JIMI 

     Гитары          и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:


Flying V. Explorer. Firebird.
Причудливая история необычных электрогитар Gibson
Автор - Тони Бэкон. Перевод - Илья Шлыков для jimi.ru.

Часть 3. Шестидесятые. (Продолжение)

Между тем, некоторые из пионеров гитарной музыки взяли на вооружение и другие «угловатые» модели Gibson, и вновь возникший спрос, в частности на Flying V, побудил Gibson выпустить переиздание этой модели в обновленном виде. Лонни Мэк и Альберт Кинг стали одними из первых музыкантов, кто распробовал Flying V, и, похоже, каждый из них приобрел себе по оригинальной V еще в годы первого выпуска модели – в конце 50х.

Мэк достиг славы в 1963 году, когда его потрясающий инструментальный кавер на «Memphis» Чака Берри поднял его и его Flying V в топ-5 американского хит-парада синглов. Он поставил на гитару вибрато Bigsby, что потребовало установки неуклюжей металлической распорки между «ногами» гитары. Мэк всегда утверждал, что его Flying V, которую он называл «номер семь», была седьмой по счету гитарой этой модели.

Альберт Кинг тоже купил себе Flying V вскоре после выхода модели в конце 50х. Будучи левшой, Кинг обнаружил, что симметричная форма V и хамбакеры идеально подходят для его пронзительной блюзовой манеры исполнения, и он приспособил обычную правостороннюю гитару для игры самых значимых своих произведений – таких, как выпущенный в конце 60-х на лейбле «Stax» сингл «Born Under A Bad Sign». Кинг играл также на паре других V, в том числе на сделанной по заказу правильной левосторонней гитаре работы гитарного мастера Дэна Эрлвайна.

Билли Гиббонс играл в ZZ Top с самого момента основания группы – с 1970 года, но еще парой лет раньше он открыл для себя мир Гибсонов из корины. Билли был участником команды The Moving Sidewalks и ранее играл на Jazzmaster и Tele, а потом перешел на Strat, однако все в окрестностях Хьюстона (штат Техас) знали, что он ищет хороший Gibson с хамбакерами. До него дошли высказывания, что звук этих датчиков – это нечто, достойное того, чтобы взять их на вооружение. Однажды его друг по имени Рейд Фаррелл спросил Билли, нужна ли ему все еще одна из этих старых гитар. Дальше Гиббонс расскажет сам: «Я с энтузиазмом сказал – да, дружище, что у тебя там? Я сказал, что мне не обязательно нужен Les Paul, но, как мне кажется, это должно быть что-то с этими двумя большими датчиками. Я даже не знал правильного названия. Он ответил – «ну, у меня есть гитара с такими датчиками и я готов ее тебе продать»».

Оказалось, что речь шла о Flying V 1958 года – еще более редкой гитаре, чем Les Paul цвета Sunburst. «Он принес ее. Я спросил – это что вообще такое? Но я сказал, что мне без разницы – главное, что на ней стоят эти самые датчики. Так что я купил ее за 300 баксов. И, само собой, тут я познакомился с миром хамбакеров. И это было настоящее зло. Раньше я вообще не смотрел в сторону хамбакеров, потому что я пытался подражать Хендриксу и играл на Страте, но тут был чистый жир. Этот инструмент был моим основным многие годы, несмотря на то, что позднее я перешел на Les Paul, которому я дал прозвище «Pearly Gates»».

На счастливчика Гиббонса обрушилась целая лавина прекрасных гитар – не только V или его знаменитый санберст, но также и Explorer в середине 70-х. Чаще всего он использовал Les Paul, однако время от времени он выходил на сцену с Flying V и Explorer – как Билли отмечает, на четвертом альбоме ZZ Top – «Fandango!», вышедшем в 1975 году, он много играет на Flying V на записанной «вживую» стороне диска. «У V интересный баланс, поэтому я продолжил играть на ней», – говорит он. – «И, кроме того, начали появляться фото Альберта Кинга с Flying V, и я сказал себе: «Ого, да это очень влиятельный инструмент». Я сказал: «Если он ему понравился, я тоже должен его полюбить»».

Брайан Джонс и Кит Ричардс тоже неплохо закупились в 1965 году, когда они оба приобрели себе по «перевернутому» Firebird VII цвета санберст. Ближе к концу того же года Stones отлично выступили с песней «Get Off My Cloud» на американской телепередаче «Hullabaloo», и два Firebird по краям сцены выглядели очень впечатляюще. Через год или около того Джонс купил себе «неперевернутый» Firebird VII, на котором он периодически играл вплоть до самой смерти в 1969 году.

Дэйв Дэвис из The Kinks стал первым знаменитым гитаристом 60-х, показавшимся на публике с оригинальной Flying V из корины. Дэвис купил этот раритет, когда британская команда гастролировала по Америке летом 1965 года. Его обычный Guild был потерян в конце июня по дороге на Западное побережье, и ему безотлагательно требовалось найти новую гитару перед выступлением на телепередаче «Shindig!». «Когда я прилетел с гастролями в Лос-Анджелес», – вспоминал Дэвис в 1977 году, – «Моя гитара была потеряна авиакомпанией. Мое сердце было разбито. Поэтому, как только мы приехали в Лос-Анджелес, один парень сказал мне: «Пойдем, я отведу тебя в магазин, и мы посмотрим, что там есть». И там была куча гитар, но мне не понравилась ни одна из них. И я посмотрел на верхнюю полку и увидел там пыльный старый кейс. Я сказал: «Что у вас там?»».

Дэвис ушел из магазина с выдающимся трофеем – оригинальной Flying V, возможно, одной из тех забытых и непроданных гитар, лежавших в магазинах добрые годы. Позже он вспоминал, что она обошлась ему в 200$. Она оставалась его любимым инструментом на протяжении некоторого времени, к немалому удивлению британских и американских поклонников, не в последнюю очередь из-за того, что гитарист The Kinks играл на ней, просовывая свою правую руку между «ног» Flying V. Британские журналы писали: «Так много людей интересовались странной гитарой, на которой играл Дэйв Дэвис, что компания Selmer (дистрибьютор в Великобритании) связалась с Gibson, чтобы выяснить все про нее. Она называется «Летящая Стрела» («Flying Arrow») и была сделана для рекламного мероприятия в Америке. Gibson решили, что она слишком экстравагантна, чтобы рассчитывать на рыночный успех, и лишь по счастливой случайности Дэйв купил ее подержанной в Штатах. На настоящий момент, компания не видит возможности вновь выпустить эту модель».

Это было в самом начале 1966 года. Вскоре, однако, Gibson стали вынашивать планы по выпуску новой версии Flying V, и в октябрьском номере журнала «The Music Trades» сообщалось: «Беспрецедентный спрос на старые модели гитары Gibson Flying V привел к тому, что компания вновь начинает производство легендарного инструмента. С момента окончания выпуска Flying V, она фактически стала коллекционным предметом в Англии и в Европе».

Переработанная модель имела другую фурнитуру и была сделана из других материалов по сравнению с оригинальной V конца 50-х. Струны у нее не проходили через корпус и отсутствовала резиновая полоса на кромке корпуса, зато была большая белая накладка корпуса и крышка анкера, корпус и гриф из махагони, бридж Tune-o-matic, а также виброла Gibson Maestro, а фурнитура была покрыта хромом.

Кроме того, Gibson изменили схему электроники – теперь три ручки, знакомые по старой модели – две громкости и один тембр – были размещены треугольником, а не в линию, как на оригинальной гитаре, благодаря чему новую Flying V было легко отличить от старой с первого взгляда. Переиздание сохранило общую форму корпуса и головы грифа с незначительными отличиями, прежними также остались длина мензуры, 22-ладовая накладка грифа из палисандра, размеченная точками, и, самое главное, пара хамбакеров, которые теперь были врезаны в накладку.

В своей книге 2007 года «Gibson Flying V» Захария Р. Фьестад и Ларри Мейнерс предполагают, что Gibson выпустили всего 5 партий Flying V в конце 60-х, в каждой по 35 гитар и в общей сложности 175 штук: две в 1966-м (предположительно, образцы), 111 в 1967-м, ни одной в 1968-м (вероятно, потому, что Gibson в этом году были заняты переизданием другой цельнокорпусной модели – оригинального Les Paul с одним вырезом), 15 в 1969-м и 47 в 1970-м. Новая Flying V впервые появилась в прайс-листе за октябрь 1966 года по цене 325$ за гитару цвета санберст и в вишневом цвете на 20$ дороже. В последний раз она фигурировала в прайс-листе в июне 1968 года; цена слегка возросла – до 375$, и выбор цветов был из санберста, вишневого и бордового с блестками. Обновленная Flying V не присутствовала ни в одном каталогов Gibson за тот период, а также в рекламном журнале «Gibson Gazette». Все выглядело так, как будто эта модель была незначительной прихотью, которая позволила себе компания.

Джими Хендрикс считал иначе. Разумеется, в большей степени он ассоциируется со Stratocaster, но в 1967 году Джими приобрел одну из переизданных Flying V. Почти 30 лет спустя, британский музыкант Дэйв Брюис обнаружил гитару, принадлежавшую Хендриксу. История его находки может послужить достаточным стимулом для других гитарных маньяков, чтобы рыть землю в поисках «той самой» гитары мечты.

Брюис, живущий на северо-западе Англии, всегда был поклонником Джими, но он начал коллекционировать оборудование, принадлежавшее Хендриксу, лишь в середине 90-х, после того, как он купил на аукционе несколько его усилителей и педалей. «Все, что обычно присутствует в гараже каждого музыканта – все это было там», – вспоминает он. Но среди гитар особняком стояла Flying V цвета санберст, – «и я начал размышлять – куда же делать гитара с психоделической раскраской». Он имеет в виду Flying V 1967 года, которую Хендрикс использовал в качестве своего основного блюзового инструмента добрую половину своей карьеры – это была гитара номер два после его основных Стратов. Она известна как «психоделическая V», поскольку, вскоре после ее приобретения, Хендрикс раскрасил ее корпус разноцветным орнаментом собственной работы. Об этой примечательном инструменте ничего не было известно с самой смерти Хендрикса в 1970 году.

Однако, помимо размышлений, Брюис не предпринимал никаких действий вплоть до того момента, как он зашел в местную гитарную мастерскую, владелец которой упомянул, что он только что приобрел «Flying V Хендрикса» в ходе обмена с доплатой. «Он достал черную перекрашенную Flying V 67 года и сказал: «Посмотри на верхний порожек. Он сделан под левшу – может быть, это гитара Джими?» И чем дольше он об этом говорил, тем он все меньше сам в это верил», – смеется Брюис, который, как и большинство коллекционеров, видел немало барахла сомнительного происхождения. Однако тогда это породило в нем некоторые сомнения, и, спустя пару недель метаний, он купил ту V.

Когда он принес ее домой, Брюис разобрал гитару и внимательно осмотрел ее. Было явно видно, что она была перекрашена в черный цвет, и что на ней играл левша. По дате, выбитой на некоторых деталях, он сделал вывод, что она была одной из первых образцов Flying V этой модели и произведена в 1967 году. Он также наткнулся на полезное интервью с Миком Коксом, некогда игравшим на гитаре в группе Eire Apparent, которому Хендрикс отдал эту гитару в 1969-м. Кокс сказал, что он ободрал психоделическую раскраску и продал гитару одному магазину в Лондоне. На тот момент, по расчетам Брюиса, шансы того, что его Flying V принадлежала Хендриксу, составляли один к пятидесяти.

Изучив все материалы, которые только можно было собрать по одной гитаре, он обратил внимание на фото в книге барабанщика Митча Митчелла «The Hendrix Experience», на которых был изображен Хендрикс с этой гитарой за кулисами. Он заметил определенное отражение, которое давала одна из перламутровых точек на накладке грифа, и припомнил, что что-то подобное он видел на фото своей собственной гитары. Это побудило его изучить повнимательнее высококачественное цветное фото Хендрикса со своей V на обложке книги Чарльза Шаара Мюррея «Crosstown Traffic». «Я понял, что каждая инкрустация имеет свой неповторимый рисунок, как отпечатки пальцев, и что он является уникальным на каждой отдельной гитаре. Я видел, что на моей гитаре инкрустация точно такая же, как на цветном фото и, помимо этого, такой же рисунок волокон палисандра на накладке под ней – совершенно идентичные маленькие цветные полоски. Прежде я сверял номера и тому подобные вещи, а потом я внезапно осознал, что ключ к разгадке – физические свойства материалов».

После этого он увидел редкие кадры киносъемки Хендрикса, на которых обнаружилось, что оригинальный цвет корпуса гитары был очень темный санберст, а не черный, как он считал прежде. Он снял слой черной краски, в которую была перекрашена Flying V, и рисунок древесины на задней части корпуса совпадал с тем, что был на этих кадрах. «Я решил – ну просто каждый кусок дерева и пластика на моей гитаре совпадает с гитарой Хендрикса. Именно тогда я понял, что это именно та самая гитара».

Брюис принес Flying V на день открытых дверей, проводимый аукционным домом Sotheby’s с Ньюкасле-апон-Тайн, и аукционный специалист Стивен Мэйкок сделал еще одно открытие. «Он поднял накладку корпуса, которую я отвинтил, и сказал: «Эй, посмотри сюда, тут остатки цветной краски!» Вероятно, потеки краски с кисти Хендрикса попали сюда, когда он наносил психоделические рисунки. Стивен сказал, что только одно это уже убеждает его в правдивости моей версии». Гитара была выставлена на аукцион Sotheby’s в 1995 году, однако не была продана. После этого Брюис решил восстановить ее до максимально полного соответствия родной окраске и цвету и затем нанести вновь психоделические рисунки, скопировав их на ацетатную пленку, которую можно было бы снять с гитары. Он продал гитару коллекционеру в 2003 году через свою компанию Rock Stars Guitars, и несколькими годами позднее предоставил свои наработки для Gibson Custom Shop, когда они создавали реплику Flying V Хендрикса.

Менеджер Джими Чес Чендлер рассказал Брюису, что он помнит, что Хендрикс купил гитару, скорее всего, в Нью-Йорке и раскрасил ее вскоре после этого – в турне в августе 1967 года. В первый раз она появляется на фотографиях с выступления в Энн Арбор, штат Мичиган, в том же месяце. Брюис убежден, что Хендрикс использовал Flying V на записи «All Along The Watchtower» с альбома «Electric Ladyland» – самые высокие ноты в этой песне нельзя сыграть на 21-ладовом Stratocaster, однако они доступны для 22-ладовой V. «Большая часть соло, включая те, что сыграны с педалью wah-wah, имеют характерное гнусавое, сухое звучание Гибсона с двумя датчиками в противофазе», – говорит он, – «в то время, как партия ритм-гитары звучит как Strat». Ноэл Рэддинг сказал Брюису, что Хендрикс также записал на Flying V соло на композиции «Little Miss Strange» с того же альбома, написанной Рэддингом. Также Брюис полагает, что Хендрикс играл на V на некоторых сессиях для BBC и на альбоме «Axis Bold As Love».

Хендрикс, как правило, предпочитал использовать Gibson для игры чисто блюзовых вещей, и он считал психоделическую Flying V своей основной гитарой, помимо Стратов, на протяжении почти 17 месяцев – с августа 1967 года по январь 1969 года, когда он отдал ее Коксу. После этого он незамедлительно приобрел V цвета санберст, пока на Gibson делали для него по заказу левостороннюю черную Flying V, которую он, по всей видимости, получил в 1970 году; примерно в то же время он получил SG Custom.

Разумеется, Хендрикс у большинства гитаристов всегда будет ассоциироваться со Stratocaster, но то, что он периодически использовал Flying V, также имеет большое значение. И его психоделическая Flying V всегда будет совершенно особым инструментом. «Я должен был сделать с этой гитарой все, как следует», - говорит Брюис. – «Это была страшная головная боль и одновременно огромная ответственность. Люди скажут: «Да, наверное, это круто», но я отвечу: «Попробуйте сами и поймете, что к чему». Ее невозможно взять на гастроли. Я использовал ее лишь на паре записей – например, на нескольких вещах на альбоме «Andromeda Heights» группы Prefab Sprout, который вышел в 1997 году. Было очень приятно видеть записи этой гитары в хит-парадах снова, спустя 30 лет».

Между тем, в компании Gibson 1970 год был отмечен как последний год выпуска той модели Flying V, что была у Хендрикса. На следующий год появилась обновленная версия, ныне известная как «V с медальоном». Гитарист Брюс Болен, родившийся в Англии и выросший в Чикаго, пришёл в Gibson в 1967 году и работал на рекламных мероприятиях и концертах в качестве, как он сам выразился, «музыканта-представителя Gibson». Постепенно сфера его полномочий расширялась, и он стал принимать участие в разработке гитар и в маркетинге.

В конце 60х, когда он пришел в Gibson, Болен застал компанию в плачевном состоянии. Продажи гитар в США – в том числе акустических и электрических инструментов – росли на всем протяжении начала 60х, достигнув на своем пике 1 500 000 штук в 1965 году. В этом году Gibson снова расширили производственные площади в Каламазу, добавив дополнительны складские помещения и новые погрузочные зоны. Тем не менее, продажи начали снижаться, и в 1967 году опустились до немногим более миллиона штук. Выручка концерна CMI от продаж гитар и усилителей Gibson достигла в 1966 своего максимума – 19 миллионов долларов, но затем начала падать в полном соовтетствии с общей тенденцией и к 1968 году снизилась до 15 миллионов.

Помимо общего снижения спроса на гитары, на объемы производства Gibson повлияло некоторое число забастовок в 60-е, в том числе 16-дневная остановка производства в 1966 году. Президент Gibson Тед Маккарти и его заместитель Джон Хьюс покинули компанию в том же году, после того, как они купили компанию Bigsby, калифорнийского производителя аксессуаров для музыкальных инструментов, которую они вновь открыли в Каламазу. В феврале 1968 года, после того, как президентское кресло на недолгий срок заняли несколько различных кандидатов, президентом Gibson был назначен Стэн Рэнделл, перед которым была поставлена задача улучшить благосостояние компании.

«Одна из причин, по которой я был принят на работу – это то, что продажи электрогитар Gibson переживали не лучшие времена», – говорит Брюс Болен. – «Практически все электрические модели, что у нас были – это SG, ну и, кроме того, полуакустики и арчтопы, но они шли не очень хорошо. Основной опорой компании в то время были акустические модели с плоским верхом. Так что я был нанят, в принципе, затем, чтобы поднять продажи электрогитар». Блюз-роковый бум того периода показал, что устаревшие Les Paul являются идеальными инструментами для достижения звучания, необходимого таким гитаристам, как Эрик Клэптон или Майкл Блумфилд, и Gibson приняли решение вновь выпустить некоторые из старых Les Paul, представив их публике на выставке NAMM в июне 1968 года в Чикаго. Болен вскоре отправился в рекламное турне по раскрутке «новых» моделей Goldtop и Custom. Но у него также были и другие планы.

«Я чувствовал эти сигналы», – говорит Болен, – «что миру нужны Flying V, и Explorer, и, возможно, даже Moderne. Я изначально собирался выпустить переиздание модели Flying V 58 года из корины, со струнодержателем в виде эмблемы Cadillac, с противоскользящей накладкой и всеми этими классными штучками». Но этот план рухнул, когда партия корины, которую на Gibson заказали, имела настолько некрасивый рисунок волокон, что оказалась непригодной для покрытия прозрачным лаком натурального цвета. «Я уже поставил эту модель в план производства, поэтому я решил выпустить ограниченную серию, еще один вариант Flying V. Мне пришла в голову идея с медальоном, чтобы показать, что это лимитированное издание».

Эта модель, выпускавшаяся исключительно в 1971 году, была очень близка к V образца 67 года, с ручками управления, расположенными треугольником, большой накладкой корпуса и корпусом из махагони. Основными отличиями были отсутствие вибрато и наличие таких характерных для Gibson того времени деталей, как волюта (подобие прилива в месте стыка головы с тыльной частью грифа, чтобы усилить это слабое место), а также надписи «made in USA», выбитой с обратной стороны головы грифа. Наиболее заметным визуальным отличием был маленький круглый медальон в верхней части верхней «ноги» Flying V. На каждый медальон были нанесены логотип Gibson и надпись «Limited Edition Model», а также индивидуальный номер.

«Это была первое ограниченное издание, выпущенное Gibson», – говорит Болен. – «Ограниченные серии других вещей, в особенности, оружия (так как стрельба – мое хобби), всегда интриговали меня. Пистолеты, выпущенные ограниченной серией, иногда имели какие-то детали, нанесенные или выбитые на стволе, а я перенес эту идею на гитары». Журналы отгрузок Gibson свидетельствуют о том, что в 1971 году было выпущено 350 Flying V с медальоном. Годом позднее, Болен выступил с инициативой переиздания «перевернутого» Firebird V образца 63-65 года. У этой гитары также был отличительный медальон на корпусе, прямо над передним звукоснимателем, и она была выпущена примерно в тех же объемах, что и Flying V с медальоном.

* * * * *

Содержание книги





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
     Гитары          и все остальное