JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:


История усилителей Fender: первые 50 лет.

Авторство: John Teagle, John Sprung.
Перевод: Илья Шлыков



Ламповые усилители.

Super (Dual Professional, Super, Super Reverb, Super 60, Super 112, Super 210)
Годы выпуска: 1947-1982, 1988 – до настоящего времени

Один из самых недолго просуществовавших усилителей Fender одновременно оказался одним из наиболее влиятельных, как для будущих моделей усилителей Fender, так и для всей индустрии в целом. Как минимум, Dual Professional ознаменовал собой начало эры твида в то время, когда остальные усилители представляли собой голые деревянные ящики. Хромированное шасси с расположенными сверху регулировками вскоре стало стандартом для всех усилителей, за исключением разве что самых маленьких (да и они вскоре присоединились к остальным). Еще одной характерной особенностью, окруженной мистическим ореолом, стало использование двух динамиков, впервые для Fender и, как обычно принято считать, впервые в мире.

Отличительными чертами модели Dual Professional являются два динамика Jensen диаметром по 10”, а также два выходных трансформатора, закрепленные непосредственно на динамиках. Вероятно, Fender решили использовать свой трансформатор для каждого динамика исходя из мощностных характеристик либо по соображениям, связанным с импедансом. В самом усилителе, абсолютно идентичном могучему Pro, использовались две лампы 6SJ7 в предусилителе, 6N7 в качестве фазоинвертора, а также две 6L6 в усилителе мощности и одна 5U4 в выпрямителе. Это был первый усилитель, где внутри корпуса была прикреплена схема расположения ламп. Микрофонный вход с регулировкой громкости и два инструментальных входа с раздельными регулировками громкости имели общий регулятор тембра, обеспечивающий эквализацию. При снятой задней стенке открывались все внутренности усилителя, благодаря чему любой ремонт и замена компонентов (за исключением трансформаторов) могли производиться без снятия шасси. Компоненты крепились к плате – впервые в практике Fender! Выключатель питания, предохранитель и красный индикатор питания крепились к лицевой стороне шасси, которая была хромированной с белыми надписями. Недолго просуществовавший входной разъем канала «Lo Gain» позволял подключить инструмент с высоким уровнем выходного сигнала и располагался в схеме после лампы предусилителя и разделительного конденсатора, прямо перед регуляторами громкости инструментального канала и тембра. Современным эквивалентом такого входа является разъем «Return». Логотип с изображением молнии располагался между индикатором питания и регулятором тембра.

Корпус делался из массива сосны и собирался в замок, что обеспечивало значительно более высокую прочность конструкции по сравнению с «деревянными» моделями, однако открывало неприглядные уголки – еще один довод в пользу твидовой обшивки. Поначалу Fender на всех моделях использовали очень светлый твид с вертикальной строчкой, волокна которого были толще, чем основа. Передняя панель обтягивалась коричневым мохером, который красиво контрастировал с практически белым твидом. Завершала внешний облик металлическая полоса, проходящая вертикально через центр передней стенки. Помимо того, что она смотрелась очень стильно, эта полоса также скрепляла две перегородки. Небольшая металлическая табличка с надписью «Fender Dual Professional Fullerton California» крепилась к передней стенке корпуса, а сверху была привинчена кожаная рукоятка для переноски.

К концу 1947 года Dual Professional был переименован в Super, а твид стал двухцветным коричневым, по-прежнему с вертикальной строчкой. Табличка стала общей для всех усилителей: «Fender Fullerton California», а вместо логотипа с изображением молнии появилась белая надпись «Super-Amp». Динамики Jensen Concert с рамой синего цвета пришли на смену оригинальным; кроме того, вместо двух выходных трансформаторов стал устанавливаться единственный. Уникальный внешний вид усилителя с двумя динамиками по 10” оставался неизменным до 1953 года, за исключением перехода на твид с диагональной строчкой (см. каталог 1949 года издания). Размер корпуса, тем не менее, подвергался увеличению, по меньшей мере, дважды. Как и в случае с моделью Pro, в первые годы выпуска схема Super менялась: лампы 6SJ7 были заменены на два двойных триода 6SC7 с сеточно-резисторным смещением, а парафазный инвертор 6N7 – третьей лампой 6SC7. Появился четвертый входной разъем, причем все четыре имели одинаковый уровень предусиления, хотя инструментальные входы давали более яркое звучание (по крайней мере, при низком уровне громкости). Дополнительный конденсатор фильтра был заменен дросселем, а в последних вариациях этой схемы (модификация 5C4) в предусилителе стояли лампы 12AY7, а в качестве фазоинвертора использовалась 12AX7.

V-образная передняя стенка не оправдала дополнительных затрат и усилий на ее изготовление, поэтому приблизительно одновременно с появлением модели Twin Amp ей на смену пришел корпус с плоской передней стенкой и одной перегородкой размером 45,7x55,9x25,4 см. Новый Super с широким обрамлением передней панели оснащался переключателем «Standby» и разъемом для подключения внешнего динамика. Лампы предусилителя взамен сеточного резистора получили катодное смещение. Самоуравновешивающийся парафазный инвертор стал еще одним новшеством, хотя и просуществовал недолго (модификация 5D4).

Super выпуска 1955 года получил новый дизайн с узким обрамлением передней панели и твидовой обшивкой, а также именной табличкой с надписью, выполненной рукописным шрифтом. Ткань, которой была обшита передняя панель, не глушила звук и имела узор из светло-коричневых и темно-коричневых нитей. Динамики устанавливались со смещением, в нижнем левом и верхнем правом углу обновленного корпуса, имевшего размеры 47x55,9x26,7 см. Вплоть до этого момента Super и Pro были, по большому счету, одним и тем же усилителем – единственным различием был набор динамиков – и модели с узким обрамлением передней панели продолжили эту традицию. На обоих усилителях количество регулировок увеличилось с трех до пяти: сохранились два регулятора громкости, а набор регуляторов тембра расширился до трех раздельных ручек – низких частот, высоких частот и Presence. Вместо двух двойных триодов 12AY7 в предусилителе (по одному каскаду на каждый из четырех входов), в новой схеме использовалась половинка единственной лампы 12AY7 для всех каналов сразу. Два входа «Bright» были соединены через резистор на 68 кОм; аналогичным образом разработчики поступили и на входах «Normal». Это стало стандартной схемой для Fender, даже после того, как в шестидесятые годы лампы в предусилителе заменили на 12AX7.

Несмотря на то, что как в Super, так и в Pro в предусилителе использовались те же самые лампы, что и в ранних моделях, схема претерпела значительные изменения. Вторая лампа 12AY7 была теперь общей для всех каналов, и обе ее половинки были последовательно соединены; второй каскад работал в качестве катодного повторителя, расположенного схематически до регуляторов тембра. Половинка прежнего фазоинвертора 12AX7 использовалась в качестве третьего каскада усиления, а вторая половинка приняла на себя функции фазорасщепителя. Постоянное напряжение смещения на лампах усилителя мощности пришло на смену менее эффективному катодному смещению в предыдущих усилителях, а в секции фильтра появился дроссель. На панели управления добавился переключатель заземления. Секция усилителя мощности на Super на непродолжительный период времени была переведена на менее мощные лампы 6V6 (модификация 5E4-A), хотя анодное напряжение в лампах секции усилителя мощности превышало величину, установленную для 6V6, на 25% и соответствовало модели Pro, в которой стояли 6L6. Возврат к лампам 6L6 состоялся в 1956 году (модификация 5F4) и был произведен путем простой смены номинала резистора в секции постоянного смещения. Эта доработка была единственной модернизацией усилителя до самого конца пятидесятых годов.

Новая линейка Professional, отделанная коричневым толексом, с панелью управления спереди и коричневыми ручками на ней, а также с тремоло, включала в себя Super на правах бюджетной модели. Все усилители оснащались лампами 6L6 в усилителе мощности, пятью 7025 в предусилителе и полупроводниковыми выпрямителями (кроме Super, у которого в выпрямителе стояла лампа GZ34 – модификация 6G4). Каждый из двух раздельных каналов («Normal» и «Vibrato») имел по два входных разъема и следующий набор регулировок (слева направо): низкие частоты, высокие частоты и громкость. У канала «Vibrato» имелись также регуляторы скорости и интенсивности эффекта. Ручка «Presence» была общей для двух каналов. Модель выпуска 1960 года по-прежнему имела переднюю панель, обтянутую тканью, как на твидовых усилителях позднего выпуска; в 1961 году ей на смену пришла малиновая ткань, впервые появившаяся на модели Showman. Лампа 7025, отвечавшая за контур тремоло, в 1961 году была заменена двумя лампами 12AX7 (модификация 6G4-A), в том же году слегка изменился цвет и фактура обшивки. Фактически, чтобы заметить разницу, нужно поставить рядом два усилителя. В 1962 году все комбо серии Professional, как и младшие модели, получили обшивку передней панели бежевого цвета, которая к концу года сменила прежнюю малиновую также и на «головах».

В начале 1963 года Fender выпустили модель Vibroverb, оснащенную ревербератором, которую метко окрестили «Super с ревером», и это прозвище говорило само за себя. В том же году Super с динамиками 2x10” был заменен на модель Super Reverb с динамиками 4x10” и черной панелью управления, которая, по сути, представляла собой Concert с ревербератором.

Vibroverb с коричневой обивкой получил черную панель управления и динамик 1x15” (по сути, Pro с ревербератором).

К началу 1965 года модели Concert и Vibroverb были сняты с производства, а на смену Pro с динамиком 1x15” пришел Pro Reverb с динамиками 2x12” и двумя лампами 6L6 в усилителе мощности.

Модель Vibrolux с динамиком 1x12” и двумя лампами 6L6 была снята с производства, взамен появился новый комбо с динамиками 2x10” и двумя лампами 6L6 Vibrolux Reverb, бывший, по существу, моделью Vibroverb с коричневой обивкой (которая, в свою очередь, была моделью Super с коричневой обивкой). Super Reverb с динамиками 4x10” стал классическим усилителем, однако он стоит ближе к коричневым Concert начала шестидесятых и твидовым Bassman конца пятидесятых, чем к ранним Super. Этот факт упоминается даже в описаниях усилителя Super Reverb середины шестидесятых годов.

Усилители Super Reverb в особенности полюбили блюзмены и рокеры, которым пришелся по душе мощный звук пары 6L6 в сравнении с кристально-чистым звучанием Twin Reverb. Четыре динамика 10“ выдают плотный «низ», при этом традиционная схема имеет достаточно яркий звук, чтобы снести вам крышу, как говорится.

С технической точки зрения Super Reverb с черной панелью управления (модификация AA763) существенно отличался от предшествующих ему Super и Concert. В «коричневой» эпохе осталось ламповое тремоло с осциллятором, которому на смену пришла схема с фоторезистором. Отказались и от регулятора «Presence», однако усилитель получил переключатели «Bright» на каждом канале, добавлявшие яркости звуку, а также регулятор средних частот на канале «Vibrato». И все же самым важным из новшеств стало появление ревербератора. Обе половинки лампы 12AT7 были задействованы в схеме ревербератора, сигнал от которого возвращался на лампу 12AX7. Каналы «Normal» и «Vibrato» использовали в предусилителе лампы 7025, затем сигнал шел в фазоинвертор 12AT7, после чего поступал в секцию усилителя мощности, состоявшую из пары 6L6. В качестве выпрямителя использовалась одна лампа GZ34, а тремоло работало на одной 12AX7.

Выпущенный сразу же вслед за новыми Twin Reverb и Deluxe Reverb, Super Reverb не попал в одну компанию с ними на обложку новой инструкции по эксплуатации усилителей Fender, а равно и на вкладке в журнал «Down Beat» (выпуск за сентябрь 1963 г.) В итоге его фото появилось лишь в каталоге 1963-64 г.

Корпус увеличился в размерах (вместо 64,8x64,8x24,8 см вместо 61x61x26,7 см) примерно в то же время, когда появились серебристая панель управления с алюминиевой окантовкой, а также серебристо-голубая ткань спереди (приблизительно в 1968 году).

Некоторое время вместо обычного логотипа устанавливался объемный меньшего размера без черты снизу, однако вскоре стандартный вернулся опять. Маленький логотип без черты снизу отличается от более позднего полноразмерного отсутствием символа ®. Вскоре после выпуска модели с серебристой панелью управления изменилось расположение динамиков: они стали устанавливаться не по углам, а слегка сдвинулись влево (верхние два) и вправо (нижние два). На задней панели появился регулятор баланса шумов «Hum Balance», а контур смещения пережил существенные изменения в попытке сделать звучание еще более «чистым» (модификация AB568). Большинство из изменений можно убрать, вернув схему к тому виду, в каком она была на модели с черной панелью управления. На самом деле, Fender год спустя вернули кое-что обратно сами, осознав, что они избрали неверный путь (модификация AA1069). Модель выпуска 1970 года лишилась алюминиевой окантовки, а корпус слега уменьшился (62,2x63,5x25,4 см). Трехпозиционный переключатель заземления вошел в стандартное оснащение примерно в то же время, а в 1972 году появились колесики. Модели Super Reverb удавалось сопротивляться внедрению схемы с регулировкой общей громкости и вытяжным переключателем усиления вплоть до середины семидесятых годов.

Логотип потерял нижнюю черту примерно в то же время, а мощность возросла до 70 ватт.

После этого практически ничего не менялось, единственным явным новшеством стал возврат к черной панели управления, впервые появившейся в качестве опции в 1980 году, а примерно год спустя ставшей стандартной. На задней панели появился разъем линейного выхода, а к набору регулировок канала «Normal» добавился регулятор средних частот. Super Reverb, долгое время бывший одним из самых популярных комбо Fender, был снят с производства в 1982 году.

Concert с динамиками 4x10”, входивший в новую линейку “II”, появившуюся в 1982 году, с практической точки зрения был потомком Super Reverb.

После покупки фирмы Fender у корпорации CBS в 1985 году, новые владельцы возродили имя Super: в 1988 году появился 60-ваттный комбо Super 60 с красными ручками, одним динамиком 12” и, разумеется, без тремоло. Набор регулировок был идентичен модели The Twin.

Усилители нового дизайна, Super 112 и 210, не говоря уже о рэковой модификации, присоединились к Super 60 в 1990 году и были заменены в 1993 году полностью ламповой моделью Super со старомодным дизайном и динамиками 4x10”, двойнику модели Concert с динамиком 1x12” из серии Pro Tube.

Super и Concert абсолютно идентичны, за исключением набора динамиков и размера корпуса (см. описание схемы этого усилителя в главе, посвященной модели Concert). Даже выходные трансформаторы были одинаковыми, поэтому четыре динамика 10” имели последовательно-параллельное подключение, выдавая импеданс в 8 Ом вместо 2 Ом, обычных для Super Reverb с динамиками 4x10”, подключенными параллельно. Вероятно, это самый лучший усилитель из всех, выпускаемых в наше время, если вам необходим комбо с переключаемыми каналами и не нужно тремоло.

Содержание





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное