JIMI 

   Гитары        и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

   Bash To Future   
James Hetfield & Kirk Hammett
опубликовано в Guitar World октябрь 1999
записал - Алан Пол, перевод - Сергей Тынку


15 лет назад, даже всеми признанный провидец Нострадамус, попади он в наше время из 16 века, не смог бы предсказать, что Metallica подойдет к концу тысячелетия в роли правящих королей рока. Когда они в 1983 году выпустили альбом дебютный “Kill ‘Em All”, то казалось, что группа просто слишком тяжелая, слишком быстрая и слишком андреграундная для того, чтобы стать мейнстримом. Однако, в начале девяностых Metallica вопреки чьим бы ни было ожиданиям добились успеха, заслужив уважение критиков и получив поддержку миллионов покупателей своих альбомов. Таким образом, группа переписала все правила метал команд.

Не то чтобы что-либо из всего этого получилось легко и быстро. Metallica заработали свой успех старомодным способом, через годы крутых гастролей и постоянной работы по развитию группы в условиях меняющихся эпох. На протяжении восьми альбомов гитаристы Джеймс Хетфилд и Кирк Хемметт демонстрировали свой необычный талант скрещивания новых веяний и технологий с музыкой, где оставалось их уникальное творческое видение. И по ходу дела они извлекли некоторые бесценные уроки того, как надо записываться.

“Когда мы начинали, то качество звука для нас ничего не значило”, - говорит Хетфилд. “Нам просто надо было записать песни на пленку”.

В качестве примера Хетфилд указывает на "Hit the Lights”, записанный прямо на магнитофонную кассету дебютный трек группы, который вышел в 1982 году на сборнике “Metal Massacre”. “Мы записали "Hit the Lights” для “Metal Massacre” на четырех-дорожечный рекордер Tascam”, - вспоминает он. “С кассеты запись пошла на двух-дюймовую пленку и оттуда на винил. Мы ничего не знали тогда, поэтому принесли продюсеру кассету и сказали, что вот тут наши песни. Для нас это было начало процесса учебы”.

Группа впервые оказалась в настоящей студии при записи альбома “Kill ‘Em All”. “Ну мы просто зашли и начали джемовать”, - говорит Хетфилд. “С тех пор у нас идет постоянный процесс роста и обучение тому, как должна функционировать группа и как нужно записываться. И со временем вы становитесь только лучше”.

Это, конечно, отражает правду в случае с Metallica. За последние годы этого десятилетия они продолжили развиваться как артисты, показав необычные способности заново открывать себя, перестраиваясь в рамках жанра, где эволюция достаточно редка. Будь то исследование блюзовых форм и звуковые эксперименты на их недавних студийных альбомах “Load” и “ReLoad”, или сотрудничество с симфоническим оркестром из Сан-Франциско, с которым они отыграли два концерта в апреле, Metallica делает музыку на своих условиях. Мы попросили бескомпромиссный дуэт Хетфилда и Хемметта рассказать нам, что они делают при текущем состоянии музыки, и что следующее тысячелетие принесет миру рок-гитары.

Существует ли какая-то территория в музыке, которую гитаристы еще не исследовали? Или в будущем все будут просто играть то, что уже придумано?

Джеймс: Ты всегда думаешь, что все уже сделано, пока ни появляется кто-нибудь со своим новым звуком, который сносит тебе башню. Что-то новое происходит постоянно.

Кирк: Прямо сейчас какой-нибудь пацан в подвале или где-нибудь в гараже рубит свой безумный звук, создавая что-то, о чем остальная часть мира даже не думает. И каждый раз когда кому-то приходит хорошая идея, ее подхватывают все остальные, помогая ей развиться и наплодить дальнейшие идеи.

Посмотрите на все эти группы, где играют на семиструнках и гитарах с пониженным строем. Они становятся все ниже и ниже, опускаясь до точки, где дальше уже невозможно двигаться. В результате они играют относительно простые риффы, которые звучат реально круто. Кто мог бы это предсказать?

Джеймс: Я смотрю на свою собственную игру таким же образом. Ты думаешь, ну я достаточно хорош. А потом ты видишь кого-то типа Джуниора Брауна или Брайана Сетзера и ощущаешь себя карликом. Все зависит от того, куда ты хочешь двигаться, потому что гитара может завести тебя куда угодно, поэтому она всегда была такой популярной. И люди, которые двигаются куда-то в другом направлении, нежели ты, всегда будут выглядеть более экзотично и следовательно лучше тебя. А может эти парни смотрят на нас и думают “Вау, я бы хотел как они выбивать чертей из свой гитары ”. А может и нет. (смеется)

Хэви метал будет развиваться в следующем тысячелетии?

Джеймс: Абсолютно. Он будет живым где-то в чьей-то голове. Он может застрять в чьем-то подвале или стать невероятно популярным, но он всегда будет. Что-то, наверное, и сейчас созревает, потому что люди реально уже устали от Boyzone и всей этой нынешней попсовой шелухи. Хэви вернется и разрушит это все. Все те группы, собранные отделами маркетинга рекорд-компаний, как это было когда-то с Monkees. Мы уже проходили через несколько периодов как нынешний, и всегда потом приходило что-то совершенно другое, отметая старый материал. Все движется по циклам. Поэтому посмотрим.

Кирк: Метал никуда не уйдет, пока есть люди, ощущающие гнев и разочарование, и нуждающиеся в их выплеске. Это помогает людям выразить чувства, и все периодически в этом нуждаются. Это никогда не изменится.

Рок будет продолжать играть важную роль в жизни людей?

Джеймс: Вероятно не для всех, но точно для определенной части. Есть же фанаты музыки, которые этим живут, и люди, которые просто включают песни, пока стоят в дорожной пробке. Люди, которые живут музыкой - они молоды и они ищут в музыке возможность переместиться в другой мир и позволит им прожить тем, что заложено в тексты и музыку. Они ищут способ выразить свои чувства. Именно с этого начался рок, и он будет продолжаться покуда будут артисты, способные выразить эмоции и передать бунтарскую энергетику, которая всегда отражалась в роке.

Что кажется самым лучшим изобретением в гитарном оборудовании если сравнивать со времен, когда вы начали играть?

Кирк: Из новых вещей, моя любимая - это педаль Whammy. Ее возможности удивительны. У каждого свой подход к ней и всех получаются разные вещи, поскольку она предлагает уникальные возможности выразить себя. Это совсем не как педаль wah-wah, где ты можешь нажать и сразу же зазвучать как любой другой. Если дать Whammy пятерым разным людям, то ты услышишь пять радикально разных подходов.

Я также думаю, что тремоло Floyd Rose - весьма невероятная вещь. Можно получить все звуки с альбомов Jimi Hendrix и Van Halen, и при этом гитара не расстроится. До того, как я стал использовать флойд, я пытался копировать движения Хендрикса, а потом полчаса все подстраивал и поправлял.

Также в наши дни очень хороши усилители. Концепция двух а то и трех уровней гейна просто замечательна. Их до сих пор недостаточно ценят, но для звучания Metallica и многих других сегодняшних групп они очень важны.

Могли бы вы назвать три или четыре самых важных альбома, когда-либо записанных?

Кирк: У прямо меня период, когда я глубоко в джазе, и это вероятно повлияет на мой выбор, хотя рождение бибопа открыло двери для импровизации везде, не только в джазе, но и в блюзе и позже в роке. Потому я должен сказать, что первые несколько альбомов Charlie Parker были очень важны. Miles Davis “Kind of Blue” также открыл полностью другой мир джаза с его исследованиями ладов и использованием минимальных аккордовых смен. Это в свою очередь дало очень большой эффект в роке. “Bitches Brew” это еще один удивительный альбом, где присутствуют абстрактные музыкальные формы, и где Miles Davis еще раз открыл целиком новый музыкальный мир, создав джаз-рок фьюжн. И я думаю господь коснулся John Coltrane на его “Giant Steps”. Силы, которые его наполнили, феноменальны и вдохновляющи для любого музыканта, как на эмоциональном, так и на техническом уровне.

Если говоорить о рок-альбомах то, думаю, Jimi Hendrix “Are You Experienced” говорит сама за себя, как и “John Mayall’s Bluesbreakers with Eric Clapton”. Они установили новые стандарты и возможности для рок-гитары. Также как и дебютный альбом Santana, где Carlos Santana смешал латинскую музыку с роком и блюзом, что сейчас звучит естественно, а в то время было очень необычно. (смеется) Я знаю, что не смог ограничиться тремя или четырьмя альбомами.

Джеймс: Sex Pistols “Never Mind the Bollocks” перевернул весь мир с ног на голову и сделал все проще и зажигательнее, опять таки после всех этих необычностей и прогрессивностей, какими была наполнены семидесятые с их удалением от изначального бунтарского рока. Думаю, что все альбомы Led Zeppelin были колоссальными и очень важными по многим причинам, но главным образом потому что они продолжали выдавать новые идеи и звуки. В этом плане самым важным альбомом был Led Zeppelin III, потому что он представлял акустическое звучание. Многие люди думали, что это ужасно и оно убьет рок. Но на самом деле открылся полностью новый мир мелодий и звуков, где чистота просто голоса с акустической гитарой на этой пластинке говорит сама за себя. Звучит заумно, но думаю Beach Boys “Pet Sounds” был по-настоящему важен. Бывшая у них экспериментальная энергетика просто огромна.

Как интернет влияет и будет влиять на музыку? Это силы добра или зла?

Джеймс: Это непросто, поскольку там есть и хорошее и плохое. Одним из по-настоящему раздражающих результатов стало то, что у людей появилось слишком много информации. Там появляются музыкальные клипы, можно все рассмотреть в деталях, увеличить, и внезапно все стали знать (или думать, что знают), на что будет похож твой альбом даже до того, как он вышел. Люди дошли до того, что стали теряться и говорить, о том что уже купили альбом, когда он даже еще не вышел. (смеется) И такое происходит везде - народ читает сценарии до того, как смотрит фильмы, и после этого они знают как сделан любой спец.эффект. И это не то, что остается за сценой. Это то, что остается позади того, что остается за сценой. Вместо того, чтобы просто посмотреть кино и заорать “Вау, как круто”. Зачем тебе знать как все сделано? Уходит тайна и это большая потеря. Я обычно покупал пластинки, потому что мне нравились обложки пластинок или думал, что, судя по названию песен,звучать будет круто. Вся идея “мистики” пропала.

С другой стороны благодаря интернету чрезвычайно просто донести свое демо до людей. Это создает настоящее изобилие музыки, что может напрягать, но при этом очень здорово, что все так доступно. Когда мы начинали, то единственный способ быть услышанными - это раздавать кассеты, попадать в журналы для фанатов и создавать вокруг себя какой-то шум, который передавался потом по сарафанному радио. Это заставляло группы тратить деньги и время, чтобы играть все лучше и лучше, но при этом все развивалось с переменным успехом, и куча великих команд развалились на части, прежде чем их кто-либо услышал. Чтобы тебя кто-то услышал за пределами этого круга, тебе надо было быть подписанным на контракте. Соглашение с рекорд-лейблом было Святым Граалем.

А теперь рекорд-компании могут быть обойдены, поэтому им нужно учиться жить в той среде, которую они так отчаянно пытаются создать сейчас. По большому счету лейблы - это просто банки, и они становятся менее важны для музыкантов, потому что стало проще записать и распространять свою музыку. Они делают какие-то важные вещи для нас, это касается маркетинга и поддержки, но подписание контракта с лейблом сейчас не так критично, как было раньше.

Кирк: Возможности интернета огромны. Думаю у него есть потенциал, чтобы полностью изменить музыку. Какой-нибудь парень записывается у себя в гараже в Каспере (штат Вайоминг), и может создать что-то совсем другое и полностью оригинальное, что никто никогда не слышал. Он может дойти до компьютера и выложить это в сесть как файл mp3, где это могут послушать и распространить по миру. И таким образом новый жанр музыки может появиться без официального выхода какого-либо продукта. Это как рэп и хип-хоп стали популярным, зародившись на улицах. И интернет - это тоже самое, но в миллион раз мощнее за счет возможности очень быстро доносить что-то масс людей. И то, на что раньше уходили годы, теперь может произойти за недели или месяцы.

Как только появилась и стала применяться эта технология, образовались просто удивительные возможность для множества новых вещей, которые можно создавать и распространять. Сейчас рекорд-компании дрожат в своих мелких ботиночках, потому что у них больше не будет такого контроля над артистами. Они говорят, что вам не будут платить, если музыка не будет издаваться через них, но это только одна сторона вопроса. Правда в том, что у многих групп появился шанс быть услышанными по всему миру, и у них будет возможность заработать. И цены на компакт-диски пойдут вниз, потому что рекорд-компании не будут добавлять к ним свои обычные накладные расходы. Вся иерархия поменяется.

В период вашей карьеры произошли основные изменения в технологии записи звука. Появились ADAT и Pro Tools. Это хорошо или плохо для здоровья музыки? Не теряют ли музыканты чего-либо, будучи вынужденными выяснять как добиться хорошего звука?

Джеймс: Ну, да, хотя по-настоящему это не изменилось. Ты все еще слышишь звуки в своей голове и должен понять, как их сделать. Ты не нажимаешь кнопку для их вызова. Я думаю, что революция ADAT - это хорошая вещь. Я попал на новый альбом Primus просто потому что пришел в гости к Les Claypool и немного поджемовал. Он меня позвал и сказал “Приходи и что-нибудь запишем. Нам нужно чего-то тяжелого”. И я пришел к нему в студию, которая располагается у него в гостевом доме. Группа записала там последние два или три альбома, и у них отличное звучание, частично от того, что в студии они обычно под давлением, потому что часы тикают и время набегает. А в домашней студии ты расслаблен, нет никакой нервозности и раздражения, никто не показывает на часы и не подслушивает вас. Плюс ты можешь зайти туда в любой момент и записать все, что захочешь, когда тебя охватит вдохновение. Это другой тип освобождения и, полагаю, прогресс демократии.

А Pro Tools для меня слегка чересчур, как бы то ни было. Это слишком далеко ушло от органического способа производства музыки и я думаю вы можете сказать, когда группы слишком сильно полагаются на него. Я имею в виду, мы только вот отыграли концерт с Ministry. Я люблю их альбомы, но живьем они их не скроили, поскольку их музыка не исходит из группы парней, делающих музыку вместе. Это практически чужеродная концепция для большого количества групп сейчас, что весьма грустно.

Кирк: Правильно. Временами Pro Tools может быть очень полезным и его использовали, чтобы подправить ноту, которая немного выдается или чтобы поправить наложившийся бит. Но основное настроение в студии такое, что надо просто играть песню. Есть группы, которые играют куплет и припев, а потом конструируют песню из трех куплетов и четырех припевов, я и думаю это может быть проблемой, потому что если музыка звучит слишком прекрасно, в ней что-то теряется. Я предпочитаю отличный звук за счет игры на гитаре на протяжении четырех часов, нежели один раз сыграть рифф и потом ворочать его в компьютере.

Пот дает результаты и ничего не будет лучше хорошего старомодного способа, когда вы сидите в комнате и играете вместе, выдавая настроение. В конце концов для нашего типа музыки нет ничего лучше чем просто сидеть и пыхтеть.

Это заставляет вас думать, что живое выступление будет и дальше оставаться важным для рок-групп?

Кирк: Ну, это должно быть важным, потому что это единственный действующий способ, чтобы за тобой пошел народ. Ты можешь сидеть и ждать пока радио тебя обнаружит, и, я думаю, много групп это делает. А спрос на живые выступления будет всегда, потому что людям нравится видеть настоящие вещи. Видеть людей, которые делают музыку вместе - это круто и очень вдохновляюще, особенно для молодых музыкантов.

Джеймс: Это правда. Я конечно надеюсь, что живые выступления останутся важным для молодых музыкантов, потому что, думаю, что очень плохо, когда новые группы не хотят играть концерты и вносить свою лепту. Чтобы иметь какую-то ценность, ты должен за это отдать свою цену, выяснить что в тебе настоящего, насколько хорош ты можешь быть и какое направление у тебя в голове. Я чувствую, что у Metallica был длинный устойчивый подъем и таким образом когда мы наконец-то стали успешны, то не только заслужили это, но мы знали, кем мы были.

Это действительно важно для всестороннего здоровья музыки. У меня в голове огромный вопрос на счет того, какие артисты будут нести рок-музыку в последующие годы. Вам надо будет играть концерты. Вам надо будет ездить в туры, где на вас будут приходить люди, которым ты будешь показывать кто ты и что ты делаешь. Просто продавать CD - не означает никакого говна, но нам нужно больше групп готовых к дороге, и желающих этого. Потому что одна вещь никогда не изменится. Плевать сколько много появится технологий, ничто не сможет скопировать мощь и ощущение от того, когда ты стоишь перед своим усилителем, хреначишь на гитаре и ощущаешь все своим телом. Ничто не победит гитару, включенную в усилитель.





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
   Гитары        и все остальное