JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:


История усилителей Fender: первые 50 лет.

Авторство: John Teagle, John Sprung.
Перевод: Илья Шлыков



Ламповые усилители.

Princeton (Princeton, Princeton Reverb, Princeton Reverb II)
Годы выпуска: 1945-1985

Название «Princeton» восходит к трио оригинальных усилителей Fender, выпущенных в 1946 году. Хотя этот усилитель не имел названия, K&F с 8-дюймовым динамиком явно был прямым предшественником первого Princeton с деревянным корпусом. В этих двух усилителях бюджетного класса использовалась максимально упрощенная схема – три ламы (6SL7, 6V6 и 5Y3) и ни одного регулятора! На стил-гитаре Princeton была регулировка громкости, так зачем она нужна в усилителе? Выключатель питания? Да просто выдерните его из розетки, как только закончите играть! Усилитель имел не один, а два входных разъема, для того, чтобы иметь возможность подключать одновременно гитару преподавателя и ученика (гитара, к слову, не имела выходного разъема: кабель был припаян непосредственно к регулятору громкости). На обоих усилителях входные разъемы были закреплены прямо на задней стенке шасси, без панели управления, без логотипа, цифровых обозначений, вообще без ничего.

Усилители K&F имели металлическую защитную сетку динамика и серое рифленое покрытие; «деревянные» же Princeton предлагались с корпусами из тех же пород древесины и тех же расцветок, что и старшие модели. Через переднюю стенку корпуса проходили три хромированные полосы. На обе модели устанавливались 8-дюймовые динамики Jensen с обмоткой возбуждения; вероятно, динамики с постоянным магнитом стали ставить на Princeton приблизительно в 1947 году. Компоненты схемы были спаяны между собой по возможности без использования соединительных проводов, поскольку в усилителе отсутствовала плата. Заземление осуществлялось напрямую на шасси. Некоторые вариации в наборе ламп (лампа 6SJ7 в предусилителе), их расположении и размещении компонентов наглядно показывают, что Fender в то время постоянно находились на переходном этапе.

С выпуском линейки студенческих усилителей Champion и соответствующих стил-гитар, Princeton подвергся модернизации: появились панель управления и регуляторы громкости и тембра на ней. Выключение питания было встроено в ручку тембра: оно осуществлялось путем поворота ручки против часовой стрелки до щелчка. Предохранитель, индикатор питания и ручки регуляторов «с носиками» дополнили список новшеств. Модель выпуска 1948 года получила новый корпус с передней панелью в виде «телевизора», обшитый твидом с вертикальным рисунком ткани.

Шасси крепилось к верху корпуса, а хромированная панель располагалась лицевой стороной вверх. Передняя сторона усилителя была обтянута пушистым мохером. К концу сороковых годов стандартным рисунком твидовой ткани стал диагональный со строчкой их коричневого льна; в остальном усилитель выпускался практически в неизменном виде до 1953 года, когда корпус получил широкое обрамление передней панели. Лампы 6SL7 с металлическими кожухами были заменены примерно в 1954 году стеклянными 12AX7. Регуляторы были перемещены от сетки ламп усилителя мощности и стали располагаться в схеме между двумя каскадами лампы 12AX7 (модификация 5D2). Princeton с широким обрамлением передней панели имели габаритные размеры 31,8x34,3x20,3 см, как и версия с узким обрамлением передней панели, выпущенная в 1955 году и имевшая новую ткань в передней части корпуса. В фильтре блока питания появился дроссель, также был добавлен контур отрицательной обратной связи (модификация 5E2).

Дроссель, будучи дорогостоящим нововведением в столь бюджетной модели, вскоре исчез (модификация 5F2-A). Заявленная мощность этих однотактных миниатюрных чудес класса А составляла 4,5 ватта. Модель 1956 года выпуска получила корпус увеличенных размеров (41,9x45,7x22,2 см), который также применялся для модели Harvard. Старый же корпус Princeton достался модели Champ.

Описание в каталоге 1960 года гласит: «Совершенно новый усилитель Fender» (этот слоган компания использовала еще с 1948 года!) Следующий же год действительно принес множество радикальных перемен – усилитель был практически сделан заново. Корпус размером (41,9x48,2x22,9 см), обшитый коричневым толексом с бежевой тканью спереди, под которой располагался динамик диаметром 10”, вмещал в себя полностью новое шасси (модификация 6G2). На расположенной спереди панели управления коричневого цвета размещались коричневые же руки громкости, тембра, скорости и интенсивности. Последние две управляли появившимся на новой модификации контуром эффекта тремоло, в котором использовалась половинка лампы 12AX7 и которое работало на постоянном смещении лампы усилителя мощности, подобно усилителям Vibrolux и Tremolux с твидовой обшивкой (и в отличие от контура «гармонического вибрато» на новой серии Professional). Еще одним существенным нововведением в схеме стал переход на лампы 7025 в предусилителе (2 штуки) и 6V6 в усилителе мощности (2 штуки), что в итоге выдавало мощность в 12 ватт. На задней панели появился переключатель заземления. Эта модель была скорее сходна с твидовым Vibrolux с одним динамиком диаметром 10“ и двумя лампами 6V6 в усилителе мощности, чем с предыдущей модификацией Princeton. От нее осталась одна лишь кожаная ручка.

В каталоге 1963-64 года была изображена интересная переходная модель. Корпус и шасси не изменились, однако были облачены в новое покрытие из черного толекса с черной пластиковой ручкой. Ткань на передней панели этого прототипа была однотонной серой, как и на других усилителях в то время, однако новые черные ручки управления с широкими «полями» для этой фотографии были надеты на старую панель управления. Серийная модель со стандартной серебристой тканью спереди, изображенная в каталоге 1964 года, оснащалась белыми ручками управления, ранее встречавшимися на старших моделях. Вот это был красавчик!

В конце 1964 года, одновременно с выпуском модели Princeton Reverb, ручки управления были заменены черными с нумерацией, а также появились раздельные регуляторы высоких частот и низких частот. Лампа GZ34 пришла на смену лампе 5Y3, что заметно повысило анодное напряжение (трансформаторы остались без изменения); тем не менее, в остальном эти два усилителя имели гораздо больше общего со своими предшественниками, чем старшие модели с черными панелями управления.

Размеры корпуса уменьшились до 40,3x40,3x21,6 см.

Princeton Reverb (модификация AA1164) был, по сути, тем же самым усилителем, что и Princeton, однако имел встроенный ревербератор и, таким образом, заслужил признание среди студийных музыкантов, будучи самым маленьким усилителем Fender с тремоло и ревербератором. Эта модель присутствовала в каталоге 1964 года, однако на картинке был изображен Princeton с белыми ручками управления, где название модели было прикрыто грифом гитары. Во вкладке в журнале «Down Beat», а также в газете «Fender Facts» (№7, август 1964 г.) содержалось описание Princeton Reverb, однако фото не было и здесь. Оно появилось лишь в каталоге 1965 года. За исключением обычным косметических «усовершенствований», в этих усилителях мало что менялось в последующие годы. В 1966 году появились объемные логотипы и синяя ткань спереди, в 1968-1969 годах была алюминиевая отделка, а на протяжении всех семидесятых годов обе модели выпускались со стандартной серебристой панелью управления.

В 1970 году на задней панели появился трехпозиционный переключатель заземления, но в остальном схема модификации AB1270 была неизменной по сравнению с моделями, имеющими черную панель управления, что делает эти усилители крайне выгодной покупкой в наши дни. В середине семидесятых годов из логотипа исчез «хвостик», а перед самым снятием модели Princeton с производства (в 1979 году) появился вытяжной потенциометр, добавлявший гейна. Princeton Reverb продержался еще пару лет. В 1980 году в качестве опции появилась черная панель управления с серебристой тканью спереди, которая в итоге сменила просуществовавшую двенадцать лет серебристую панель.

Эта последняя модификация просуществовала недолго, и в 1982 ей на смену пришла модель Princeton Reverb II. Этот усилитель входил в новую серию, променявшую тремоло на перегруз, и был более мощным (20 ватт), имел динамик большего диаметра (12“), а также увеличенный корпус (52,4x42,9x27,6 см). На панели управления были расположены входной разъем, регуляторы громкости (с вытяжным потенциометром для переключения каналов), высоких частот (с вытяжным потенциометром для включения режима «Bright»), средних частот (с вытяжным потенциометром для включения режима «Boost»), низких частот, ревербератора, громкости канала перегруза, общей громкости и Presence.

Эти усилители выпускались только корпорацией CBS, хотя FMIC и продолжали торговать ими после покупки фирмы Fender до конца 1986 года. Название, ведущее свою родословную до самых первых усилителей Fender, впоследствии было использовано в транзисторных усилителях Princeton Chorus (1986 г.) и Princeton 112 (1992 г.)

Содержание





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное