилась лампа 12AX7, что было также стандартом к тому времени. Корпус с широким обрамлением передней панели уступил место корпусу с узким обрамлением размером 27,9x30,5x18,4 см, а динамик спереди был обтянут новой «оригинальной» тканью. Так же, как и на больших усилителях, в фильтре высоковольтной секции появился дроссель, а также был применен контур отрицательной обратной связи (модификация 5E1). Такая конструкция схемы оставалась практически неизменной на протяжении почти десяти лет, за исключением того, что в следующем же году был убран дроссель (модификация 5F1).

Новый корпус больших размеров (31,7x34,3x20,3 см) появился в 1956 году, а некоторое время спустя диаметр динамика увеличился до 8 дюймов, в результате чего на свет появился твидовый Champ. Модель Champ стала лебединой песней твидовых усилителей и выпускалась до 1964 года, когда последний усилитель с хромированным шасси и панелью управления сверху получил вдобавок обивку из черного толекса, серебристую ткань спереди и пластиковую рукоятку для переноски. Этот недолго просуществовавший гибрид старого и нового дизайна с единственной черной ручкой управления был последней ниточкой, связывавшей фирму Fender с обликом усилителей образца 1948 года.

К концу 1964 года модель Champ была кардинально переработана (модификация AA764): усилитель получил отдельные регуляторы низких и высоких частот, а также расположенную спереди черную панель управления. Набор ламп не изменился и, более того, стал стандартным для этого усилителя, продававшегося тысячами штук, вплоть до 1982 года.

Также в линейке появилась доработанная модель под названием Vibro Champ (модификация AA764), которая имела встроенный эффект тремоло с раздельными регулировками скорости и интенсивности эффекта. В схеме появилась дополнительная лампа 12AX7, отвечающая за тремоло.

В 1968 году Champ, следуя за всеми остальными моделями усилителей, сменил дизайн: панель управления стала серебристой, а ткань спереди – голубой, также появилась алюминиевая окантовка. В 1970 году окантовка исчезла, а в середине семидесятых годов появился новый логотип без подчеркивания. В 1982 году как Champ, так и Vibro Champ вновь стали оснащаться черной панелью управления, хотя обозначения на ней были выполнены несколько иначе, чем раньше. Эти усилители стали последними из 6-ваттных моделей Fender.

В 1983 году на свет появился усилитель Champ II с одним входным разъемом, динамиком диаметром 10“ и совершенно новой схемой электроники, включавшей в себя, помимо прочего, регулятор общей громкости и переключатель «Bright». Две лампы 6V6 в усилителе мощности выдавали невероятные 18 ватт, благодаря чему эта маленькая коробочка звучала удивительно громко для Champ.

Более «навороченная» версия, именуемая Super Champ, имела ревербератор и канал перегруза. «Мы создаем новую легенду!» - таким было пророчество компании, и оно, в принципе, сбылось, так как эта недолго выпускавшаяся модель незамедлительно стала крайне востребованной тем музыкантами, кто нуждался в очень маленьком, громком усилителе с хорошим звуком и полным набором функций.

Выпущенный ограниченной партией Super Champ Deluxe оснащался динамиком Electro-Voice диаметром 10” и имел корпус, выполненный из лакированного массива дуба, а также специальную ткань на передней стенке, именную табличку и чехол. Champ II вскоре был снят с производства, а Super Champ продолжал выпускаться до продажи компании концерном CBS. Остатки выпущенных усилителей были распроданы в течение 1986 года.

Первый маленький усилитель, выпущенный вновь образованной компанией Fender Musical Instruments, стал Champ 12 с красными ручками регуляторов. Динамик диаметром 12 “ и 12 ватт мощности объясняли индекс в названии.

Вход для подключения внешнего источника звука, линейный выход, а также разъем для наушников делали Champ 12 очень удобным для разучивания песен по записям, для домашней звукозаписи и для игры упражнений в тишине. Усилитель выпускался в пяти заказных расцветках, в том числе в красной, белой, серой и с отделкой под змеиную кожу.

Гибридная модель Champ 25SE пришла на смену полностью ламповому Champ 12. Этот усилитель имел две лампы 5881 в усилителе мощности, два канала с независимыми регулировками тембра, а также совершенно новый дизайн: черная ткань на передней панели, пластиковые уголки, логотип старого образца с нижним подчеркиванием, черные ручки регуляторов.

Вторая модификация без входа для подключения внешнего источника звука, линейного выхода и без регулятора общей громкости называлась Champ 25. Эти аппараты на самом деле были слишком большими и сложными, чтобы носить имя Champ. Компания Fender выпустила эти модели небольшой серией, после чего сняла их с производства в 1994 году, оставив линейку усилителей без лампового Champ впервые, начиная с 1948 года. Стыд и позор!

Содержание





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное