JIMI 

   Гитары        и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:


Flying V. Explorer. Firebird.
Причудливая история необычных электрогитар Gibson
Автор - Тони Бэкон. Перевод - Илья Шлыков для jimi.ru.

Часть 3. Шестидесятые.

И все же давайте вернемся обратно в начало 60-х к истории, заслуживающей большего доверия. Gibson пережили то, что могло бы показаться неудачным спадом продаж, списав Flying V и Explorer как результат провального эксперимента и вступив в новое десятилетие с обновленной линейкой электрогитар. На гребне волны были, несомненно, «двурогие» модели – бюджетные Les Paul (Junior, Special и TV) приобрели новый дизайн к 1960 году. Недолго выпускавшийся Les Paul Standard цвета «Sunburst», еще один будущий классик, был снят с производства в том же году из-за плохих продаж.

Что касается ES-335, выпущенной в 1958 году в развитие серии «тонких» полуакустических гитар, начавшейся с выпуском Byrdland и ES-350T тремя годами ранее, то там дела обстояли немного лучше. Новые 335, тем не менее, имели «двурогую» форму корпуса и инновационный центральный блок внутри полого корпуса, создающий совершенно новую наполовину цельнокорпусную конструкцию. В этой модели с эффективностью сочетались достоинства полого и цельного гитарного корпуса, не только в плане конструкции, но и в том, что касалось звуковых качеств, и к началу 1960х продажи этого прекрасного нового инструмента показывали уверенный рост.

Каталог Gibson 1963

Новые идеи также просачивались и в другие модели. Джимми Уэбстер из нью-йоркского отделения Gretsch занимался исследованием перспектив создания стереофонической гитары. Он подал заявку на патент на стереосистему звукоснимателей в 1956 году, что вылилось в появление гитар Gretsch с прекрасным названием Project-O-Sonic. Gibson впервые применили стерео-подключение на модели ES-345, выпущенной в 1959 году, а также опционально на ES-355. Еще одной новинкой от Gibson, нацеленной на помощь гитаристам в их поиске свежих электрических тембров, был регулятор Varitone, появившийся на 345 и на некоторых 355. Этот переключатель позволял выбирать один из шести вариантов тембра, и, в сочетании с переключателем звукоснимателей, всего получалось 18 возможных звуковых окрасок. Varitone и стерео никогда не пользовались особой популярностью у гитаристов, часто отключавших Varitone и, несмотря на наличие стерео, просто игравших на хорошей гитаре в обычном моно-режиме. На другом конце электрического модельного ряда Gibson в 1959 году выпустили Melody Maker, свою первую бюджетную цельнокорпусную модель, если не считать Les Paul Junior. К 1961 году Gibson решились на кардинальные перемены в попытках оживить вялый спрос на Les Paul. В течение 1960 года компания вложила $ 400 000 в расширение фабрики, которая в итоге, когда работы были закончены через год, выросла в размерах более чем вдвое. Это было уже третье расширение фабрики с 1917 года – предыдущие имели место в 1945 и 1950 годах. Одноэтажное кирпичное здание в итоге было перестроено в завод площадью более 11 000 м2, занимавший два квартала по Парсонс-стрит в Каламазу. От расширения производственных площадей выиграла, прежде всего, полностью обновленная линейка Les Paul. Gibson переработали модели Junior, Standard и Custom, создав современный «двурогий» дизайн гитар, поначалу также называвшихся Les Paul, хотя в течение 1963 года компания переименовала их в SG Junior, SG Standard и SG Custom.

В том же году Gibson выпустили совершенно новую модель цельнокорпусной электрогитары – Firebird, облик которой сильно напоминает провальный Explorer. Основной мотивацией, опять-таки, была конкуренция с Fender, доля которых на рынке цельнокорпусных гитар все возрастала. «Мы хотели нанести новый удар, сделать что-то, чего наши друзья из Fender сделать не могут», - впоследствии говорил мне глава Gibson Тед МакКарти. На этот раз, для того, чтобы создать нечто выдающееся и не ограничивать себя традиционными гитарными формами, Gibson наняли стороннего дизайнера, целью которого стало выдумать что-то новое и запоминающееся. И именно это они и получили.

Рэй Дитрих был легендарным автомобильным дизайнером, работавшим в автомобильной индустрии уже 50 лет. Он начал свою карьеру с работы в проектном отделе маленькой фирмы в 1910-х годах, познавая науку работы с чертежами от кузовных мастеров. В 20-е и 30-е годы Дитрих вынашивал идею создания кузовной мастерской, завершавшей разработку дизайна до его запуска в производство. Дитрих возглавлял несколько фирм в Нью-Йорке и затем в Детройте, в том числе ателье «LeBaron Carrosiers», разрабатывавшее и строившее заказные кузова для таких производителей, как Lincoln, Packard, Duesenberg и Ford. Вот лишь две из наиболее примечательных его работ, запущенных в производство – стильный REO Royale Eight 1931 года и красивый Chrysler Airstream 1935 года. Поработав консультантом на компанию Checker Cab, он основал собственную фирму Raymond Dietrich Inc. В 1949 году в Гранд-Рэпидс, штат Мичиган. Спустя 4 года Дитрих вернулся к работе консультантом на Checker, а в 1960 году, в возрасте 66 лет, он вышел на пенсию и уехал в Каламазу.

Ray Dietrich

Через несколько лет после выхода на пенсию Дитрих повстречался с руководителем Gibson, Тедом МакКарти. МакКарти присутствовал на обсуждении, где Дитрих рассказывал о своей работе автомобильным дизайнером, а затем представился и спросил, не хотел бы Дитрих поучаствовать в создании гитары. В результате Gibson наняли его для разработки новой серии электрогитар. Дитрих создал фантастический облик, однако он по-прежнему оставался безымянным. «Я сидел в своем кабинете как-то вместе с Рэем и парой других ребят», - вспоминает МакКарти, - «и мы пытались придумать название для этой штуковины. Он сказал: «Почему бы вам не назвать ее «Phoenix»?» Я ответил: «Разве это не из старой легенды про огненную птицу, которая восстает из пепла?» Так и появилось название. Кроме того, Рэй нарисовал логотип на накладке». Новая модель Firebird появилась в каталоге 1963 года, и Gibson были готовы кричать об этом на весь свет, провозглашая о «революционной новой серии цельнокорпусных гитар. Потрясающих внешне и потрясающих в игре. Вы найдете целый мир новых звуков и исполнительского потенциала… а, кроме того, острые верхние частоты и глубокие, резкие басы. … Совершенно новый захватывающий инструмент, у которого есть все, что вы только можете пожелать – звук, ощущения, скорость игры, широта диапазона».

Было выпущено 4 модели Firebird – I, III, V и VII – каждый со своими характеристиками, но все на основе одних и тех же дизайна и конструкции. Два недостающих номера – II и IV предназначались для пары басов Thunderbird, а номера VI не было. Gibson объявили о появлении новой линейки прямо перед началом выставки NAMM 1963 года в Чикаго и показывали их в комнатах 826-829 отеля «Palmer House» с 21 по 25 июля. Новые модели впервые появились в прайс-листах за июль, а производство началось спустя примерно три месяца.

Каталог Gibson 1963

Firebird стала первой цельнокорпусной электрогитарой Gibson со сквозным грифом – на всех Gibson применялась вклеенная конструкция, в то время, как на Fender крепили гриф на болтах. По мнению некоторых производителей гитар, сквозной гриф давал лучшее звучание и более длительный сустейн. В то время единственным массовым производителем, регулярно выпускавшим модели со сквозным грифом, был Rickenbacker, хотя вплоть до начала 80-х он не пользовался большой популярностью. На Firebird центральная секция, изготовленная из нескольких слоев махагони и ореха, проходила через всю гитару – от головы грифа до крепления ремня – таким образом, гриф и центральная часть корпуса гитары были единым целым.

Два чуть более тонких «крыла» из махагони приклеивались по бокам для придания формы корпусу, и в итоге центральная часть выступала над «крыльями», создавая что-то вроде полки 10 см шириной, на которую крепились звукосниматели и бридж со струнодержателем. На тыльной части корпуса сверху был небольшой вырез – еще одна черта, характерная для гитар Fender, предназначенная для большего удобства исполнителя.

Форма корпуса была обтекаемой и ассиметричной, похожей на что-то вроде Explorer, но более закругленной, такой, что ее уже нельзя было принять за угловатый параллелограмм, хотя в целом Firebird смотрелся интереснее. Вытянутый контур, в верхней части которого отсутствовал «рог», создавал иллюзию, что нижний «рог» выступал дальше, чем на самом деле. В результате получился практически противоречивый, но довольно привлекательный облик, и, благодаря этому, оригинальные модели стали известны среди коллекционеров и музыкантов как «Firebird с перевернутым корпусом» или попросту «перевернутые».

Keith Richards

На приклеенной к грифу поверх анкерного паза накладке грифа, сделанной из палисандра (на моделях I, III и V) или эбони (на модели VII), были 22 лада, на моделях III, V и VII накладка имела окантовку. Анкерная гайка была спрятана под крышкой на голове грифа. На лицевой части накладки были маркеры ладов – маленькие точки из искусственного перламутра (I и III), большие короны из искусственного перламутра (V) или большие перламутровые блоки (VII) – врезанные на первом (только на модели VII), третьем, пятом, седьмом, девятом, двенадцатом, пятнадцатом, семнадцатом, девятнадцатом и двадцать первом ладах. На моделях I и III на 12 ладу была пара точек. На верхнем торце накладки были 9 маленьких точек - маркеров ладов – белые на неокантованных грифах и черные на окантованных (на 12 ладу были двойные точки). В начале накладки был белый пластиковый порожек, державший струны. Длина мензуры была 24,75 дюйма – такая же, как на старых «модернистских» моделях и на уже выпускавшихся SG.

Johhny Winter

Голова грифа была необычной формы, похожей на перевернутую голову Fender, с изгибом в нижней части, вздернутым кончиком и зубчатым выступом на верхней кромке. Шестая струна шла к дальнему колку – в то время как на Fender все было наоборот. Шесть колков Kluson имели высокое передаточное отношение – как на банджо, при этом струны крепились в нижней части головы грифа, а бутоны были спрятаны с тыльной стороны. Эта необычная особенность Firebird означала, что гитаристам приходилось крутить колки непривычным образом. Над колками с лицевой части головы размещалась пластиковая крышка анкера сложной формы с золотистым логотипом Gibson. На задней части головы грифа был выбит серийный номер.

К гитаре крепились различные элементы фурнитуры. Два металлических крепления ремня – одно привинчивалось к верхней «безрогой» части корпуса, другое – за струнодержателем. Трехслойная накладка корпуса из белого-черного-белого пластика привинчивалась к корпусу восемью винтами, на ней был выдавлен впечатляющий логотип в виде огненной птицы красного цвета. Накладка прикрывала фрезеровки в корпусе для проводки от звукоснимателей к регуляторам, а пластиковая крышка с тыльной части корпуса закрывала потенциометры. Селектор звукоснимателей с металлическим рычажком и пластиковым наконечником размещался на лицевой накладке (разумеется, у модели I с одним звукоснимателем его не было).

Все модели Firebird оснащались хамбакерами меньших, чем обычно, размеров без регулировки высоты магнитовыводов – в настоящее время такие датчики известны как «минихамбакеры». Две катушки каждого из звукоснимателей были намотаны вокруг магнита из алнико – точно так же, как синглы на Fender – и вышедший в результате звук явно свидетельствовал о том, что Gibson хотели скопировать не только облик Fender. Многие музыканты со временем полюбили уникальное звучание звукоснимателей Firebird – что-то среднее между обычными хамбакерами Gibson и Telecaster. Нейл Янг так сильно полюбил этот звук, что он вытащил датчик и поставил его к бриджу своего любимого Les Paul – «Old Black», и это создало добрую половину потрясающего звучания сольных партий Янга. У Firebird I был один звукосниматель (в бриджевой позиции), у III и V – два звукоснимателя, а у великолепного VII – три.

Gibson использовали свою традиционную раскладку регуляторов и в Firebird – у модели с одним датчиком была одна ручка громкости и одна ручка тембра, у моделей III и V с двумя датчиками – по ручке громкости и тембра для каждого из звукоснимателей, плюс переключатель, позволявший включить любой из датчиков или оба сразу. На VII набор регулировок был позаимствован у Les Paul Custom с 3 датчиками: трехпозиционный переключатель позволял выбрать передний датчик с регулировками громкости и тембра, средний и бриджевый датчики одновременно с регулировками громкости и тембра бриджевого датчика или бриджевый датчик с регулировками громкости и тембра. Выходной разъем располагался на лицевой части корпуса под регуляторами. Каждая из пластиковых ручек регуляторов крепилась на штифт одного из четырех потенциометров. На каждой ручке была серебристая шляпка с маркировкой «Volume» или «Tone», соответственно, с цифрами от 0 до 10 внизу и маленьким металлическим указателем под ручкой.

Firebird I была единственной моделью в линейке, не оснащавшейся штатно рычагом тремоло – серийная модель шла с комбинированным бриджем-струнодержателем, вокруг которого оборачивались струны. На III стоял бридж с втулками и простое вибрато Gibson / Maestro с плоским рычагом, а V и VII оснащались бриджем Tune-o-Matic и улучшенным вибрато Deluxe Gibson / Maestro Vibrola с трубчатым рычагом и декоративной крышкой. Фурнитура на I, III и V была никелированной, в то время как на VII она была позолоченной. За отдельную плату можно было приобрести кейс с черной отделкой и желтым бархатным покрытием внутри.

Eric Clapton

Стандартным цветом для Firebird был черно-коричневый санберст, однако Дитрих и Gibson пошли дальше простого подражания форме Fender – они также позаимствовали идею заказных расцветок Fender. Большинство производителей гитар предлагали свои инструменты в традиционных цветах – коричневом, или белом, или санберст, однако лишь немногие гитары были доступны в ярких расцветках.

Нью-йоркская компания Gretsch стала первой, кто стал использовать для окраски гитар цветовые палитры автомобильных производителей, создав такие электрические инструменты с новой внешностью, как Country Club цвета «Cadillac Green» и Streamliner цвета «Jaguar Tan» – оба были выпущены в 1954 году. Fender в течение 50х годов выпускали отдельные партии гитар с одноцветной непрозрачной окраской, но начиная с 1956 года калифорнийская компания начала предлагать в своем каталоге под названием «заказные расцветки» цвета из палитры Du Pont в качестве опции для большинства моделей. Fender опубликовал цветовую палитру образца 1961 года, чтобы прорекламировать идею и помочь клиентам в выборе расцветки.

До этого момента Gibson предлагали свои электрогитары только в стандартных цветах, что, как правило, означало санберст, либо натуральный, либо вишневый цвета. Но на этот раз Gibson решили переплюнуть Fender и выпустили свою собственную палитру расцветок для модели Firebird. «Эффектность заказной расцветки состоит в ее завершенном профессиональном виде – шик и блеск, убойное сочетание!» - кричала реклама новой палитры. – «Десять прекрасных заказных расцветок от Gibson - выберите ту, что подходит лично вам идеально!» Рядом с рекламой палитры были показаны образцы и их названия («poly» означало эффект «металлик»): Cardinal Red, Ember Red, Frost Blue, Golden Mist Poly, Heather Poly, Inverness Green Poly, Kerry Green, Pelham Blue Poly, Polaris White и Silver Mist Poly.

James Hetfield

Клэй Харрелл, изучавший заказные расцветки, позднее выявил, что акриловые лаки Gibson были близки к расцветкам Fender, и он установил, что, как и в случае с Fender, они все были позаимствованы у существовавших на тот момент автомобильных цветов. Харрелл обнаружил, что гибсоновский Cardinal Red очень близок к фендеровскому Dakota Red; Ember Red – близок к фендеровскому Fiesta Red; Frost Blue – к Sonic Blue; Golden Mist Poly идентичен Shoreline Gold Metallic; Heather Poly похож на более светлый Burgundy Mist Metallic; Inverness Green Poly выглядит как очень светлый вариант фендеровского цвета Sherwood Green Metallic; Kerry Green – копия Surf Green; Pelham Blue Poly – как более светлый Lake Placid Blue Metallic; Polaris White идентичен Olympic White, а гибсоновский Silver Mist Poly – точно такой же, как фендеровский Inca Silver Metallic. Харрелл подсчитал, что самыми популярными заказными цветами Firebird были Pelham Blue и Cardinal Red, однако их опережал гораздо более популярный обычный санберст.

Прайс-лист для ценовой зоны 1 от июля 1963 года отмечал каждую модель Firebird как «новинку» и устанавливал следующую вилку цен: модель I стоила $189,50, модель III – $249,50, модель V - $325, а VII - $445. Кейс шел за дополнительную плату в $46, а заказная расцветка («выбор заказных цветов для вышеперечисленных моделей») добавляла к цене $15. Firebird VII стал самой дорогой цельнокорпусной электрогитарой Gibson (не считая двухгрифовой модели), он стоил примерно на $20 дороже, чем Les Paul Custom, в то время, как самый дешевый Firebird I был дешевле, чем SG Special за $210.

Firebird продавался гораздо лучше, чем Explorer – что, впрочем, не бог весть какое достижение – и самой популярной моделью был Firebird III с двумя датчиками. К началу 1965 года, однако, руководство фабрики Gibson столкнулось с рядом проблем. Firebird был сложен и дорог в производстве, и стало ясно, что привлечение стороннего дизайнера, не понимающего технологию изготовления гитар, может иметь свою обратную сторону.

Если во время производства грифа на фабрике случался брак, то для гитары со сквозным грифом это означало, что большая часть гитары шла в мусорную корзину. Сложная конструкция многослойного грифа, а также вырезы и мудреная распайка увеличивали длительность производственного цикла и, таким образом, возрастала себестоимость. А как только Firebird выходил с фабрики, он тут же обнаруживал печальную склонность к поломкам в месте, где голова переходила в гриф. Зачастую поломки происходили, еще пока гитара лежала в кейсе, где это слабое место инструмента висело без поддержки.

Gibson решили пойти на попятную и свернуть производство оригинальных Firebird. В то же время, компания работала над новой версией с упрощенной конструкцией и измененным дизайном. По прошествии многих лет, от кого-то из руководства Gibson возникла история, что Fender угрожали подать иск на Gibson из-за того, что дизайн оригинальных «перевернутых» Firebird напоминал «смещенный» корпус Fender, стоявший на моделях Jazzmaster и Jaguar. Утверждалось, что по этой причине Gibson были вынуждены изменить дизайн первых Firebird, хотя в это верится с трудом.

Бесспорно, Fender были недовольны и даже выпустили в свое время рекламу моделей Jazzmaster и Jaguar со слоганом «Самые части копируемые гитары мире». Однако реальных оснований для подачи иска у Fender не было. У них был лишь простой патент на дизайн Jazzmaster, выданный в декабре 1959 года, в котором было указано, что «подана заявка» на регистрацию «смещенных» обводов корпуса Jaguar и Jazzmaster. История о том, что Fender выступил истцом, скорее всего, просто была удобной отговоркой, чтобы скрыть финансовые и практические причины, побудившие Gibson внести корректировки в дизайн Firebird.

Наиболее явной отличительной чертой новой линейки Firebird, появившейся в 1965 году, стал несколько более традиционный дизайн корпуса, выглядевший, как будто оригинальный корпус перевернули вверх ногами и вдоль своей оси. В результате, музыканты и коллекционеры стали называть эти модели «неперевернутыми» Firebird, в отличие от ранних «перевернутых». Сквозной гриф и выступ на корпусе канули в Лету, на смену им пришёл обычный для Gibson вклеенный гриф. На две низшие по цене модели устанавливались обычные синглы P-90, голова грифа стала по форме более похожей на Fender, а колки были обычными. Были и некоторые переходные варианты, которые объединяли в себе черты «перевернутой» и «неперевернутой» моделей.

Каталог Gibson 1966

Новые Firebird были представлены в прайс-листе за июнь 1965 года, и снижение цен было очевидным. Последние из «перевернутых» Firebird продавались за $500 (модель VII), $360 (модель V), $280 (модель III) и $215 (модель I), соответственно, в то время как новая «неперевернутая» серия была заметно дешевле - $379,50 (модель VII), $289,50 (модель V), $239,50 (модель III) и $189,50 (модель I). Gibson также непродолжительное время выпускали 12-струнную версию Firebird V, впервые представленную в 1966 году. Но одних удешевления и изменения дизайна было недостаточно, чтобы остановить падение продаж «неперевернутых» Firebird на всем протяжении 60-х, и к концу десятилетия они были в итоге сняты с производства.





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
   Гитары        и все остальное