JIMI 

   Гитары        и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

    Советы бывалых:     
Marty Friedman: 6 советов для гитаристов
Перевод - Сергей Тынку

Марти всегда имел репутацию нестандартного человека. Это касалось и его музыки, имеющий узнаваемый почерк оригинального мастера, и его жизни вне гитары. Все таки не каждый американец сумеет вдруг переселиться в Японию, выучить язык и стать там мега-популярной тв-звездой. Разумеется, его советы также очень необычны и весьма интересны. Парень очень нешаблонно мыслит в музыке.

1. Будь оригинальным

Вижу такую вещь, что у множества гитарных звезд разных видов есть большое количество людей, копирующих их. Но там, где музыка изучается и осваивается механически, для меня нет ничего подходящего.

Когда я говоря, что фанаты гитары хотят играть как их кумиры, я не имею в виду то, что надо дистанционироваться от других гитаристов. Ты можешь быть чертовски близок к своим кумирам, заучив все механически. Если долго заниматься, то ты можешь звучать как они, добравшись из пункта А в пункт Б. Поэтому с тех пор как появился Ван Хален, стало так много парней, звучащих как он.

Но копировать других - это не обязательно самое лучшее, что ты можешь сделать, когда в юном возрасте пытаешься достучаться до аудитории. Потому что может случится так, что ты будешь пытаться сыграть то, что на самом деле будет не по силам твоим пальцам.

Тут нет программы. Нет методик. Единственный способ добиться своей цели, если ты реально хочешь играть как кто-то другой, это понимание, что готового рецепта нет. Ребята, которые подобрались ко мне ближе всего, играют в моей группе и они анализировали мои песни на профессиональном уровне. Это не механический подход.

Очень сложно копировать гитариста типа меня, поскольку мой бэкграунд складывался из большого количества случайной музыки из индийских ресторанов, старых мелодий японских поп-звезд, персидских скрипичных концертов, русского балета, поп-песен пятидесятых… нет способа пропитаться всем этим материалом, который составляет мою музыку.

Среди клонов Ван Халена ты не увидишь гитаристов, которые были бы звездами сами по себе. На свете миллион таких парней, что могут отлично “до последней ноты” играть музыку других людей. Они все время тратят на совершенствование того, что кто-то другой уже сделал.

2. Выбрось, наконец-то, гаммы

Люди любят говорит о музыке в разрезе гамм, но я не думаю, что это правильно. Я мыслю фразами и мелодиями, а также маленькими переходами, которые ведут от одного места к другому поверх аккорда или серии аккордов.

Положительная вещь в этом подходе - то, что мне никогда не надо было запоминать миллионы разных гамм. А отрицательная - если кто-то попросит меня сыграть в рамках какой-либо гаммы, то я не смогу этого сделать… хотя такие задачи передо мной никогда не вставали.

Моя позиция - сделать что-то звучащее правильно с точки зрения моего слуха - этот способ не предполагает заучивания гамм и последовательностей нот. Помню, когда-то очень давно, я очень напрягался, записывая видео-школу, потому что меня попросили объяснить гаммы и прочее говно типа этого. Я был моложе и просто был рад заработать, поэтому нес чушь о гаммах, притом что мои знания этой темы были на нулевом уровне.

3. Анализируй музыку у себя в голове

Ты должен уметь в любой момент услышать и проанализировать мелодию. Например, представь, что ты находишься в магазине и слышишь интересную мелодию - тебе нужно моментально вписать эту мелодию себе в голову, также как и аккорды под ней. Если ты ее не забудешь, то потом сможешь дома с ней поработать!

Я много раз так делал, когда был молодым гитаристом, особенно в турах по разным странам, изучая новые подходы того, как сажать мелодию поверх аккордов. Тебе реально надо прописывать этот материал у себя в голове и работать над этим материалом максимально быстро.

Спустя какое-то время ты начнешь формировать свои собственные представления по поводу того, что тебе хочется слышать поверх тех или иных аккордов, вместо того, чтобы мыслить типа “Ох, вот тут нужна гамма номер 36, которая отлично пойдет поверх фригийского минора в Ре мажор 7”.

Это был рецепт к тому, чтобы звучать как все остальные. У них всех есть одинаковые книги по теории. Если ты будешь просто слушать, что тебе нравится и анализировать все это говно, то ты начнешь понимать все это на свое собственном языке, в рамках своих представлений о хорошем. Мой образ мыслей немного странен.

4. Хватит искать тайные тропы

Люди ищут упражнения для разогрева и короткие пути… нет их! Возьми любую последовательность нот - это и будет твое упражнение для разминки.

Ну хорошо, если ты хочешь чуть больше пользы, то вытащи ноты из хроматической гаммы и смешай их в случайном порядке. А потом найди подходящее сочетание пальцев и повторяй его. Обычно это звучит как полное говно, но такое вот у тебя будет упражнение.

Людям лучше перестать тратить время на упражнения. Ты можешь думать по-началу, что упражнения помогают твоим пальцам двигаться, но если честно, там нет чего-то такого, что будет лучше всего остального. Это все механические вещи. Если я хочу размяться, я буду играть что угодно… на самом деле это не имеет значения.

Не стоит тратить четверть всего своего времени на освоение всяких советов. Выползи из дома и поиграй в группе то, что ты сможешь. Именно так ты поймешь, как играть хорошо. Дома у тебя не будет правильной причины играть по-настоящему и избегать лажи. Механические штуки - это клево если ты одинокий хмырь. В ином случае, возьми себя в руки и выберись наружу.

5. Попробуй не играть быстро 24 часа в сутки

Вот крутой совет: вещь, от которой тебе надо воздерживаться, - это играть быстро там, где в этом нет необходимости. Потому что играть быстро, когда это не требуется - полный отстой!

Я слышал так много людей, чья скоростная игра просто изумительна, но когда они заканчивают свои поливы, то выдают нечто совсем унылое на фоне того, как они рубили на скорости. Это выглядит откровенно хромающим - люди слишком много времени потратили на механические вещи.

Когда кто-то долго держит ноту или играет крутую мелодию, это звучит прекрасно. Когда ты играешь быстро, то только гитаристы сумеют понять аккуратно ли ты извлекаешь ноты или неряшливо. Но они не будут тебя обсирать. А вот когда ты играешь мелодию, то есть поешь на гитаре, то даже твоя бабушка сумеет просечь фальшь и лажу. Вот почему это так важно.

Если тебе позвонит Элтон Джон, предложив записать ему гитару, то он вряд ли захочет услышать теппинговые арпеджио на восемь пальцев… он тебе тут же на дверь покажет. Сэру Полу Маккартни не будет нужно твое безумное говно на гаммах для уменьшенных аккордов - он моментом тебя уволит. Поэтому мысли широко и концентрируйся на вибрато, удостоверься, что каждая твоя нота хорошо звучит. Это то, как ты можешь звучать профессионально.

Для всех детишек, что учатся играть так быстро, как их кумиры, самой сложной вещью оказывается - различить ноты, которые были сыграны. Обычно у парней, которые играют быстро, бывает очень ограниченный словарь… Поэтому найди вещь, где они играют в среднем темпе - там, наверное, будет примерно тоже самое, что они играют быстро. Выучив их медленные вещи, ты получишь ключ к тому, что они играют на скорости.

Когда я был ребенком, то я был большим фанатом Фрэнка Марино, и постоянно задавался вопросом, как он может так супер-быстро играть. Но выучив его медленный материал, я ускорил его и бац! Оно получилось. Надо сказать, что Фрэнк Марино из скоростных гитаристов - самый вкусный на планете. Тоже самое со Стивом Люкатером… Это парни с большими словарями.

6. Удели внимание вибрато

Вибрато - это очень важно, и есть способ овладеть им. Слушай все виды вибрато, которые тебе нравятся и учись.

Это могут быть гитаристы, но для меня это были скрипачи, виолончелисты и, особенно, китайские исполнители на эрху, как и вокалисты. Слушайте волны колебаний нот. Часто скрипач извлекает ноту прямым звуком без вибрато, а потом начинает немного ее раскачивать. Я склонен симпатизировать этому подходу.

Когда вы держите ноту, удостоверьтесь, что она выделена и вы начинаете ощущать необходимость в движении, тогда начинайте ее трахать. Буквально займитесь сексом с этой нотой… но только когда она будет готова к этому, ха-ха! Когда вы это делаете, то чувствуется, что вы хорошо контролируете звук. Ну и только вы решаете насколько быстро, медленно, сильно вы хотите вибрировать конкретную вещь.

Джефф Бек фантастичен в этом плане. Он никогда не играет пассажи с 64-ми нотам как все эти маньяки. У него есть свой способ обращения с мелодией… и это как раз то, что люди реально запоминают из вашей игры.





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
   Гитары        и все остальное