JIMI 
   Гитары        и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

    Советы бывалых:     
Steve Vai: 11 советов для гитаристов
Перевод - Сергей Тынку

Когда ты Стив Вай, то у тебя в голове шевелится минимум три миллиона мыслей, из которых пол-миллиона точно можно отнести к категории “умных”. Поэтому нет ничего удивительного в том, что этот парень так легко раздает советы, один другого интереснее. Раньше он уже давал пятерку рекомендаций гитаристам, которые хотят стать большими, а теперь продолжение банкета - целых одиннадцать, словно футболистов на поле, пунктов цикла о том, как вылепить таким как Стив хотя бы в первом и отдаленном приближении.

1. Поиграл в крутого и развивайся дальше

Было время, когда я очень сильно напрягался, чтобы быть парнем, который сможет убрать любого другого.

Это был период, когда что-то внутри меня говорило, что мне в каждой песне нужно по ряду причин показывать свои фишки. Но когда ты что-то делаешь в течение долгого времени, то ты меняешься. И это изменения ждут в будущем.

Спустя какое-то время, ты переключаешься, и уже сами песни говорят тебе, что им нужно. Но, конечно, иногда ты ощущаешь небольшое давление, потому что много людей хочет просто посмотреть, как ты круто рубишь. Но я не шредер без тормозов. Я не делаю этого на протяжении всего концерта. И никогда не делал.

2. Спонтанность переоценена

Когда я записываю соло, то иногда могу сделать один проход, буквально на лету и посмотреть, что получится. Но обычно я играю что-либо по многу раз.

Ну типа сажусь, беру какую-то одну часть и гоняю ее по кругу, играя до тех пор пока не начнет наклевываться что-то причудливое, интересное, изворотливое и странное. Это как медитация.

Если я беру четыре такта из соло и гоняю их по кругу в течении двух часов в поисках чего-то, то тогда мое внимание полностью концентрируется и я ухожу вглубь.

Если я нажимаю на кнопку “запись”, то получается либо что-то вдохновленное, либо говенное. Но вот когда я сижу и работаю над чем-то, то поднимаю планку выше.

3. Копай глубже

Я всегда знал, что однажды выдам блюзовый альбом: эмоции передающие опыт человека - нечто, имеющееся у всех нас.

Я начинаю ощущать нехватку времени и необходимость сделать хоть что-то, что хочу видеть выпущенным, типа моей книги или альбома, пока у меня еще есть силы!

4. Планка реально высока

Модальные лады - это просто цвета. Они создают атмосферу гармонии. Если ты скажешь мне “миксолидийский”, то для меня это больше не гамма, а некая атмосфера. Тоже самое с “супер локрийским”.

Любая гамма, о которой ты скажешь, может быть описана мною с академической точки зрения, но в реальности это просто цвет, который создает свое собственное настроение.

Могу ли я играть только в одному ладу? (Смеется) Ну некоторые люди считают, что я играю только в одном ладу. Я очень люблю лидийский лад и лидийский с повышенной пятой ступенью.

5. Техника - это не только скорость

Большинство людей говоря о технике, подразумевает быструю игру. Но техника - это намного больше нежели просто скорость.

Это контроль всех аспектов. Это, как ты извлекаешь звук. Это, где ты его извлекаешь. Это твой звук. Это то, как ты делаешь бенды. То, как ты выполняешь вибрато. Это твои способности быть по-настоящему динамичным - играть очень тихо и потом очень громко.

На моем последнем альбоме The Story Of Light есть композиция Creamsicle Sunset. Там применяется невероятная техника, но при этом вообще нет никакой быстрой игры.

Люди говорят мне “Ожидали, когда ты вырвешься на простор”. Но они полностью упускают суть. Техника - она в подтяжках рычагом, в аккордах, в вибрато - вот где мне нужна изощренная техника. Просто “техника” это очень широкое понятие, которое люди часто упрощают.

6. Все у тебя внутри

Звук гитариста находится у него в голове. Это то, как гитаристы слышал самих себя.

Для некоторых это означает, что их звук в оборудовании, потому что в их головах звук находится в оборудовании. Поэтому именно там они ищут свой звук, в оборудовании.

Но если в их головах звук представляется исходящим от пальцев, то они потом и будут его искать в пальцах.

Когда я 30 лет назад создал гитару Jem, то это проистекало из моего желания сделать инструмент, который не был бы ограничен в том, в чем были ограничены другие гитары того времени. Это помогло мне создать свой особенный стиль.

7. Будь уникальным

В 70-ые годы, когда я был ребенком у меня были великолепные примеры для подражания. Я был большим фанатом Led Zeppelin, Queen, Hendrix, Deep Purple, Jethro Tull - очень крутые образцы прогрессивного рок материала.

Я пытался выучить каждую песню Led Zeppelin. Я вгрызался в каждый аккорд, слушая прекрасное цветистое аккордовое голосоведение Хендрикса. Но у меня всегда была граница. Я никогда не ощущал потребности следовать стилю какого-либо артиста.

Во-первых, я никогда не думал, что буду достаточно крут. Также я естественным образом больше тянулся к вещам, играя которые, я мог бы быть уникальным.

Таким образом я играл своего Хендрикса и своего Пейджа. Я мог пробовать звучать как Brian May, Carlos Santana, Al Di Meola, John McLaughlin, Joe Pass. Но когда я по-настоящему сочинял свою собственную музыку, я искал вещи, которые были для меня уникальны, которые, конечно, были созданы на основе всех тех влияний.

8. Уроки - они не для маньяков

Это устаревший образ мыслей. Все, что ты сделаешь - это будет долбанными уроками. Если ты сядешь и выучишь песню Led Zeppelin - это будет урок.

И знаешь что? Я видел много гитаристов, которые расшибались о кирпичные стены только потому, что у них никогда не было кого-то, кто дал им хоть какое-то направление по части техники или простейшей музыкальной теории, что реально могло бы помочь. Ну хотя бы название аккордов и нот на гитаре.

Я брал уроки у Сатриани, и что бы он ни делал - просто клал пальцы на гитару, играл гаммы, показывал упражнения или песню группы Bad Compan - это было очаровательно. Я мог просто смотреть на его пальцы и они прекрасно выглядели на гитаре. Это было особое прикосновение. Он очень сильно повлиял на меня. И до сих пор виляет.

9. Когда вас двое

Это единство более близкое, чем большая часть родственных отношений. У нас всех есть отношения с родителями, детьми, друзьями, коллегами, братьями, сестрами, любовниками… но когда вы сотрудничаете с другим композитором, это совсем другое.

Когда вы вместе сочиняете музыку, то самое лучшее, что вы можете сделать - это принять человека таким, какой он есть, и дать ему возможность выразить себя. А он сделает тоже самое в отношении тебя. И это как раз то самое, когда все хорошее говно начнет получаться.

Иллюзия, которую люди имеют в отношении Френка Заппы состоит в том, что он вас подталкивал. А он не давил на вас. Он позволял вам выдать что-то. Он был как магнит. Он не давил, а притягивал.

Френк позволял вам выдавать лучшее, на что вы были способны, причем в вещах, о которых вы даже не думали, что можете быть там хороши. Он признал мои способности играть и снимать сложные гитарные партии, после чего сказал “Хорошо, это основа… ”

10. Игнорируй критиков

Есть моменты, когда я люблю играть быстро. Я всегда любил идею господства над инструментом, таким образом легкий, плавный, виртуозный, рваный, элегантный подход - это красиво, и может ошеломлять и удивлять людей.

А почему нет? Это клево смотрится, и, ты знаешь, люди реально получают от этого удовольствие, поэтому пока мои пальцы в состоянии это делать, и оно работает в контексте музыки, я буду это делать. И ничто не способно это остановить - по барабану, что об этом кто-либо говорит или думает.

Это прекрасная позиция, которая, я надеюсь, хорошо ложится в канву. Если это тебя втыкает, то делай то, что хочешь, независимо от мыслей кого-либо. И сейчас, когда ты это делаешь много раз, ты можешь почувствовать сопротивление и давление.

Но ты в любом случае будешь подвергнут критике. А в итоге, если ты будешь делать то, от чего получаешь удовольствие, вся эта критическая шняга потихоньку затухнет.

11. Гитара бесконечна

Если ты начнешь думать, будто бы все, что можно сыграть на гитаре, уже сыграно, то ты в натуре не врубился в суть того, что есть творческий процесс.

Процесс творчества - он в любой сфере не имеет границ. Ничто не стремится к концу. В противном случае - это все равно как сообщить вселенной, что у нее есть пределы. Типа как заявить: “Ну вот блин конец времени и пространства…”





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
   Гитары        и все остальное