JIMI 

   Гитары        и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

   История гитары
Electric Guitars: The Illustrated Encyclopedia   
Автор: Tony Bacon
Перевод: журнал Guitars Magazine


Гитаристы почти всегда хотели, чтобы их гитары звучали громче. Чтобы понять причины, мы должны отправиться в начало XVI века. Именно в то время появляется инструмент, более или менее похожий на современную гитару.

Посмотрите на один из немногих экземпляров самых первых гитар. Можно заметить, что у нее полый и тонкий, но определенно очерченной формы корпус в виде восьмерки. Имеется звуковое отверстие, а также длинный гриф, завершающийся головой с колковым механизмом, и приклеенный к верхней части корпуса порожек (бридж). Все эти элементы говорят о том, что перед нами гитара. Но есть и явная разница по сравнению с современной акустической гитарой. Лады привязаны к грифу; у инструмента десять струн, натянутых пятью парными «лучами», а резонаторное отверстие украшает «роза». Все это было обычно для того времени.

Уже в XVI в. музыканты и мастера стремились усилить громкость и «разрешающую способность» инструмента. Это ясно из того, как с момента появления гитары увеличивалось количество «лучей» (одна, две или три жильные струны, соединенных вместе). Около 1500 г. гитара обычно имела четыре луча-ряда, обычно с двумя струнами в самом нижнем по высоте тона луче для дополнительной силы. Но к 1560 г. тенденция изменилась в сторону увеличения самой гитары и количества рядов струн – до пяти, что усиливало громкость. «Четырехрядные» гитары тоже делались, но к концу XVI в. более громкая «пятирядная» разновидность стала основной. Именно к этому времени относится самая старая существующая гитара, датирующаяся приблизительно 1580 г.

Chitarra Batente

В XVII в. в Италии пошла мода на достижение большей громкости с помощью установки металлических струн – часто на металлические же лады. Такой инструмент известен как chitarra batente. Металлические лады стали устанавливать и в других странах, но металлические струны займут свое место только спустя еще некоторое время. На большинстве гитар звучали – не особенно громко – струны жильные.

Важные изменения произошли в XVIII в., среди них не в последнюю очередь надо назвать стандартизацию строя пятирядной гитары – A-D-G-B-E, то есть в точности как сегодня, но без нижней шестой струны. К 1770 г. стал появляться шестой ряд-луч, поначалу обычно двойной. Но примерно к 1810 г. переход к шести одинарным струнам в строе E-A-D-G-B-E был завершен, и гитара стала выглядеть в значительной степени как современный инструмент. Для более романтического гитарного репертуара применялась основанная на щипке техника, сходная с современной лютневой, но популярна была и техника игры «боем», особенно в танцевальной музыке и песнях, для которых гитара становилась все более важным инструментом. «Боем» на других струнных инструментах в то время почти не играли; такой способ игры гитаристы развили, просто пытаясь придать своей игре больше громкости.

Хотя эти принципиальные для развития гитары изменения в ее конструкции в начале XIX в. происходили и в Испании, и в Италии, и во Франции, наибольшее влияние на тот инструмент, который мы сегодня называем «классической» гитарой, оказал испанец Антонио де Торрес Хурадо (Antonio de Torres Jurado, 1817–1892). Он увеличил размер, облегчил вес, определил форму и отобрал материалы для изготовления инструмента. Именно он установил стандарты длины струны и конструкции гитары, которые в ходу до сих пор – 19 ладов, внутренние веерные пружины для укрепления корпуса, механические колки, и порожек, к которому крепятся струны (бридж).

Сделанное Торресом – во многом развитие того, что он видел вокруг себя, а также соединение вместе правильных составных элементов. Но одной из его новинок был tornavoz – металлический цилиндр, соединявший резонаторное отверстие гитары с ее задней поверхностью для увеличения громкости. Это приспособление не прижилось, но можно сделать вывод, что уже клиенты таких мастеров, как Торрес, интересовались возможностью повышения громкости инструментов.

Другие мастера классических гитар развивали заложенные Торресом традиции. Одни, как Хосе Рамирес (Jose Ramirez), развивали идеи Торреса; другие, как Буше (Bouchet) и Флета (Fleta), вышли за пределы его шаблонов, также стремясь добиться более мощного и яркого звука. Но мало кто из сегодняшних мастеров зашел в этом направлении так далеко, как австралиец Грег Смолмен (Greg Smallman), который для достижения объема и громкости использует ультра-тонкий топ и нетрадиционные решетчатые пружины, и при этом толстые обечайки и заднюю деку.

В то время как в XIX в. Торрес в Испании и его современники в других странах совершенствовали «классические» гитары с жильными струнами, развитие инструмента в Соединенных Штатах пошло по другому направлению. В 1830 г. в Нью-Йорке выходец из Германии Кристиан Фредерик Мартин (Christian Frederick Martin) организовал гитарный бизнес, поначалу делая инструменты в стиле своего учителя Йохана Георга Стауфера (Johann Georg Stauffer). Самым популярным струнным инструментом в Америке в то время по-прежнему было банджо, и убежденности Мартина в предназначении гитары пришлось ждать некоторое количество времени, прежде чем общественный спрос совпал с его идеями. Используя жильные струны, в 1850 гг. Мартин разработал крестообразное крепление пружин внутри корпуса гитары, которое в свое время будет признано лучшим для типа флэт-топ (с плоской верхней декой) со стальными струнами.

Отдельные американские изготовители гитар начали ставить стальные струны в первые годы XX в. Одним из них был Орвил Гибсон (Orville Gibson). Он приехал в Каламазу, Мичиган, из штата Нью-Йорк примерно в 1880 г., и в середине 1890-ых гг. занялся изготовлением мандолин с выпуклой верхней декой, а также гитар. Знаменитая компания Gibson была основана в 1902 г., когда Орвил свел знакомство с людьми бизнеса, но сам он вскоре покинул предприятие. Один из инструментов, который продолжала делать новая компания Gibson, назывался "гитара-харп" – у нее был шестиструнный гриф сбоку корпуса и еще струны поверх него, для сопровождающего устойчивого аккомпанемента, который увеличивал громкость инструмента.

Карл Ларсон (Carl Larson) и его брат Август (August) из Чикаго также понимали, что гитаристам нужно быть услышанными среди громких банджо и мандолин, и для этого на своих гитарах довольно рано стали ставить стальные струны. Мартин переход на стальные струны вместо традиционных жильных, которые он использовал до этого, осуществил в середине 1920-ых гг., к концу десятилетия используя металл уже на всех моделях своей фирмы. Сочетание крепкого х-образного крепления пружин и металлических струн – плюс присущее их инструментам качество – обеспечили Martin лидирующие позиции среди флэт-топ гитар на многие годы.

Martin 1931 D-28

В то же время, Мартин начал экспериментировать с размером инструментов, и в 1910 гг. пришел к конструкции гитары, получившей название «дредноут». Широкая «талия» и крупные, прямоугольные обечайки большого корпуса «дредноута» еще больше усилили громкость, объем и богатство звука флэт-топов. Другие фирмы искали свои подходы, одним из которых стала модель Jumbo от Gibson.

Gibson: 1939 и 1941 Super Jumbo 100, 1933 L-5

Gibson тем временем развивали другой современный тип акустических гитар – с выпуклой декой (арк-топ). Этот жанр сформировали гитары серии Master L-5 Ллойда Лоара (Lloyd Loar) 1922 г., по внешнему виду больше напоминавшие скрипки. У них была выпуклая резная верхняя дека, резонаторные отверстия f-образной формы (эфы) вместо привычной розетки, навесной регулируемый по высоте бридж, струны крепились к отдельному металлическому струнодержателю, а гриф усиливал анкерный стержень. Большинство этих элементов предназначалось опять же для того, чтобы добиться богатого тембра и сильного звучания. В этом направлении будут двигаться и другие мастера, в том числе такие как Д’Ангелико (D’Angelico) и Стромбергер (Stromberger).

Резонаторные гитары были впервые представлены фирмой National в Лос-Анджелесе в 1927 г. Эта попытка создать более звучную гитару была довольно оригинальной: внутри металлического корпуса под бриджем установлены три металлических резонаторных диска, которые, как репродукторы, фокусировали негромкий звук гитары. В итоге все вышло достаточно кустарно, но эффективно, с получением нового саунда. Однако становилось ясно, что достигнуты пределы того, что можно сделать в плане громкости с акустическим инструментом. Гитаристы танцевальных оркестров в массе своей выбирали арк-топы, и хотя размеры этих инструментов увеличивались в погоне за громкостью, было еще очень много того, что нуждалось в улучшении – а между тем и оркестры тоже становились все громче и громче. Исполнители на флэт-топ-акустиках в свою очередь тоже наблюдали за тем, как их гитары делались все больше и все неуклюжее.

Но кое-кто понимал, что ответом должно стать электрическое усиление звука. Ряд музыкантов и гитарных мастеров в 1920-30 гг. начали экспериментировать с прикрепленными к корпусу возле струн датчиками, закоммутированными на усилитель и динамик. В теории предполагалось, что возникающий звук можно было бы усиливать безотносительно физических пределов акустических свойств гитары. Гитарист наконец-то был бы надлежащим образом слышен среди своих коллег-музыкантов.

В этой книге задокументированы некоторые из тех самых первых экспериментов с электричеством, а также большинство последующих нововведений и дальнейшее развитие. Большая часть этой новаторской работы была проделана в Соединенных Штатах, и как это случается в случае многими другими изобретениями, сразу несколько людей независимо друг от друга могли двигаться в одном и том же направлении. Но горстка самых значительных первооткрывателей сделала больше других для разработки того, что мы сегодня называем электрогитарой. Главными среди них были Джордж Бичемп (George Beauchamp) и Пол Барт (Paul Barth), собравшие элементарный магнитный звукосниматель для гитары. Высшей точкой их опытов в 1931 г. стало создание экспериментального инструмента, деревянной гитары Rickenbacker «Сковородка» (Frying Pan), получившей такое название из-за своего маленького округлого корпуса и длинного грифа. То была первая гитара с электромагнитным звукоснимателем, и в этом смысле она стала основой практически всех современных электрогитар. Многие самые первые электрогитары были «гавайскими», горизонтального расположения инструментами.

Ряд других американских производителей тоже начали ставить магнитные звукосниматели на акустические гитары, но также и разрабатывать модели, конструировавшиеся как полностью электрические. Поначалу это были в основном арк-топы, выпускавшиеся такими компаниями, как National, Rickenbacker, Epiphone и Gibson. Звукосниматели и соответствующие усилители были кустарными. До Второй мировой войны интерес музыкантов к этим новым электрогитарам оставался небольшим.

Но после войны электрогитары стали заметным явлением, и вскоре каждый более-менее известный производитель уже выпускал электрифицированные модели, занявшие свое место в новых стилях начинавшей складываться поп-музыки. Самым значительным стало появление электрогитары со сплошным (цельным) корпусом, в этом направлении лидировала компания Fender.

Последующие страницы книги посвящены тому огромному диапазону идей и конструкций, в которые переросли первые эксперименты с электричеством. Сегодня гитаристам не надо думать о том, как заставить свои гитары звучать громче – этот вопрос давно уже решен. Как показывает эта книга, если и есть какая-то проблема, то это проблема выбора. Так что выбирайте тщательно – где-то на этих страницах, вполне возможно, таится именно ваша гитара.

Washburn PX-SOLAR180C




Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
   Гитары        и все остальное