JIMI 

   Гитары        и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

    Субъективная лекция о самом сокровенном     
Гитаризм как явление
Вещал - Сергей Тынку

Когда я в конце 90-ых придумал и пустил в сеть слово “гитаризм” - в нем не было никакого смысла. СССР рухнул не так давно, и в сети того периода было достаточно модно издеваться над коммунизмом и прочими “измами”. Я пытался юморить и написал что-то типа статьи “Научные основы гитаризма”, пародируя знаменитый труд советской эпохи. В отзывах большинства знакомых и незнакомых людей понятие “гитаризм” тогда ассоциировалось с онанизмом, то есть, грубо говоря, “маструбацией грифа”.

Однако, со временем, во многом благодаря моей многолетней пропаганде гитарного образа жизни посредством журнала Guitars Magazine, множеству материалов в интернете, бурной деятельностьи с презентациями, выставками и мастер-классами разных людей по всей стране, слово “гитаризм” было достаточно крепко вбито в мозги народа и музыкальную отечественную культуру. И понималось под ним совсем не позорное понятие, а нечто, что я потом определил как “процесс получения удовольствия от общения с гитарой”. Это было универсальное описание явления, не требовавшего ни от кого каких-то умений играть на гитаре, или занятий профессиональной музыкальной деятельностью. Для гитаризма нужно только одно - чтобы у тебя была гитара и ты получал от нее удовольствие. А все остальное по барабану.

И само это слово прижилось в языке только по одной причине - существовало явление, но у него не было названия. И тут надо сказать, что конец 1990-ых и начало 2000-ых - это был период массового зарождения явления, названного гитаризмом в России. Связано это было с двумя причинами - в стране наконец-то было все налажено с поставками гитар из-за рубежа, и сама экономическая обстановка по ряду причин стала намного благоприятнее нежели во времена предшествующие. Люди, родившиеся в СССР были голодны до много разного, в том числе и до гитаризма. Я знаю о чем говорю, поскольку в период 2002-2010 работал в гитарном бизнесе на самом верху и в курсе того, что происходило с объемами продаж в нашей стране.

А в СССР гитаризма не было. Секс был, а гитаризма не было. Потому что не было возможности свободно купить даже плохую электрогитару. Не говоря о хорошей. И доступ к “зарубежной музыке с использованием электрогитар” хотя бы для прослушивания тоже был весьма ограничен. Были и другие сдерживающие факторы. В общем же, на мой взгляд, зарождение отечественного гитаризма как явления именно массового началось именно в тот период, который указан выше.

Поговорим о мировом гитаризме. И, хотел бы сказать, что все, о чем идет речь в этой статье касается прежде всего электрогитары, поскольку для всего остального, я бы, наверное, рекомендовал другие истории.

Суть гитаризма и его отличие от многих других музыкальных течений состоит прежде всего в том, что из всех участников гитаризма профессиональных музыкантов меньше одного процента. Подавляющее людей в гитаризме - это любители. При этом уровень умения играть этих любителей весьма разный - от полного ужаса и до весьма высокого профессионального. Но дело не в умении играть, а в умении получать удовольствие. Конечно, профи тоже принимают участие в гитаризме - это неотъемлемая часть. Но их невероятно мало если говорить о доле среди всех участников. Все в этом бизнесе держится на любителях.

И более того, аудитория многих продвинутых гитаристов-профи часто состоит чуть ли не из одних гитаристов-любителей. То есть такие профи кормятся за счет любителей, поскольку люди, не играющие на гитарах, не ценят мастерство таких профи. Многие профи вообще существуют только для того, чтобы продавать гитары той или иной аудитории. Конечно, таким гитаристам кажется, что они тоже творческие люди и художники, но в реальности если бы благодаря их деятельности не продавались те или иные гитары, то их по большому счету не существовало в шоу-бизнесе. “Гитарист для гитаристов” называют таких людей во всем мире.

А в целом мировой гитаризм можно сравнить с фотографизмом (не знаю существует ли такое слово, но вы поняли, что имеется в виду). Фотографией увлекаются миллионы людей по всему миру, чуть ли не каждый второй. Но при этом подавляющая часть людей с фотокамерами - это любители (опять таки с очень разным уровнем мастерства, от полного лоховства и до вершин искусства).

На мой взгляд, для зарождения гитаризма как массового явления необходимо несколько условий:

  • Развитая умеющая себя рекламировать индустрия производства гитар и оборудования

  • Культовые музыканты, имеющие статус гитарных героев в глазах общества

  • Подходящая “доведенная до кондиции” аудитория с соответствующими культурными запросами

  • Популярные СМИ, обеспечивающие пропаганду и связь трех остальных факторов

И если рассматривать эти четыре фактора через призму истории, то станут понятны очень многие вещи, происходившие и происходящие с гитаризмом. Например, впервые все эти факторы окончательно сложились, как мне видится, в семидесятых, когда:

  • На слуху появилось море имен культовых гитаристов (Хендрикс, Пейдж, Клептон, Бек, Блекмор, Гилмор и др.)

  • Помимо внушительных объемов производства Fender и Gibson было запущено много японских гитарных производств с дешевыми массовыми копиями (мир до сих пор не может переварить все эти тиражи гитар 70-ых)

  • Относительно новая и молодая рок-музыка получила море своих собственных СМИ - газеты, журналы, радио, телевидение (которое в те годы наконец-то добралось до каждого дома). Более того начал выходить журнал Guitar Player.

  • Гитарное звучание рок-музыки, которое начало складываться во второй половине 60-ых, к 70-ым окончательно сформировало первое массовое поколение фанатов, готовых нырнуть в гитаризм

Вот тогда то гитарное хобби и окончательно превратилось в массовое безумие, на котором стало кормится очень много людей. Ибо не секрет, что вся эта гитарная вакханалия существует и пропагандируется исключительно рад продажи гитар, как впрочем и многое другое в этом мире.

Восьмидесятые и девяностые годы по всему были золотым веком гитаризма.

  • На гитарном рынке появились тысячи производителей.

  • Сама гитарная музыка была безумна популярна, как в виде типичных рок-группа, так и в виде сольных инструментальных проектов отдельных гитаристов.

  • Гитарная пресса была в зените. Появился журнал Guitar World и несколько десятков других. Родились издательства, массово печатающие нотные транскрипции с табулатурами. Телевидение было на подъеме. Начало вещать MTV.

  • Люди толпами стали бросаться в пучины гитаризма.

Все резко изменилось в 21-ом веке. И в это очень большую лепту внесло появление массового интернета. Когда сеть стала доступна для каждого революции не могло не произойти. И она случилась, повлияв абсолютно на все, включая наши любимые четыре фактора.

  • Гитарные производители стали терпеть колоссальные убытки. Открылся массовый мировой рынок вторичных гитар. Оказалось, что купить гитару с рук через интернет можно намного дешевле, и выбор при этом существенно больше. Выяснилось, что мир переполнен хорошими гитарами, которые вам с радостью продадут хорошие люди. Причем несмотря на прошедшие десятилетия, по своей сути электрогитара мало изменилась и все придуманное бог знает когда до сих можно успешно использовать.

  • Рок-музыка и музыка гитаристов уже не так популярны как раньше. Исчезли новизна, перестали появляться новые звезды масштаба старых. На концерты (если говорить об инструментльной музыке, которая подпитывала гитаризм) стало ходить намного меньше людей. Гитаристам приходится объединяться в проекты типа G3. Продажи музыкальных записей ушли чуть ли не ноль, поскольку люди предпочитают просто скачивать музыку в MP3. Количество ранее выпущенных записей гитарной музыки достигло невероятных объемов. Новая музыка по большому счету уже не нужна.

  • Телевидение уступило место интернету. Музыкальные каналы либо стали умирать, либо просто терять свое былое влияние. Многие из них переориентируются на показ сериалов и подростковых ток-шоу. Бумажная пресса - журналы и газеты стали исчезать из нашей жизни. Их мало кто покупает, и соответственно у них меньше денег и влияния. Люди предпочитают получать информацию из интернета, и предпочитают делать это бесплатно. Интернет-пиратство нанесло очень сильный удар по работе компаний, которые занимались видео-школами и пособиями с нотами/табами.

  • Не смотря на широкие возможности интернета, тот факт, что гитарные производители, гитарные герои, гитарная пресса получили серьезные финансовые “пробоины на кораблях”, это не смогло не сказаться на объеме пропаганды гитаризма, который стали получать люди. Этот объем серьезно снизился. Плюс у гитаризма появилось море конкурентов - просто посидеть в интернете в любой момент времени из любой точки пространства или поиграть в компьютерные игры - это уже серьезная альтернатива. А если вспомнить сколько стало закачиваться денег в пропаганду таких хобби как фотография, спортивное боление, фитнес, путешествия, кулинария, мотоциклы, реконструкция, домашние кинотеатры и т.д., то становится понятным, что на фоне 80-ых и 90-ых человеку гораздо сложнее решится на гитаризм. Тем более, как сказано было выше гитарные герои уже не так сильно владеют умами людей, и мы больше не сидим каждый день перед ящиком, транслирующим концерты этих “милых зверюшек”.

В результате к настоящему моменту сложилась крайне парадоксальная ситуация.

С одной стороны сейчас во всем мире идеальные условия для занятий гитаризмом. Помимо гитар выпущено столько всего интересного и полезного для гитаристов - все эти невероятные моделирующие процессоры или системы мобильной записи, например. А маленькие гитарные головы для дома и семьи? Или тонны учебных пособий во всех форматах, которые лежат в свободном доступе в интернете. Ну и сами гитары сейчас делают невероятного качества совсем за небольшие деньги. На китайских палках можно без проблем заниматься профессиональной деятельностью. Иди и наслаждайся.

Но с другой стороны популярность гитаризма падает. И это неизбежно. Гитаристов в свое время расплодилось слишком много. И они надоели всем, включая самих себя. Люди перестают видеть смысла в своих гитарных увлечениях и им все сложнее получить удовольствие. Все наелись. Никому по большому счету не интересны новые гитарные альбомы (если говорить о массовом слушателе). Большинство людей тошнит от бесконечного потока новинок гитарного рынка. Ритм жизни вырос в несколько раз - какого-то свободного времени на занятие гитаризмом становится все меньше и меньше. И все меньше появляется молодежи, которая бы торчала от Led Zeppelin, Van Halen, Niravana, Metallica (а новых групп такого масштаба не появляется). Поэтому гитаризм по всему миру сдает свои позиции.

Если говорить о нашей стране, то мы по объемам гитаризма находимся где-то очень далеко в жопе от лидеров. Основной застрельщик - это США. Далее идут такие две непохожие страны как Англия и Япония. Разного рода европейские страны - Германия, Франция, Италия, Испания тоже сидят в гитаризме по самое не балуй. Мы там, конечно, и рядом не стояли по количеству погруженных в гитаризм (это к вопросу о том, почему у нас нет своей приличной рок-музыки).

Что ждет гитаризм в будущем? По идее как и все хорошее он должен продолжать медленно сворачиваться и двигаться к закату. Но при этом сложно представить его окончательное исчезновение. Если на планете до сих пор встречаются люди с балалайками, гуслями, варганами и фалоимитаторами прочими странными вещами, то электрогитару так просто не сотрешь с лица Земли. Но скорее всего в общем ряду развлечений доля гитаризма будет намного меньше, нежели она составляет сейчас. Но печалиться по этому поводу вряд ли стоит. Поскольку гитаризм - это личный выбор каждого человека, и вряд ли у кого-то не получится им заниматься сейчас или в будущем. Было бы желание.





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
   Гитары        и все остальное