JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:


История усилителей Fender: первые 50 лет.

Авторство: John Teagle, John Sprung.
Перевод: Илья Шлыков



Ламповые усилители.

Deluxe (Deluxe, Model 26, Deluxe Reverb, Deluxe Reverb II)
Годы выпуска: 1945-1985; 1994 – до настоящего времени.

Если какой-либо из усилителей Fender можно назвать «дежурной моделью», то это, несомненно, Deluxe. История этого усилителя, изначально именуемого «Model 26», восходит к 1946 году, а его конструкция очень тесно связана с усилителем K&F 1945 года с динамиком 10”. Хотя на панели управления этих ранних аппаратов было напечатано маленькими буквами название «Model 26», во всех материалах компании он назывался «Deluxe», и это название применяется и по сей день. С высоты сегодняшнего дня один динамик диаметром 10” и пять ламп не кажутся чем-то выдающимся, однако в 1946 году этот усилитель в большинстве случаев устраивал самого требовательного музыканта. Корпуса изготавливались из отборных твердых пород древесины (клен, орех либо красное дерево), а динамик обшивался тканью различных расцветок (красной, синей и золотистой). Задняя панель каждого из усилителей обшивалась тканью такого цвета, как и передняя. Три (иногда две) вертикальные металлические полосы в передней части корпуса защищали динамик и позволяли усилителю сиять в свете сценических огней. Простая деревянная ручка для переноски привинчивалась сверху и на некоторых экземплярах служила крепежом для шасси. Шасси также могло крепиться, по меньшей мере, еще двумя способами, в частности, болтами, проходящими через верх боковых панелей.

Более стильный внешне, чем его младший брат Princeton, Deluxe оснащался панелью управления с надписями, напечатанными по трафарету, а также впечатляющим логотипом Fender с изображением молнии молнией. На панели располагались три входных разъема, регуляторы громкости микрофонного и гитарного входов со шкалой, размеченной до 12, а также комбинированный выключатель/регулятор тембра. Все ручки имели «носик», указывающий положение. Регулятор тембра работал в обратную сторону на ранних усилителях Fender, где поворот по часовой стрелке убавлял высокие частоты. Высокоимпедансный микрофонный вход был завязан напрямую на сетку катодного смещения лампы предусилителя. Инструментальные воды были разделены двумя резисторами в 56 кОм, изолировавшими их друг от друга. Конфигурации ламп регулярно менялись, поскольку компания постоянно экспериментировала и дорабатывала конструкцию усилителя. В ранних моделях использовался двойной триод 6SN7 в предусилителе, где одна половинка работала на микрофонный вход, а вторая – на регулятор громкости инструментального входа. Вторая лампа 6SN7 использовалась в качестве парафазного инвертора; усилитель мощности был построен на двух лампах 6V6 с катодным смещением, а лампа 5Y3 служила выпрямителем.

Стеклянный фазоинвертор 6SN7 позднее был заменен лампой 6N7 с металлическим кожухом, которая также встречается на моделях Professional и Dual Professional.

Ранние Deluxe не имели платы, все компоненты схемы были припаяны прямо друг к другу, по возможности без использования соединительных проводов, а заземление было припаяно прямо к шасси с внутренней стороны. Лампы устанавливались вертикально, и крепились к шасси в перевернутом положении. Введение платы для монтажа компонентов совпало с появлением новой формы шасси (это произошло приблизительно после выпуска усилителя с серийным номером 500). На этих моделях лампы устанавливались горизонтально. Лампа 6SN7 в предусилителе была заменена на лампу 6SC7 в металлическом кожухе; кроме этого, вероятно, существовали и другие конфигурации. На ранних моделях использовались динамики с обмоткой возбуждения, которым вскоре на смену пришли Jensen с постоянными магнитами. Выходной трансформатор крепился на шасси на версии с динамиком с обмоткой возбуждения, в то время как на поздних моделях с постоянным магнитом трансформатор крепился прямо к раме динамика – такой подход часто использовался производителями усилителей в те времена.

Вслед за появлением в 1947 году модели Dual Professional с твидовым покрытием корпуса, деревянные Deluxe также поверглись некоторым усовершенствованиям (это произошло приблизительно летом 1948 года). Новый покрытый твидом корпус в виде «телевизора» скрывал под темно-коричневой мохеровой тканью 12-дюймовый динамик. Новое хромированное шасси с логотипом и обозначениями, нанесенными белой краской, содержало два новшества: индикатор сети и предохранитель. Фазоинвертор 6N7 был заменен еще одной лампой 6SC7, а в предусилитель стали устанавливать лампы с сеточным резистором смещения, что стало нормой для последующих моделей Deluxe. И Deluxe стал очень популярным усилителем, «усилителем завтрашнего дня».

Сочетание твида с вертикальным рисунком и мохера на передней стенке примерно в 1949 году уступило место твиду с диагональным рисунком, однако это стало самым существенным изменением в последующие несколько лет. В 1953 году на смену «телевизору» пришел корпус с широким обрамлением передней панели, хотя в остальном этот усилитель почти не отличался от модели 1948 года (модификация 5B3).

Набор ламп по-прежнему состоял из двух 6SC7, стеклянных 6V6GT и 5Y3GT, пришедших на смену старым металлическим. Раздельный выключатель питания и дополнительный выход для подключения динамика стали наиболее очевидными новшествами модификации 5C3; контур отрицательной обратной связи был менее заметен невооруженным глазом, однако, несомненно, повлиял на звучание в большей степени. Это нововведение вновь пропало на последующей модификации 5D3, где лампе предусилителя с сеточным резистором смещения 6SC7 на смену пришла 12AY7 с катодным смещением. Вторая 6SC7 была заменена на самоуравновешивающийся фазоинвертор 12AX7, после чего металлические лампы канули в небытие.

В 1955 году появился Deluxe с узким обрамлением передней панели, на котором сохранилась оригинальная ткань на передней панели, появились переключатель заземления и четыре входа (модификация 5E3). Каждый из четырех входных разъемов был соединен с резистором на 68 кОм – этот контур по-прежнему используется компанией Fender – этот контур по-прежнему используется компанией Fender на многих усилителях. Исчезли различия между микрофонным и инструментальным каналом. Контур фазоинвертора был переработан под раздельную нагрузку, что требовало лишь половинку лампы 12AX7, при этом вторая половинка исполняла функции второго каскада предусиления, общего для обоих каналов. Как и на всех предшествующих версиях, в Deluxe с узким обрамлением передней панели было применено катодное смещение на двух лампах 6V6 усилителя мощности.

На первых Deluxe с узким обрамлением передней панели был новый «рукописный» логотип, а их размеры составляли 41,9x45,7x22,2 см. Позднее габариты увеличились до 42,5x50,8x24,1 см, примерно в то же самое время, что и появилась модель Vibrolux (приблизительно в 1956 году). Эти два усилителя имели общий корпус вплоть до 1961 года, когда обшивка стала делаться из толекса. Название «Deluxe» появилось на передней табличке примерно в 1957 году, а на последних моделях, имевших незначительные отличия в схеме, к нему добавились слова «Fullerton California».

В каталоге 1961 все модели подверглись тотальному изменению дизайна: панель управления переместилась вперед, твид уступил место коричневому толексу, а также добавилось тремоло. Новая темно-коричневая панель управления получила коричневые ручки, расположенные также по-новому: громкость и тембр для канала «Bright»; громкость, тембр, скорость тремоло и интенсивность тремоло для канала «Normal». На самом деле, тремоло (основанное на изменении напряжения фиксированного смещения на сетках ламп усилителя мощности) работало на обоих каналах. Лишь первые Deluxe с обшивкой из коричневого толекса имели такое расположение ручек; на серийных моделях регуляторы тремоло были отделены от остальных белой чертой.

На этих моделях каналы были расположены в обратном порядке – «Normal» слева, а «Bright» - рядом с регуляторами тремоло (модификация 6G3). Разъемы для подключения динамика и дополнительного кабинета располагались на задней панели вместе с разъемом для подключения ножного выключателя тремоло и выключателем питания. Лампа 12AY7 в предусилителе была заменена на лампу 7025, а также была добавлена еще одна 12AX7, где одна половинка отвечала за осцилляцию контура тремоло. Новый фазоинвертор, впервые встречающийся на мощных усилителях выпуска конца 50-х годов, задействовал обе половинки второй 12AX7. Хотя Deluxe с обивкой из коричневого толекса отличался рядом новшеств в конструкции, оба его входа по-прежнему были связаны через регуляторы громкости, вследствие чего управление каналами было взаимозависимым.

Модель, изображенная в каталоге 1961 года, имела обшивку передней панели из ткани бежевого цвета, а защитная решетка была прикручена к новому кабинету (размером 44,5x50,8x24,1 см) четырьмя шурупами, как на поздних ревербераторах Fender Reverb. Другие маленькие усилители, выпущенные в тот же период, были показаны в каталоге аналогичным образом, хотя на серийных моделях решетка крепилась с обратной стороны, как можно убедиться из каталога 1962 года.

1963 год стал для модели Deluxe знаковым годом. Черные рукоятка, панель управления, ручки и обивка из черного же толекса подчеркивались серебристой тканью на передней панели, в полном соответствии с классическим стилем blackface. Как и на всех небольших комбо, в Deluxe отсутствовал объемный логотип. Корпус увеличился в размерах (44,5x55,9x24,1 см), для того, чтобы вместить расширенное шасси, на котором теперь появились раздельные регуляторы низких и высоких частот для каждого из каналов. Две лампы 7025, по одной на канал, позволяли расположить регуляторы в цепи между двумя каскадами каждой лампы. Это устранило взаимозависимость регулировок каналов, как это было на ранних Deluxe. Общий каскад предусиления на ранней модели был признан нецелесообразным, что освободило половинку одной лампы 12AX7. Эта половинка была добавлена к контуру тремоло, что стало новым словом в конструкции, ставшей фирменной чертой всех усилителей серии blackface. Сигнал с предусилителя канала «Vibrato» (слегка более яркий, чем на канале «Normal») шел на регулятор интенсивности эффекта тремоло, который, в свою очередь, был соединен с фоторезистором. Это устройство изменяло сопротивление синхронно с ламповым осциллятором, позволяя сигналу предусилителя заземляться. Канал «Normal» не был связан с тремоло. Лампа 12AT7 заменила лампу 12AX7 в фазоинверторе, что в дальнейшем стало стандартом для всех усилителей Fender.

В новой схеме был предусмотрен удобный сетевой разъем, а также 10 Ом-ный регулятор смещения для выходных ламп (которыми по-прежнему служили две 6V6, а в качества выпрямителя устанавливалась лампа GZ34).

На вкладке в журнал «Down Beat» за сентябрь 1963 года был изображен Deluxe с темно-серой обшивкой, характерной для ранних моделей blackface-серии. Эта реклама также представляла две новые модели, вскоре ставшие промышленным стандартом – Deluxe Reverb и Twin Reverb. Deluxe Reverb (модификация AA763) также имел новый корпус размерами 44,5x61x24,1 см с черной панелью управления, обшитый черным толексом и серой тканью спереди. Серийные модели, изображенные в полном каталоге 1963-1964 года, спереди были облачены в ткань стандартной серебристой расцветки. Ручка регулировки ревербератора и расположенный на задней панели разъем для подключения второй половины нового сдвоенного ножного переключателя (вибрато/ревербератор) были самыми явными различиями между Deluxe и Deluxe Reverb (также имевшем две лампы в усилителе мощности). Данный набор ламп в дальнейшем использовался на большей части двухканальных усилителей Fender с ревербератором: (с обратной стороны, слева направо) выпрямитель GZ34, лампы усилителя мощности (пара 6V6), фазоинвертор (12AT7), тремоло (12AX7), возврат ревербератора/третий каскад предусилителя канала «Vibrato» (7025), драйвер ревербератора (12AT7), предусилитель канала «Vibrato» (7025) и предусилитель канала «Normal».

В последующие четыре года эти усилители практически не менялись, лишь в середине 1965 года надпись «Fender Elec. Inst.» сменилась на «Fender Musical Instruments», а в середине 1966 года появился объемный логотип. Модель Deluxe была снята с производства к концу 1966 года, но Deluxe Reverb продолжали выпускать с незначительными изменениями до 1982 года. Эти усилители высоко ценились за их компактность и за возможность выкручивать громкость на максимум в небольших клубах. Цена Deluxe Reverb на вторичном рынке примерно сопоставима с Twin Reverb того же периода, который изначально стоил вдвое дороже Deluxe и выпускался в меньших количествах – прекрасный образец действия закона спроса и предложения.

20-ваттной модели с черной панелью управления примерно в 1968 году на смену пришла модель с серебристой панелью, с серебристо-голубой тканью спереди и алюминиевой отделкой. Что касается электронной схемы, этот усилитель в основном оставался неизменным за исключением двух конденсаторов в 1200 пФ, соединявших сетки ламп усилителя мощности с заземлением (модификация AB868). Цепь смещения, в отличие от более мощных моделей, не подверглась каким-либо изменениям на Deluxe Reverb,благодаря чему модификация с серебристой панелью управления в свое время была довольно удачной покупкой.

Алюминиевая окантовка исчезла примерно к концу 1969 года, в 1970 году появился трехпозиционный переключатель заземления, объемный логотип лишился «хвоста» в середине семидесятых, а в конце десятилетия в качестве стандартного оснащения стал устанавливаться вытяжной регулятор громкости/усиления. Появление линейного выхода завершило череду перемен в схеме усилителя. В 1980 году покупателям был предложен вариант с черной панелью управления и серебристой тканью спереди, который стал стандартным год спустя.

В 1982 году появился совершенно новый усилитель – Deluxe Reverb II. На смену старомодному контуру тремоло пришли переключаемые каналы и перегруз. На задней панели появились выход с предусилителя и вход на усилитель мощности, а также регулятор баланса шумов «Hum Balance». Чистый канал имел следующие регулировки: громкость (с вытягивающимся потенциометром для включения режима «Bright»), высокие частоты и низкие частоты (регулировка ревербератора была общая для обоих каналов).

Канал перегруза имел регулировки громкости (с вытягивающимся потенциометром для переключения каналов), уровня перегруза, общей громкости, высоких частот, средних частот (с вытягивающимся потенциометром для включения режима «Boost»), низких частот, ревербератора, а также регулятор «Presence». Фазоинвертор 7025, две выходные лампы 6V6GTA, а также транзисторный выпрямитель составляли секцию усилителя мощности. Традиционное использование лампы 12AT7 и половинки 12AX7 для контура ревербератора было обычным делом для Fender, но вот секция предусиления была абсолютно новой. Шесть каскадов предусиления (три лампы 7025) использовались на два канала. Выключатель питания был перемещен на переднюю панель и соединял два входных разъема и индикатор питания. Модель Deluxe II была снята с производства при продаже фирмы компанией CBS, при этом складские остатки были распроданы уже новыми владельцами в конце 1986 года.

Название Deluxe не использовалось какое-то время до конца 1987 года, после чего в 1988 году была выпущена транзисторная модель Deluxe 185. Она не имела абсолютно ничего общего ни с ламповыми Deluxe прошлых лет, ни с моделью Deluxe 112 выпуска 1992 года. В итоге ущерб, нанесенный доброму имени этого усилителя, был возмещен с выпуском в 1994 году модели ‘65 Deluxe Reverb Reissue. Если этот Deluxe получился не хуже остальных переизданий, он должен пользоваться большим успехом, поскольку Fender Deluxe Reverb – это один из величайших усилителей всех времен, не больше не меньше.

Содержание








Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное