JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:


История усилителей Fender: первые 50 лет.

Авторство: John Teagle, John Sprung.
Перевод: Илья Шлыков



Линейка усилителей Fender.

Усилители Fender… Эти два слова могли бы быть синонимами, не выпускай Лео Фендер также гитары и бас-гитары. Для некоторых людей, включая автора этих строк, невозможно представить одно без другого, и их пугает даже мысль о том, чтобы подключить электрогитару во что-то другое, кроме усилителя Fender. Однако эти усилители столь привлекательны не только благодаря своему звучанию (хотя это и должно являться главным критерием). Усилители Fender стали иконами и использовались на огромном количестве великих записей, сделанных во второй половине столетия, начиная от богатых октав Веса Монтгомери и заканчивая перегруженным рокабилли Пола Берлисона, а также все, что попадает в промежуток между ними. То, что эти усилители доминировали в таких различных стилях, как электрический блюз и серфовая инструментальная музыка, демонстрирует присущую им универсальность. Другим их достоинством является великолепный внешний вид, будь то комплект усилителей, отделанных белым толексом группы Beach Boys или один-единственный Super Reverb с черной панелью управления. Твидовый Deluxe в те времена становился предметом обстановки многих домов и квартир – подлинный шедевр функционального искусства. Фактически, эти дизайнерские решения, многим из которых уже по 40 лет, до сих пор используются фирмой Fender (и общепризнанно считаются самыми красивыми) как дань уважения оригинальным моделям.

Настоящая глава повествует об основных переменах, произошедших в линейке усилителей Fender за последние 50 лет, включая косметические изменения наподобие материала отделки, ткани, ручек, рукояток для переноски, логотипов, панелей управления и т.д. Перемены, происходившие с каждой конкретной моделью, будут подробно рассмотрены в части 2 книги, где каждой модели посвящена отдельная глава, описывающая ее историю от начала и до конца.

Хотя Лео сделал какое-то количество самодельных усилителей и акустических систем в начале сороковых годов, первые серийные усилители носили название K&F и датируются 1945 годом. Модели не имели отдельных имен и, по сути, изготавливались вручную. Модель с одним динамиком диаметром 8”, одним входным разъемом и регулятором громкости, а также вторая модель с одним динамиком диаметром 10”, двумя входными разъемами и регуляторами громкости и тембра были примитивны по конструкции и по отделке. Использовалось, по меньшей мере, три различных типа ручек регуляторов. Корпуса покрывались шероховатой краской серого цвета, при этом внизу оставался не покрытый краской участок в месте, где крепился кронштейн, за который корпус подвешивали при окраске (поговаривают, что покрашенные корпуса сушились в духовке Миссис Фендер).

Металлическая сетка, защищавшая динамики, была уникальной отличительной особенностью усилителей K&F. Шасси изгибалось из стальной полосы и не имело маркировок на панели управления. К передней стенке над решеткой динамика крепилась металлическая табличка с логотипом компании. Динамики с обмоткой возбуждения, которым требовалось наличие тока для создания магнитного поля, в то время были стандартным оснащением всех усилителей. Надежная кожаная рукоятка для переноски завершала картину.

После того, как Док Кауффман оставил компанию в 1946 году, Лео тут же выпустил новую линейку усилителей с деревянными корпусами. «Сияющий белый клен», «черный орех» и «темное махагони» - таков был официальный перечень расцветок, впрочем, иногда проскакивали и экземпляры, сделанные из дуба. К верхней стенке привинчивалась рукоятка для переноски из того же дерева, что и корпус. «Деревянные» усилители предлагались в трех различных типоразмерах: Princeton с одним динамиком диаметром 8”, Deluxe с одним динамиком диаметром 10” (первоначально названный «Model 26»), а также Professional с одним динамиком диаметром 15”. Professional и Deluxe оснащались как микрофонным, так и инструментальным входами, а ручки с «носиками» стояли на всех трех моделях усилителей. Ткань, которой была обтянута передняя стенка, могла быть красного, синего или желто-золотого цвета. Панель в нижней задней части корпуса была покрыта тканью того же цвета. Поверх передней стенки шли три защитные металлические полосы, которые «добавляли блеска и сияния к их и без того блестящему внешнему виду». На панель управления, рядом с маркировкой регуляторов, размеченных с 1 до 12, наносился новый логотип, сохранивший старое изображение молнии и надпись «Fender Electric Instrument Co./Fullerton California». У модели Princeton такой панели не было, не было и маркировок регуляторов на шасси, как у усилителей K&F.

Приблизительно в 1947 году появился новый дизайн корпуса, ставший основным для всех моделей усилителей вплоть до 1959 года. Dual Professional был обшит «высококачественной тканью, из которой делают обшивку авиационных багажных кофров», которая позднее стала называться твидом. Первый вариант обивки представлял собой однотонную ткань с вертикальным рисунком. Материал ничем не покрывался. Светлый цвет обшивки корпуса оттеняла темно-коричневая пушистая обивка передней панели, а также темно-коричневая рукоятка для переноски. Шасси крепилось в верхней части корпуса, а новая хромированная панель управления теперь была расположена лицевой стороной вверх, а не назад. Уникальной особенностью усилителей Fender была металлическая полоса, проходившая через середину передней панели и скрепляющая две перегородки между собой.

Чеканная металлическая табличка с названием «Fender», написанным прописными буквами, а также со словами «Dual Professional, California», крепилась в верхней части, над металлической полосой.

Усилитель получил выключатель питания, предохранитель, расположенный на панели управления, а также «глазок» индикатора питания. Кроме того, стенки кабинета стали собираться в замок, а электроника монтировалась на плате.

Похоже, что переход от деревянных корпусов к обшитым твидом произошел следующим образом: модель Dual Professional, выпущенная в начале 1947 года, ввела твид в линейку усилителей Fender. Это был однотонный твид с вертикальным рисунком ткани. Затем, где-то в начале 1947 года, деревянный Professional стал твидовым Pro. К тому времени в вертикальном твиде появились нити контрастирующего оттенка. Деревянный Deluxe продолжал продаваться вплоть до апреля 1948 года, прежде чем тоже стал твидовым; возможно это было сделано лишь с целью израсходовать запас старых частей.

За исключением модели Dual Professional с V-образной передней стенкой, усилители с твидовой обивкой изначально имели корпуса с «телевизионной» передней стенкой, прозванные так благодаря скругленным углам защитной решетки динамиков. С передней таблички пропало название усилителя, осталась только надпись «Fender/Fullerton, California».

Совершенно иное покрытие корпуса имела недолго просуществовавшая модель Champion «800». В рекламных материалах Fender содержалось следующее описание панели управления: «очень привлекательное серо-зеленого цвета тканевое покрытие с обозначениями белого цвета». «Очень привлекательная обивочная ткань» - так в каталоге именовался зеленый твид, которым обтягивались исключительно первые Champion. Панели управления на Champion ранних выпусков крепились сзади корпуса под небольшим углом, создававшим некоторый наклон вперед.

На всех моделях, кроме Champion, новое твидовое покрытие с диагональным рисунком волокон стало применяться начиная где-то с 1949 года. Модели Champion «800» на смену пришел новый усилитель для начинающих под названием Champion «600», имевший «привлекательное покрытие из кремово-коричневого двухцветного кожзаменителя».

Несмотря на то, что двухцветное покрытие было уникально особенностью модели Champion «600», эксперименты с белым кожзаменителем продолжались на некоторых предсерийных моделях, в том числе самых ранних Bassman и Pro. Эти усилители датируются приблизительно 1952 годом. Все ранние Bassman того периода имели закрытую заднюю стенку с отверстиями в ней, а также шасси, крепившееся к низу корпуса.

Новый «высококачественный» усилитель с двумя 12-дюймовыми динамикам был представлен на летней выставке NAMM (Национальная Ассоциация Торговцев Музыкальными Инструментами) 1952 года. Этот усилитель имел увеличенную мощность и раздельные регуляторы низких и высоких частот. Эти регулировки позволяли музыканту скомпенсировать акустические свойства различных концертных площадок (например, концерт под открытым воздухом или на небольшой сцене в помещении). Наиболее важным фактором для 1952 года стал возросший интерес к различным звукам, достижимым при помощи электрических гитар (в противоположность «электрифицированным», т.е. акустическим со звукоснимателем). Возможность подстраивать тембр звучания регуляторами на усилителе, а также получать широкую палитру звуков от одного инструмента для того времени была свежей идеей. Инструменты с двумя звукоснимателями были сравнительной новинкой по тем временам. Одно из величайших достижений Fender состоит в том, что им удалось использовать максимум звуковых возможностей инструмента с использованием регулировок тембра, которые в пятидесятые и шестидесятые годы неоднократно усложнялись до такой степени, что позднее вновь стали упрощаться.

В начале 1953 года появилась модель Twin Amp (как она называется ныне) с двумя 12-дюймовыми динамиками. Вслед за выходом Twin, Fender прекратили выпуск корпусов с V-образной передней стенкой для другого своего усилителя с двумя динамиками под названием Super. Как в Twin, так и в модернизированном Super динамики крепились к плоской перегородке, располагавшейся между двумя боковыми стенками.

Защитная решетка динамика простиралась на всю ширину корпуса и крепилась заподлицо с передней стенкой. Две широких панели, обтянутые твидом, располагались сверху и снизу на передней стенке корпуса, создавая динамичный облик, благодаря чему этот дизайн корпуса именуют «с широким обрамлением передней панели». Все прочие старые усилители с «телевизионной» передней панелью и с одним динамиком, получили стильный новый корпус в начале 1953 года.

Модель Bassman вместо одного 15-дюймового динамика получила четыре 10-дюймовых, а Bandmaster – три 10-дюймовых вместо одного 15-дюймового. Эти перемены произошли, соответственно, в начале и в середине 1955 года. Такое количество динамиков потребовало их размещения в два ряда. Это снова потребовало расширения защитной решетки, на сей раз вверх и вниз, до краев передней стенки корпуса. Широкие обрамления передней панели остались в прошлом, от них остались лишь узкие рамки по краям, покрытые твидом. Такой дизайн усилителей получил название «с узким обрамлением передней панели», и он присутствовал на всех моделях, начиная с 1955 года и до завершения «твидовой» эры. Новая трехцветная ткань на передней панели сменила однотонную, использовавшуюся с конца сороковых годов. На всех усилителях, начиная с серии Super, появился регулятор «Presence».

Также в 1955 года усилители Fender наконец-то получили встроенный эффект амплитудной модуляции (так называемое тремоло), который с конца сороковых годов ставился на усилители Danelectro, Premier и Gibson. Модель Tremolux, по сути, представляла собой модернизированный Deluxe с регуляторами скорости и интенсивности эффекта тремоло. Интересно, что этот популярный эффект появился в старших моделях лишь через 4 или 5 лет.

К 1956 году модели Vibrolux и Harvard с одним 10-дюймовым динамиком, оба мощностью 10 ватт, заполнили собой пробел в линейке, образовавшийся между Deluxe и Princeton (имевшим единственную лампу в усилителе мощности). Предполагается, что модель Vibrolux впервые для усилителей Fender получила эффект вибрато (модуляция высоты звука), однако на самом деле, это была лишь вариация на тему эффекта тремоло, уже устанавливавшегося на Tremolux. Фактически, ни на одном усилителе Fender никогда не было настоящего вибрато, изменявшего высоту звука, несмотря на то, что в каталогах утверждалось обратное. Получается забавная вещь: такая путаница в терминологии создана компанией, которая называет рычаг вибрато на своих гитарах «тремоло».

В 1955 году начались продажи нового набора для начинающих, состоявшего из стил-гитары и усилителя. Этот набор выпускался несколько лет под наименованием «White». Усилитель был практически идентичен модели Princeton с тремя лампами и динамиком диаметром 8”. Название было дано в честь руководителя производства Форреста Уайта; вероятно, основной целью данного комплекта был захват как можно большей доли рынка недорогих стил-гитар и усилителей, не нарушая при этом условий договоров с авторизированными дилерами Fender.

Внешне линейка усилителей Fender практически не менялась на всем протяжении десятилетия, хотя отдел разработок и внедрил несколько новшеств. В 1957 году к регуляторам низких, высоких частот и Presence на модели Bassman добавилась ручка средних частот, что сделало этот усилитель невероятно гибким в плане настроек тембра, особенно в сравнении с единственным регулятором тембра на Bassman, выпускавшемся до конца 1954 года. Самым высшим достижением конструкторов усилителей Fender в пятидесятые годы можно считать произошедший в 1958 году переход модели Twin на четыре лампы 5881 в усилителе мощности. Располагая выходной мощностью, колебавшейся от 80 до 100 ватт, эти усилители были способны звучать очень громко с минимальными искажениями. Разница в мощности и эквализации между Twin образца конца пятидесятых годов и любым из его конкурентов в то время (да, возможно, и в любое время) колоссальна. По сравнению с любым усилителем выпуска конца сороковых годов, а особенно с усилителями, выпущенными в тридцатые, виден огромный прогресс, которые конструкция и электронные компоненты совершили за относительно малый срок. При цене в 399 долларов Twin стоил на 20% больше самой дорогой из гитар Fender того времени, Stratocaster с белым покрытием и золотой фурнитурой!

На выставке NAMM летом 1959 года компания представила новый усилитель. Vibrasonic имел целый перечень новшеств, включая динамик Lansig, обшивку из винила «толекс» (коричневого цвета с легким розоватым оттенком), а также литую рукоятку для переноски с названием компании на ней. Одной из самых важных характеристик этого усилителя стал перенос панели управления, прежде располагавшейся сзади сверху, на переднюю стенку корпуса. Расположенные вдоль верхней панели регуляторы были теперь доступны для музыкантов, которые ставили свой усилитель позади себя. В тридцатые и сороковые годы усилители, как правило, располагались перед исполнителем или рядом с ним, при этом сам исполнитель обычно играл сидя, поэтому расположение регуляторов на задней стенке имело смысл (в многих ранние гитарных усилителях регуляторы вообще располагались внизу на задней стенке, что, вероятно, было наименее удобным местом для музыканта). В пятидесятые годы все больше исполнителей поменяли стульчики на гитарные ремни. Усилители переместились в заднюю часть сцены, освободив пространство для движения, но при этом дотянуться до ручек, расположенных сзади, стало проблематично.

Новая панель управления была окрашена в темно-коричневый цвет и имела белые обозначения и цилиндрические коричневые ручки регуляторов, гладкие сверху и ребристые по бокам. Темно-коричневая панель, ручки и рукоятка для переноски создавали приятный контраст со светло-коричневым толексом обшивки. Плоский металлический логотип с надписью Fender, выполненной рукописным шрифтом, был привинчен к защитной решетке динамика. Эта модель также стала первым большим усилителем, оснащенным тремоло. В том же году была выпущена еще одна новая модель под названием Concert, которая имела те же самые характеристик за исключением четырех 10-дюймовых динамиков Jensen. Передние панели всех усилителей того времени покрывались двухцветной коричневой тканью с вплетением красных нитей, как и в эпоху «твидовых» усилителей.

В начале 1960 года все усилители серии Professional получили новый облик, впервые представленный на Vibrasonic. В их числе были: Super c двумя 10-дюймовыми динамиками; Bandmaster c тремя 10-дюймовыми динамиками; Pro c одним 15-дюймовым динамиком; Twin c двумя 12-дюймовыми динамиками. Все усилители с обшивкой из светло-коричневого толекса оснащались тремоло, а регулятор громкости располагался посередине панели управления; при этом набор регуляторов был таким (слева направо): входной разъем, низкие частоты, высокие частоты, громкость, скорость тремоло, интенсивность тремоло, Presence. Маленькие усилители – Champ с 6-дюймовым динамиком, Princeton с 8-дюймовым динамиком, Harvard с 10-дюймовым динамиком, Vibrolux с 10-дюймовым динамиком, Deluxe с 12-дюймовым динамиком и Tremolux с 12-дюймовым динамиком – остались без изменений, как и Bassman с четырьмя 10-дюймовыми динамиками, который никогда не имел тремоло (что интересно, сегодня эта модель считается одним из лучших гитарных усилителей). Вероятно, в отношении Bassman у разработчиков уже были определенные планы: его дни существования в формате комбо были сочтены.

В конце того же года регулятор громкости на усилителях серии Professional поменялся местами с регулятором низких частот, вследствие чего набор ручек на панели управления приобрел следующий вид (слева направо): входной разъем, громкость, высокие частоты, низкие частоты, скорость тремоло, интенсивность тремоло, Presence.

На фото в каталоге 1960 года издания популярная студийная группа The Champs изображена в процессе студийной работы с гитарами и усилителями Fender. Наиболее интересным из них был стэк, обтянутый светло-коричневым толексом, с логотипом нового образца. Это был прототип новой «головы». Формально о начале его производства было объявлено в декабре 1960 года.

Модель Showman представляла собой, по сути, шасси от светло-коричневого Twin, помещенное в небольшой корпус, при этом динамик JBL был вынесен в отдельный кабинет. Кабинет имел весьма сложную конструкцию и был покрыт толексом новой расцветки – белой. Ручки регуляторов также были белыми, а ткань на передней панели стали малиновой. Эта цветовая комбинация стала классической и была возрождена компанией при выпуске некоторых усилителей флагманской серии Custom Amp Shop.

В начале 1961 года модель Twin также получила обновленную отделку белым толексом и малиновой тканью, как и три модели комбо, которые стали выпускаться только в формате «голов»: Bassman с четырьмя 10-дюймовыми динамиками (который в 1960 году оставался по-прежнему твидовым) стал «головой» с кабинетом 1x12”; Bandmaster с тремя динамиками диаметром 10” и обшивкой из светло-коричневого толекса также стал «головой» с кабинетом 1x12”; твидовый Tremolux с одним 12-дюймовым динамиком несколькими месяцами позднее превратился в «голову» с кабинетом 1x10”. На больших комбо, по-прежнему отделанных светло-коричневым толексом, ткань образца «твидовой» эпохи вскоре также стала малиновой. Передняя верхняя грань корпуса кабинетов в то время была острой. Довольно скоро толекс получил темно-коричневый оттенок, а грань корпуса стала скругленной.

Усилители меньшего размера (за исключением модели Champ) сменили твидовую обивку на новый темно-коричневый толекс, но при этом ткань на передней панели была бежевой. В каталоге 1961 года видно, что передняя стенка этих усилителей крепилась винтами спереди, как на ревербераторов позднего выпуска. На ранних же ревербераторах, как показано в каталоге, передняя панель была покрыта толексом, а не тканью. В 1962 году бежевая ткань сменила малиновую и на больших комбо.

«Головы» по-прежнему выпускались с малиновой тканью спереди, однако впоследствии и на них она стала бежевой. То, что существуют Bassman с обоими типами обшивки, выпущенные в октябре 1962 года, доказывает, что перемена произошла в этом месяце.

В начале 1963 года как внешний вид, так и схема претерпели значительные изменения. В февральском выпуске «Fender Facts» (рекламная листовка, рассылаемая дилерам и владельцам оборудования Fender) было объявлено о выпуске нового усилителя Vibroverb, впервые для Fender имевшего встроенный ревербератор. Усилитель, изображенный в рекламе, имел коричневую кожаную рукоятку для переноски, обычную для небольших комбо того периода времени. Серийные модели получили новую рукоятку, сделанную из пластика, усиленного металлической полосой, с металлическими колпачками на обоих концах. Очень скоро именно такие рукоятки стали ставиться на все усилители Fender. Они были очень прочными, в отличие от кожаных, которые очень быстро рвались (обычно при подъеме или переноске усилителя, вследствие чего они часто падали и бились). Новые рукоятки были полностью черными, что хорошо выглядело на моделях, обшитых белым толексом, но на коричневой обивке они смотрелись довольно неприглядно. (Автор лично искал Vibroverb с коричневой обшивкой с 1979 по 1983 год, но, когда нашел, довольно скоро обменял его на другой усилитель, потому что попросту не мог смотреть на эту рукоятку). Почему они не заказали партию коричневых рукояток, соответствующих по цвету усилителям того времени, остается загадкой; отчасти это можно объяснить лишь планами выпустить к летней выставке NAMM того же года новые модели с обивкой из черного толекса.

В каталоге 1963 года линейка показана в переходном состоянии. На обложке был изображен Twin Reverb, один из новых комбо со встроенным ревербератором и обивкой из черного толекса. Ручки регуляторов были более не цилиндрическими, а обозначения не наносились на панель управления. Черные ручки с полями, серебристыми шляпками и с цифрами от 1 до 10 стали стандартными для всех моделей (за несколькими исключениями), как и черные панели управления, благодаря чему эти усилители получили прозвище «blackface» («с черной панелью»). Серая ткань на передней панели использовалась только на прототипах, а к 1965 году стандартном для всех усилителей Fender стала серебристая ткань.

Плоский логотип старого образца к тому моменту был заменен новым объемным, выполненным хромированными буквами на черном поле.

«Головы», покрытые белым толексом с грубой фактурой, с бежевой тканью спереди и плоскими логотипами выпускались около года, хотя большая часть из них оснащалась белыми ручками регуляторов и электроникой образца начала шестидесятых годов.

Самые последние экземпляры имели новую схему и черные ручки с цифрами.

Вскоре «головы» стали толексом с гладкой фактурой. Бежевая ткань на передней панели получила вплетения из золотистых нитей с конца 1963 года - именно такая ткань стояла на последних «головах» с белой обшивкой. На усилители Bassman не ставились новые черные ручки – видимо для того, чтобы израсходовать запас старых частей – в результате это был один из самых красивых усилителей в мире. Сочетание гладкого белого толекса, белых ручек и черно-хромированных рукоятки для переноски и логотипа применялось только на Bassman выпуска 1963-1964 года и на ревербераторах. Это было слегка нелогичным шагом, но, тем не менее, эти модели выпускались серийно.

С середины 1963 года до конца 1967 года Fender выпустили тысячи усилителей с черными панелями управления, большая часть из которых по-прежнему находится в прекрасном рабочем состоянии. Они, конечно, не являются редкостью, но очень ценятся как за конструкцию, так и за внешний вид. Для многих музыкантов эти модели представляют собой лучшее, что сделал Лео Фендер.

В начале 1963 года линейка усилителей Fender состояла из комбо с динамиками 1x12”, 2x10”, 1x15”, а также 4x10” с отделкой из коричневого толекса, двумя лампами 6L6 и без ревербератора.

В 1965 году комбо с двумя лампами 6L6 имели набор динамиков 2x10”, 2x12” или 4x10” и ревербератор, однако их названия не совпадали с моделями образца 1963 года. Вероятно, имело бы смысл переименовать коричневый Vibroverb в Super Reverb – в таком случае этот усилитель был бы более тесно связан с предыдущими моделями. Тогда вместо Super Reverb был бы Concert Reverb с четырьмя 10-дюймовыми динамиками, вместо черного Vibroverb – Pro Reverb с динамиком 15”, вместо Pro Reverb – новый модернизированный Vibrolux Reverb с дополнительным 12-дюймовым динамиком, а Vibrolux Reverb назывался бы Super Reverb и имел бы два динамик диаметром 10 дюймов. К сожалению, этого не произошло.

Твидовая обшивка дожила до 1964 года – она использовалась на самой младшей модели в линейке – Champ. Эти усилители разработчики, как правило, игнорировали в течение многих лет, поэтому они по-прежнему оснащались панелями управления, крепившимися сзади сверху, а также ручкой с «носиком» на регуляторе громкости.

Переходная версия не претерпела каких-либо существенных изменений, просто на смену твиду пришла черная обивка, а черная пластиковая рукоятка для переноски сменила старую кожаную. Эту недолго выпускавшуюся модификацию в конце 1964 года сменила версия с расположенной спереди панелью управления, на которой помещались регуляторы громкости, низких частот и высоких частот. Модификация Vibro Champ имела два дополнительных регулятора, еще одну ламу в схеме и стоила на 10 долларов дороже. Перечень прочих недолго просуществовавших моделей с черными панелями управления включает в себя Pro с одним 15-дюймовым динамиком (ему на смену в начале 1965 года пришел Pro Reverb с двумя 12-дюймовыми динамиками), Vibrolux с одним 12-дюймовым динамиком (в середине 1964 года заменен моделью Vibrolux Reverb с двумя 10-дюймовыми динамиками), Vibroverb с одним 15-дюймовым динамиком (выпускался недолго, с лета 1963 года до конца 1964 года), а также Concert с четырьмя 10-дюймовыми динамиками (снят с производства в начале 1965 года). Переходные версии усилителей Bassman и Princeton в 1963-1964 году имели обивку из черного толекса и белые ручки регуляторов (очень стильный внешний вид!) Ревербератор с аналогичным дизайном выпускался без изменений до конца 1966 года, после чего был снят с производства.

Фраза «Fender Electric Instruments» или любое сокращение наподобие «Fender Electric Inst.» или «Fender Elec. Inst.» писалась под индикатором питания на всех усилителях с передней панелью управления начиная с 1959 года до конца 1965 года (различными шрифтами). Эту надпись сменили слова «Fender Musical Instruments», которые для многих означают наступление эры CBS. В остальном усилители не претерпели никаких перемен, строились на той же самой фабрике из тех же самых компонентов. На самом деле любые усилители (или гитары) Fender, которые по серийному номеру выпущены после декабря 1964 года, сделаны уже в период CBS. Усилители с черными панелями управления выпускались, по меньшей мере, до конца декабря 1967 года без каких-либо существенных изменений в качестве, а эра CBS продолжалась вдвое дольше, чем период времени до покупки компании концерном CBS, при этом усилители, выпущенные в период CBS продавались в значительно больших количествах. Это должно помочь вам развеять миф о том, что «до CBS – это хорошо; CBS – это плохо». Слушайте ушами!

В июле 1966 года была выпущена линейка усилителей, которая не способствовала повышению имиджа концерна CBS в глазах гитаристов. Два слова, вселяющие ужас в сердца ревнителей ламповой чистоты: «полностью транзисторные», характеризовали новый способ усиления звуков. Соотношение мощность/цена, которое послужило основным аргументом в пользу менее дорогих транзисторных усилителей, на бумаге выглядело неплохо. К сожалению, в лампе происходит множество процессов, которые невозможно описать на бумаге. Транзисторная серия получила новую ткань на передней панели с синими нитями, вплетенными в материал. Пластиковая окантовка, окрашенная под алюминий, обрамляла защитную решетку динамиков, а металлические ручки на серебристой панели управления были одним из немногих новых дизайнерских решений.

Реакция покупателей на полностью транзисторные усилители была довольно вялой, однако, несмотря на это, к лету 1968 года компания предлагала транзисторные версии уже 7 из 10 усилителей ламповой серии.

К концу 1969 года появилась совершенно новая транзисторная серия, которая заменила все предшествующие модели, за исключением оригинальных Bassman и Super Showman. Новые усилители, получившие название Zodiac, внешне были не похожи ни на один другой усилитель, выпускавшийся до них или после них. Отделка под крокодилью кожу, новая ткань на передней панели, а также панель управления с вентиляционными отверстиями – вот лишь некоторые из уникальных черт этой модной, но недолго просуществовавшей линейки (выпускалась до 1971 года).

К 1968 году ламповые усилители изменились внешне: появилась голубая ткань на передней панели, а также «алюминиевая» окантовка и серебристая панель управления с надписями на ней, выполненными синими прописными буквами. В остальном эти модели ничем не отличались от прежних версий. Усилитель Bronco получил новые металлические ручки регуляторов с полями, а также красные обозначения. На какой-то небольшой промежуток времени объемный логотип утратил подчеркивание снизу, однако компания вскоре вернулась к первоначальному варианту. В схему вносились незначительные изменения, однако грамотный электронщик может заставить эти усилители звучать великолепно с минимальными переделками.

Алюминиевая окантовка пропала в 1969 году, а в середине семидесятых появился новый логотип без нижнего подчеркивания (с символом «®»); в остальном внешний вид усилителей оставался неизменным. Что касается электроники, то на мощных моделях в начале семидесятых годов появился регулятор общей громкости, а в конце семидесятых – вытяжной переключатель «Boost», совмещенный с регулятором громкости. В логотипе добавились слова «Made in U.S.A.». Это были самые заметные изменения, в остальном же линейка выпускалась до 1981 года в на редкость стабильном виде.

Отдел разработок компании CBS далеко не бездействовал в эти годы, однако предпочитал экспериментировать с новыми моделями, такими как транзисторный Super Showman, оставив в покое надежные ламповые усилители. (CBS также экспериментировали с ценами – точнее говоря, один раз попытались. После того, как в начале 1970 года цены на все модели усилителей были значительно задраны, резко негативная реакция покупателей вынудила их практически сразу же вернуться к изначальному уровню цен). Такие модели, как Bantam и Musicmaster Bass, а также Quad и Super Six Reverb внешне были оформлены точно так же, как и прочие модели, в то время, как мощные 400 PS, 300 PS и Super Twin получили новые черные панели управления, черную ткань спереди и белую окантовку.

Проверенная временем линейка ламповых усилителей с серебристыми панелями управления, которая выпускалась в практически неизменном виде на протяжении более десятка лет, в 1982 году получила обновленный дизайн: вернулись черные панели управления и серебристая ткань спереди, как на предыдущем поколении. Белые обозначения, выполненные по прямой, а не под углом были одной из незначительных черт, отличавших усилители выпуска 1982 года с черными панелями управления от версий выпуска середины шестидесятых годов. Одновременно с ними Fender запустили первую серию переизданий своих гитар, наметив таким образом внимание к своему прошлому.

В конце того же года новая серия усилителей, разработанных Полом Риверой, пришла на смену традиционным моделям с тремоло. Новая серия усилителей «II» имела схожий облик, но отличалась наличием перегруза с вытяжными ручками и переключением каналов. Была выпущена «специальная серия» с корпусами, выполненными из дуба с бесцветным покрытием, коричневыми панелями управления, светло-коричневой тканью на передней панели, а также прочными рукоятками для переноски из коричневой кожи. В версии с такой отделкой выпускались только модели Super Champ, Princeton Reverb II и Concert. Они стали последними усилителями, разработанными в эпоху CBS.

Незадолго до того, как CBS продали компанию, была выпущена небольшая серия транзисторных усилителей. К модели Harvard, выпущенной в конце 1981 года, в 1983 году добавилось полдюжины других усилителей со схожими характеристиками, каждый из которых носил маленькую пластиковую табличку с названием модели, например «Montreux», «London» и т.д.

Ручки регуляторов на этих усилителях были похожи на стандартные ручки с полями, однако боковины были плоскими, а хромированные колпачки пропали. В 1984 году Fender начали импортировать усилители серии Sidekick из Японии. В логотипах импортированных моделей отсутствует надпись «Made in U.S.A.»

После продажи компании концерном CBS, произошедшей в начале 1985 года, новое руководство лишилось фабрики по производству усилителей и полагалось лишь на импортируемые усилители Sidekick и на нераспроданные остатки моделей серии «II». Такая ситуация продолжалась до конца 1986 года. Первыми ламповыми усилителями, выпущенными на новой фабрике в Орегоне, стали модели Champ 12, The Twin и Dual Showman, появившиеся в конце 1986 года. Эти усилители были аналогичны моделям, выпускавшимся в конце эпохи CBS, и имели черную обшивку из толекса, черные рукоятку для переноски, панель управления и ручки регуляторов. Ручки с плоскими боковинами отличались от тех, что стояли на ранних моделях: они лишились нанесенных на них обозначений, которые были перенесены на панель управления. На первых Champ 12 ткань на передней панели был серебристой. Ручки вскоре сменили цвет с черного на красный, а ткань спереди – на темно-серый/черный. Модели The Twin и Dual Showman изначально имели красные ручки регуляторов и представляли собой, по сути, один и тот же усилитель – The Twin был комбо с двумя 12-дюймовыми динамиками, а Dual Showman – головой с кабинетом 4x12. Модель Champ 12, предназначенная для домашнего использования, имела разъем для подключения наушников и вход для внешнего источника звука. Усилители выпускались, помимо черной, в следующих заказных расцветках: красной, белой, серой, а также под змеиную кожу. Усилитель, предназначенный для клубных концертов, под названием Super 60, был представлен в январе 1988 года и появился в продаже некоторое время спустя. Эта модель имела характеристики, аналогичные Champ 12, Dual Showman и The Twin.

В 1989 году к небольшой линейке, состоящей из 12-, 60- и 100-ваттных ламповых усилителей добавилась новая серия транзисторных моделей американского производства, по мощности варьировавшихся от 50 до 160 ватт. Внешний вид этих транзисторных усилителей (красные ручки регуляторов, серая ткань спереди и т.д.) был аналогичен ламповым моделям.

Переиздания гитар, выпущенные в начале восьмидесятых годов, подняли имидж компании в глазах покупателей, а в 1990 году вновь образованная компания Fender Music Instruments Corp. распространила эту практику и на усилители, выпустив переиздания двух старых моделей, которые к тому времени уже приобрели статус коллекционных благодаря своей практичности, а также «крутизне». Bassman выпуска 1959 года и Vibroverb выпуска 1963 года вскоре стали предметом вожделения как среди кабацких групп, так и среди профессионалов. Какое-то время казалось, что каждый блюзмен играет на переиздании Bassman. Оригинальный Vibroverb вообще был одни из самых редких усилителей Fender. Переиздание сделало этот комбо доступным для каждого по цене, составлявший треть от цены оригинала. Вновь на усилителе Fender появилось тремоло (впервые с 1982 года), хвала богам! В 1991 году появилась модель ’65 Twin Reverb Reissue, а в 1991 году к линейке добавился усилитель ’65 Deluxe Reverb Reissue.

На рубеже девяностых годов компания Fender объявила о начале выпуска целого ряда новых моделей. Новая линейка транзисторных усилителей с мощным перегрузом получила совершенно новый внешний вид. Серия маленьких комбо под названием «R.A.D.»/«H.O.T.»/«J.A.M.», а также серий мощных усилителей M-80 получили покрытие корпуса из светло-серого (а позднее черного) ковролина с черными пластиковыми уголками. Это был радикальный (но недолго просуществовавший) эксперимент. Серия «Tweed», как вы, наверное, догадались, вновь вернула твидовую обшивку серийным моделям. Флагманом линейки усилителей Fender в настоящее время является серия Custom Amp Shop, выпущенная в 1993 году. Эти усилители ручной сборки, по обещаниям компании, будут выпускаться в различных расцветках – начиная от белого толекса (с бурой тканью на передней панели, разумеется) и заканчивая «морским ящерично-зеленым». Кто знает, что принесет нам будущее?

Содержание








Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное