JIMI 

   Гитары        и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

    В мечтах о шоколаде     
Friedman BE-OD & MXR EVH 5150
Искал - Сергей Тынку

На свете есть очень много людей, которые крайне боятся выглядеть как большинство. Их словно в детстве испугали предупреждениями “будешь плохо себя вести - станешь попсовым”, и они с тех пор делают все, лишь бы не находится в одной струе с большинством народных масс из общества, где они живут. Если проецировать такую модель поведения на гитаризм, то для них Metallica - это примитив, вместо Steve Vai надо слушать Mattias IA Eklundh, гитары Fender не заслуживают внимания, потому что есть Suhr, а вместо привычных Marshall надо подсесть на Soldano или Friedman. На мой взгляд в этом всем есть некий комплекс неполноценности и проблемы отношений с обществом.

Уверен, ты не сильно обиделся (к сожалению) на это мое шутливое вступление и готов читать дальше. Речь пойдет о “коричневом саунде”. Но сначала про Friedman. Это достаточно модная ныне контора с репутацией крутого бутика. Во главе этого дела стоит Дэйв Фридман и все началось с того, что он ремонтировал и модифицировал разного рода усилки, специализируясь на Marshall. Среди его клиентов были такие шишки гитаризма как Eddie Van Halen, Steve Stevens и Jerry Cantrell. Все это вылилось в конце концов в то, что парень стал делать свои собственные усилки, дизайном похожие на древние Marshall, а звуком… ну многие считают, что на моденные-разогнанные Marshall.

Одним из наиболее известных и популярных усилителей Friedman является голова BE-100 - двухканальный ламповый сто-ваттник, спаянный вручную. Производитель не стесняется указывать на то, что это пост-маршалл, прямо говоря в описании о British-styled. Также он сообщает о том, что этот усилок можно обнаружить на сцене у самых топов мирового рок-бизнеса, таких как Alice in Chains, Pink, Bon Jovi, The Cult и Foo Fighters.

Так вот педаль Friedman BE-OD за свои $199.99 пытается имитировать звук этого BE-100, то есть перед нами очередное (и достаточно новое) изделие формата “amp in a box”. Педаль эта вышла не так давно, но уже является весьма популярной. Как и в случае с усилителем, Friedman отсылают к маршаловским корням, характеризуя примочку как Authentic British Overdrive Tones.

По идее эту педаль надо просто сравнивать с примочками “под Marshall”. Однако, не все так просто. Сначала надо пояснить, что такое BE. А это расшифровывается как Brown Eye, то есть “коричневый глаз”, и тут, понятное дело Friedman намекает на “коричневый звук”. Люди, давно варящиеся в кастрюле гитаризма, знают, о чем идет речь, но я все равно еще раз поясню. Когда-то давно Эдди Ван Хален описал звук своей мечты как Brown Sound. С тех пор этот звук стал словом нарицательным. Его постоянно все ищут, на него вечно ссылаются и им там и сям оперируют в описаниях. Считается, что он официально живет в усилителях EVH 5150 (а раньше в Peavey 5150). Но поскольку Эдди не всегда играл на своих именных усилителях, и море самых легендарных записей сделал в том числе и на Marshall, а точнее на модифицированных Marshall, то “коричневого звука” в нашем мире более, чем достаточно.

Разумеется, этот “коричневый звук” кто только не пытается делать и продавать народу. Взять хотя бы тех же Wampler… Они на официальном сайте пишут, как техник Ван Халена поиграл на их Pinnacle и обалдел от счастья, поскольку ни у кого из множества других производителей якобы не получалось так хорошо воспроизвести “коричневый звук”. Жаль они не спросили мнения одноклассника брата кореша техника Эдди. Возможно он бы еще чего порекомендовал. Но, кстати, у Friedman моральных прав говорить об этом саунде едва ли не больше всех на свете. Ведь Эдди высекал свою любимый звук в том числе и на усилках, которые вышли из рук Дэйва Фридмана.

Интересная вещь, но не так давно (чуть ли не в одно время с Friedman BE-OD) вышла примочка, которая официально представляет “коричневый звук” при одобрении самого Эдди. Речь идет об его именной педали MXR EVH 5150. Странно, что примочка появилась только сейчас, ведь Эдди всю жизнь с конца 70-ых любил MXR и они давно делают разные его именные педали. Теперь еще и перегруз. Соответственно, я считаю, что Friedman BE-OD необходимо сравнивать с MXR EVH 5150, и уже на основании этого тестирования делать какие-то выводы. Кстати, MXR почему-то не коричневого цвета, в отличие от Friedman.

В целом мой алгоритм действий примерно такой… Для начала сравнить MXR с JHS Angry Charlie чтобы понять, чем “коричневый саунд” отличается от обычного перегруза типа Marshall, который так хорошо реализован в JHS. А потом посмотреть насколько к MXR близок Friedman и что из них двух мне кажется более клевой вещью. Ну и заодно понять, что вообще представляет из себя Friedman. В общем, передо мной три примочки в маршаловском стиле и две головы (одна ламповая, вторая с бородой). Понеслась!

Как понять, чем отличаются две примочки похожего формата? Попробуй накрутить на них одинаковый звук. Иногда это не так просто как кажется. Зато потом когда ты это сделаешь, то сразу наглядно увидишь по положениям ручек, как оно и что происходит. Я поставил на JHS все на середину и попробовал нарулить такой же звук на MXR. Для начала оказалось, что у MXR побольше гейна (и это даже без включения режима буст). Потом мне пришлось выкрутить на максимум середину на MXR и убрать в ноль (!!!) верхи и низы. А потом я чуть прибрал середину на JHS и сделал побольше верхов.

Что получилось в итоге? Если рассматривать JHS как классический Marshall, а MXR как коричневый саунд, который Эдди наруливал на своих модифицированных Marshall, то он убирал середину, прибавлял верхов, низов и гейна. Неужели вот так выглядит секрет коричневого саунда? Убить в Marshall середину и добавить гейна? По описанию это похоже на настройки Mesa с альбомов Metallica 80-ых годов.

Однако, MXR и JHS различаются не только гейном и эквализацией. У них разная разная ширина диапазона частот. И она явно поуже на JHS, за счет чего оно звучит более плотно и сглаженно. А MXR более рыхло и объемно. Что из этого лучше? Ну вот уж не мне решать. Это явно субъективный вопрос личных предпочтений. Мне ближе JHS.

Еще один субъективный параметр - это пресловутая теплота и похожесть на лампу. Тут по моему мнению побеждает JHS. Он чуток более натурально звучит и менее режет слух. Хотя с другой стороны если говорить о модифицированных Marshall Эдди, то они возможно тоже звучали не так натурально по-маршаловски, то есть отходили в сторону, поэтому гипотеза о сознательном положении дел имеет право на существование. В целом MXR 5150 точно лучший дисторшен во всей линейке MXR и возможно лучший хайгейн на педальном рынке вообще. Он звучит очень широко и объемно, заполняя все пространство. В нем много верха, низа и гейна. Если вы играете тяжело и кроме вас в группе больше никого нет с гитарой, то эта педаль позволит заполнить очень много звукового полотна.

Как и положено хорошей примочке MXR нормально звучит практически во всех настройках, а не в какой-то одной-двух. Не смотря на изобилие низов и верхов, она не пердит и не песочит. Она, конечно, не представляет ничего интересного на малых гейнах, но это закономерно - вряд ли кто-то будет покупать примочку имени Ван Халена для игры на малых гейнах. Это было бы как-то странно и нелогично. В целом звучание MXR по ряду изложенных выше причин не похоже на звук Marshall и соответственно ее вряд ли отнесешь к классу “amp in a box”.

Возможно многим звучание MXR покажется странноватым, но я бы советовал помнить, что Эдди любил подмешивать фейзер и фленджер к своему звуку. И в таком случае возможно он на выходе имел совершенно другую картину. Плюс его кабинеты с динамикам определенной модели тоже работали как фильтры накладывая свой отпечаток на результат. В моих кабинетах Marshall стоят Celestion совсем другой модели. Поэтому все эти рассуждения о эквализации - они достаточно условны. Можно сказать просто мы убиваем время непонятно на что. Поэтому мы говорим о разнице в примочках, которые юзаются в одинаковых условиях.

А так то просто выдернули компонент из цепи и рассуждаем о нем в отрыве от всего. А это неправильно. Взять хотя бы мексиканское пиво Corona - если его рассматривать отдельно от всего - типа на районе у подъезда с сухариками, то гавно полное. А вот если его воткнуть в цепь с текилой, лаймом и куском мяса, завернутым в политую острейшим соусом лепешку, то Corona, поверь мне, будет весьма и весьма. Все эти мочеподобные сорта типа Miller и Sol - они невероятно хороши при запивании текилы с лаймом. А у нас их сосут исключительно пригламуренные бабешки в ночных клубах (ну по крайней мере лет 20 назад, когда я ходил по таким дискотекам).

Переходим к Friedman. Самое первое на что ты обращаешь внимание - это непривычность и некоторую нелогичность управления. Начнем с того, что производитель решил сделать ее очень универсальной - типа от скримера до самого мощного хайгена. Для этого он поместил внутрь примочки еще один регулятор - он как раз управляет количеством гейна в примочке - от самого малого запаса до крайне большого, просто запредельного. Идея неплохая, но почему он стоит внутри педали, там, где, чтобы до него добраться, нужно будет брать в руки отвертку и откручивать четыре винта?

Итак, гейна у Friedman намного больше нежели у MXR. Причем его заметно больше даже если внутренний регулятор поставить на середину. Куда и зачем нужна такая прорва гейну? Это наверное явление из разряда гоночных машин, которые могут выдавать больше 300 км в час. Но только когда приезжаешь в Монте-Карло, то видишь как все эти суперкары толпами ползают по лакшери городу даже не разгоняясь до сотки. Но типа приятно иметь под капотом столько лошадей. Наверное, это для таких же гитаристов. Типа наберут себе гейну больше чем нужно и счастливы от осознания. Кстати, на малых гейнах Friedman звучит уродски.

Самый мерзкий момент во Friedman - это отсутствие регулировки середины. Ее хочется добавить. Она тоже срезана как и в MXR, но причем срезана еще больше. Басов во Friedman тоже заметно меньше, нежели в MXR и они явно менее качественно сделаны. Как их не крути - они не так хорошо и приятно выглядят, не так естественно и сочно как на MXR. Увы. А вот верхов у Friedman море разливное. Искрящихся ярких верхов, из которых медиаторные флажолеты просто льются рекой.

В общем, чтобы получить от Friedman звук, который дает MXR в средних положениях ручек, мне пришлось на Fridman прибавить басов (до 3 часов), убрать верхов (до 10-11 часов) и прибавить тайта (tight). Философию Friedman в этой педали как я понял можно описать следующим образом: я снизил вам серьезно середины, и вы ее не трогайте больше - пляшите вокруг нее высокими и низкими, для этого я дам и на низы и на верхи аж по два регулятора.

Регулятор Tight отвечает за силу и упругость басов. Либо они такие расплывчатые, либо сжатые как кулак. Если я правильно понимаю, то там суть в регулировке, которая либо обрезает диапазон частот на басах, и звук становится четче, либо наоборот его расширяет и звук становится более размазанным. В принципе прикольная штука. Ее бы запихнуть в какие-нибудь другие басы, а не этой примочки, где басы откровенно не удались, если сравнивать с другими басами. Ну не вкусные они.

Второй нечасто встречающийся регулятор - это Pres и он отвечает не за верхнюю середину, как можно было подумать, а за самые острые края верхов - за верхние верха, если так можно сказать. Он может добавить визгу, а может и прибрать противности. Но в целом к этим ручкам надо приноровиться и приятный звук выруливается совсем не на раз. Очень много гейна, очень много верхов, очень невыразительные низы. У меня приятель купил сто-ваттный стэк Friedman BE и сейчас он едет к нему из-за рубежей. Он слушал его и был в восторге. А педаль Friedman ему не нравится. И я вот если честно, тоже совсем не верю, что она похожа на звук этих усилков. Ни капли не верю.

Конечно, это без сомнения качественная педаль и она убирает море других на рынке, но на фоне MXR выглядит откровенно блекло. Не такая живая, не такая приятная. Просто бензопила. И очень неуниверсальная. Типа покрутил ручки - поиграл риффы, потом покрутил и поиграл соло. А без “покрутил” такого звука, чтобы можно было все играть найти не очень получается. Она как мощный мотоцикл постоянно норовит вырваться из рук и свалить куда-то в сторону.

Конечно, нет сомнений, что если на ее пути попадется матерый профи, который может выжать все из любого аппарата, то он накрутит, наложит, воткнет, чуть иначе звукоизвлечет и у него она заиграет. Но если говорить о роли народной примочки, то Friedman не катит на эту роль. Специфическая. Хотя на в интернете море мнений о том, что это лучшая хайгейн примочка прямо сейчас. Я не разделяю. Но в десятку лучших наверное входит. Тот же древний SansAmp выглядит намного управляемее, универсальнее и натуральнее. Ну и MXR EVH 5150 очень понравилась, хотя она и непохожа на мою любимую JHS. И это слава богу - зачем миру одинаковые примочки? Нам хватает одинаковых гитаристов.





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
   Гитары        и все остальное