JIMI 
   Гитары        и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:


Flying V. Explorer. Firebird.
Причудливая история необычных электрогитар Gibson
Автор - Тони Бэкон. Перевод - Илья Шлыков для jimi.ru.

Часть 2. Пятидесятые (окончание).

На фабрике Gibson в Каламазу все было готово к началу выпуска Flying V. 21 февраля 1958 года стало важным днем для фабрики. Менеджеры ежедневно вручную вносили количество произведенных за день инструментов в гроссбух, или так называемый «ежедневник». В ту пятницу, среди прочих записанных в «ежедневник» инструментов, были пять особых гитар, к записям о которых было сделано примечание «демонстрационные, служебная записка CMI», что предположительно отсылает нас к служебной записке компании Chicago Music Instruments, материнской компании Gibson, с требованием предоставить данные инструменты. Слово «демонстрационные» обычно означало на Gibson, что образцы предназначены для показа на выставках и мероприятиях – должность координатора по мероприятиям занимал Уорд Эрбанас – однако на тот момент не проводилось никаких значимых выставок, так что суть этого примечания отчасти остается загадкой. Возможно, имелось в виду, что гитары будут демонстрироваться при получении одобрения на массовое производство? Сам по себе список содержит в себе меньше тайн – в него входят первые экземпляры «двухгрифовой мандолины», «ES-335T», «EB-2» и «LP цвета Cherry Red», а в самом верху есть запись о «Flying V из корины». Для одной из самых радикальных электрогитар в истории Gibson или вообще какого-либо другого производителя, это был знаменательный момент.

Через месяц или около того, Gibson выпустили новый иллюстрированный каталог электрогитар, заменявший собой предыдущее издание от октября 1957 года. На задней обложке был размещен сенсационный рисунок, изображавший Flying V впервые, на котором был показан тот же самый набросок, что и опубликованный в газете несколько месяцев назад. «Gibson выходит вперед с дизайном будущего», - так начиналась триумфальная реклама, а далее следовали несколько строчек, уже знакомые нам по более ранним рекламным слоганам компании, однако теперь заполненные словами на букву «М»: «Стреловидные, модернистские линии этого воистину прогрессивного инструмента станут настоящей находкой для играющего в группе музыканта, желающего произвести эффект». Каталог оканчивался примечанием относительно звукоснимателей: «Новые хамбакеры имеют больший выход и создают прекрасный прозрачный и долго длящийся звук, уменьшая при этом шумы и внешние наводки».

Цена Flying V, указанная в этом каталоге, датированном мартом 1958 года, была $247,50 (что эквивалентно на сегодняшний день примерно $1900). Специальный «плюшевый» кейс продавался отдельно за $75 (это были цены для зоны 1 – для зоны 2 цены были, соответственно, $262,50 за гитару и $77,50 за кейс). Вторая зона включала в себя удаленные штаты, те, что находились к западу от Скалистых гор, и цена в ней была выше по причине больших затрат на доставку. Цена Flying V в 1958 году была точно такой же, как у Les Paul Goldtop, что ставило ее ближе к верхним строчкам прайс-листа на электрогитары Gibson: на самом верху была Super 400-CES натурального цвета за $700, внизу – Les Paul Junior цвета «sunburst» за $120. Что же касается гитар Fender, то Stratocaster стоил чуть дороже, чем Flying V - $274,50, а Telecaster – несколько дешевле – $199,50.

Один из ранних заказов на Flying V был довольно необычным – он был отгружен 9 апреля с интригующей пометкой «без серийного номера, для CMI Аляска, плюш». Некоторые из дилеров Gibson стали получать новую модель к концу этого же месяца. Получателями первых партий Flying V, отгруженных в понедельник, 21-го числа, были магазин «Colonial Music» в Огайо и магазин «Lyon&Healy», расположенный, вероятно, в Чикаго. Похоже, что посетитель из магазина «Lyon&Healy», зашедший на стенд Gibson на выставке NAMM предыдущим летом, где они показывали прототип модели Futura/Explorer, разместил свой заказ прямо тогда. Более крупная партия из десяти Flying V была отгружена с фабрики в Каламазу неделей позже, 30-го числа. Одна V, похоже, была отгружена в течение мая дважды – первый раз канадскому дистрибьютору Gibson – Turner Musical Instrument (вероятно, была дана на время для проведения дилерского мероприятия), затем была возвращена и повторно отгружена примерно через неделю магазину в Нью-Йорке.

Наиболее заметной внешней особенностью серийной версии новой гитары был, разумеется, потрясающий V-образный корпус угловатой стреловидной формы. Gibson описали его как «цельный корпус, сделанный из древесины корины высшего сорта, покрытый лаком натурального оттенка». Много лет спустя я спросил МакКарти, не мог бы он припомнить, по какой причине Gibson выбрали именно корину для корпуса Flying V. «Потому что она похожа на светлый махагони», - ответил он. – «В тот момент времени у музыкантов популярностью пользовались гитары светлого цвета – им нравился этот светлый оттенок. Мы хотели сделать инструмент такого цвета, поэтому и появились Flying V из корины. Корина на самом деле не белая – она, скорее, желтовато-бежевая».

Fender Telecaster и Esquire выпускались в светлых цветах по умолчанию, а в 1957 году Fender показали на выставке NAMM Stratocaster такого цвета с золотой фурнитурой. Возможно, Gibson заметили, какое потрясающее впечатление производит такое сочетание. «Мы хотели сделать инструмент в светлом цвете, и самое первое, о чем мы подумали – это была лимба, или корина», - подытожил МакКарти. – «Эта древесина немного легче, чем махагони, но ведет себя примерно так же – ее можно резать без риска расколоть, как это часто бывает с другими породами».

Название «корина» использовалось в американской индустрии для обозначения западноафриканской древесины Terminalia superba, обычно известной как лимба, или афара. Лимбу иногда сравнивают с махагони в плане среднего веса или звуковых характеристик при создании цельнокорпусных гитар, однако они относятся к разным видам и семействам. Похоже, что Gibson выбрали эту породу, в основном, за ее привлекательный внешний вид и цвет, что позволило создать светлую «выбеленную» или «обесцвеченную» окраску, но – что важно – без дополнительных трудозатрат, которых потребовало бы махагони для достижения подобного эффекта. Gibson уже использовали светлую корину для создания лэп-стил гитары Skylark, выпущенной в 1957 году, так что, возможно, на фабрике остались какие-то запасы или, по крайней мере, ее было сравнительно несложно достать у имеющегося поставщика. Gibson также использовали эту породу в стил-гитаре Consolette, выпускавшейся в 1957 году.

Корпус новой Flying V из корины имел две «ноги», создающих V-образную форму, с слегка закруглёнными кромками, которые сходились в «промежности». В месте, где корпус соединялся с грифом, боковины были слегка срезаны. В лицевой части корпуса были выфрезерованы глубокие ниши под звукосниматели и регулировки, прикрытые накладкой. Узкая черная ребристая резиновая полоска, сделанная из материала для напольных ковриков, была приклеена к нижней кромке корпуса, чтобы гитара не соскальзывала с ноги сидящего музыканта.

У Flying V был кориновый гриф из одного куска, прикреплявшийся традиционным для Gibson способом, когда гриф приклеивается к корпусу при помощи плотного соединения «шип-гнездо». Но, что необычно для Gibson, на Flying V корпус перекрывает пятку грифа в задней части. Палисандровая накладка с 22 ладами приклеена к грифу, закрывая паз с металлическим анкерным стержнем. Анкер мог регулироваться для исправления прогиба грифа при помощи специального ключа путем поворота анкерной гайки, спрятанной под накладкой на голове грифа.

На лицевой части накладки грифа размещены маркеры в виде маленьких пластиковых точек «под перламутр», установленные на третьем, пятом, седьмом, девятом, двенадцатом, пятнадцатом, семнадцатом, девятнадцатом и двадцать первом ладах – на двенадцатом ладу точек две. В точном соответствии с этими позициями, на верхней боковой кромке грифа, видимой музыканту, расположены девять маленьких черных точек, на 12-м ладу, опять-таки, точки двойные. В верхней части накладки установлен порожек, сделанный из белого пластика, удерживающий струны и задающий расстояние между струнами. Длина мензуры – 24.75 дюйма, такая же, как на уже выпускавшихся цельнокорпусных электрогитарах Les Paul.

Голова грифа собрана из трех частей – центральной секции и приклеенным к ней боковинам. Дизайн головы – вариация на тему стандартной для Gibson формы с тремя колками по бокам, но с более широким основанием, сходящимся к закруглённой верхушке в форме буквы «V» - что-то вроде формы корпуса в миниатюре. К тыльной части головы грифа прикручены шесть раздельных колков Kluson с закрытым механизмом и пластиковыми бутонами в форме желудя на тонкой металлической оси. На лицевой части головы грифа каждая струна обматывалась вокруг оси солка, имеющей отверстие для продевания струны. Между колками располагался пластиковый серебристый логотип Gibson, такой же, как на многих усилителях компании того времени, а также традиционная крышка анкера в форме колокольчика. Серийный номер наносился печатью на обратной стороне головы грифа, под прозрачным лаком, и первая цифра номера – 8 или 9 – обозначала год производства (1958 или 1959).

Кроме этого, на гитару была установлена различная фурнитура. Две металлических пуговицы для крепления ремня – одна прикручивалась с обратной стороны верхней «ноги» корпуса, а вторая – на верхнем торце корпуса. Трехслойная черно/бело/черная пластиковая защитная накладка крепилась к корпусу восемью винтами. К накладке крепились почти все электронные компоненты и проводка. С лицевой стороны накладки располагались три регулятора и трехпозиционный переключатель. Под ней, скрытые от взгляда, была размещена электроника: три потенциометра – один для регулировки тембра и два для регулировки громкости; корпус переключателя и проводка, соединявшая все вместе.

На гитаре стояли два одинаковых звукоснимателя – каждый с двумя катушками, намотанными простой безэмалевой проволокой (одна с сердечником, а вторая – с регулировочными винтами), а также с маленькой металлической предохранительной пластиной внизу, алниковым магнитом и деревянной прокладкой. Каждый из звукоснимателей имел основание, металлическую крышку с отверстиями для регулировочных винтов и черную пластиковую рамку, прикрепленную к корпусу четырьмя винтами, плюс по винту с каждой стороны для подстройки высоты.

На Flying V Gibson использовали распайку регуляторов, отличающуюся от обычно применяемой ими на электрогитарах с двумя хамбакерами: в распоряжении музыканта были ручки громкости для каждого из звукоснимателей и один общий регулятор тембра. Три черных пластиковых ручки были выстроены на накладке Flying V в одну линию, каждая из них была надета на шток потенциометра. Эти ручки стали известны как «шляпки», «колокольчики» или «цилиндры» из-за их формы в профиль, и на каждой внизу был закреплен маленький металлический указатель-стрелочка. Если посмотреть на гитару от лица гитариста, играющего на ней, ручка, расположенная ближе всего к бриджу, регулировала громкость переднего звукоснимателя, затем шла ручка громкости заднего звукоснимателя, а за ней – ручка тембра. Каждая из ручек была промаркирована числами от 0 до 10 на «юбке» в нижней части.

Рядом с передним регулятором громкости был расположен трехпозиционный переключатель, который имел металлический рычажок с пластиковым наконечником. В положении «вверх» был включен передний звукосниматель, в положении «вниз» - задний, а в центральном положении – оба. Выходной разъем был расположен отдельно, под накладкой на лицевой части «нижней ноги». Он был установлен на круглом трёхслойном пластиковом диске, закрепленном на корпусе тремя шурупами.

Позолоченный бридж типа «Tune-o-matic» модели Gibson ABR-1 был выполнен из цинкового сплава и имел шесть латунных седел и два цинковых колесика для регулировки высоты. Стильный струнодержатель, специально разработанный для Flying V, был сделан из позолоченной латуни в форме буквы «V», впоследствии получил прозвище «Cadillac» из-за сходства с логотипом автопроизводителя. Струнодержатель был прикреплён к корпусу тремя штифтами. Струны от бриджа шли далее через отверстия в струнодержателе и, проходя через весь корпус, крепились за шесть якорных втулок с тыльной части корпуса (примерно так же, как на Fender Telecaster, Esquire и на последних моделях Stratocaster). Все внешние металлические элементы были покрыты позолотой, за исключением ладов. Опциональный кейс делался специально по форме гитары компанией Geib. Он был длинной треугольной формы с плоским верхом, был отделан коричневым покрытием, характерным для дорогих моделей Gibson, а внутри имел обивку из красного или розового плюша – в меру роскошная постель для такого выдающегося творения.

Вслед за выпуском модели Flying V, Gibson принялись за работу над второй гитарой из «модернистской» серии – Explorer. Компания направила письмо своим дилерам в мае 1958 года, которое позднее было раскопано Андре Дюшосуа. Оно информировало дилеров о выходе нового каталога и привлекало их внимание к нескольким его позициям. «Лишь недавно вы получили новый каталог электромузыкальных инструментов Gibson», - так начиналось письмо, датированное седьмым мая. – «Почему бы вам не открыть его и не обратить внимание на некоторые из новейших моделей электрогитар и усилителей Gibson?»

В верхней части этого списка был пункт под заголовком «Модернистские инструменты». Письмо начиналось с известного уже изображения Flying V, но затем шли потрясающие новости: «Затем есть еще Explorer, еще один пример ультрасовременного дизайна. Эта гитара настолько новая, что вы не найдете ее в каталоге, но она показана в выпуске «Gibson Gazette» за апрель-май, который был разослан вам на днях».

На странице 6 этого рекламного издания Gibson, рядом с уже известным рекламным изображением Flying V темного цвета, была впервые показана совершенно новая модель – Explorer. На иллюстрации этой новейшей гитары был виден светлого цвета корпус, изображенный в той же самой карандашной технике, что и большинство картинок в каталогах Gibson того времени. «Gibson смотрит в будущее и находит там вдохновение для идей своего дизайна», - вдохновенно писалось в газете.

Под заголовком «Взгляд вперед» и рисунками Explorer и Flying V был размещен рекламный текст: «Потрясающий результат такого дерзкого подхода – два новых динамичных инструмента, изображенные здесь. Мы представляем вам новую звезду в линейке Gibson – Explorer, разработанный в пару к уже известной Flying V». Затем снова шли стандартные строки: «Впечатляющий облик обеих модернистских гитар станет настоящей находкой для играющего в группе музыканта, желающего произвести эффект. Конструкция обеих гитар идентична – они различаются лишь формой».

Задержка с выпуском Explorer, вероятно, была вызвана изменениями, внесенными Gibson в первый прототип, известный сегодня под именем Futura, а его название, возможно, было навеяно запуском первого в США искусственного спутника Земли - «Explorer-1» - в январе 1958 года. Похоже, Fender были не единственными обитателями «стратосферы». По сравнению с ранним патентным изображением и, по меньшей мере, один прототипом, корпус новой модели Explorer был слегка шире в «талии» и имел более элегантные обводы, а также в целом более выверенный баланс составляющих элементов. В итоге получился самый запоминающийся дизайн гитары 50-х, бескомпромиссный этюд, состоящий из смещенных прямоугольников.

Есть свидетельства того, что производство Explorer началось примерно в начале июля 1958 года. Чуть позже мы увидим, как это отражено в производственной статистике Gibson, зачастую, к сожалению, неполной. Номер газеты за апрель-май также косвенно свидетельствует об этом – в конце статьи о двух новых гитарах указано, что первые поставки Explorer начнутся примерно через два месяца. Новый прайс-лист Gibson от 1 июля 1958 года уже содержит Explorer, как и выпускавшуюся к тому времени Flying V, в разделе «модернистские гитары», цена обеих гитар – $247,50.

Выставка NAMM 1958 года вновь проводилась в зале «Palmer House» в Чикаго и шла 4 дня, открытие состоялось 21 июля. Gibson, разумеется, представили, по меньшей мере, одну Flying V – фотография есть в репортаже о выставке, напечатанном в сентябрьском номере журнала «Piano Trade Magazine». На ней изображены Джулиус Беллсон, Кларенс Хавенга и Тед МакКарти, позирующие перед гитарным стендом, на котором, в том числе, есть Flying V. На самом деле, вероятно, у них было на стенде два Flying V – в производственном «ежедневнике» отмечены две Flying V, предназначавшиеся для CMI, материнской компании Gibson, вместо обычного указания названия дилера, которые были отгружены 5 июня, как раз перед выставкой. Также, возможно, у Gibson был Explorer для показа посетителям, хотя фотографии свидетельствуют о том, что на главном стенде Gibson из «модернистской» линейки присутствовала только Flying V.

Explorer стал еще одним примером беспрецедентного дизайна. Его конструкция и основные характеристики были очень близки к Flying V: кориновые корпус и гриф, бело-черно-белая трехслойная пластиковая накладка корпуса, палисандровая накладка грифа с 22 ладами и маркерами в виде точек, мензура в 24.75 дюйма, два регулятора громкости и один – тембра, переключатель звукоснимателей и два хамбакера.

Одним очевидным пережитком дизайна прототипа «Futura» стало то, что, по меньшей мере, один Explorer был сделан с раздвоенной V-образной головой грифа, сохранившейся от ранней модели. Тем не менее, затем Explorer получил новую удлиненную и наклонную форму головы грифа, благодаря чему гриф стал напоминать хоккейную клюшку. Эта остроконечная голова с перламутровым логотипом Gibson была намного практичней и несколько напоминала «фендеровский» стиль, однако это добавило броскости в шокирующий новый облик Explorer. Впоследствии этой формой головы грифа вдохновлялись создатели заостренных форм популярных в 80-е «суперстратов». У Gibson Explorer был традиционный струнодержатель, в отличие от V-образного со струнами сквозь корпус на Flying V, а разъем тоже был размещен в обычном месте – на нижней части корпуса.

Форму корпуса Explorer, тем не менее, сложно назвать традиционной – вероятно, она была даже более радикальной, чем на Flying V, представляя собой приятный микс угловатости и современных прямых линий с клиновидным основанием и удлиненным «рогом», выдающимся за пределы нижнего выреза. Этот сбалансированный и выверенный корпус стал еще одним выдающимся достижением команды разработчиков Gibson в конец 50-х. Форма и облик Explorer впоследствии вдохновили многих производителей гитар и музыкантов, которые воздали должное этой блестящей новинке из Каламазу. Gibson были убеждены, что они были на пороге чего-то великого: «Попробуйте один из этих инструментов с новым обликом», - настаивала оригинальная реклама. – «Каждый из них – стопроцентный хит для современного гитариста!» К сожалению, это не сработало. Хитом они стали лишь для гитаристов будущего.

В архиве производственной статистики Gibson за те годы нет записей об Explorer вообще. Это не следствие какого-то недосмотра, просто позднее часть архива была утеряна. Этот пробел по сей день сводит исследователей гитарной истории с ума. Все остальные записи с серийными номерами и датами отгрузки практически по всем прочим инструментам, сделанным на фабрике в классический период, имеются. Однако та часть, что касается «модернистских» моделей, по большей части, отсутствует.

Уолтер Картер, бывший историк Gibson, объясняет, что архив компании состоял из двух основных частей. В первой велись записи о серийных номерах, и в нее последовательно вносились серийные номера всех произведенных гитар. Вторая часть состояла из ежедневных журналов, куда записывались модели и их серийные номера в хронологическом порядке. Также была третья часть – общие цифры отгрузок, где подсчитывались годовые объемы для каждой модели.

«Для данного периода времени отсутствуют именно ежедневные журналы - фактически, для всех цельнокорпусных моделей, выпущенных в то время», - говорит Картер. – «Во второй части есть списки серийных номеров для всех выпущенных моделей, но, к сожалению, они есть только для номеров «А», то есть для гитар с полым корпусом, но не для номеров, штамповавшихся краской на цельнокорпусные модели. У Gibson есть ежедневные журналы производства вплоть до 30 июня 1958 года, полностью все списки «А»-номеров для гитар с полым корпусом, а также новые «выбитые» серийники последовательным списком для всех моделей, начиная с 1961 года и в течение последующих нескольких лет целиком. Также отсутствуют записи об отгрузках за 60-е годы».

Наиболее вероятно, что отсутствующие журналы производства – те, что могли бы дать нам сведения о том, какие «модернистские» гитары были произведены и кому они были отгружены – были попросту потеряны. Единственный существующий журнал производства, тот, что идет прямо перед отсутствующим, обрывается на понедельнике, 30 июня 1958 года. До этой даты в нем содержатся записи о 52 Flying V – но нет ни одного Explorer. Отсюда можно сделать вывод, что производство Explorer началось не ранее, по крайней мере, начала июля.

К счастью, сохранились листы, на которых управляющий фабрики подводил итоги каждого года. В конце 1958 года сотрудник Gibson написал цифру «81» в графе с общим количеством отгруженных в том году Flying V. Цифра выглядит небольшой и, конечно, бледнеет по сравнению с самыми продаваемыми в том году цельнокорпусными моделями, которыми неизбежно являются самые дешевые модели: в записях управляющего указаны 2408 штук Les Paul Junior, 958 штук Les Paul Special, 1528 штук ES-125, 1522 штук ES-125T и 2005 штук ES-225T.

Некоторые из дорогих моделей продавались в 1958 году хуже, чем Flying V (стоившая $247,50). Gibson отгрузили в 1958 году 61 штуку Byrdland, 49 штук ES-295, 48 штук L-5CES, 32 новых двухгрифовых гитары и всего лишь 30 штук Super 400-CES (самая дорогая электрогитара Gibson, которая стоила от $675 до $700, в зависимости от окраски). Flying V была в среднем ценовом диапазоне, как и стоивший столько же Les Paul Goldtop, превратившийся в течение 1958 года в Les Paul Standard цвета «sunburst», которых было отгружено 434 штуки – впятеро больше, чем Flying V.

Explorer фигурирует в листке управляющего за 1958 год как «Корина (модерн. гит.)» и напротив него указано число «19». Несомненно, это удручающе малое количество, с какой стороны ни посмотреть. В 1959 году общее число продаж оригинальных Flying V и Explorer было еще меньше. В том году Gibson отгрузили 17 Flying V и всего 3 Explorer. Падение интереса к «модернистским» гитарам, должно быть, стало огромным разочарованием.

Единственный позитивный момент, который Gibson могли отметить в связи с этим провалом – это то, что некоторые предприимчивые владельцы магазинов стали размещать новые модели в витринах для привлечения потенциальных покупателей. Одним из примеров, с гордостью показанным в выпуске «Gibson Gazette» за сентябрь-октябрь 1958 года, была витрина магазина «Scalise Music Center» в Ричмонде, штат Калифорния, оформленная в космическом стиле и смонтированная буквально через пару месяцев после запуска четвёртого американского спутника на орбиту Земли. «Когда футуристическая гитара приехала в магазин», - писала газета, - «она вызвала такой восторг у работников, что господин Вайсхан, директор магазина, решил поставить ее в оконную витрину. Реакция посетителей была потрясающей – никогда у окон еще не собиралось таких толп».

Впоследствии эта конкретная Flying V была продана в течение двух дней. Другим магазинам меньше повезло с продажей этих моделей, и, в то время, как производство их прекратилось в 1959 году, некоторые Flying V и Explorer, конечно, провисели в магазинах весь 1960 год, а иногда и много дольше. Некоторые одинокие Flying V появлялись на фото в последующих выпусках «Gibson Gazette», в том числе, гитара, висевшая в магазине «Art Music Shop» в Монтгомери, штат Алабама, изображенная в выпуске за январь-февраль 1961 года. Позднее, в 1962 или в 1963 году Gibson собрали и продали несколько Explorer и Flying V из складских остатков, используя, в основном, более современную никелированную фурнитуру и ручки потенциометров с металлическими шляпками.

Марв Лэмб, который устроился на работу в столярный цех Gibson в 1956 году, говорит: «Я помню, как делал Flying V и Explorer. Они были самыми уродливыми штуковинами на свете и надолго опередили свое время. По-моему, Gibson раздали их почти задаром, лишь бы избавиться от них – они висели в магазинах годами». Он делает паузу, затем добавляет с улыбкой: «Хотел бы я в свое время прикупить себе парочку».

А что же насчет третьей модели в «модернистской» серии, которая стала потом называться «Moderne»? Конечно же, о ней нет никаких упоминаний в сохранившихся записях Gibson, и самый короткий ответ на этот вопрос – тот, что эта модель не дошла даже до стадии создания прототипа. Единственное патентное изображение Gibson 1957 года – видимо, вот и весь недолгий путь этого дизайна. Выпуск газеты от конца 1957 года, в котором была представлена Flying V, пояснял, что Gibson собирается выпускать несколько новых моделей: «изучили все возможные идеи – и пару невозможных тоже – и какие-то использовали, какие-то отбросили, попробовали кое-что снова, и в итоге внедрили лучшие из них в свою модельную линейку».

Рональд Линн Вуд попытался дать более развернутый ответ на вопрос о существовании мифической третьей «модернистской» модели в своей книге «Moderne: Святой Грааль винтажных гитар», изданной в 2008 году. «Я свято верю в то, что в 1956 или 1957 году был сделан, по меньшей мере, один прототип Moderne», - сказал мне Вуд, - «и он мог быть показан в следующем году или нет. Зачем Gibson было тратить силы и средства на то, чтобы запатентовать все три гитары, а строить прототипы и показывать только две из них? Определенно, существуют прототипы Flying V и Explorer / Futura. Также зачем было некоторым людям работникам, включая руководство, врать, когда они говорили, что они делали их?»

Вуд отмечает, что время от времени появляются удивительные гитары: «Очень просто опровергать существование подобных вещей – единственных экземпляров, прототипов, специальных изданий – не имея доказательств обратного. Вероятно, в районе Каламазу или в хранилище какого-нибудь коллекционера спрятаны несметные сокровища. То, что у нас нет возможности увидеть эти инструменты, не означает, что их не существует. Я решил для себя, что где-то есть оригинальный экземпляр Moderne, и рано или поздно он выплывет».

Хоть я и больше всего на свете желал бы увидеть настоящий Moderne 50-х годов, я не могу разделить его оптимизма. Я видел несколько экземпляров, вызывающих вопросы – например, Билли Гиббонс из ZZ Top, заядлый коллекционер, рассказывал мне, что два из его «Moderne», по его информации, является «имитацией», и он «предпочел бы пока воздержаться от суждений» относительно второй – но я не видел ни одного доказательства, датированного теми временами, за исключением самого патента.

Сотрудники Gibson и другие люди в самом деле припоминали, что видели Moderne на фабрике или на выставке, но я знаю по своим собственным интервью, какими обманчивыми могут быть воспоминания, если не сказать еще хуже. Это неудивительно, учитывая, что мы привыкли думать, что люди помнят каждое событие из давнего прошлого во всех мельчайших подробностях. Так, например, один очень высокопоставленный руководитель Gibson, который в то время был в гуще тех самых событий, сказал мне, что Gibson никогда не производили Les Paul цвета «sunburst» в конце 50-х. В том, что касается Moderne, принимая во внимание, сколько бы стоил оригинальный экземпляр сегодня, если бы он существовал, неужели бы кто-нибудь не нашел его (и не обеспечил бы себе тем самым безбедную старость)?

Даже само по себе название Moderne вызывает сомнения. Это название не фигурирует в каких-либо письменных источниках Gibson того времени. Оно стало появляться в литературе в начале 70-х – вероятно, впервые оно фигурировало в книге Тома Уиллера «The Guitar Book» для обозначения названия, под которым коллекционерам известна эта полумифическая модель. «Модель Moderne была разработана примерно в то же время (что и Flying V и Explorer), однако никогда не была собрана», - заключил Уиллер в 1974 году. «Модель Moderne настолько редкая, что никто никогда ее не видел», – писал годом позднее дилер Джордж Грун. Первое официальное использование названия Moderne случилось лишь в 1982 году, когда Gibson назвали так «переиздание» гитары, которой никогда не существовало. И, казалось бы, все ясно с оригинальными «модернистскими» гитарами, если бы не одно забавное послесловие к этой части истории. Забежим немного вперед – в 1992 год, когда группа авторов британского журнала «Guitar Magazine» ломала себе голову над тем, какую шутку запустить к Первому апреля. В среде журналистов стало доброй традицией придумывать какую-то шутку или розыгрыш в ознаменование этого дня, когда разрешается творить любые глупости. То, что в итоге родилось из этого невинного розыгрыша, дает нам наглядное представление о том, каким был мир винтажных гитар в начале 90-х.

В номере «Guitar Magazine» за апрель 1992 года вышла двухстраничная статья явно шуточного содержания – так, по крайней мере, можно было подумать. Ричард Чепмен написал, что в Британии всплыл экземпляр модели «Gibson Thunderbolt», сказав, что он «просто не может поверить в это», и беспокоясь, что он мог стать жертвой мистификации. Thunderbolt был злокозненно описан как четвертый участник оригинальной «модернистской» серии, имевший корпус, который выглядел, как будто у Flying V верхнюю половину перевернули задом наперед, а также струнодержатель в виде молнии.

Чепмен рассказал забавную историю и приправил ее вымышленными персонажами – такими, как Хэнк Уивер, владелец магазина «Electrifying Guitars» в Мемфисе, который первым продал эту таинственную гитару в 50-е; кузен Теда МакКарти Фред, названный «профессором геометрии в Мичиганском Государственном университете», а также первый владелец по имени Дэйв Томпсон, который, однако, «пожелал остаться анонимным». Последним приколом стала дата предполагаемой продажи гитары с аукциона, которая была указана как 1 апреля.

Помимо этого, Дэйв Баррлак написал вымышленный анализ, посвященный удобству гитары. «С точки зрения эргономики, Thunderbolt является шуткой», - сказал он. Баррлак был одним из членов редколлегии, придумавших эту хохму, наряду с Чепменом, редактором Полом Тринкой и Тимом де Вэлли, сделавшим вымышленный инструмент для иллюстрации к статье. «На нем нельзя было играть», - вспоминает Баррлак этот макет. – «По-моему, Тим создал корпус, распилив азиатскую копию Flying V, а гриф был закреплен огромным винтом, торчавшим сзади. Тем не менее, мы запустили все в печать и получили множество отзывов. Поначалу, большинство людей поняли, что это была шутка. Затем уже началась полная глупость».

Первое, что они заметили, по словам Баррлока, было упоминание в книге Андре Дюшосуа «Электрогитары Gibson», вышедшей в 1994 году, которая всерьез говорила о Gibson Thunderbolt как о модели «недавно обнаруженной в Англии». Затем они увидели Рика Нильсена из Cheap Trick с «оригинальной» Gibson Thunderbolt. В настоящее время Нильсен смеется, когда вспоминает эти события. «Я никогда не видел эту модель прежде – интересно, почему?» - улыбается он. – «На самом деле, мой знакомый дилер из Флориды, который, вероятно, увидел картинку в журнале, но не читал саму статью, собрал этот экземпляр. Он сказал мне: «Эй, Рик, я хотел бы показать тебе кое-что!» - и сказал мне, что у него есть настоящий Gibson Thunderbolt. Он дал мне его на время поиграть, и это была довольно забавная идея. Но я говорил это много лет: многие гитарные дилеры напоминают мне торговцев подержанными автомобилями или пиратов. Нельзя верить им. Но кто еще согласился бы иметь дело с музыкантами и безумными коллекционерами? Вы должны проявить к ним немного сочувствия… Но не чересчур много».

В 1995 году компания Hamer сделала для Нильсена гитару в духе Thunderbolt, а с них взял пример японский производитель Fernandes. Вероятно, наиболее странной частью всей этой истории несуществующей модели стало появление пары гитар Thunderbolt, сделанных отделением Gibson Custom Shop для выставки в 1999 году. Фил Джонс, который работал в Gibson Custom Shop 15 лет, начиная с 1984 года, объясняет, как это получилось: «Я решил. Что это будет особый проект для выставки NAMM в этом году. Мы всегда делали что-то специальное, что-то необычное, чтобы привлечь внимание – я делал безладовый бас Super 400, например», - говорит Джонс. – «Мне понравилась идея, запущенная британским журналом для хохмы, так я и подумал: «Какого черта!» Это довольно просто – развернуть две половинки корпуса Flying V – и получится форма Thunderbolt! Эта мысль заинтриговала меня, так что я сделал одну гитару из корины и одну из махагони для выставки. Это началось как шутка, а мы ее поддержали. Это было забавно».

Thunderbolt стал великолепной выдумкой, прошедшей выдающийся путь от первоапрельской шутки до модели производства Custom Shop всего за семь лет. Это доказывает то, как далеко мы можем зайти в своей потребности поверить, что что-то существует на самом деле – даже если есть веские доказательства обратного. «Я считаю, что это высшее признание», - смеется Баррлак. – «Изобрести Gibson, который никогда не существовал… и затем Gibson сам делает его».





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
   Гитары        и все остальное