JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:


История усилителей Fender: первые 50 лет.

Авторство: John Teagle, John Sprung.
Перевод: Илья Шлыков



Ламповые усилители.

Pro (Professional, Pro, Pro Reverb)
Годы выпуска: 1946-1982

Для тех немногих, кому требовалось несколько больше, чем мог дать усилитель Deluxe 1946 года, Fender выпустили флагманскую модель, вобравшую в себя все передовые технологии того времени: Professional. Деревянный корпус представлял собой увеличенный в размерах корпус Deluxe и Princeton с металлическими защитными полосами, проходящими поверх красной, синей или золотистой ткани спереди. При изготовлении этот усилителя использовались самые лучшие компоненты, и на тот момент времени он действительно превосходил нужды большего числа гитаристов. Динамик Jensen диаметром 15“ с обмоткой возбуждения был самым лучшим динамиком в то время и стоил в два раза дороже в сравнении с 10-дюймовым динамиком модели Deluxe. Две лампы усилителя мощности 6L6 с металлическим корпусом выдавали в среднем от 18 до 25 ватт (в сравнении с 10-14 ваттами от двух 6V6 на Deluxe).

Как в микрофонном, так и в инструментальном каналах использовались лампы 6SJ7 с катодным смещением, что требовало более сложного построения схемы в отличие от двойных триодов 6SC7, стоявших на Deluxe. Пентод 6SJ7 с резкой отсечкой требовал два дополнительных контакта (экран и антидинатронная сетка), однако при этом выдавал на 50% больше тока и мог работать на более высоком напряжении (+20% в сравнении с 6SC7). Резкая отсечка на 6SJ7 обеспечивалась за счет особой обмотки, таким образом, чтобы коэффициент усиления падал при усилении входного сигнала. Это была компрессирующая лампа, специально созданная для того, чтобы выдавать высокий уровень сигнала при минимальном искажении, независимо от уровня входного сигнала. Как в Professional, так и в Deluxe использовались двойные триоды 6N7 для парафазного инвертора, однако в выпрямителе Professional стояла лампа 5U4, которая могла выдавать на 80% больше тока в сравнении с лампой 5Y3 на Deluxe. Массивный блок питания включал в себя дроссель (индукционную катушку), а также конденсаторы фильтра увеличенной емкости. Компоненты по-прежнему по мере возможности соединялись друг с другом напрямую, а заземление припаивалось непосредственно к шасси. Панель управления была идентична модели Deluxe, и, фактически на ней имелась надпись «Model 26», хотя число 26 обычно было затерто.

На панели были расположены регуляторы громкости инструментального и микрофонного каналов, а также работавшая в обратную сторону ручка тембра (поворот против часовой стрелки прибавлял высоких частот). Модель Professional выпускалась ограниченными партиями, практически по индивидуальному заказу.

Вскоре после выпуска модели Dual Professional (приблизительно в начале 1947 года), модель Pro (как теперь стали называть Professional) получила обновленный дизайн – переднюю панель, выполненную в виде «телевизора», а также твидовое покрытие с вертикальным рисунком ткани. Новый корпус, со стенками, изготовленными из массива сосны и соединенными в замок, стал для большого и тяжелого Pro более важным нововведением, чем для младших моделей.

Регулировки переехали с задней стенки на верхнюю часть хромированного шасси, также появился дополнительный входной разъем. К моменту выхода каталога 1949 года твид стал лакированным с диагональным рисунком ткани, и данная отделка оставалась неизменной вплоть до выхода Pro с широким обрамлением передней панели. Съемная задняя стенка, закрывающая лампы и шасси, изначально была сплошной и имела треугольную форму, а примерно в 1950 году в ней появились два вентиляционных отверстия для отвода горячего воздуха от ламп.

В числе изменений, внесенных в схему в первые годы выпуска, входит замена ламп 6SJ7 на два двойных триода 6SC7 с сеточным смещением. Данный набор ламп обусловил наличие отдельного предусилителя для каждого из входов, при этом на всех четырех входах его схема была абсолютно идентична – микрофонный вход с повышенной входной чувствительностью ушел в прошлое. Фазоинвертор 6N7 был заменен лампой 6SC7, номиналы некоторых компонентов также изменились, хотя секция усилителя мощности осталась практически неизменной. Из блока питания был убран дроссель (модификация 5C5). На поздних версиях вместо 6SC7 в предусилителе стояли лампы 12AY7, а в фазоинверторе – 12AX7.

На развороте буклета издания 1953 года был изображен Pro с новым корпусом (с широким обрамлением передней панели, размеры 50,8x55,9x25,4 см), хотя сам усилитель значительных изменений не претерпел. В нижней части шасси появился разъем для подключения внешнего динамика. Появился контур обратной связи для того, чтобы уменьшить нежелательные искажения, а лампы предусилителя вновь вернулись к катодному смещению. На панели управления появился переключатель «standby», который отключал высоковольтную секцию усилителя, оставляя при этом лампы горячими, для того, чтобы можно было быстро включить усилитель и не ждать, пока лампы прогреются (модификация 5D5).

В 1955 году модель Pro получила новый корпус с узким обрамлением передней панели, сохранивший прежние габаритные размеры. На панели управления появился переключатель заземления, как и на всех мощных усилителях Fender, однако Pro, бывший ранее флагманской моделью, имел лишь один регулятор тембра, в то время как Twin, Bandmaster и Bassman с четырьмя динамиками по 10” получили новый регулятор presence. Новая схема контура фазоинвертора (с раздельной нагрузкой) освободила половинку лампы 12AX7 для дополнительного каскада предусиления на всех входных разъемах. Также исчез контур отрицательной обратной связи, что, наряду с прочими незначительными переменами, показывает, что конструкторы не забыли Pro. Тем не менее, Fender уделяли бывшему королю своего модельного ряда гораздо меньше внимания, чем другим, более мощным усилителям. Схема модели выпуска 1955 года (модификация 5E5) по-прежнему в основе своей имела схему ранних модификаций.

В 1956 году конструкция Pro была кардинально пересмотрена – появились регуляторы низких и высоких частот, а также presence. В схему вернулся контур отрицательной обратной связи, и это было не единственное новшество. Вместо отдельного каскада предусиления на каждом из входов, теперь два инструментальных входа были завязаны на половинку одной лампы 12AY7, а два микрофонных – на вторую. Это позволило использовать обе половинки второй лампы 12AY7 в качестве дополнительных каскадов. Обе половинки имели непосредственную связь, при этом на регуляторы тембра был завязан катодный повторитель - подобное решение встречается на модели Bassman выпуска конца пятидесятых (модификация 5E5-A).

Благодаря усовершенствованному силовому трансформатору лампы усилителя мощности получили питание с фиксированным смещением, что повышало выходную мощность. Модель Pro выпускалась до конца пятидесятых годов в практически неизменном виде, в отличие от Twin и Bassman. В каталоге 1958 года лампам 6L6 пришли на смену 5881, а взамен 12AY7 в качестве второй лампы в предусилителе появилась 12AX7.

Новое десятилетие принесло большие перемены. В новую «профессиональную» линейку усилителей с покрытием из коричневого толекса и панелью управления спереди вошла и модель Pro (модификация 6G5), которая была практически идентична флагманской модели Vibrasonic, за исключением динамика (и цены, почти на $200 меньше).

На передней панели были расположены регуляторы низких и высоких частот и громкости для канала «Normal», а также низких, высоких частот, громкости, скорости и интенсивности эффекта вибрато для канала «Vibrato». Коричневые рукоятки регуляторов и ручка для переноски, хромированные полосы сверху, а также «плоский» логотип с рукописным шрифтом завершали внешний облик. Корпус имел размеры 50,8x61x25,4 см. Наряду с моделью Vibrasonic и прочими моделями, в Pro использовались две лампы 6L6, пять ламп 7025 и транзисторный выпрямитель. Нововведением дл Pro стал фазоинвертор с удлиненным выводом, который впервые появился в конце пятидесятых годов на моделях Twin и Bassman – в схемах этих усилителей использовались обе половинки лампы 7025. Каждый из двух каналов – «Normal» и «Vibrato» задействовал свой собственный двойной триод 7025. регуляторы громкости и тембра размещались в схеме между двумя половинками этих ламп, что делало регулировки обеих каналов полностью независимыми. Вторая пара 7025 работала на контур эффекта тремоло, который был устроен значительно сложнее, чем на ранних моделях. Обрабатывавший только сигнал, поступавший с предусилителя канала «Vibrato», двухкаскадный осциллятор изменял напряжение смещения на двух последующих каскадах – один для высоких частот и один для низких. Звучание этого тремоло отличалось от всех остальных моделей с тремоло (например, Vibrasonic).

К концу 1960 года набор регулировок стал более упорядоченным: громкость, высокие частоты, низкие частоты, а в доработанном контуре тремоло появилась еще одна лампа 12AX7 (модификация 6G5-A). Вскоре после появления модели Showman с передней панелью, обтянутой малиновой тканью, Pro также получил отделку новой расцветки, пришедшую на смену материалу из «твидовой» эпохи. Все усилители с отделкой из коричневого толекса (который имел различный оттенок на разных моделях) по прошествии года (примерно в 1962 году) вновь сменили расцветку ткани на передней панели – на сей раз она стала бежевой. В остальном Pro выпускался без изменения до середины 1963 года.

В сентябре 1963 года на вкладке к журналу Down Beat был изображен новый Pro – с черной панелью управления, черными ручками потенциометров и черной же рукояткой для переноски. Корпус, отделанный черным толексом, имел те же габариты, что и его коричневый предшественник, и плоский логотип также по-прежнему использовался, однако однотонная серая ткань, которой была обтянута передняя панель прототипа, имела рисунок, не похожий на все, что применялись ранее либо впоследствии. Этот вариант модели Pro можно увидеть на обложке первого издания инструкции по эксплуатации, прилагавшейся к любому усилителю Fender, выпущенному в период с конца 1963 года по 1966 год.

Серийные Pro с черной панелью управления был обтянуты спереди тканью стандартной серебристой расцветки и имели новый объемный логотип, как можно видеть на фото в каталоге 1963-1964 года. Сам по себе усилитель имел несколько существенных отличий от коричневых Pro. Из контура отрицательной обратной связи исчез регулятор «Presence», а на смену ему пришли переключатели «Bright»; фазоинвертор 7025 сменила лампа 12AT7; вместо полупроводникового выпрямителя стала устанавливаться лампа GZ34, а фиксированное напряжение смещения на лампах усилителя мощности могло теперь регулироваться. Полностью ламповый контур эффекта тремоло был заменен одной лампой 12AX7 и фоторезистором, который заземлял сигнал, поступавший с канала «Vibrato» (модификация AA763). На задней панели появился разъем для шнура питания, что было очень ценным новшеством для тех, кто подключал в свою цепь эффектов ламповый ревербератор. Комбо Vibroverb с одним динамиком 15” и черной панелью управления, выпущенный практически одновременно с Pro, должен был получить название Pro Reverb. Модель Vibroverb была снята с производства к моменту покупки компании концерном CBS, а комбо Pro с динамиком 15“ пережил ее все лишь на пару месяцев: ему на смену пришла модель Pro Reverb с двумя динамиками по 12”. Так завершилась эпоха комбо 1x15”.

Усилитель Pro Reverb (модификация AA165) был официально представлен в газете «Fender Facts» (№9, июнь 1965 года), хотя существуют и более ранние экземпляры. Тем не менее, Pro Reverb выпускался только после продажи CBS. Новый корпус имел размеры 49,5x66,7x25,4 см и вмещал в себя пружинный ревербератор, расположенный в черном виниловом чехле в нижней части, а также имел откидные ножки и два стандартных динамика диаметром 12“. В конуре ревербератора использовалась одна лама 12AT7 в качестве драйвера, и одна половинка 7025 для возврата. Сигнал с входного разъема «Normal» проходил через два каскада предусиления лампы 7025, при этом сигнал в канале «Vibrato» проходил через три каскада, не считая еще трех дополнительных каскадов в контуре ревербератора. Большая часть схема была взята без изменений от модели с одним динамиком 15”. Нужно хотя бы раз в жизни поиграть в Pro Reverb с черной панелью управления, чтобы осознать, насколько существенно изменится звук усилителей Fender через несколько лет после покупки компании корпорацией CBS. Если вы играете на гитаре Fender или на любой другой гитаре с синглами, автор рекомендует эту модель как лучший усилитель всех времен и народов. (У вас гитара с хамбакерами? Обратите внимание на Vibrolux).

В 1968 году на свет появилась новая модификация усилителя, полностью идентичная предыдущей за исключением серебристой панели управления и голубой обшивки передней панели с алюминиевой окантовкой. Впоследствии были внесены и иные изменения, в частности, в контур смещения (модификация AB668). Конденсаторы на сетках ламп усилителя мощности и резисторы на катодах не обеспечивали должных звуковых качеств. Катод вскоре был возвращен обратно на заземление (модификация AA1069), однако конденсаторы остались – по словам разработчиков, они были необходимы для подавления высокочастотной обратной связи, вызванной движениями проводки, проходившей под платой. На бумаге это выглядит не такой уж необходимой мерой, однако на самом деле расположение и даже горизонтальное либо вертикальное выравнивание компонентов могло существенно влиять на работу усилителя. В это же время лампа 5U4 пришла на смену GZ34, а также исчезла алюминиевая окантовка, как можно видеть из каталога 1970 года издания. Единственным нововведением стал трехпозиционный переключатель заземления. Глубина корпуса увеличилась до 26,7 см, а к 1972 году ширина уменьшилась до 66 см – таким образом, корпус стал взаимозаменяемым с моделью Twin. Примерно в это же время стандартным оснащением стали колесики.

В середине семидесятых годов появился конур общей громкости, в который также входил режим перегруза, включаемый вытяжным потенциометром. Из логотипа пропала нижняя черта, а на задней панели появился регулятор баланса шумов «Hum Balance». В конце семидесятых годов мощность усилителя увеличилась до 70 ватт, а среди регулировок канала «Vibrato» появился регулятор уровня средних частот.

В 1980 году было представлено сочетание черной панели управления и серебристой ткани на передней панели, которое вскоре стало стандартом на Pro Reverb последних выпусков (см. изображение в каталоге 1982 года). Заголовок рядом с фото гласил: «Мощная и надежная рабочая лошадка, бывшая любимицей музыкантов долгие годы, все так же будет ей много лет спустя». Модель была снята с производства в том же году. В 1988 году был выпущен транзисторный усилитель под названием Pro 185.

Содержание








Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное