JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:


История усилителей Fender: первые 50 лет.

Авторство: John Teagle, John Sprung.
Перевод: Илья Шлыков



История.

Начало

Компания, известная сегодня под названием Fender Musical Instruments Corp., была основана полстолетия назад, в годы, когда благодаря социальным, музыкальным и технологическим переменам электрогитары и усилители стали практичными, доступными и желанными для покупателей.

Кларенс Лео Фендер, родившийся в юной Калифорнии в 1909 году, был электронщиком-самоучкой, заставшим появление первых вакуумных ламп и радиопередач и в конце концов открывшим свою собственную радиомастерскую в 1938 году. Мастерская эта вела самую разнообразную предпринимательскую деятельность: сдавала в аренду самодельные акустические системы для проведения публичных мероприятий, продавала пластинки и музыкальные инструменты и, разумеется, ремонтировала радиоприемники и прочую электронику. В годы второй Мировой войны Лео сотрудничал с музыкантом и инженером по имени Клейтон Орр Кауффман, который известен всем под именем Док. Совместно с Доком Лео разработал и позднее продавал усилители и электрические лэп-стил гитары, на которые он устанавливал звукосниматели собственной разработки. Их фирма, открытая в 1945 году, назвалась K&F (Кауффман и Фендер).

Эти годы стали периодом расцвета гавайской музыки и западного свинга, поэтому рынок был благоприятно настроен к продукции компании K&F. Вскоре Лео пожелал расширить свой бизнес и построить отдельное производственное помещение. Док же покинул фирму в феврале 1946 года, оставив Лео наедине с четырьмя работниками, более-менее стабильным бизнесом и высокими надеждами. Так родилась компания Fender Electric Instrument Co.

В соответствии со своими планами расширения предприятия Лео в конце того же года выстроил два неотапливаемых и некондиционируемых металлических ангара общей площадью в 335 квадратных футов, где и расположил производство. Площадь была просто гигантской по сравнению с его старой радиомастерской, где Лео по-прежнему работал днем. Такой расклад не мог сохраняться долго.

Компания Radio-Tel

Компания Radio&Television Equipment, возглавляемая Ф. Холлом (позднее работал в Rickenbacker) занималась поставкой электронных компонентов. Менеджером, который отвечал за работу с компанией Fender, был Дон Рэндалл (позднее возглавил отдел продаж Fender). Именно он во второй половине 1946 года убедил обе стороны заключить дистрибьюторское соглашение на торговлю гитарами и усилителями Fender. В то время, как Лео позднее жаловался на недостаток рекламы в первые годы существования компании, Radio-Tel напечатали небольшой буклет, в котором было следующее объявление: «Усилители с корпусами, выполненными из отборных сортов дерева и идеально подходящие к гитарам. Три размера и хромированная отделка». На самом деле, рекламой назвать это было сложно, поскольку 95% объема буклета было посвящено трем моделям гитар.

Изначально дела у Лео шли не так хорошо: новый бизнес поглотил как радиомастерскую, так и все заработки его жены. Бывший работник Fender Форрест Уайт вспоминает в своей книге «Fender: The Inside Story», что Лео как-то заявил: «Эти годы были сущим адом. По-моему, я работал с шести утра до полуночи семь дней в неделю. Новый бренд тяжело воспринимается покупателями. Без рекламы никто бы не узнал, кто мы такие, и ничто бы не помогло поднять продажи. Я вкладывал в дело каждую копейку, и только это могло спасти дело».

К концу 40-х годов, по мере того, как все большее число музыкантов стало использовать оборудование Fender, репутация компании начала расти. Продажи поднялись, а дистрибьюторы поставляли оборудование во все концы страны. Где-то в начале 1948 года Дэйл Хайатт, работавший в радиомастерской на сборке многих ранних изделий Fender, выкупил ремонтную мастерскую у Лео, посвятившего все свое время производству гитар и усилителей. В конце 1949 года было достроено третье здание, благодаря чему площади, занимаемые компанией, увеличились примерно на 50%. Хотя его размеры были невелики, здание было сделано из кирпича; внутри него располагались офисные помещения, отделанные плиткой, а также ванные комнаты. К тому времени в штате компании состояло примерно 15 человек, включая Джорджа Фуллертона, чье имя тесно ассоциировалось с Лео на протяжении сорока лет! Большую часть работ по распайке выполняли молодые девушки: Лупе Лопез, Мэйбель Ортега и (позднее) Лидия Санчез. Луи Лугар делал корпуса, а Рэй Мэйсси, долгое время работавший с Лео в радиомастерской, помогла в разработке схем первых моделей.

Усилители с корпусами, покрытыми твидом, и с хромированными шасси завоевали репутацию неубиваемых, а также самых мощных на свете. Линейка Champion начала приобретать популярность у преподавателей и учеников, а многогрифовые стил-гитары (в том числе, трехгрифовая модель Custom, выпущенная в 1949 году), стали выбором профессионалов на всем юго-западе страны. В других частях страны знающие люди тоже уже знали о новом производителе. К концу сороковых годов фирма Fender превратилась в одного из крупнейших игроков на рынке музыкальных инструментов, регулярно размещала рекламу в национальных отраслевых изданиях и создала дилерскую сеть по всей территории страны. Так обозначилась тенденция к феноменальному росту компании.

Состав линейки усилителей оставался достаточно стабильным на всем протяжении первой половины пятидесятых годов: основное внимание разработчики уделяли созданию новых инструментов. К весне 1951 года был налажен выпуск модели Esquire/Broadcaster/Nocaster/Telecaster (которая уходит своими корнями в патент, полученный Лео и Доком еще ранее). В конце того же года был выпущен еще один удивительный инструмент: Precision Bass – вероятно, самый главный вклад компании Fender в музыку. Новый усилитель, специально разработанный для этого баса, был выпущен весной следующего года: по иронии судьбы, Bassman стал одним из величайших гитарных усилителей всех времен и народов. В том же году появился еще один новый усилитель: мощный Twin с двумя динамиками по 12”. Начав работу над прототипом гитары, которая будет названа Stratocaster, Fender явно знали секрет успеха. Следующий год принес значительные перемены, которые отразились на работе всей компании.

Компания Fender Sales

Вплоть до этого момента три ключевых фигуры, которые участвовали в работе компании, по сути, не являлись ни сотрудниками, ни деловыми партнерами. Дон Рэндалл, вероятно, значил для фирмы больше чем любой наемный сотрудник, при том, что он работал на Ф. Холла в компании Radio-Tel в Санта-Ана, как и руководитель отдела продаж Чарли Хэйес. Новая схема работы привела к расторжению эксклюзивного дистрибьюторского договора с Radio-Tel и к созданию новой компании, которая должна была исполнить имевшиеся обязательства старой, но при этом распределять прибыль по справедливости. Компания Fender Sales была учреждена в 1953 году четырьмя партнерами: Рэндаллом, Хэйесом, Холлом и Фендером; каждый внес в уставный капитал по 25.000$. Основной целью компании была реклама и дистрибуция продукции, производившейся на фабриках, принадлежавших Лео. Рэндалл тесно сотрудничал с отделом разработок, предлагая различные решения о создании новых образцов продукции и давая заключения, имеют ли предложения отдела разработок рыночные перспективы.

В последующие несколько лет его роль только возросла.

Компания Fender Sales получила новый офис, а четыре новых фабричных корпуса общей площадью 1850 кв.м. пришли на смену двум старым металлическим ангарам. Годом ранее был куплен земельный участок площадью в несколько акров, что позволяло построить новые здания в случае дальнейшего роста компании. В следующий десяток лет возросла не только доля компании на рынке, что должно было случиться, по оптимистичным прогнозам, по мере того, как новомодные инструменты прочно вошли в обиход; но также и вся индустрия испытала такой подъем, какого никто не мог предвидеть. Новый глава отдела разработок Фредди Таварес, правая рука Лео Фендера, вместе с новым начальником производства Форрестом Уайтом работали над организацией производственного процесса, и в апреле 1954 года линейка инструментов Fender пополнилась еще одной великой гитарой - Stratocaster.

В следующем году Чарли Хэйес погиб в автокатастрофе, и состав высшего руководства вновь изменился. Рэндалл и Фендер приняли решение выкупить долю вдовы Хэйеса, а заодно и долю Холла, приобретшего фирму Rickenbacker незадолго то того, как он стал партнером в Fender Sales. Линейка гитар Rickenbacker продавалась через фирму Radio-Tel, точно так же, как инструменты Fender в период с 1946 года по 1953-й, только в этот раз Холл был владельцем фабрики. По понятным причинам, его перестали посвящать во внутренние дела компании Fender, и к концу 1955 года он продал свою долю.

Дела по-прежнему шли в гору, и штат вырос до 50 человек. В следующем году были построены еще два новых здания, но их хватило ненадолго, и в 1959 году к ним добавились еще три. Таким образом, общая площадь была доведена до 5000 кв.м. – это было более, чем в десять раз больше той площади, которой компания располагала всего десять лет назад. Количество персонала достигло трехзначного числа. Бизнес, как и индустрия в целом, казалось, мог расти без конца. В 1963 году компания начала выпуск акустических гитар. Помещения под производство новой линейки акустических гитар, а также под склады было арендовано вне места расположения основной фабрики, а спустя небольшой период времени были арендованы дополнительные площади под производство кабинетов.

К концу 1964 года в компании работало около 600 человек, размещавшихся в 17 (а по некоторым сведениям, в 27) зданиях общей площадью 9300 кв.м. Линейка выпускаемой продукции продолжала расти, а вместе с ней росли продажи и объемы производства. Несомненно, рыночный спрос не имел пределов, но Лео страдал от болезни, был подавлен и хотел уйти. Дон Рэндалл позаботился о том, чтобы его желание исполнилось, а также о том, чтобы он получил значительно большее денежное возмещение, чем ожидалось. Компания CBS, предвидя продолжение роста, уплатила за все 13 миллионов долларов.

CBS

CBS имели свое видение по многим вопросам, первым из которых была организация фабрик. Было принято решение отказаться от аренды отдельных зданий, и начато строительство огромного нового завода, который бы вместил все производственные мощности. Для производства была отведена площадь в шестнадцать тысяч квадратных метров, еще пять тысяч – для офисов: почти пять акров под одной крышей! Руководство CBS было уверено в своих действиях, считая, что тенденция роста сохранится. Лео всегда немного сдерживал рост площадей помещений, опасаясь, что в один прекрасный день ему придется продать их, возможно, все разом.

Лео, немного отдохнув и подлечившись, продолжал работать на отдел разработок, однако его идеи теперь не имели большого веса. Новый офис-лаборатория в последние годы его работы в компании (1965-1970) был организован весьма странным образом, при этом руководство CBS пыталось уложить деятельность фирмы в жесткие корпоративные рамки.

Приверженцы перехода на транзисторную электронику, похоже, одобряли направление, в котором развивалась компания, и которое представлялось прогрессивным. В конце концов, старая компания добилась успеха путем постоянного совершенствования существующих моделей и выпуска новых. Fender всегда считались прогрессивной фирмой, и CBS продолжали держать эту планку. Однако их намерения, хоть они и были благими, пришлись не ко времени. Без внимания ответственных лиц остался тот факт, что транзисторные усилители попросту не выдерживали конкуренции с ламповыми моделями, их время просто еще не пришло.

Почти тридцать лет спустя мы с легкостью можем распознать ошибочность их действий, однако в середине шестидесятых годов транзисторы рассматривались как завтрашний день. Пол Спрэнджер, Дик Эванс, Боб Рисси и Сет Ловер (создатель звукоснимателей Gibson P.A.F. и эффекта Fuzztone, а также изобретатель первых хамбакеров Fender) – вот лишь несколько имен разработчиков, участвовавших в создании первого поколения транзисторных усилителей, которые позднее будут выпущены под именем Zodiac. В 1971 году они сдались. Невзирая на первую неудачу транзисторных моделей, CBS продолжали выпускать широкий модельный ряд ламповых усилителей. Все действия, предпринимавшиеся в течение последующих десяти лет, были направлены на усовершенствование стандартных моделей и разработку новых, особенно в верхней ценовой категории. В конечном итоге, линейка усилителей Fender выжила лишь за счет классических разработок, созданных до CBS – ламповых комбо и «голов» с черными панелями управления. Незначительные изменения дизайна (серебристые панели управления, обшивка серебристой тканью и т.д.) и схемы имели место, однако прогрессивные идеи CBS распространялись, в основном, на новые модели. Усилители серии 400 PS и 300 PS, Super Twin, а также модели 75, 30 и 140 были совершенно новыми разработками, как по дизайну, так и с точки зрения схемотехники. В тот период главными инженерами в компании были Эд Янс и Боб Хэйглер. Фредди Таварес по-прежнему оставался советником главы компании.

Продажи стандартных усилителей с серебристыми панелями управления в итоге стали падать, хотя вся линейка продолжала продаваться почти через двадцать лет после из появления. В 1980 году в ответ на новые модели, выпущенные конкурентами и дававшие звучание, которого нельзя было добиться от комбо с серебристыми панелями управления, появилось трио хай-гейновых усилителей с переключаемыми каналами – 75,30 и 140. На смену им пришла аналогичная линейка, разработанная новым сотрудником по имени Пол Ривера, в которой он сохранил внешний вид усилителей середины шестидесятых годов. Усилители с серебристыми панелями управления были сняты с производства, появилась новая серия транзисторных моделей, на этот раз намного более высокого качества, чем их предшественники. Эти усилители, наряду с новой серией переизданий гитар, способствовали восстановлению репутации Fender, частично утраченной в последние годы владения CBS. Тем не менее, Fender продолжали вести борьбу с изменчивым рынком и со многими внутренними переменами. Одной из таких перемен стал переезд производства усилителей на фабрику в Хупстоне, штат Иллинойс, где высвободилось большое количество мощностей в связи с падением спроса на органы.

FMIC

Хотя Fender продолжали зарабатывать для CBS деньги, большая часть компаний, входившая в подразделение «Musical Instruments Division» этим похвастать не могла. В 1984 году CBS приняли решение продать их все разом, включая Fender. В начале 1985 года группа, состоящая из топ-менеджеров и «зарубежных дистрибьюторов» Fender, выписала чек на 12,5 миллионов долларов, по сути, только за право использовать имя Fender. Торговая сеть перешла новым владельцам, но производство пришлось создавать с нуля, на новом месте. Гитар и транзисторных усилителей, выпускавшихся на зарубежных фабриках, а также нераспроданных остатков продукции, произведенной в годы CBS, должно было хватить на время, пока новые фабрики не начнут производство гитар и усилителей.

В конце 1985 года новая компания под названием «Fender Musical Instruments Corp.» (сокращенно FMIC) выкупила фирму Sunn, бывшую когда-то известным производителем гитарных и басовых усилителей, но к моменту покупки сконцентрировавшуюся больше не производстве портальных систем и светового оборудования. В течение шести месяцев производство было перенесено со старой фабрики Sunn в Туалатине, штат Орегон, в новое помещение площадью 2300 кв.м. рядом с озером Освего. Здесь Fender не только возобновили производство оборудования Sunn, но также и начали делать новые гитарные усилители под своим именем. Роджер Кокс, вице-президент отдела разработок, приступил к расширению своего подразделения, которому были переданы функции по разработке различных ламповых и транзисторных усилителей, созданию электросхем и дизайна упаковки импортируемых усилителей серии Sidekick, разработке нового профессионального звукового оборудования, а также совершенствованию и замене различной продукции Sunn. Это подразделение разрослось и в плане персонала – в него вошли инженеры, техники, чертежники и разработчики, а также несколько сторонних консультантов. Вот имена лишь некоторых из людей, работавших в FMIC в первые дни существования этой компании: Стив Гром (директор по маркетингу), Боб Хэйглер, Билл Хьюз, Марк Вентлинг и Кэл Перкинс. Среди первых образцов новой продукции, выпускаемой компанией, стали усилители The Twin, Dual Showman, Stage 85, 2235, Sidekick 100 Bass, а также переиздания различных моделей Sunn.

Последовательно расширялась как линейка ламповых, так и линейка транзисторных усилителей, а одновременно с ними росли и фабрики. Первая фабрика по производству усилителей изначально включала в себя как производственные мощности, так и складские помещения. В 1993 году склад переехал на другую сторону улицы, чтобы высвободить место для производства. В том же году было открыто подразделение Custom Amp Shop. Сегодня на заводе Fender на озере Освего работает 190 человек. Недавно по соседству с гитарной фабрикой Fender в г. Корона, штат Калифорния, открылась новая фабрика по производству транзисторных усилителей.

Отдел разработок продолжал расти, и в настоящий момент он базируется в головном офисе компании в Скоттсдейле, штат Аризона.

Сегодня, когда усилитель Fender приближается к своему пятидесятилетнему юбилею, выпускается более тридцати различных моделей в рамках восьми серий. Ламповые усилители впервые за последние годы составляют более половины выпускаемой линейки – эта цифра воодушевляет поклонников и любителей усилителей Fender. Продажи растут, а репутация компании отполирована до блеска, который будет ярко сиять все следующие пятьдесят лет.

Содержание





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное